Предмет, методы и задачи экономического анализа




Скачать 280,19 Kb.
НазваниеПредмет, методы и задачи экономического анализа
страница1/3
Дата публикации21.11.2013
Размер280,19 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Экономика > Документы
  1   2   3
Тема 1

Предмет, методы и задачи экономического анализа.


  1. Предмет, принципы и задачи экономического анализа. Информационное обеспечение и типология экономического анализа.

  2. Методы экономического анализа.

  3. Приемы финансового анализа и оценки предпринимательских рисков

  4. Количественные приемы экономического анализа на базе математической статистики


1. Экономический анализ - прикладная экономическая наука о приемах и способах измерения хозяйственных процессов, их результатов и факторов, их определяющих.

В качестве предмета экономического анализа следует рассматривать причинно-следственные связи экономических процессов, и адекватные методы и приемы измерения силы их воздействия на хозяйственную деятельность.

Экономический анализ представляет собой не только самостоятельную отрасль экономических знаний, но является также сферой практической деятельности управленческого персонала различного уровня. Управленческая деятельность в этом случае базируется на совокупности навыков, сформированных на базе научных знаний, владении методами, методиками и процедурами анализа, знании и соблюдении требований, предъявляемых бизнесом к аналитической информации.

Правила аналитической деятельности и ее принципы сводятся к следующему. Прежде всего экономический анализ должен:

• иметь научный характер, использовать новейшие достижения в теории и методологии экономических исследований;

• всесторонне изучать причинные взаимозависимости, т.е. быть комплексным;

• исследовать объекты в системе их внутренних и внешних взаимосвязей с другими элементами и объектами;

• отвечать требованиям оперативности, конкретности, точности аналитических расчетов, объективности и действенности, иметь высокую эффективность;

• соответствовать важному правилу систематического проведения аналитических исследований на основе высокой их организации и планирования аналитической работы.

Экономический анализ выступает не только основной составляющей любой из функций управления (прогнозирования и бизнес-планирования; координирования, регулирования, учета и контроля; стимулирования; оценки условий хозяйствования и др.), но и сам является видом управленческой деятельности, предшествующей принятию управленческих решений для поддержания бизнеса на необходимом уровне. Эта активная роль анализа ставит перед ним ответственные задачи:

1) повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе их разработки);

2) объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов и соблюдения нормативов (по данным учета и отчетности);

3) определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности);

4) контроль за осуществлением требований коммерческого расчета (в его полной и незавершенной форме);

5) выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса);

6) испытание оптимальности управленческих решений (на всех ступенях иерархической лестницы).

Информационная база экономического анализа. Источники экономической инйформации.

Официальные документы и нормативно-плановые источники

• Законы государства

• Указы Президента

• Постановления Правительства и местных органов

• Приказы вышестоящих органов

• Хозяйственно-правовые документы (договоры, решения

арбитража, судебных органов и т.п.)

• Решения собраний акционеров

• Прейскуранты

• Ценники

• Справочники

• Производственные и финансовые

бизнес-планы

• Сметы (бюджеты)

Учетные источники информации

• Финансовая отчетность

• Управленческий учет и отчетность

• Данные синтетического и аналитического учета

• Статистический учет и отчетность

• Оперативный учет и отчетность

• Налоговая отчетность

• Первичная учетная документация

• Машинные источники информации (оперативная память ПЭВМ, гибкие диски)

Внеучетные источники информации

• Материалы, акты, заключения:

- внутреннего и внешнего аудита

— внутриведомственных и вневедомственных ревизий

— проверок деятельности налоговой службой, кредитными учреждениями, территориальными агентствами по финансовому оздоровлению и др.

— лабораторного и врачебно-санитарного контроля

— профессиональных консалтинговых фирм

— печати, СМИ, Интернета

— региональных отделов статистики

- личных контактов с исполнителями

• Техническая и технологическая документация

• Специальные обследования (хронометраж)

• Докладные записки, переписка с контрагентами

• Реклама

Деловая итоговая информация для выбора управленческого решения

• Отбор и концентрация учетной, отчетной и другой информации

• Вторичная расчетная аналитическая информация

• Расчеты и оценка факторных и результативных показателей

• Рейтинговые оценки

• Документы оформления результатов анализа

• Бестекстовый анализ на основе систематизированной информации

• Графики, диаграммы и т.п.

Требования к источникам экономической информации:

Уместность (релевантность) учетной и отчетной информации означает ее своевременность, ценность, полезность для прогнозирования и оценки результатов.

Достоверность информации характеризуется: правдивостью, соответствием нормативным актам и внутрихозяйственным положениям; нейтральностью, т.е. отсутствием в ней «нажима», подталкивания к принятию решения, в котором заинтересован вовсе не пользователь; возможностью проверки и прозрачностью; осмотрительностью — отражением расходов и убытков прежде, чем доходов и прибылей.

Такое требование, как сопоставимость учетной информации, достигается в процессе проведения динамического и структурного анализа.

Рациональность экономической информации предполагает ее достаточность, оперативность, высокий коэффициент использования первичной информации, отсутствие излишних данных, преодоление противоречия между систематическим ростом объема информации и постоянной ее нехваткой для рационального управления из-за высокой стоимости получения (приобретения) необходимых сведений.

Типология видов экономического анализа. Различные типы объектов экономического анализа выделяются на базе определенных признаков:

По объекту управления:

Технико-экономический; финансово-экономический;

социально-экономический;

управленческий;

маркетинговый;

экономико-статистический;

экономико-экологический и т.п.

По субъекту проведения:

Анализ, проводимый руководством, функциональными службами;

собственниками;

поставщиками;

покупателями;

кредитными организациями;

аудиторскими фирмами;

агентствами по финансовому оздоровлению и банкротству;

судебно-правовыми органами и т.п.

По временному признаку:

Последующий (ретроспективный, исторический, «посмертный»);

Предварительный (перспективный, стратегический);

Оперативный (ситуационный), экспресс-анализ

По методике исследования:

Сопоставительный. Современный сопоставительный анализ имеет особое эффективное направление — бенчмаркинг, в основе которого лежит сравнение деятельности не только предприятий-конкурентов, но и передовых фирм других отраслей. Особенность этого вида анализа состоит в том, что стратегическое планирование базируется не на заданиях, определяемых от достигнутого, а на исследованиях наиболее успешных параметров как в собственной отрасли, так и в других отраслях.

диагностический,

детерминированный факторный,

стохастический (корреляционный),

маржинальный,

коммерческих рисков,

функционально-стоимостный. Его базовый принцип состоит в изучении функциональности объектов анализа и затрат на их осуществление с целью минимизации последних при высоком качестве продукции, товаров, работ и услуг.

комплексный, системный

маржинальный анализ CWР-анализ (Cost-Volume-Profit Analysis), основанный на

изучении взаимосвязи и соотношения затрат, объема и прибыли, на делении затрат на постоянные и переменные. Этот чувствительный анализ, широко используемый в зарубежной практике, дает возможность управлять прибылью в бизнесе, оптимизировать ее параметры в зависимости от отклонений уровней объемных показателей, удельных переменных расходов, цены единицы продукции и т.п.
2. Методы экономического анализа — это способы изучения, измерения и обобщения влияния многочисленных факторов на изменение результатов деятельности организации для их улучшения.

Способами аналитической обработки экономической информации являются: сравнения, использование абсолютных и относительных величин, сортировка и группировка исходных данных, различные виды оценок, определение отклонений, процентных и средних величин и др. Исходная информация и результаты анализа систематизируются в таблицах, отражаются в графиках.

В экономических исследованиях широкое распространение получил способ сравнения. Он представляет собой оценку и анализ исследуемого объекта через аналогичные объекты (логически сопоставимые, но разнородные по экономическому содержанию, например, прибыль: активы), поскольку цифровые значения показателей обретают особый смысл только при их сопоставлении с другими показателями. Важным условием сравнения

показателей является их сопоставимость. В качестве базы для сравнения могут использоваться: показатели прошлых лет; бизнес-плановые и нормативные значения; достижения науки и передового опыта; уровни показателей ближайших конкурентов; средние показатели объектов исследования в территориальном разрезе; варианты управленческих решений; теоретически максимально возможные, потенциальные и прогнозируемые показатели.

Весьма содержательными являются сравнения параллельных и динамических рядов, позволяющие выявить форму и особенности взаимосвязей между показателями. Так, рост выручки от продаж при одновременном росте средней за тот же период стоимости машин и оборудования приведет к росту их фондоотдачи только в том случае, если рост стоимости активной части основных производственных фондов будет происходить более медленными темпами.

Познавательны вертикальные сравнения, позволяющие изучить структуру явлений и процессов и тенденции в их изменении. Интересны многомерные сравнения в анализе, когда сопоставляются несколько показателей (подчас широкий их круг) по нескольким объектам. Многомерные сравнения используются для комплексной оценки результатов деятельности при конкурентных сопоставлениях с целью установления финансовых рисков. Для таких сравнений разработаны и используются на практике специальные алгоритмы.

Количественная определенность показателей, в том числе и тех, которые сравниваются, выражается в абсолютных и относительных величинах. Относительные показатели по отношению к базе сравнения получают путем деления одной величины на другую. Исчисляются они в долях единицы, в коэффициентах, если основание равно 1; в процентах (%), если основание равно 100; в промилле (0/00), если за базу сравнения берется 1000; в про-

децимилле (0/000), если база составляет 10000.

Относительные показатели координации отражают, во сколько раз какая-либо часть совокупности больше другой. Такими показателями являются, например, леверидж (отношение заемного капитала к собственному), сила воздействия операционного рычага (отношение маржинального дохода к прибыли от реализации), имеющие исключительно большое познавательное значение.

В экономическом анализе часто применяются средние величины, которые представляют собой обобщающую характеристику качественно однородных, но количественно отличных друг от друга величин. Исходные данные и содержание исчисляемого показателя предопределяют вид используемой средней: арифметическая, хронологическая моментного ряда, геометрическая, квадратическая, каждая в форме простой и взвешенной. К структурным средним относятся мода и медиана. Наиболее часто в аналитических расчетах используется средняя арифметическая, простая и взвешенная, а также среднегеометрическая.

^ Средняя арифметическая взвешенная:

xf — сумма произведений величины признаков на их частоты (веса);

Еf — общая численность единиц совокупности.

Средняя геометрическая



где п — число вариантов;

x — варианты признака х;

П — знак произведения.

Средняя геометрическая широко применяется для исчисления средних темпов изменения в рядах динамики. Обоснованное использование средних величин в экономическом анализе, их смысловая нагрузка определяются группировкой исходной для расчетов информации. Это связано с делением значительного числа объектов и их информационных характеристик на качественно однородные группы в зависимости от того или иного признака.

Индивидуальные величины показателей заменяются среднегрупповыми. Группировки позволяют не только систематизировать материал, но и выявлять характерные и типичные взаимосвязи

процессов, гасить случайные отклонения.

В анализе используют такие виды группировок: типологические (например, группировка организаций по видам собственности); структурные — для оценки внутреннего строения показателей

(например, для изучения персонала по стажу работы, по профессиям и др.); аналитические группировки — для изучения взаимосвязи факторных и результативных показателей (например, зависимости суммы выданного банком кредита от величины процентной ставки).

К традиционным способам обработки и проверки исходной информации относится балансовый. Он используется, кроме того, для измерения влияния на результативный показатель аддитивно связанных с ним факторов. Балансовый способ нашел широкое применение в анализе обеспеченности организации трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами и полноты их использования, в исследовании соответствия платежных средств платежным обязательствам и др. В качестве технического приема балансовый способ используется для проверки правильности аналитических расчетов путем составления баланса отклонений.

Среди первичных способов анализа особое внимание должно быть уделено графическому отображению исходной информации и результатов ее обработки. Наиболее распространены диаграммы и линейные графики

Для отображения данных из таблиц частот в виде отдельных столбцов используются гистограммы. Часто столбиковые диаграммы отображают данные, относящиеся одновременно и к числовым, и к нечисловым, качественным, переменным. Такие диаграммы могут быть использованы, например, при исследовании выработки рабочих на нескольких предприятиях. Причем столбиковые диаграммы — это графики, которые можно располагать как вертикально, так и горизонтально.

Отдельные значения относительно общего количества отображаются с помощью секторных диаграмм. Они используются для характеристики доли, например, коммерческих и управленческих

расходов в общей сумме затрат.

^ Линейные графики (ломаная частотности) применяются для отражения данных за определенный временной период, а также в случае необходимости сравнения нескольких наборов данных, когда на графике будет изображена не одна ломаная линия, а несколько.

Составление таблиц — прием, исключительно широко используемый в экономическом анализе. Это связно с тем, что таблицы компактно и концентрированно, как бизнес-конспект, раскрывают языком цифр не только исходную информацию, но и алгоритмы расчетов и их результаты. Они отражают по существу мнение аналитика по поводу ситуации в бизнесе, требующего внимания со стороны менеджеров соответствующего уровня управления.

В таблицах принято располагать: сначала абсолютные показатели, а затем относительные; исходную информацию ранее, чем расчетные показатели; сначала факторные показатели, потом — результативные; далее — последовательные действия факторного анализа и баланс отклонений, сводные результаты анализа.

Роль таблиц настолько велика, что позволяет говорить о бестекстовом анализе при наличии профессионально составленных таблиц. В связи с этим возрастают требования к порядку составления таблиц, к правилам, которых аналитик должен придерживаться, базируясь на знаниях как сущности изучаемых явлений и процессов, так и методики их анализа.

Детерминированное моделирование факторных систем

Детерминированный факторный анализ в качестве цели выдвигает изучение влияния факторов на результативный показатель в случаях его функциональной зависимости от ряда факторных признаков.

Функциональную зависимость можно выразить различными моделями: аддитивной; мультипликативной; кратной; комбинированной (смешанной)

Аддитивную взаимосвязь можно представить как математическое уравнение, отражающее тот случай, когда результативный показатель — это алгебраическая сумма нескольких факторных признаков:



Мультипликативная взаимосвязь отражает прямую пропорциональную зависимость исследуемого обобщающего показателя от факторов. Математическая запись при этом будет такая:



Кратная зависимость результативного показателя (у) от факторов математически отражается как частное от их деления:



Комбинированная (смешанная) взаимосвязь результативного и факторных показателей представляет собой сочетание в различных комбинациях аддитивной, мультипликативной и кратной зависимостей:



В детерминированном анализе для измерения влияния факторов на результативный показатель используют разные способы, в том числе цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц, индексный, пропорционального деления, долевого участия, интегральный и др. В основе нескольких первых из названных способов лежит прием элиминирования, позволяющий устранить влияние всех других факторов, кроме одного, влияние которого измеряется в данный момент.

Способ цепной подстановки состоит в том, что для измерения влияния одного из факторов его базовое значение заменяется на фактическое, при этом остаются неизменными значения всех других факторов. Последующее сопоставление результативных показателей до и после замены анализируемого фактора дает возможность рассчитать его влияние на изменение результативного показателя.

Трехфакторная мультипликативная система:



Последовательные подстановки:



Тогда для расчета влияния каждого из факторов надо выполнить

такие действия:



Баланс отклонений:

В мультипликативных и комбинированных (смешанных) моделях

широко применяется способ абсолютных разниц, также основанный на приеме элиминирования и отличающийся простотой аналитических расчетов. Правило расчетов этим способом в мультипликативных моделях состоит в том, что отклонение (дельту) по анализируемому факторному показателю надо умножить на фактические значения мультипликаторов (сомножителей), расположенных слева от него, и на базовые значения тех, которые расположены справа от анализируемого фактора.

Рассмотрим порядок аналитических расчетов на примере четырехфакторной мультипликативной модели. При базисных фактических значениях алгоритмы результативного показателя будут такими:



Расчеты влияния отдельных факторов:





Баланс отклонений:

Способ относительных разниц используется так же, как и абсолютных разниц, только в мультипликативных и комбинированных (смешанных) моделях.

Для мультипликативных моделей математическое описание названного приема будет следующим. Исходные соответственно базовая и фактическая четырехфакторные мультипликативные системы:



Для факторного анализа способом относительных разниц вначале надо определить относительные отклонения по каждому факторному показателю. Например, по первому фактору это будет процентное отношение его изменения к базе:



Затем для определения влияния изменения каждого фактора

производятся такие расчеты:



В управленческой деятельности широко применяются индексы, в частности, для отражения изменений в объеме промышленного производства и продаж, в ценах на товары и акции, в валютнообменных курсах и др. Индексы представляют собой обобщающие показатели сравнения во времени и в пространстве. Они отражают процентное изменение изучаемого явления за какой-то период по сравнению с базисным периодом. Такая информация дает возможность сравнить изменения различных факторов и проанализировать их поведение.

В факторном анализе индексный метод используется в мультипликативных и кратных моделях.

Обратимся к использованию для анализа кратных моделей.

Так, агрегатный индекс физического объема продаж имеет вид



где q — индексируемая величина количества;

P0соизмеритель (вес), цена, зафиксированная на уровне базисного периода. Разница между числителем и знаменателем в этом индексе отражает изменение товарооборота за счет изменения его физического объема.

Агрегатный индекс цен записывается таким образом



Это текущий взвешенный индекс, или индекс (формула) Пааше. Разница между числителем и знаменателем означает изменение выручки от продаж в результате среднего изменения цен.

Наряду с индексом Пааше может использоваться базовый взвешенный индекс цен Ласпейрса


  1   2   3

Похожие:

Предмет, методы и задачи экономического анализа iconЗадачи Предмет анализа Информация и источники для анализа Методы...
В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий...
Предмет, методы и задачи экономического анализа iconЗначение экономического анализа хозяйственной деятельности в условиях...
Формирование рыночной экономики обуславливает повышение роли экономического анализа
Предмет, методы и задачи экономического анализа iconРеферата выбирается по последней цифре номера зачетной книжки
Тема Предмет, методы и задачи экологических исследований для целей оценки воздействия горнорудных предприятий на окружающую среду:...
Предмет, методы и задачи экономического анализа iconКурсовая работа по курсу "Основы педагогики" на тему "Предмет и задачи педагогики"
Определяется принцип и функции педагогики, предмет и ее задачи. Исследуется семейная педагогика, основные методы и формы обучения....
Предмет, методы и задачи экономического анализа iconВопросы к экзамену по эа за 2009 г. Цель, задачи, предмет, объекты...
Классификация факторов и резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности. Количественная оценка влияния факторов
Предмет, методы и задачи экономического анализа iconТема Предмет, система, задачи и методы криминалистики
Предмет криминалистики. Система криминалистики. Задачи криминалистики. Взаимосвязь криминалистики с другими правовыми дисциплинами,...
Предмет, методы и задачи экономического анализа iconС. В. Дубовский Лекция №1. Предмет, язык и задачи общей теории систем
Причем, эти термины и понятия заимствованы как у «концептуалистов», использующих преимущественно вербальные методы, так и у «формалистов»,...
Предмет, методы и задачи экономического анализа iconПутей собщения
Изучение дисциплины базируется на знании студентами экономической теории, бухгалтерского учета, финансов, статистики, теории экономического...
Предмет, методы и задачи экономического анализа iconФинансовая отчетность компании n
В приложениях к лекции 10 «Анализ финансового состояния предприятия» рассматриваются примеры экономического анализа на примере некой...
Предмет, методы и задачи экономического анализа icon«Теория экономического анализа»
Роль экономического анализа в оценке деятельности предприятия и принятии управленческих решений
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница