Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования «Институт развития регионального образования»
Рабочая тетрадь эксперта
по оцениванию педагогического проекта,
аналитического отчета
Организационно-содержательные основания аттестации педагогических и руководящих работников в 2004 году Екатеринбург
2003 ББК 74.2Р Серия: Информационно-
Р 13 методические материалы
к семинару «Управление
аттестационными процессами» Составители: Мамаева Л.Р., Маклакова Е.И., Ячменева И.Г., Жигулина М.Л.,Плотникова Е.В.
Макетирование, редактирование, компьютерная верстка: Казанская Н.И.
Корректор: Рахматуллина Р.Х. Рабочая тетрадь эксперта по оцениванию педагогического проекта, аналитического отчета: Организационно-содержательные основания аттестации педагогических и руководящих работников в 2004 году /Сост. Мамаева Л.Р., Маклакова Е.И., Ячменева И.Г. и др.–Екатеринбург: ИРРО, 2003.-25с.–(Информационно-методические материалы к семинару «Управление аттестационными процессами»)
Рабочая тетрадь адресована экспертам центров квалификационных испытаний, представительств ГАК, организаторам аттестации педагогических и руководящих работников в ОУ, МОУО.
В рабочей тетради рассматриваются вопросы, связанные с проектированием как видом педагогической деятельности, анализом и оцениванием педагогического проекта (аналитического отчета)-результата проектировочной деятельности педагогических и руководящих работников.
Институт развития регионального образования,2003.
Содержание Стр.
Введение…………………………………………………………4
«Проектирование» как вид
педагогической деятельности………………………………….5
Оценивание образовательного проекта,
аналитического отчета………………………………………….8
3.1. Памятка для эксперта по оцениванию
образовательного проекта, аналитического отчета…………………9
3.2. Критерии оценивания
образовательного проекта, аналитического отчета………………..10
Возможный алгоритм управления межаттестационным
процессом развития педагогического работника………………….15
Матрица по оцениванию
образовательного проекта, аналитического отчета………………..16
Список литературы……………………………………………….21
1. Введение Изменения в образовании Российской федерации и Свердловской области, обусловленные Концепцией модернизации российского образования, развитием процессов стандартизации, процессов регионализации образования, в свою очередь вызывают необходимость изменения содержания и форм аттестационных процессов.
Если учесть, что аттестация не только процедура установления квалификационной категории, а, прежде всего, акт общественного признания квалификации педагога, то задачей организаторов аттестации должно быть создание условий, в которых педагог смог бы наиболее полно представить сообществу результаты своего труда, а профессиональное сообщество смогло бы увидеть и оценить успехи, результаты профессиональной деятельности педагога, произошедшие за межаттестационный период.
Труд педагога определяется результатами: теми изменениями (приращениями в личности ученика, в образовательном учреждении, в системе образования образовательного учреждения, района, города, региона), которые возникают под влиянием их педагогической или управленческой деятельности. Эффективность деятельности педагога характеризует его профессиональную компетентность. Эффективность понимается, как соответствие полученного реального, требуемого, желаемого и возможного результата поставленным задачам.
Таким образом, для оценки эффективности педагогической или управленческой деятельности необходимо оценивать не сам по себе результат, а рассматривать его в соответствии с поставленными целями и задачами деятельности.
Следует также выделять процессуальные и результативные показатели деятельности.
Процессуальные показатели раскрывают то, как учитель (руководитель) осуществляет педагогическую (управленческую) деятельность, как реализует в процессе деятельности свой профессиональный потенциал, какие виды деятельности и общения учащихся (коллег, коллектива) он организует.
Результативные показатели раскрывают, какие результаты деятельности достигнуты (количественные и качественные изменения).
Приоритетными показателями эффективности деятельности учителя и руководителя должны считаться результативные показатели. Однако не следует умалять и роль процессуальных показателей – тех средств воздействия и той атмосферы, которые способствуют (или препятствуют) достижению цели.
Задачами определения профессиональной компетентности учителя являются:
1) определение перспектив дальнейшего профессионального роста, адекватной профессиональной самооценки;
2) сохранение или изменение существующей категории при проведении аттестации. 2. «Проектирование» как вид педагогической деятельности
Проект – 1. Замысел, план. 2. Некоторая акция, совокупность мероприятий, объединенных одной программой, или организационная форма целенаправленной деятельности. 3. Деятельность по созданию (выработке, планированию, конструированию) какой-либо системы, объекта или модели.
Проектирование – мысленное конструирование и практическая реализация того, что возможно, или того, что должно быть. ^ Проектирование направлено на создание моделей планируемых (будущих) процессов и явлений. Компонентами проектной деятельности могут быть конкретные модели или модули, то есть функциональные узлы, совокупность элементов образовательной системы.
В настоящее время, по мнению В.И.Слободчикова, директора института педагогических инноваций Российской Академии образования, определено несколько типов проектирования в образовании:
социально-педагогическое проектирование образовательных институтов (школ, детских садов и т.д.);
психолого-педагогическое проектирование образовательных процессов;
собственно педагогическое проектирование – как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.
Определение понятий «педагогический проект», аналитический отчет», а также определение требований к названным видам педагогической деятельности позволит выстроить систему их экспертизы.
Понятие «проектирование» определяет два основных направления деятельности педагога:
- мысленное конструирование (замысел, проектная идея), которое воплощается в образовательном или управленческом проекте;
целенаправленная деятельность по реализации данного проекта, которая заключается в формировании различного рода ресурсов, создании условий для реализации данного проекта, разработке инструментария для оценивания результативности проекта и т.д., то есть факторов, делающих данный проект реалистичным и реализуемым.
Логика процесса педагогического проектирования предполагает несколько этапов:
анализ наличного состояния дел (определение противоречий или проблем, требующих разрешения, недостаточности условий, «болевых точек» конкретного ОУ, системы образования, педагогической системы и т.д.), намечающий потребности будущего;
выдвижение идей в рамках определенной системы подходов и ценностей, которые могут способствовать разрешению проблемы или противоречия;
определение общего замысла проекта, цели его реализации в соответствии с ведущими подходами и ценностями;
определение задач (задачи – комплекс взаимосвязанных, и конкретных путей достижения цели проекта), определение существующих и необходимых ресурсов, условий, их объем и качество;
определение планируемых результатов и их точный адресат, установление критериев оценки ожидаемых результатов;
обоснованное прогнозирование социально-культурных и собственно образовательных последствий проекта (точек приращения в личности учащихся, в образовательной системе и т.д., линий развития, потенциально возможных преобразований в образовательной практике, потенциальных возможностей проекта, а также ожидаемых рисков при реализации данного проекта);
планирование действий, составление общего плана реализации проекта, который имеет определенный временной интервал (как правило, годичный) и отражает конкретные действия, способы их выполнения;
реализация проекта при непрерывной диагностике, анализе и корректировке проектной деятельности;
обобщение результатов, представление опыта педагогической общественности.
Уровни проектных решений:
уровень руководителя образовательного учреждения (проектирование типа и вида ОУ, обеспеченного системой конкретных учебных, воспитательных, педагогических, образовательных программ в соответствии с потребностями данного ОУ; проектирование необходимых преобразований, обусловленных противоречиями в системе конкретного ОУ, системы связей и отношений ОУ с внешней средой и др.);
уровень учителя (проектирование педагогического процесса, образовательной технологии, образовательной или учебной программы, педагогических ситуаций, обеспечивающих качество педагогического процесса).
Педагогическая система Система управления образовательным учреждением Система методического обеспечения Проект образовательного процесса 
3. Оценивание образовательного проекта,
аналитического отчета
Общие требование к анализу:
четкая структура и логическая последовательность;
аргументированность и точность оценок;
установление причинно-следственных связей и доказательность выводов;
четкость и педагогическая обоснованность предложений.
^ Замысел проекта Процесс реализации
проекта Ожидаемый результат Перспективы развития и распространения проекта
^ образовательного проекта, аналитического отчетаПедагогические и руководящие работники, аттестующиеся впервые, могут представить к защите образовательный проект по выбранному направлению деятельности. Последующий межаттестационный период может включать в себя как реализацию данного проекта, так и работу над другими проектами. Педагогические и руководящие работники, аттестующиеся повторно, могут представить к защите аналитический отчет о реализации проекта по выбранному направлению деятельности в межаттестационный период. Данные формы аттестации направлены на выявление ключевых компетентностей, которыми владеет аттестующийся. Требования к образовательному проекту, аналитическому отчету являются критериями его самооценки, критериями оценки аттестационной комиссией на II этапе аттестации. ^ Модель педчтений Модель конференции Модель проведения ОКР ^ Рабочая программа по предмету Программа реализации содержания образовательной области Программа развития ОУ Программа развития процессов в ОУ (межаттестационных, интеграционных и т.д.) Модель фестиваляМодель образовательного конкурса^ образовательного проекта, аналитического отчета.1. Обоснованность необходимости данного образовательного проекта, его цели, задач, планируемых результатов.Актуальность темы должна быть описана качественно, так как от этого зависит вычленение противоречий, определяющих основную идею и ход разработки проекта, аналитического отчета. ^ в проекте представлена характеристика нормативно-правовых материалов, в которых приняты решения, подтверждающие важность темы и выражающие потребности, сформулированные на уровне государства и органов власти в сфере образования;
проведен анализ состояния образовательной системы на разных уровнях (проблемы гуманизации образования, стандартизации, профилизации, современные системы контроля и оценки качества образования и т.д.);
представлены результаты исследования затруднений, ограничений и проблем в деятельности педагога, образовательного учреждения, системы образования района, города, региона;
предъявлены доказательства необходимости разработки данной темы;
проект, аналитический отчет базируется на результатах анализа реальных потребностей образовательного учреждения (системы образования).
^ показано, какие результаты образования требуются, но не достигаются в реальности, какие противоречия разрешит реализация данного проекта;
определена цель педагогического проекта, аналитического отчета;
выявленные проблемы представлены в виде иерархии задач и возможных способов их решения.
^ Общекультурное, философско-методологическое обоснование: отражено, на основе какой философии, методологии выстроен проект, аналитический отчет;
проект, аналитический отчет отличает содержательная полнота, теоретическая (научная) обоснованность;
в проекте, аналитическом отчете отражены цели, проблемы и потребности современного образования;
в проекте, аналитическом отчете отражены приоритеты регионального образования;
проект, аналитический отчет опирается на систему современных психолого-педагогических знаний.
Нормативно-правовое обоснование: в проекте отражены нормативно-правовые основания или нормативно-правовые условия, которые обеспечивает данный проект, аналитический отчет;
в проекте, аналитическом отчете отражено создание или обеспечение условий для реализации прав субъектов образования.
^ проект, аналитический отчет соответствует или обеспечивает социально-экономические потребности системы образования конкретного ОУ (района, города, региона).
Психолого-педагогические основания: в проекте, аналитическом отчете учтены закономерности и условия психического развития обучающихся;
благодаря реализации проекта, аналитического отчета обеспечиваются новообразования на уровне психических функций (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) личности, ее межличностных отношений и общения в социуме;
проект, аналитический отчет опирается на систему современных психолого-педагогических знаний;
в проекте, аналитическом отчете учитываются позитивные и негативные последствия использования психолого-педагогических теорий и концепций;
в проекте, аналитическом отчете выявлены конкретные психолого-педагогические проблемы, возникшие в ходе его реализации.
^ в проекте, аналитическом отчете представлены разработка и описание каждого этапа его реализации:
- сроки проведения этапа; - основная задача каждого этапа; - перечень основных действий по реализации проекта; - общая характеристика сложности каждого этапа и его места в проекте; - связь с последующим этапом. обоснован выбор технологий (образовательных, управленческих, информационных), методов, способов, приемов реализации проекта;
обоснованы технические, информационные и прочие ресурсы реализации проекта, аналитического отчета;
система управления реализацией проекта носит целенаправленный характер, система контроля дает объективные данные о качестве результата реализации проекта;
план реализации проекта базируется на результатах анализа реальных потребностей образовательного учреждения (системы образования);
план реализации проекта опирается на нормативно-правовую базу.
^ Выявлены субъекты образовательного сообщества, взаимодействие с которыми обеспечит реализацию проекта;
раскрыты координационные и тактические аспекты этого взаимодействия.
^ Показано, насколько достигнутые результаты соответствуют планируемым, в опоре на данные объективных исследований;
представленный анализ результатов реализации проекта отличается глубиной, системностью, объективностью, в нем отражены причинно-следственные и пространственно-временные связи;
результаты реализации проекта соотносимы с целями и задачами;
разработана система диагностики, направленная на контроль качества образования, динамику развития всех субъектов образования, их социальной адаптации;
представлен прогноз дальнейшего развития данного проекта или обоснована необходимость работы над новым проектом.
^ Структура проекта, аналитического отчета соответствует требованиям, предъявляемым к работам данного жанра;
оформление работы соответствует нормативным требованиям (выдержаны стандарты оформления печатного текста, список литературы составлен в соответствии с библиографическими нормами и др.);
сопровождающие материалы, выполненные в Excel, Power Point, Publisher в виде таблиц, презентаций, публикаций, обеспечат дополнительные условия адекватной оценки информационной компетентности аттестующегося.
^ Раскрыты перспективы развития профессиональной компетентности и решения актуальных задач в системе образования;
Показаны возможности использования данного проекта другими педагогическими работниками.
Педагогические и руководящие работники, аттестующиеся впервые, могут представить к защите образовательный проект по выбранному направлению деятельности. Последующий межаттестационный период может включать в себя как реализацию данного проекта, так и работу над другими проектами. Педагогические и руководящие работники, аттестующиеся повторно, могут представить к защите аналитический отчет о реализации проекта по выбранному направлению деятельности за межаттестационный период. ^
Первичная аттестация:
образовательный проект Межаттестационный период
Реализация проекта Повторная, последующая
аттестация:
Аналитический отчет Новый проект Корректировка проекта 
Повторная,
последующая аттестация:
Обновленный проект
^
Первичная аттестация
| ^
| Вторая
категория
| Первая
Категория
| Высшая
категория
| Образовательный проект
| Проект связан только с собственной деятельностью аттестующегося и обеспечивает ее эффективность в дальнейшем;
в проекте проявляется персональная готовность работника к осуществлению образовательной деятельности в соответствии с целями современного образования (предъявлена совокупность базовых профессиональных знаний, коммуникативных способностей);
аттестующийся проявляет широкий кругозор, эрудиция;
аттестующийся показывает умение логично выстраивать собственное мнение;
аттестующийся проявляет способность к принятию чужого мнения и коррекции собственного (открытость мышления).
| Проект обеспечивает образовательное учреждение инструментарием, с помощью которого гарантируется устойчивое достижение определенных результатов образования в данном образовательном учреждении;
в проекте проявляется персональная готовность и способность перевода базовых знаний в сфере образования в реальную педагогическую и управленческую практику – готовность осуществлять и изменять образовательную деятельность в соответствии с целями и ценностями современного образования;
аттестующийся проявляет готовность выстраивать систему отношений с учетом индивидуальных особенностей учащихся и их родителей на основе анализа изменений в социуме и рефлексии качества собственной деятельности;
аттестующийся проявляет способность к интегративности знаний;
аттестующийся проявляет способность к выявлению, постановке и формулированию проблемы.
| Проект обеспечивает систему образования в территории, регионе, в Российской Федерации инструментом достижения требуемых результатов;
проект отражает способность аттестующегося прогнозировать и проектировать изменения в сфере образования и в собственной деятельности;
аттестующийся проявляет способность к формированию и анализу системы отношений в образовательном сообществе;
аттестующийся проявляет способность прогнозировать перспективы развития обучающихся, определять пути индивидуального сопровождения и развития;
аттестующийся проявляет способность прогнозировать пути развития образовательного учреждения, образовательного сообщества;
в проекте проявляется самостоятельность и оригинальность мышления аттестующегося;
в проекте проявляется самостоятельность аттестующегося в отборе, переработке и использовании информации.
| Повторная аттестация
| ^
| Вторая
категория
| Первая
Категория
| Высшая
категория
| Аналитический отчет (итоги реализации образовательного проекта)
| Результаты реализации проекта связаны только с собственной деятельностью педагога или обеспечивают ее эффективность в дальнейшем;
аттестующийся проявляет способность к осуществлению образовательной деятельности в различных образовательных ситуациях, с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей учащихся;
аттестующийся проявляет широкий кругозор, эрудицию;
аттестующийся проявляет умение логично выстраивать собственное мнение;
аттестующийся проявляет способность к принятию чужого мнения и коррекции собственного (открытость мышления).
| Результаты реализации проекта обеспечивают образовательное учреждение инструментарием, с помощью которого гарантируется устойчивое достижение определенных результатов образования в данном образовательном учреждении;
аттестующийся проявляет способность к самоанализу, коррекции собственной деятельности, использованию достижений науки в реальной педагогической практике;
аттестующийся проявляет готовность и способность выстраивать систему отношений и анализировать качество результата образования на уровне обучающегося, образовательного учреждения;
аттестующийся проявляет способность к интегративности знаний;
аттестующийся проявляет способность к выявлению, постановке и формулированию проблем.
| Реализация проекта обеспечивает систему образования в территории, регионе, в Российской Федерации инструментом достижения требуемых результатов;
аттестующийся проявляет способность к прогнозированию изменений собственной деятельности;
аттестующийся проявляет способность к проектированию и выстраиванию системы отношений в образовательном сообществе;
аттестующийся проявляет способность к осуществлению анализа совместной деятельности;
аттестующийся проявляет способность использования «обратной связи» от субъектов образовательного сообщества для коррекции своей профессиональной деятельности;
аттестующийся проявляет способность к переводу личных профессиональных проблем в русло научно обоснованных задач и определение путей их разрешения;
аттестующийся проявляет самостоятельность и оригинальность мышления;
в проекте проявляется самостоятельность аттестующегося в отборе, переработке и использовании информации.
|
Последующая аттестация
| Формы аттестации
| Вторая
категория
| Первая
категория
| Высшая
категория
| Аналитический отчет (образовательный проект с результатами реализации и анализом результатов реализации проекта)
| Аттестующийся проявляет готовность и способность к рефлексии;
аттестующийся проявляет способность к анализу личного вклада в результат образования на уровне достижений учащихся;
аттестующийся проявляет готовность и способность к открытости в образовательном сообществе.
| Аттестующийся проявляет способность к анализу личного вклада в результат образования на уровне достижений обучающихся, образовательного учреждения;
аттестующийся проявляет способность управлять собственными изменениями;
аттестующийся проявляет готовность и способность к открытости в образовательном сообществе;
аттестующийся проявляет способность к формированию и реализации системы мониторинга качества результатов образования;
аттестующийся проявляет готовность обеспечить своей деятельностью и взаимодействием в сообществе влияние на развитие образования.
| Аттестующийся проявляет способность к профессиональной рефлексии эффективности собственного участия в управлении развитием образования на уровне ОУ, территории, региона;
аттестующийся показывает высокий уровень профессиональной культуры речи;
аттестующийся проявляет наличие эмоциональной культуры и психологической зоркости;
аттестующийся проявляет способность к анализу личного вклада в результат образования на уровне достижений обучающихся, образовательного учреждения, территории и региона;
аттестующийся проявляет профессиональную открытость и способность к свободному обсуждению проблем и затруднений; достижений в образовательном сообществе;
аттестующийся реализует систему мониторинга качества процесса и результатов образования;
аттестующийся проявляет способность к всестороннему анализу состояния и прогнозу развития образовательной среды на основе мониторинговых исследований;
аттестующийся проявляет способность к организации взаимодействия на основе общности интересов и сотрудничества, отражающейся в признании педагога в социуме.
| При защите аналитического отчета (образовательного проекта) аттестующимся рекомендуется обеспечить оптимальное сочетание трех основных составляющих:
содержательных (изложение обоснованности актуальности, содержания, способов и этапов реализации проекта, системы партнерских взаимодействий);
рефлексивных (объяснение и обоснование подходов к анализу и оценке результатов);
информационно-фактологических, статистических (приведение фактов в подтверждение аналитических выводов).
Список литературы
Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Свердловской области. – Екатеринбург: ИРРО, 2003.
Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователья. – Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2001.
Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и …неопределенность. // Педагогика. 2003, № 4.
Ключевые проблемы региональных образовательных систем: Опыт анализа. / Под ред. А.М. Моисеева. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002.
Комплексная система аттестации. Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Свердловской области. Методические рекомендации по составлению аналитического отчета за межатестационный период. – Екатеринбург: ИРРО, 1999.
Корепанова Н.В., Хакимзянова И.М., Щербакова О.И. Профессионально-личностное становление и развитие педагога. // Педагогика. 2003, № 3.
Лапшина Н.Ф. Технология экспертной оценки организации обучения при аттестации образовательных учреждений. // Стандарты и мониторинг. 2000, № 3.
Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. Для уителя. – М.: Просвещение, 1993.
Мкртычан Г.А. Мотивационно-целевые компоненты экспертной деятельности в образовании. // Психологическая наука и образование. 2002, № 1.
Муравьева Г.Е. Стратегии проектирования образовательного процесса. // Школьные технологии. 2002, № 6.
Овчарова Р.В. Психологическая экспертиза профессиональной компетентности учителя. // Образование и наука. 2001, № 1 (7).
Система деятельности педагога по реализации государственного образовательного стандарта общего образования. Методические рекомендации для педагогов и руководителей образовательных учреждений. -–Екатеринбург, 1999.
Слободчиков В.И. «Проектирование» – слово ученое. В чем его практический смысл? // Директор школы. 2002, № 6.
|