Тема : Предмет и метод бухгалтерского учета




Скачать 143,54 Kb.
НазваниеТема : Предмет и метод бухгалтерского учета
Дата публикации23.08.2013
Размер143,54 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Бухгалтерия > Документы
Предмет: Основы бухгалтерского учета

Тема: Предмет и метод бухгалтерского учета

Тема занятия: Предмет бухгалтерского учета. Общая характеристика метода бухгалтерского учета

Предмет бухгалтерского учета

Имущество, или средства, источники образования средств, а также все операции, осуществляемые в процессе деятельности тор­говой организации, составляют предмет бухгалтерского учета.

Предмет бухгалтерского учета находит свою детализацию в объектах учета. Для ведения финансово-хозяйственной деятельно­сти торговой организации необходимы: имущество (хозяйствен­ные средства) и источники формирования имущества.

Средства и источники находятся в постоянном кругообороте. Деньги превращаются в товары, которые затем реализуются за наличные деньги или безналичным путем. В ходе этих процессов возникают расчеты с юридическими и физическими лицами, с работниками, с бюджетом, с органами социального страхования и обеспечения и др. Иными словами, происходит постоянный кругооборот средств, осуществляются хозяйственные операции.

Основными хозяйственными процессами торговой организации являются торговые операции. Они представляют собой совокупность действий, связанных с приобретением товаров и их дальнейшей продажей по более высокой цене. Основным отличием торговых операций от процесса производства продукции является отсутствие самого процесса производства, это, естественно, предполагает и определенные отличия в организации учета указанных операций.

Имущество (хозяйственные средства) торговой организации можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, из каких видов это имущество состоит и под чьей имущественной ответственностью оно находится. С другой стороны, за счет каких источников это имущество приобреталось или сформировалось. (табл. 1.1)

Табли ца 1.1 ^ Общая классификация имущества торговой организации

Признак классификации

Имущество

Имущество

По видам и

назначению

Внеоборотные средства (активы):

основные средства

нематериальные активы

долгосрочные финансовые вложения

Оборотные средства (активы):

материально-производственные запасы

денежные средства

краткосрочные финансовые вложения

средства в расчетах (дебиторская задолженность)

Источники

формировании имущества

По праву

собственности

Собственный капитал:

уставный (складочный) капитал

добавочный капитал

нераспределенная прибыль

резервный капитал

целевые финансирование и поступления

Заемный капитал:

кредиты и займы

кредиторская задолженность

обязательства по

распределению

По каналам

поступления

Внутренние источники

Внешние источники


^ Имущество (хозяйственные средства) торговой организации. По видам и назначению подразделяется на две категории: внеоборотные средства (активы) и оборотные средства (активы).

К внеоборотным средствам (активам) относятся средства, мно­гократно используемые в хозяйственной деятельности торговой организации. Они служат длительное время — более 12 мес. Это основные средства, нематериальные активы и долгосрочные финансовые инвестиции.

^ Основные средства представляют собой средства труда, непосредственно участвующие в процессе производства и обращения, а также создающие условия для осуществления этих процессов. К основным средствам относятся здания, машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь и др. Они действуют и исполь­зуются в деятельности торговой организации длительное время (более 12 мес), изнашиваются постепенно, что и позволяет организации их стоимость включать в издержки обращения частями в течение нормативного срока службы путем начисления износа (амортизации). При этом физическая форма основных средств остается неизменной. В качестве средств рассматриваются также земельные участки и другие объекты природопользования, если они находятся в собственности организации.

^ Нематериальные активы — объекты долгосрочного вложения (более 12 мес), имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями. Иными словами, это имущество нельзя «потрогать». К нематериальным активам относятся: право на изобретение, промышленный образец, полезная модель; компьютерные программы, базы данных, на которые имеются исключительные права (патенты, свидетельства и пр.); товарный знак, знак обслуживания; селекционные достижения. Также к нематериальным активам относятся имущественные права на топологию интегральных микросхем, деловая репутация организации и организационные расходы. Деловой репутацией может обладать организация, которая покупает другое предприятие как единый имущественный комплекс. Под организационными расходами понимаются все затраты на создание юридического лица, которые признаются вкладом участников (собственников) в уставный капитал. Учитываются нематериальные активы в издержках обращения в течение нормативного срока службы путем начисления амортизации.

^ Долгосрочные финансовые вложения — вклады в уставные капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ). Финансовые вложения осуществляются путем приобретения акций или долей этих организаций в целях завоевания рынка сбыта и/или оказания влияния на деятельность этих организаций. Финансовые вложения могут приносить торговой организации доходы в виде дивидендов, процентов либо прироста их стоимости в течение длительного времени (более 12 мес).

Оборотные средства (активы) — это совокупность средств, ко­торые потребляются в процессе производства и сбыта и требуют постоянного восполнения. К оборотным средствам относятся: материалы, товары, тара, топливо и другие материально-производственные запасы. Они используются один раз и полностью пере­дают свою стоимость на издержки обращения.

К оборотным средствам относятся денежные средства, которые находятся в кассе организации, а также свободные денежные средства, хранящиеся на счетах в кредитных организациях (как в российской, так и в иностранной валютах) на территории нашей страны и за ее пределами. Как текущие ценности рассматриваются краткосрочные финансовые вложения. К ним относятся:

  • ценные бумаги других организаций (акции, облигации, депо­зитные сертификаты, векселя), приобретенные торговой органи­зацией на короткий срок, т.е. не более чем на 12 мес;

  • депозитные вклады в кредитных организациях на срок менее 12 мес;

  • предоставленные другим организациям займы сроком до одно­го года;

  • дебиторская задолженность, приобретенная на основании ус­тупки права требования. Основные источники поступления денежных средств: выручка от продажи товаров; доходы от финансовых операций; кредиты банков и другие заемные средства; целевые поступления. Оптимизация среднего текущего остатка денежных средств торговой организации обеспечивает их эффективное использование: избыток ведет к упущенной выгоде от финансовых Вложений, недостаток вызывает трудности в расчетах с поставщиками, налоговыми органами, а также с персоналом по оплате труда.

К оборотным средствам относятся также средства в расчетах — задолженность предприятий, организаций и отдельных лиц (дебиторская задолженность) данной организации: задолженность за товары и услуги, по выданным авансам, полученным векселям, суммы за подотчетными лицами и др. Дебет (лат. debetон должен). Следовательно, дебитор — должник (заемщик).

Дебиторская задолженность — вид активов, характеризующих:

  • сумму долгов, причитающихся торговой организации от юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними;

  • счета, причитающиеся к получению в связи с поставками в кредит или оплатой в рассрочку.

Дебиторская задолженность отвлекает средства из оборота торговой организации и ухудшает ее финансовое положение. Своевременное взыскание дебиторской задолженности — важнейшая задача бухгалтерии организации. По истечении сроков исковой давности она подлежит списанию в убыток в составе прочих расходов.

^ Источники формирования имущества. Эти источники делятся на собственные и заемные. При создании торговой организации оп­ределяется, сколько и каких средств необходимо и за счет каких Источников эти потребности будут профинансированы.

Собственный капитал

Если создается небольшая торговая организация, то нужно арендовать помещение, закупить оборудование и необходимые материалы и товары, нанять персонал и иметь средства для его оплаты. Для финансирования этих затрат торговая организация располагает не только собственными, но и заемными средства­ми, когда она получает кредиты в банке, или, получив товары от поставщика, начинает их использовать, еще не рассчитавшись за эти товары. До момента погашения задолженности за кредиты или за полученные товары их сумма рассматривается как заемные средства. Средства, вложенные в такого рода бизнес, окупаются довольно быстро. В случае создания крупной торговой организации объем и характер первоначальных вложений будет иной. Помимо крупных вкладов учредителей придется привлекать значительные кредиты и займы на достаточно длительный срок, так как необходимо иметь большие торговые площади (приобретаются или строятся), нужно закупать оборудование, большой объем товаров, требуется предварительная подготовка и обучение персонала.

Получив в свое распоряжение необходимые для хозяйственной деятельности средства, организация несет за это определенные обязательства перед другими организациями и лицами — инвесторами капитала.

Собственники (учредители) вкладывают в организацию свой капитал на постоянной основе. Первоначальный взнос собствен­ников для обеспечения деятельности организации в размерах, определенных учредительными документами, называют уставным (складочным) капиталом. Изменение уставного капитала возмож­но только по решению учредителей и требует внесения измене­ний в учредительные документы.

^ Добавочный капитал образуется за счет переоценки основных средств организации или за счет эмиссионного дохода акционерного общества (разницы от превышения продажной цены над номинальной стоимостью собственных акций), а также за счет курсовой разницы при взносах в уставный (складочный) капитал иностранными инвесторами.

^ Нераспределенная прибыль — конечный финансовый результат, полученный по итогам деятельности торговой организации; характеризует увеличение капитала за отчетный год и за весь период деятельности организации (накопление капитала за этот период).

^ Резервный капитал — часть капитала торговой организации; представляет собой часть прибыли, полученной по результатам деятельности за отчетный период, зарезервированной для покрытия возможных убытков организации, а также для выплат диви­дендов учредителям, имеющим привилегированные акции при недостаточности прибыли для этих целей. Обязаны создавать ре­зервный фонд только акционерные общества. Все остальные орга­низации имеют право создавать резервный фонд по решению со­брания собственников (учредителей).

^ Целевые финансирование и поступления — это средства, полу­ченные из бюджета, от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения. Полученные средства возврату не подлежат.

Взаимоотношения торговой организации с заимодавцами (кре­диторами) носят другой характер. Организация должна не только возвращать заемные средства, но и выплачивать проценты за пользование ими. Заемные средства образуются за счет:

    • кредитов банка — денежных сумм, полученных у банка на раз­личные цели с обязательным возвратом за определенную плату (процентную ставку) и на определенный срок (краткосрочные и долгосрочные);

    • займов — денежных сумм и (или) вещей, полученных в долг от юридических или физических лиц;

    • кредиторской задолженности — вид обязательств, характеризу­ющих: сумму долгов, причитающихся к уплате организацией в пользу других юридических и физических лиц в результате хозяй­ственных взаимоотношений с ними; счета, причитающиеся к по­лучению в связи с поставками в кредит или оплатой в рассрочку.

Наиболее распространенный вид кредиторской задолженно­сти — задолженность поставщикам и подрядчикам за поставлен­ные ими товары, материалы, услуги, выполненные и неоплачен­ные в срок работы. Кредит (лат. creditum — верить), следовательно, кредитор — заимодавец. По истечении сроков исковой давности кредиторская задолженность подлежит списанию на финансовые результаты в составе прочих доходов.

^ Обязательства по распределению включают в себя задолженности рабочим и служащим по заработной плате, а бюджету и органам социального страхования — по платежам, которые воз­никают в связи с тем, что момент возникновения долга не совпадает со временем его уплаты. Обязательства по распределению по своему экономическому содержанию отличаются от других привлеченных средств, так как образуются путем начисления, а не поступают со стороны.

Все заемные средства, включая первоначальные взносы учредителей в уставный (складочный) капитал, а также средства новых вкладчиков, привлеченных для увеличения уставного капитала, относятся к внешним источникам финансирования.

Если созданная организация работает хорошо и получает при­быль, то она может иметь внутренние источники финансирова­ния. Отчисления, образованные за счет чистой прибыли, могут направляться на расширение деятельности торговой организации. Через механизм амортизационных отчислений создается также источник самофинансирования как накопленный износ.

Итак, предметом бухгалтерского учета являются экономиче­ские ресурсы торговой организации, их кругооборот и результаты хозяйственной деятельности.

^ Общая характеристика метода бухгалтерского учета

Методом бухгалтерского учета - совокупность различных способов и приемов посредствам, которых решаются задачи бухгалтерского учета, обеспечивается сплошное, непрерывное и документальное отражение фактов хозяйственной жизни в целях познания их содержания (предмета бухгалтерского учета) и осуществления управления ими в про­цессе кругооборота средств.

Метод бухгалтерского учета включает отдельные элементы, из которых главными являются: документация, инвентаризация, оценка, калькуляция, бухгалтерские счета, двойная запись, баланс и отчетность.

Принято различать четыре этапа учетного процесса.

Этап 1. На этом этапе ведут текущее наблюдение, производят измерения и регистрацию хозяйственных процессов. Письменная регистрация хозяйственной операции в техническом носителе информации называется бухгалтерским документом, который слу­жит основой учета, — документация (документирование) хозяй­ственных операций. Значение документов в хозяйственной дея­тельности организации определяется не только тем, что они слу­жат основанием для учетных записей, но прежде всего в них отражается сама хозяйственная деятельность организации. С по­мощью документов ведется повседневное наблюдение, система­тический контроль за сохранностью материальных и денежных средств, устанавливается законность и целесообразность тех или иных операций.

Правильность документирования и регистрации операций на основе документов удостоверяется регулярной проверкой средств в натуре — инвентаризацией. Таким образом, инвентаризация — это проверка фактического наличия материальных ценностей и сверка с документом. Она позволяет получить сведения, характе­ризующие состояние хозяйственных средств, их сохранность.

Хозяйственные средства (имущество) и процессы в бухгалтер­ском учете отражаются не только в натуральном, но и в денежном выражении, позволяющем синтезировать учетные показатели. Пе­ресчет натурального выражения в денежное называется оценкой. В ряде случаев оценка может определяться только после отраже­ния на счетах всех затрат, связанных с определенным процессом. Оценка производится путем калькуляции (калькулирования) вычисления стоимости объекта. Калькуляция (от лат. calculatio — счет, вычисление) — способ определения себестоимости приобретения или изготовления материальных ценностей, выполненных работ и услуг.

Этап 2. На этом этапе проводятся систематизация и группи­ровка учетной информации. На этом этапе происходит техниче­ская обработка первичной информации, ее систематизация в со­ответствии с требованиями организации бухгалтерского учета, управления и текущего контроля. Данные первичных документов обрабатываются бухгалтерией для приведения их в систему, на­зываемую бухгалтерским учетом. Для отражения хозяйственных операций по каждому виду средств, их источников и расчетов торговая организация использует определенный счет. Счет — способ группировки и отражения в обобщенном виде однородных объектов учета и их движения. Основной принцип образования отдельного счета — однородность учитываемых объектов. Поэтому название счета определяется в зависимости от учитываемого объек­та, например для учета движения основных средств открывается счет «Основные средства», для учета движения товаров — счет «Товары» и т.д.

Все хозяйственные операции на счетах отражаются двойной записью. Двойственное отражение в бухгалтерском учете — суть двойственного характера самой хозяйственной операции, заклю­чающегося в том, что хозяйственная операция представляет со­бой простейший акт и составную часть кругооборота хозяйствен­ных средств во взаимной связи с источниками их образования. Прием двойной бухгалтерской записи заключается в том, что каж­дая хозяйственная операция записывается одновременно в дебете одного счета и в кредите другого счета в одинаковой сумме.

Группировка учетной информации осуществляется в форме, пригодной как для целей внутреннего управления, так и для внеш­них пользователей. Потребителями бухгалтерских сведений вы­ступает сама организация, прежде всего в лице ее собственни­ков, руководителей и менеджеров разного уровня (внутренние пользователи).

К внешним пользователям информации относятся:

    • инвесторы в заемный капитал организации (они хотят знать, способна ли организация в срок погасить долги);

    • поставщики и покупатели (их интересует платежеспособность, деловая активность и финансовая устойчивость делового контра­гента по бизнесу);

    • государственные и правительственные учреждения (статисти­ческие, налоговые и другие органы);

    • различные общественные организации, (профсоюзы, общества потребителей, экологические общества и др.).

Этап 3. Этот этап учетного процесса — составление установ­ленных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе данных бухгалтерского учета. Обобщенное отражение и сопостав­ление в денежной оценке в определенной совокупности хозяй­ственных средств (имущества) и источников их образования до­стигается балансовым обобщением. Результаты такого обобщения на отчетную дату, которой считается последний календарный день отчетного периода, показываются в бухгалтерском балансе.

На основании обобщенных учетных данных за отчетный пери­од составляется отчетность по установленным формам.

Отчетность — система итоговых показателей учета, характери­зующих деятельность организации за определенный период време­ни и ее итоги на определенный момент. Бухгалтерский баланс — важнейшая составная часть отчетности.

Между отчетностью и организацией учета имеется органиче­ская связь. Качественное ведение учета непосредственно влияет на качество содержания отчетности, что является основой для правильного руководства торговой организацией.

Этап 4. На этом этапе учетного процесса осуществляется ис­пользование учетной и отчетной информации для анализа фи­нансово-хозяйственной деятельности организации.

Отдельные элементы метода бухгалтерского учета не выступа­ют самостоятельно, изолированно от других, а наоборот, все они органически связаны между собой. Так, например, двойная за­пись на счетах производится на основании документации, оцен­ки; баланс и отчетность составляются на основе данных счетов, периодически подтверждаемых инвентаризацией и т.д. Таким об­разом, все элементы метода бухгалтерского учета находятся в не­прерывном взаимодействии и используются как единая система способов.

^ Контрольные вопросы по теме «Предмет и метод бухгалтерского учета»

1. Что такое бухгалтерский учет, каковы области его применения и основные задачи?

2. Какие требования предъявляются к ведению бухгалтерского учета?

3. Дайте определение понятию «предмет бухгалтерского учета». Перечислите основные объекты бухгалтерского учета.

4. На какие группы подразделяется имущество торговой организации по видам и назначению?

5. Что такое внеоборотные средства? Какие виды имущества к ним относятся?

6. Что такое оборотные средства? Дайте характеристику отдельным видам оборотных средств.

7. Как классифицируются источники средств?

8. Что понимается под собственным капиталом?

9. Какие источники средств можно отнести к заемному капиталу?

10. Что понимается под методом бухгалтерского учета? Из каких элементов он состоит?




Похожие:

Тема : Предмет и метод бухгалтерского учета iconТема : Предмет и метод бухгалтерского учета
Тема занятия: Характеристика бухгалтерского учета. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету
Тема : Предмет и метод бухгалтерского учета iconПредмет и метод бухгалтерского учёта
Предметом бухгалтерского учета является финансово – хозяйственная деятельность организации, направленная на выполнение её уставных...
Тема : Предмет и метод бухгалтерского учета iconЗадачами б/у являются
Содержание и функции бухгалтерского учета. Объекты, предмет и метод бухгалтерского учета. Балансовое обобщение, система бухгалтерских...
Тема : Предмет и метод бухгалтерского учета iconЗадачи бухгалтерского учета. Объекты и метод ведения бухгалтерского учета
Общее понятие о хозяйственных операциях организации как объекте бухгалтерского учета
Тема : Предмет и метод бухгалтерского учета iconТема 11. Формы бухгалтерского учёта
Под формой бухгалтерского учёта понимают совокупность различных учётных регистров с установленным порядком и способом записи в них....
Тема : Предмет и метод бухгалтерского учета iconТема : Бухгалтерские счета и способ двойной записи
Тема занятия: План счетов бухгалтерского учёта. Корреспонденция счетов бухгалтерского учёта. Составление бухгалтерских проводок
Тема : Предмет и метод бухгалтерского учета iconПоложение № Об учетной политике для целей бухгалтерского учета на...
Установить организацию, форму и способы ведения бухгалтерского учета на основании действующих нормативных документов
Тема : Предмет и метод бухгалтерского учета iconОбязательный курс: Основы бухгалтерского учета. Объем учебной нагрузки...
Цель курса : Рассмотреть основы теории и практики бухгалтерского учета, основы составления бухгалтерской отчетности а также примеры...
Тема : Предмет и метод бухгалтерского учета iconТема 1: Организация бухгалтерского учета на предприятии
В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» в РФ применяется классическая система ведения бухгалтерского учета, принятая во...
Тема : Предмет и метод бухгалтерского учета icon1: «Предмет, объём и метод бухгалтерского учета»
Бухгалтерский учёт – система сбора, обобщения и систематизации информации об имуществе фирмы, об источниках его формирования, а также...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница