Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы




Скачать 127.65 Kb.
НазваниеРоль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы
Дата публикации04.05.2013
Размер127.65 Kb.
ТипАнализ
pochit.ru > Экономика > Анализ
Тема: Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы.

  1. Анализ правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела.

  2. Основные направления действующего таможенного законодательства в РФ.

1. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

В этой связи приобретает значение деятельности Таможенных органов, как инструмента обеспечивающего экономическую безопасность государства.

За девять месяцев 2006 года таможенными органами возбуждено 2361 уголовное дело по преступлениям, отнесенным Законом к их компетенции, что на 20 % больше показателя аналогичного периода 2005 года.

По факту контрабанды (ст. 188 УК) возбуждено 1548 уголовных дел; 1 уголовное дело возбуждено по факту незаконного экспорта или передачи сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконного выполнения работ, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружений и военной техники (ст. 189 УК); 774 уголовных дела приходится на преступления, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц (ст.194 УК); 38 уголовных дел возбуждено по фактам невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 183 УК).

По сравнению с январем – сентябрем 2005 года увеличилось число уголовных дел, возбужденных по ст. 188 “Контрабанда” на 17,5 %.

В 2,2 раза снизилось количество возбужденных уголовных дел о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте, что обусловлено прежде всего увеличением с 1 мая 2005 года минимального размера оплаты труда до 450 руб. и, следовательно, увеличением суммы невозвращения валютной выручки, необходимой для возбуждения уголовного дела до 4,5 млн. руб.. Кроме того, снижение количества уголовных дел возбужденных по ст.193 УК РФ, стало возможным благодаря проводимой отделами таможенной стоимости и валютного контроля таможен профилактической работе с участниками ВЭД по своевременному исполнению внешнеторговых контрактов и поступлению средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченные банки РФ.

Вместе с тем, возросло на 37,4 % количество уголовных дел об уклонении от уплаты таможенных платежей.

По товарному аспекту за 9 месяцев 2006 года показатели распределились следующим образом:

По статье 188 УК РФ – “Контрабанда”:

- товаров народного потребления – 350 уголовных дел;

- автомобилей – 260 уголовных дел;

- иностранной валюты – 180 уголовных дел;

- культурных, исторических ценностей – 114 уголовных дел;

- продуктов питания – 77 уголовных дел;

- сильнодействующих веществ – 47 уголовных дел;

- боеприпасов и патронов к гражданскому оружию – 35 уголовных дел;

- огнестрельного оружия – 20 уголовных дел.

^ По статье 193 УК РФ – “Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте”:

- иностранной валюты – 26 уголовных дел;

- цветных металлов – 2 уголовных дела;

- драгоценных камней – 1 уголовное дело;

- нефти и нефтепродуктов – 1 уголовное дело;

- товаров народного потребления – 1 уголовное дело;

^ По статье 194 УК РФ – “Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица”:

- автомобилей – 462 уголовных дела;

- товаров народного потребления – 250 уголовных дел;

- продуктов питания – 48 уголовных дел;

- цветных металлов – 1 уголовное дело;

Общая стоимость незаконно перемещенных товаров и ценностей за 9 месяцев 2006 года составила 10,9 млрд. рублей, что на 5,2 млрд. рублей больше чем в аналогичном периоде 2005 года.

Общий размер уклонений от уплаты таможенных платежей за 9 месяцев 2006 года (ст.194 УК РФ) составил 9,86 млрд. рублей, что на 5,09 млрд. рублей больше чем в аналогичном периоде 2005 года.

Общий размер невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193) составил 15,8 млн. долларов США, что на 9,9 млн. долларов США меньше чем в аналогичном периоде 2005 года.

С января по сентябрь 2006 года таможенными органами Российской Федерации было возбуждено 82 830 дел об административных правонарушениях (в аналогичном периоде 2005 года заведено (возбуждено) 69 571 дело о нарушениях таможенных правил (об АП)).

Три четверти правонарушений были совершены при перемещении товаров через таможенную границу в режиме импорта. При этом наибольшее количество правонарушений связано с нарушение сроков представления таможенной декларации (29 % от общего количества), а так же с не декларированием или недостоверным декларированием товаров и транспортных средств (16 % от общего количества).

Объектами правонарушений чаще всего являлись автотранспортные средства, машины и оборудование, текстильные материалы и текстильные изделия, недрагоценные металлы, древесина и изделия из нее, товары народного потребления (одежда, обувь).

В настоящее время Президент и Правительство РФ возлагают на таможенные органы, как важнейший государственный институт, реализующий меры по защите экономического суверенитета следующие задачи:

- осуществление мер по борьбе с контрабандой, наркоторговлей и терроризмом;

- повышение эффективности государственной таможенной политики;

- совершенствования системы управления в таможенных органах;

- выполнение Целевой программы развития таможенной службы до 2010 года.
2. Межгосударственные связи берут свое начало в международной торговле, являющейся одной из важнейших форм международных экономических отношений, представляющих собой систему торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами. Российская экономика все более интегрируется в мировую систему, активно включаясь в международное разделение труда. Этому способствует осуществляемые в России экономические реформы, основным направлением которых является право самостоятельного выхода на внешние рынки российских предприятий. В связи с этим встает вопрос и о применении системы мер по защите национальной экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Выход предприятий на внешний рынок невозможен без знания и соблюдения таможенного законодательства.

Действующий Таможенный кодекс определил правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и был направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

Основными направлениями действующего Таможенного кодекса, стали следующие:

1. Из Кодекса исключены положения об административных правонарушениях и ответственности за нарушения таможенных правил, отраженные в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях. Исключен также ряд норм и положений, регулируемых Уголовным кодексом Российской Федерации (преступления в сфере таможенного дела) и нормы, относящиеся к службе в таможенных органах, нашедшие отражение в Федеральном законе "О службе в таможенных органах Российской Федерации". Все это позволило приблизить содержание Таможенного кодекса к его основному назначению – регулированию таможенного дела в России.

2. В Кодексе дано понятие таможенных органов России и их место в системе правоохранительных органов, раскрыты принципы их деятельности и задачи, предусмотрено обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Раскрыты система и организация таможенных органов, определены их функции, изложены обязанности и права.

3. Доработано положение о гласности, доступности и открытости информации о правовых актах в рамках таможенного дела и об ответственности Федеральной таможенной службы России за информационное обеспечение участников внешнеторговой деятельности, подчеркнуто принципиальное исходное положение о федеральном характере таможенного дела.

4. Расширено обеспечение защиты прав законопослушных экспортеров и импортеров. Так, восстановлен порядок обжалования решений и действий таможенных органов, предусмотренный законодательством Российской Федерации.

5. Усилена торгово-политическая составляющая таможенного дела путем поворота ряда норм Кодекса в направлении, обеспечивающем защиту экономических интересов российских товаропроизводителей и облегчающем деятельность законопослушных экспортеров и импортеров товаров.

6. Включены важнейшие положения ряда нормативных правовых актов Государственного таможенного комитета России, зарекомендовавших себя на практике.

7. Ряд новых формулировок Кодекса направлен на повышение эффективности действия таможенной службы путем упрощения таможенных формальностей и процедур, включения более жестких требований в отношении документов с целью максимального снижения затрат времени средств, связанных с таможенным декларированием.

8. Внесены две новые главы, содержащие положения о порядке определения таможенной стоимости товара и страны происхождения товара, которые отсутствуют в действующем Кодексе.

9. Существенно изменен раздел "Таможенные платежи. Льготы по уплате таможенных платежей". Данные изменения направлены на установление дополнительных прав участников внешнеэкономической деятельности. Перечислены все виды таможенных платежей, определены лица, ответственные за уплату платежей, указаны основания, при которых прекращается обязанность по уплате платежей.

10. При обеспечении уплаты таможенных платежей устанавливается право участника внешнеэкономической деятельности использовать любой способ обеспечения, указанный в кодексе, который является наиболее приемлемым для заинтересованного лица. Определены сроки возврата обеспечения уплаты платежей после исполнения соответствующего обязательства, раскрывается порядок взыскания неуплаченных таможенных платежей, а также процентов, пеней и штрафов.

11. В Кодексе отражено положение, в соответствии, с которым уменьшается размер пени за несвоевременную уплату таможенных платежей до 0,1% от суммы недоимки, причем сумма пеней не может превышать суммы недоимки.

12. Предусматриваются условия зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей Таможенные органы обязываются с соблюдением установленного срока сообщить плательщику о каждом факте такой уплаты или взыскания платежей. В случаях несвоевременного возврата указанных платежей устанавливается ответственность таможенных органов.

13. Существенные изменения внесены в раздел "Таможенное декларирование товаров и транспортных средств". Прежде всего, уменьшен срок для декларирования, но и этот срок при наличии оснований может быть продлен.

14. Новые положения внесены в порядок осуществления таможенного контроля, раскрыто содержание форм контроля, права и обязанности таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности. Определен упрощенный и приоритетный порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств.

15. Включены в функции таможенных органов развернутые положения и правовые нормы по защите интеллектуальной собственности, сформулированные на основе предложенного Международной Таможенной Организацией модельного закона "О защите торговых аспектов прав интеллектуальной собственности".

16. Раскрываются вопросы регулирования службы в таможенных органах, порядок применения оружия и специальных средств.

17. В законопроект перенесены "социальные" статьи действующего Таможенного кодекса.

18. Предусматривается широкое использование информационных технологий для передачи таможенным органам необходимых сведений электронным способом, что позволит ускорить документооборот.

Все основные положения Кодекса приведены в соответствие со стандартами и нормами ВТО и основополагающими законодательными актами Российской Федерации, были учтены положения Венских конвенций «О праве международных договоров», «О дипломатических сношениях», Киотской конвенции «По упрощению и гармонизации таможенных процедур» и другие, а также положения Таможенного кодекса Европейского Сообщества. Принятие этого документа приближает Россию к первой десятке стран с наиболее развитым таможенным законодательством. Свидетельство тому – избрание России вице- президентом Всемирной таможенной организации – координатором Европейского региона и выделение Всемирным банком займа в 140 млн. долларов на модернизацию информационных систем таможенной службы. В мировом таможенном сообществе такие факты расцениваются как выражение доверия к службе, признание ее развитости, способности работать по международным стандартам.

По заключению зарубежных экспертов действующая редакция таможенного кодекса полностью отвечает современным требованиям и нормам международного права, что позволит сформировать современную правовую базу, которая позволит, таможенным органам при взаимодействии с другими правоохранительными и фискальными органами, обеспечить защиту экономической безопасности Российской Федерации.

Приложения:

Количество возбужденных таможенными органами дел об АП с распределением по регионам


^ Наименование таможенного органа

Количество возбужденных дел об АП

Удельный вес, %

Центральное таможенное управление

19 632


24,2

Северо-западное таможенное управление

17 064


21,06

Сибирское таможенное управление

10 308

12,7

Приволжское таможенное управление

9 443

11,65

Южное таможенное управление

9 075

11,2

Уральское таможенное управление

7 684


9,48

Дальневосточное таможенное управление

6 624

8,17

Шереметьевская таможня

548

0,67

Домодедовская таможня

465

0,57

Энергетическая таможня

145

0,17

Внуковская таможня

30

0,037


Распределение дел об АП по субъектам правонарушения


^ Субъект правонарушения

Количество дел

Удельный вес, %

Должностные лица

9 518

11,49

Неустановленные лица

1 876

2,26

Физические лица

33 908

40,93

Юридические лица

37 528

45,3


Товарный аспект административных правонарушений


Наименование

Количество дел

^ Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства

15 286

Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; и их части

6 362

^ Текстильные материалы и текстильные изделия

5 372

Недрагоценные металлы и изделия из них

4 728

^ Древесина и изделия из древесины

4 374

Продукты растительного происхождения

4 112

^ Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности

3 347

Средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование

3 218

^ Автомобили грузовые

3 150

Разные промышленные товары

2 802

^ Готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители

2 200

Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки

1 931

^ Полимерные материалы, пластмассы и изделия из них; каучук, резина и изделия из них

1 871

Масса из древесины или из других целлюлозных материалов; бумага, картон и изделия из них

1 832

^ Обувь, головные уборы, зонты, солнцезащитные зонты

1 593

Прочие

18 309


Наказания по делам об административных правонарушениях были назначены в отношении следующих субъектов правонарушения


Субъект правонарушения

Количество дел


Сумма, млн. руб


Должностные лица

7 357

170,4

Физические лица

23 695

327,1

Юридические лица

26 936

3,23

Похожие:

Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы iconВ обеспечении национальной безопасности страны, в том числе и военной...
Понятие гражданской обороны российской федерации, ее роль и место в общей системе национальной безопасности
Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы iconСтратегия и тактика обеспечения внешнеэкономической безопасности
Экономические и другие институты обеспечения международной экономической безопасности
Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы icon4 «применение ит при взаимодействии таможенных органов с резидентами сэз» 4
Автоматизация процессов взаимодействия таможенных органов и резидентов сэз 5
Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы iconОбщество с ограниченной ответственностью: правовое положение и роль...

Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы iconТема: Государственная стратегия экономической безопасности РФ. План
Сущность, цель, задачи и направленность Государственной стратегии экономической безопасности РФ
Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы icon«Теневая экономика»: структура, масштабы и факторы динамики
В стратегии экономической безопасности криминализация названа в числе основных угроз экономической безопасности
Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы iconКонцепция молодежной работы в Российской Федерации Москва 2006 год
Роль молодежи в развитии страны, обеспечении ее национальной безопасности и суверенного развития
Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы icon1. Физические основы взаимодействия информационных систем
Роль радиоэлектронной борьбы и ее составных частей – помехозащищенности и радиоэлектронного противодействия – в обеспечении информационной...
Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы iconЗадача российских специалистов-практиков, задействованных в сфере...
Мэо международных немежгосударственных отношений, которая, в свою очередь, становится «зоной концентрации интересов». Немежгосударственную...
Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы iconПриоритеты государственной социальной политики в стратегии экономической безопасности
Угрозы экономической безопасности в социальной сфе­ре вызванные процессами, происходящими в жкх, образовании и здравоохранении
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница