Уровни и формы познания социальной действительности




Скачать 416,23 Kb.
НазваниеУровни и формы познания социальной действительности
страница1/4
Дата публикации08.11.2013
Размер416,23 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4

  1. Уровни и формы познания социальной действительности.

Социальное познание, как и познание природных явлений, строится на противопоставлении объекта и субъекта знания, в результате которого возникает активное отношение субъекта к объекту, стремление представить и выразить некую объективную реальность в сознании (знании) человека. Объектом социально-философского знания (познания) выступает общество, все многообразные проявления, объективной для познающего субъекта, жизнедеятельности людей. Роль объекта в структурировании социального познания, в определении направлений развития познавательного процесса, в возникновении различных его типов, форм и уровней весьма значительна. Различая объекты социального познания (мораль, право, воспитание), мы тем самым выявляем и научные дисциплины, которые их изучают (этика, правоведение, педагогика). Существуют многообразные формы вненаучного социального познания, рамки которых также весьма условны. Если классифицировать данные формы по такому, например, основанию как отношение к научному знанию, то можно, пожалуй, выделить: донаучное, лженаучное, паранаучное, антинаучное и ненаучное, или практически-обыденное познание. Классифицируя вненаучные формы познания по способу выражения знания о социальной действительности, мы можем говорить о таких его формах, как художественное, религиозное, мифологическое, магическое и т.д. Можно классифицировать вненаучные формы социального познания, естественно, и по разным другим основаниям. Так, в соответствии с характером оформления такое знание, например, может быть догматическим, скептическим, фетишистским, релятивным и т.д.

  1. Основные категории и понятия социологии

Это единство и многообразие, постоянство и подвижность любого социального явления в его конкретном состоянии отражается в соответствующих категориях, понятиях и законах социологии.Для описания конкретного состояния того или иного социального явления необходима вся система знаний:

1) как относительно социального вообще;

2) так и относительно специальной области данного социального явления вплоть до его конкретного состояния;

В познании любого социального явления в социологии необходимо учитывать два взаимосвязанных момента (противоречия).

1) Признание индивидуальности, конкретности изучаемого социального явления ( в нашем примере группы студентов).

2) Выделение существенных характеристик социального явления, связанных с проявлением статистических закономерностей распределения признаков, общих для данного класса социальных явлений, которые проявляют себя в определенных условиях и дают основание делать выводы о закономерном характере развития, функционирования и структуре как данного социального явления, так и всего класса родственных явлений.

3. Социально-философские предпосылки социологии.

Социология – это наука об обществе как целостной системе. Это наука о наиболее общих проблемах, специфических человеческих отношений и взаимосвязи явлений, изучаемых другими общественными науками. Объектом социологии является общество. Зарождение социологии как науки произошло в 30-х гг. 19 века. С древних времён человека интересовали не только загадки природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Новый этап развития социологической мысли связан с эпохой Возрождения. Великие средневековые учёные Эразм Ротердамский, Томас Мор, Николла Маккиавелли, Мишель Монтень подняли проблемы человеческих отношений в обществе, напоминающих общину, где моральные устои и порядок регулировались волей Бога и традициями, человек в такой системе мироздания играл не значительную роль.

В эпоху Просвещения в корне изменился взгляд на общество и место человека в нём. Клод Гельвеций, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородного общества, выявлять роль религии в социальных процессах.

4. Социально-экономические предпосылки социологии.

В свою очередь, развитие свободной конкуренции в экономике, политике, духовной сфере также поставило в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей и политиков от умения использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т.п. К середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе с острой необходимостью стали требовать новых подходов, формирования нового типа социальных знаний. Возникновение социологии было ответом на потребности формирующегося гражданского общества. Можно отметить следующие теоретические и социально-экономические предпосылки и условия возникновения социологии как науки: возникновение и развитие частных общественных наук (политической науки, науки о праве, политической экономии), достижения в области естествознания, разочарование в рационалистических теориях XVIII века после Великой Французской революции, зарождение и развитие эмпирических социальных исследований, а также ряд социально-экономических предпосылок. Рассмотрим их подробнее.

Возникновение и развитие частных общественных наук (политической науки, науки о праве, политической экономии)

Основы политической науки были заложены еще древнегреческим философом Аристотелем. На возникновение теоретической социологии большое влияние оказали и естественнонаучные предпосылки.

5. Научные предпосылки социологии. См.выше и №6

6. Социологический проект О.Конта.

Основатель социологии Огюст Конт одним из первых указал на ряд особенностей нового социального порядка:

1) концентрацию рабочей силы в городах;

2) установку на получение прибыли;

3) использование в производстве достижений науки и техники;

4) возникновение скрытого или явного антагонизма между хозяевами и наемными работниками;

5) усиление социального неравенства;

6) формирование экономической системы, основанной на свободном предпринимательстве и конкуренции.

Усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий. В Европе в начале XIX в. начали активно развиваться эмпирические социальные исследования.

7. Закон трех стадий умственного развития.

" Закон трех стадий ", согласно Конту,прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии , в своем стремлении познать окружающий мир.

Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

Вторая стадия , которую проходит человечество в своем умственном развитии - - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

8. Социологизм Э.Дюркгейма.

1. По Дюркгейму , социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок, и она столь же основательна, а главное "реальна", как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а потому, как и последние, развивается в соответствии с определенными законами.
2. Общество - реальность особого рода, которая не сводится к другим ее видам. И здесь следует подчеркнуть одну основополагающую идею, которая пронизывает все научное творчество Дюркгейма .

Во всякой теории общества, теории социологии явно или не явно присутствует теория человека, она (теория социологии) так или иначе базируется на философской антропологии. И в этом Плане человек для Дюркгейма - это двойственная реальность, .в которой сосуществуют, взаимодействуют и противостоят друг другу две сущности: социальная и индивидуальная. Эти два начала человеческой природы также выступают у Дюркгейма в разнообразных дихотомиях, в частности:
а) факторы, специфичные для общества, и выделяемые и постулируемые характеристики человеческой природы;
б) факторы, общие для данного общества или группы, и характерные для одного или нескольких индивидов;
в) сознание и поведение ассоциированных индивидов, с одной стороны, и изолированных индивидов - с другой и т. д.

Первый и основной методологический постулат Дюркгейма сводится к следующему: поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе - социология - в методологическом плане подобна наукам о природе. Ее познавательной целью Дюркгейм провозглашает исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Он настаивает на применении в социологии методов познания, аналогичных методам естественных наук. Этим во многом объясняется множество биологических и физических аналогий и понятий в его работах, особенно ранних.

9. Понятие социального факта.

Понятие " социальный факт " было введено в социологию Эмилем Дюркгеймом — классиком французской социологической школы прошлого века. Дюркгейм разделял социальные факты на морфологические как материальный субстрат общества (например, плотность населения) и нематериальные факты как компоненты коллективных представлений, имеющие наиндивидное социально-культурное значение.
В современной социологии социальными фактами принято считать:
(а) совокупные, систематизированные характеристики массового поведения;

(б) совокупные, систематизированные характеристики массового сознания — мнений, оценок, суждений, верований и т. п.;

(в) совокупные, обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной;

(г) в феноменологически ориентированной социологии в качестве социального факта рассматривается отдельное событие, случай, состояние социального взаимодействия, подлежащее интерпретации с позиций деятельного субъекта.

10. Понятие социальной аномии.

Аноми́я (греч. a — отрицательная частица, nomos — закон) — понятие , введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия и разочарование). Дальнейшее развитие концепции аномии связано с именем Роберта Мертона.
Понятие аномии выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) отвергаются членами этих групп, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодёжи.
По определению российских исследователей, аномия — «отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам».[1]

11. Органицизм Г.Спенсера

Особенность органицизма Спенсера состояла в том, что он пытался

сохранить за индивидом автономию, не поглощая человека системой. «Это

обьединение органицизма с номинализмом составляло наибольшую

теоретическую трудность социологии Спенсера . Спенсер критиковал упрощенные однолинейные схемы развития, но, как и

другие эволюционисты, главной задачей считал исследование этапов

развития общества. Методология Спенсера включает классификацию и

типологию эволюционных процессов. Классификация располагает все общество

по шкале сложности структуры и функциональной организации от «малого

простого агрегата» до «большого агрегата». На начальном этапе общество

характеризуется преобладанием непосредственных связей между индивидами,

отсутствием специальных органов управления и т. д. По мере развития

формируется сложная структура, социальная иерархия; включение индивида в

общество опосредовано принадлежностью к меньшим общностям (род, каста и

др.).

12. «Понимающая социология» М.Вебера

М. Вебер основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, к исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимального рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных социологических школах Запада, что вылилось в своеобразный «веберовский ренессанс». Методологические принципы веберовской социологии тесно связанны с другими теоретическими системами, характерными для обществознания прошлого века – позитивизмом Конта и Дюркгейма, социологией марксизма. Итак, по Веберу, социолог должен соотнести анализируемый материал с экономическими, эстетическими, моральными ценностям, исходя из того, что служило ценностями для людей, являющихся объектом исследования. Чтобы уяснить действительные причинные связи явлений в обществе и дать осмысленное толкование человеческому поведению, необходимо сконструировать недействительное – извлекаемые из эмпирической реальности идеально – типические конструкции, которые выражают то, что характерно для многих общественных явлений. При этом Вебер рассматривает идеальный тип не как цель познания, а как средство, позволяющее раскрыть «общие правила событий».

13. Типы социального действия.

Кроме того, Макс Вебер разработал первую классификацию типов социального действия , основанную на степени рациональности поведения индивидов. Так, им выделялись: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное.

Целерациональное действие - действие индивида,ориентированное на ожидание определенного поведения других людей и состояния объектов внешнего мира, рационально регулирующее цели, средства и побочные последствия собственного поведения, рассчитанного на достижение успеха.

Ценностно-рациональное действие - действие, характеризующееся сознательной верой в этическую, эстетическую, религиозную или иначе понимаемую безусловную самоценность определенного поведения, независимо от его успеха.

Традиционное действие - субъективно-иррациональное поведение по привычке, а не по смыслу, протекающее по давно принятому образцу.

Аффективное действие - действие, на которое побуждает индивида эмоциональное настроение.

14. Диалектико-материалистический подход к изучению общества

Диалектический материализм – мировоззрение, которое способно стать методологией в реальных, конкретных науках, составлять единство с их качественно определенными системами закономерностей. В нем обобщению подвергаются сами обобщения специальных наук. Кроме того, методология диалектического материализма способна соединить в единое целое результаты исследований в разных науках, создавая синтез знания, что крайне необходимо в науках, изучающих поведение людей. Тем не менее, социологи всего мира ценят Маркса и Энгельса за то, что они создали оригинальную теорию - диалектико-материалистическую социологическую,позволяющую анализировать общество , его структуры, функции в контексте динамики ментальности больших социальных групп, их взаимодействия и борьбы. Её методологический инструментарий весьма эффективен для интерпретации общественных конфликтов и противоречий, путей их разрешения. К ней до сих поробращаются и потому, что она имеет гуманистическую направленность. Карл Маркс (Marx) - основоположник диалектико-материалистической социологии, согласно которой структуры общества, сознание и поведение живущих в нём людей анализируются через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в существующем способе производства, ибо эти факторы, ане субъективные мотивы, желания, идеи людей в конечном счете определяют, с точкизрения данной теории, характер социальных фактов.
  1   2   3   4

Похожие:

Уровни и формы познания социальной действительности iconМетоды научного познания. Развитие научного знания процесс научного...
Такая система приемов обычно и называется методом. Метод есть совокупность приемов и операций практического и теоретического познания...
Уровни и формы познания социальной действительности iconСоциальная философия Специфика философского познания социальной действительности
Социальная философия – философское исследование жизни. Она не рассматривает конкретную действительность общественной жизни, а устанавливает...
Уровни и формы познания социальной действительности iconПлан теория познания. Специфика философского подхода к познанию....
Формы познания: обыденное, научное, художественное, религиозное и пр. Познание явлений и познание сущности
Уровни и формы познания социальной действительности icon§ Понятия формы государства и формы правления
Конституция Марокко 1972 г. — об унитарной демократической и социальной монархии, Конституция Франции 1958 г. — о неделимой, светской,...
Уровни и формы познания социальной действительности iconИмени м. В. Ломоносова
Теория познания (или гносеология, философия познания) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности,...
Уровни и формы познания социальной действительности iconСловарь философских терминов
Агностицизм – философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека...
Уровни и формы познания социальной действительности iconФормы социальной работы с детьми группы риска и их семьями
В настоящее время существует множество форм и методов социальной работы с детьми группы риска. При работе с семьёй и детьми «группы...
Уровни и формы познания социальной действительности iconСуждение как форма мышления
Его задача – объединение многообразных вплоть до синтеза противоположностей и выявления движущих сил изучаемых явлений. Формы мышления...
Уровни и формы познания социальной действительности iconТема по самообразованию
Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического...
Уровни и формы познания социальной действительности iconТематическое планирование по химии для 11 класс
Электр облако и орбиталь. Формы орбиталей (s, p, d, f). Энергетические уровни и подуровни
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница