Лекция предмет и задачи курса «теория управления»




НазваниеЛекция предмет и задачи курса «теория управления»
страница1/14
Дата публикации04.05.2013
Размер2,02 Mb.
ТипЛекция
pochit.ru > Экономика > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14





Проф. Блинов А.О.

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ЛЕКЦИЯ 1.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА «ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ»
Требуется полное реформирование системы управления, чтобы повысить качество менеджмента, способного обеспечить принятие эффективных решений. Необходимо повсеместно внедрять менеджерские контракты, в соответствии с которыми новые менеджеры брали бы на себя обязательства по реструктуризации предприятий и проведению их преобразования.

Таким образом, развитие управления и воспитание современных управляющих становится главной задачей государства.

Цивилизованные государства с развитой рыночной экономи­кой накопили большой опыт организации управления в области промыш­ленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства. На такой богатой практической основе сложилась и теория управления - науки об управ­лении предприятием, фирмой, учреждением в условиях рыночной эконо­мики.

Несколько слов об управлении, предваряя более полное и системати­ческое изложение его содержания.

Цель управления - это достижение наивысшей эффективности ма­териального и духовного производства, повышение качества продукции и услуг при постоянном расширении и обновлении их номенклатуры. Основная функция управления - принятие решений и их реализация. В широком смысле управление означает стиль хозяйственной деятельнос­ти- поведение в условиях принятия решений по распределению матери­альных и духовных ресурсов как внутри предприятия, так и в сфере мар­кетинга; систему распределения интересов и прав принятия решений меж­ду различными участниками непрерывного процесса нововведений. Три компонента являются объектами управления на фирме: материально-вещественный (продукция, оборудование и т.д.), информационный (до­кументы, проекты, программы и пр.) и человеческие -личностные. Имен­но с него и начинается комплексное управление качеством -современная форма менеджмента. В основе управления лежат следующие принци­пы: наличие ясной стратегии фирмы и свобода поиска в ее рамках; интег­рация личных интересов и целей исследований, создание определенной системы (формальной и неформальной) сбора специализированной ин­формации, внешних связей, обмен персоналом как внутри, так и между фирмами, активный поиск новых идей; формирование системы оценки новых идей; системы мотивации, основанной на удовлетворенности тру­дом, на его соответствии личным интересам, престиже и общественной оценке "двойной лестнице" продвижения по службе (административной и профессиональной), материальном стимулировании, зависящем от конечных результатов.

Российская наука имеет давний опыт в теоретическом и практическом освоении зарубежной практики и теории управления. На сегодняш­ний день появился обширный круг переводной литературы - от Тейлора и Форда до Гроува и Мескона. Также выходят труды по управлению пер­соналом ученых ближнего зарубежья. Интерес к этому проявляют раз­личные социальные слои населения - студенты, предприниматели, госу­дарственные служащие, банковские работники, руководители.

Но на самом деле каким бы прогрессивным и передовым не был зару­бежный опыт, ценность его состоит не только в том, чтобы служить об­разцом для подражания, но и чтобы быть ключом для собственного опы­та и практики, помочь в них разобраться, дать материал для сравнений и сопоставлений.

Курс теория управления является основной теоретической и практической дисциплиной в подготовке современно мыслящих экономистов, нахо­дится во взаимодействии с другими дисциплинами, предусмотренными учебными планами. Практически все дисциплины учебного плана в большей или меньшей степени имеют целью подготовить будущих специали­стов к решению многообразных управленческих задач.

Дисциплина "Теория управления" в первую очередь тесно связана с эконо­мической теорией, с конкретными научными, экономическими дисциплинами: экономикой, организацией предприятий, отдельных отраслей; маркетингом; статистическим, бухгалтерским учетом; финансами; кре­дитом; математическими методами в планировании и организации про­изводства, экономикой и социологией труда и др. Общим полем всех этих научных дисциплин являются конкретные методологические проблемы развития экономики, обоснование и разработка социально - экономи­ческих основ управления предприятиями, фирмами. Отсюда первостепен­ная задача науки управления производством состоит в исследовании ме­тодов наиболее эффективного использования достижений всей совокуп­ности конкретных экономических наук в организации управления фир­мой.

Взаимосвязь дисциплин психологии, философии, социологии, исто­рии с управлением примерно такая же, как и с конкретными экономи­ческими дисциплинами. Вместе с тем, управление не вторгается в область этих наук, ограничивая свою задачу лишь только исследованием возмож­ностей их наилучшего использования в методологии и организации уп­равления.

К шестидесятым годам 20 века уровень развития управле­ния производственными процессами и значимость роли человека в них привели к образованию двух новых научно-практических направлений в управлении: системного анализа как научного метода изучения и совер­шенствования сложных систем и управления как инструмента для бо­лее широкого вовлечения исполнителей в активный сознательный про­цесс управления.

Управление потребовался для получения ответа на вопрос: что та­кое "управление человеческим коллективом", группами исполнителей, каждым "человеком" в процессе его работы? Управленец стал той час­тью управления, которая изучает, совершенствует вопросы взаимоотно­шений людей в процессе их совместной работы.

Управление- это самостоятельный вид профессионально осуществ­ляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяй­ственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, оп­ределенных намеченных целей путем рационального использования ма­териальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма управления..

Управление в условиях рынка, рыночной экономи­ки, что означает:

  • ориентацию фирмы на спрос и потребление рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

  • постоянное стремление к повышению эффективности производства: получение оптимальных результатов с меньшими затратами;

  • хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу при­нятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

  • постоянную корректировку целей и программы в зависимости от состояния рынка;

  • конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно са­мостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;

  • необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Термин "управления» по своей сути является аналогом «менеджмента", это его синоним, однако не в полной мере. Термин "управле­ние" намного шире, поскольку применяется к разным видам человечес­кой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сфе­рам деятельности (управление в неживой природе, в биологических сис­темах, управление государством) к органам управления (подразделения в государственных и общественных организациях, а также на предприя­тиях и в объединениях).

Рассматривая суть понятия " управление", важно уточнить некото­рые входящие в его определение положения.

Управление как самостоятельный вид профессиональной деятельно­сти предполагает, что управленец независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает.

Термин «управленец» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы неза­висимо от уровня управления, а также его профессиональной подготов­ки и практического опыта работы.

Профессиональный управленец как самостоятельный вид деятель­ности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности спе­циалиста- управленца и в качестве объекта хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, НИОКР и др.)

Под хозяйственной деятельностью в определении теории управлении по­нимается деятельность фирмы;

  • в любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строи­тельстве, транспорте, банковском, страховом деле и др.

  • в любой сфере деятельности фирмы: НИОКР, производство, сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли как конечного ре­зультата или предпринимательского дохода в зависимости от конкрет­ных целей деятельности фирмы.


^ Цели и задачи управления.

Основной целью управления является обеспечение прибыльности в деятельности фирмы путем рациональной организации производствен­ного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации и творческой активности каждого работника.

Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее произ­водственно - сбытовой деятельности, которая достигается путем мини­мизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства - выпуска продукции и услуг.

Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда каждодневное наличие риска. Целью управления в этих усло­виях является беспрестанное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие опре­деленных резервных денежных средств и предоставление управленцу определенной степени свободы, а также самостоятельности в хозяйствен­ной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменя­ющимся условиям.

Важнейшей задачей управления является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имею­щихся материальных и людских ресурсов, обеспечение рентабельности в деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи с этим в задачи управления входит:

  • обеспечение автоматизации производства и переход к использо­ванию труда работников, обладающих высокой квалификацией;

  • стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для
    них лучших условий труда и установления более высокой заработной
    платы;

  • контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

  • нескончаемый поиск и освоение новых рынков.

К задачам, решаемым в управлении, относятся также:

    • определение конкретных целей развития фирмы;

    • выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;

    • разработка стратегии развития фирмы - хозяйственных задач и пу­тей их решения;

    • выработка системы мероприятий для решения намеченных проблем на различные временные периоды;

    • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

    • контроль за выполнением поставленных задач.


^ Роль управленца в организации.

Управленец - это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответствен­ностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людь­ми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в орга­низации, задачи решаемые различными управленцами, тоже не идентичны. Это связано с тем, что в организации существует иерар­хия целей, задач, управления, с тем, что в организации выполняются раз- личные функции и, наконец, с тем, что существуют различные виды уп­равленческой деятельности.

Организация не может существовать без управления, и для этого су­ществует ряд причин:

  • управленцы обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения:

  • управленцы проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;

  • управленцы разрабатывают стратегии поведения организации в из­меняющемся окружении;

  • управленцы обеспечивают служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию;

  • управленцы являются основным информационным звеном связи организации с окружением;

  • управленцы несут ответственность за результаты деятельности орга­низации;

  • управленцы официально представляют организацию в церемони­альных мероприятиях.

Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, управленцы играют в организации ряд разнообразных ролей. Среди них можно выделить три ключевые роли.

Во-первых, это роль по принятию решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право принятия управленческих решений имеет только управленец. Но, будучи наделенным правом принятия решения, управленец также и несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому ме­неджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант. Это может сделать и специалист по подготовке решений или даже машина. Управленец должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении. Это бывает зачастую сделать гораздо труднее, чем рассчитывать оптимальное решение.

Во-вторых, это информационная роль, состоящая в том, что управленец собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространя­ет информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько управленец владеет информацией, насколько он может ясно и четко дово­дить информацию до членов организации, очень сильно зависит резуль­тат его работы.

В-третьих, управленец выступает в качестве руководителя, формирую­щего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов орга­низации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации. Управленец должен быть руководителем, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить. Без поддержки членами коллектива своего организатора, ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять своим коллективом.

Кроме этого современный управленец выступает в системе обществен­ного производства как: а) управляющий; б) дипломат; в) лидер; г) вос­питатель; д) инноватор; е) личность.

Менеджер-управляющий. Эта функция считается традиционной, из­начально присущей управленцам. Осуществляя ее, управленец становится персоной, облеченной властью. И поскольку в современных условиях власть перестала быть безраздельной, то от властного лица сегодня ожи­дается проявление и твердости и известной мягкости. Менеджер - управ­ляющий, как считают опытные практики и ученые, должен быть честным, верным своему слову, правдивым и бескорыстным. Он должен иметь вы­сокую профессиональную подготовку, владеть навыками делового обще­ния, обладать мастерством оратора, консультанта, педагога и психолога.

Управленец-дипломат. Среди серии управленческих умений и навыков, которые за последнее десятилетие получили особенно большой размах, нужно прежде всего назвать те, которые связаны с процедурами перего­воров. Следует сказать, что сегодня управленцы среднего и высшего зве­на тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие че­ловеческих контактов, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, улаживание отношений с властями. Значительно воз­росла потребность участия управленцев в различного рода посредничес­ких действиях. И здесь требуются специфические способности диплома­та. Тем более, что со второй половины 80-х годов XX столетия начинает­ся период международных связей.

Управленец-лидер. Современный управленец осуществляет не только управленческие функции, но и лидерские. Американские теоретики управления уже давно провозгласили лозунг - "Каждый управленец должен быть лидером!" Функции управленца и функции лидера далеко не иден­тичны. Когда у нас говорят о управленческих функциях, то часто подразу­мевают лишь совокупность профессиональных действий, необходимых для поддержания деятельности материальной подсистемы бизнеса (ресур­сы, процедуры производства, технические процессы). Это представления прошлого. Здесь как-то затеняется проявление другой, человеческой, под­системы бизнеса, т.е. главного объекта управления. А чтобы эффек­тивно справиться с этой задачей, нужно быть способным вести за собой людей, т.е. быть лидером. В современном понимании лидерские функ­ции складываются из двух компонентов - профессионально - технокра­тических и эмоционально- личностных.

Управленец-воспитатель. По мере усложнения производственных про­цессов, возрастают требования к персоналу. С одной стороны, появляет­ся потребность в повышенной технологической эрудиции работников, а другой - в совершенствовании их нравственных сторон жизнедеятель­ности. Тот факт, что усложнившаяся техника и технология диктуют не­обходимость постоянного профессионального обучения специалистов, не вызывает у нас сомнения. Это очевидно и мы, не задумываясь, тратим на это немалые ресурсы и средства. А вот по поводу нравственной стороны совершенствования персонала мы проявляем замедленную реакцию. И платим за это издержками производства, иногда значительными. Между тем степень воспитанности, высокая нравственность работников явля­ются решающим условием перемещения экономического прогресса из ре­гиона в регион.

Управленец-инноватор. В условиях третьей волны научно- техничес­кого прогресса, которую называют информационной (первая волна свя­зана с введением сельскохозяйственной культуры, вторая - с промыш­ленным переворотом) одной из главнейших сторон управленческих функ­ций является деятельность по инновациям. В условиях бурного прогрес­са НТР тот, кто проявляет медлительность в отношении инноваций, не­замедлительно отстает от хода прогресса. Потребность в инновациях объясняется очень просто. Известно, что значительно легче и быстрее повышать производительность труда и качество продукции на базе прин­ципиально новой техники и технологии, чем постоянно латать заплаты на изношенном оборудовании и экономить на введении новшеств.

Управленец-личность. Управленец не машина, которая работает от вне­шних источников энергии. Управленец - человек, которому ничто челове­ческое не чуждо. Управленец - это личность, т.е. сложная система соци­альных качеств, взращенных в процессе воспитания. У каждого управленца есть свой характер, спаянный из совокупности поведенческих черт. Однако далеко не каждая черта характера способствует осуществлению управленческих функций.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Лекция предмет и задачи курса «теория управления» icon1. Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси»
Лекция Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности
Лекция предмет и задачи курса «теория управления» iconПредмет курса управления персоналом
Предмет управления персоналом – это система знаний, связанная с целенаправленным воздействием на людей, занятых трудом, с целью обеспечения...
Лекция предмет и задачи курса «теория управления» iconТема предмет, метод, задачи и современная организация статистики в россии
Виды учета и \\\ взаимосвязь. Отличительные черты статистики. Статистика и теория статистики. Задачи, предмет и содержание теории...
Лекция предмет и задачи курса «теория управления» iconПредмет, сущность и принципы менеджмента
Предмет науки управления в системе экономических наук. Понятие менеджмента. Задачи менеджмента. Объекты управления в рыночной экономике....
Лекция предмет и задачи курса «теория управления» iconТема определение недвижимости > Объект, предмет, задачи и логика курса
Предмет курса – экономические закономерности развития, особенности функционирования рынка недвижимости, специфика инвестирования,...
Лекция предмет и задачи курса «теория управления» iconКалендарный план лекций и практических занятий по дисциплине «Электронный...
Предмет, цель и задачи курса. Источники и литература по курсу. Связь с дисциплинами «Электронные архивы», «Автоматизированные архивные...
Лекция предмет и задачи курса «теория управления» iconКурсовая работа по курсу "Основы педагогики" на тему "Предмет и задачи педагогики"
Определяется принцип и функции педагогики, предмет и ее задачи. Исследуется семейная педагогика, основные методы и формы обучения....
Лекция предмет и задачи курса «теория управления» icon1. предмет общей теории права
Палиенко Н. И. Предмет и задачи энциклопедии права и идея права. Вступительная лекция. Ярославль, 1900
Лекция предмет и задачи курса «теория управления» iconТеория социального управления: Монография. К.: Мауп, 1996. 408 с
Рассмотрены основные социальные законы и закономерности социального управления, концепции власти и научные школы мирового менеджмента,...
Лекция предмет и задачи курса «теория управления» iconЛекция Экономическая теория. Предмет и методы
Что происходит с двумя противоположными направлениями экономической теории в ближайшее время
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница