Тема : Бухгалтерские счета и способ двойной записи




Скачать 96,27 Kb.
НазваниеТема : Бухгалтерские счета и способ двойной записи
Дата публикации13.07.2013
Размер96,27 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Бухгалтерия > Документы
Предмет: Основы бухгалтерского учета

Тема: Бухгалтерские счета и способ двойной записи

Тема занятия: План счетов бухгалтерского учёта. Корреспонденция счетов бухгалтерского учёта. Составление бухгалтерских проводок

План счетов бухгалтерского учета

Данные о хозяйственной деятельности предприятий должны обоб­щаться по отраслям, экономическим регионам и всей стране в целом. Это требует единообразия отражения объектов бухгалтерского учета на всех российских предприятиях, что достигается использованием типового плана счетов.

^ План счетов представляет собой систематизированный перечень бухгалтерских счетов, в котором используется классификация счетов по экономическому содержанию. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н утвержден действующий План счетов бухгалтерско­го учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, кото­рый ориентирован на ведение бухгалтерского учета в условиях рыноч­ной экономики (см. приложение), а также Инструкция по его приме­нению. В разработке Плана счетов принимали участие эксперты Организации Объединенных Наций по применению международных стандартов по бухгалтерскому учету, поэтому используемый сегодня План счетов приближен к международным бухгалтерским стандартам.

В Плане счетов приведены названия и номера синтетических счетов 1-го порядка и субсчетов 2-го порядка.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, являются типовыми, но предприятия по своему усмотрению и исходя из специфики своей деятельности могут изменять, исключать, а также вводить новые суб­счета.

Бухгалтерские счета с 01 по 99 сгруппированы по экономическому содержанию в восемь разделов.

1. Внеоборотные активы — с 01 по 09.

2. Производственные запасы — с 10 по 19.

3. Затраты на производство — с 20 по 29.

4. Готовая продукция и товары — с 40 по 46.

5. Денежные средства — с 50 по 59.

6. Расчеты — с 60 по 79.

7. Капитал — с 80 по 86.

8. Финансовые результаты — с 90 по 99.

В конце перечня основных синтетических счетов приведен список забалансовых счетов с 001 по 011. На этих счетах ведется учет средств, которые временно находятся в распоряжении предприятия, но ему не принадлежат, например средства, взятые в аренду.

В Инструкции по применению Плана счетов приводится краткая ха­рактеристика каждого синтетического счета, его назначение и приме­ры возможных корреспонденции каждого счета с другими счетами бухгалтерского учета.

^ Корреспонденция счетов бухгалтерского учета

Важнейшим правилом ведения бухгалтерского учета при помощи сче­тов является правило двойной записи, которое заключается в следую­щем: любая хозяйственная операция отражается одновременно на двух счетах — в дебете одного счета и кредите другого.

Например, списаны материалы в производство на сумму 26 000 р. В данной операции участвуют два активных счета: 10 «Материалы» и 20 «Основное производство». Так как материалы выбыли со склада, сумма 26 000 р. отражается на кредите счета 10. Однако материалы по­ступили в производство, поэтому эта же сумма будет проходить на дебете счета 20, что должно быть оформлено следующей бухгалтерской записью:

^ Дебет 20 «Основное производство» Кредит 10 «Материалы».

^ Счет 10 «Материалы»




Счет 20 «Основное производство»

Дебет

Кредит




Дебет

Кредит




26 000




26 000







Взаимосвязь между счетами называется корреспонденцией счетов, а сами счета корреспондирующими. Указание корреспонденции счетов называется бухгалтерской проводкой.

Составить бухгалтерскую проводку — значит указать, какой счет де­бетуется, а какой кредитуется и на какую сумму.

Рассмотрим на примерах, как составляются бухгалтерские проводки.

Пример 2.7. Составление простых бухгалтерских проводок.

Задание 1. Составить бухгалтерские проводки для следующих хозяй­ственных операций.

1. Погашен краткосрочный кредит банка с расчетного счета

а) определим, какие счета участвуют в операции, в нашем случае это активный счет 51 «Расчетный счет» и пассивный счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам» и займам;

б) сначала определимся с одним счетом. Для этого следует выбрать активный или пассивный счет, потому что именно на активных и пас­сивных счетах действуют строгие правила. Лучше всего, если это бу­дет активный денежный счет, как в нашем примере.

^ Активный счет


Пассивный счет


Дебет

Кредит

+

-

Увеличение

Уменьшение




Дебет

Кредит

-

+

Уменьшение

Увеличение




Так как деньги выбыли с расчетного счета (уменьшение в кредите активного счета), то активный счет 51 кредитуется, при этом уменьшается задолженность за краткосрочный кредит, значит пас­сивный счет 66 дебетуется. Проводка для этой хозяйственной опе­рации:

Дебет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам» Кредит 51 «Расчетные счета».

^ 2. Получены материалы от учредителей:

а) в данной операции участвуют активный счет 10 «Материалы» и ак­тивно-пассивный счет 75 «Расчеты с учредителями»;

б) определимся с активным счетом 10. Материалы получены (увели­чение в дебете активного счета), поэтому счет 10 дебетуется, в резуль­тате этой операции появляется кредиторская задолженность перед учредителями, что отражается на кредите активно-пассивного счета 75. Проводка для данной операции:

Дебет 10 «Материалы» Кредит 75 «Расчеты с учредителями».

^ 3. Перечислены налоги в бюджет:

а) в данной операции участвуют активный счет 51 «Расчетные счета», так как налоги — это денежные средства предприятия, и активный счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

б) определимся с активным счетом 51. Деньги перечислены с расчет­ного счета (уменьшение в кредите активного счета), поэтому счет 51 кредитуется, при этом будет погашена задолженность бюджету по налогам, следовательно, пассивный счет 68 будет отражаться в дебе­те. Проводка для данной операции:

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 51 «Расчетные счета».

^ 4. Покрыт убыток за счет средств резервного капитала:

а) в данной операции участвуют пассивный счет 82 «Резервный капи­тал» и активно-пассивный счет 99 «Прибыли и убытки»;

б) определимся с пассивным счетом 82. Резервный капитал уменьша­ется (уменьшение в дебете пассивного счета), поэтому счет 82 дебету­ется, уменьшение убытка будет показано на кредите активно-пассив­ного счета 99. Проводка для данной операции:

Дебет 82 «Резервный капитал» Кредит 99 «Прибыли и убытки».

^ 5. Увеличен уставный капитал за счет средств добавочного капитала:

а) в данной операции участвуют два пассивных счета — 80 «Уставный капитал» и 83 «Добавочный капитал»;

б) определимся сначала с одним счетом, например со счетом 80. Ус­тавный капитал увеличивается (увеличение в кредите пассивного счета), поэтому пассивный счет 80 кредитуется, а уменьшение в пас­сивном счете 83 будет показано в дебете. Проводка для данной опе­рации:

Дебет 83 «Добавочный капитал» Кредит 80 «Уставный капитал».

^ 6. Оприходованы запасные части на склад:

а) в данной операции участвуют активный счет 10 «Материалы» и пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Не ука­зано, от кого получены материалы, значит они приобретены у постав­щиков, как это бывает в большинстве случаев, в остальных ситуациях обычно оговаривается, от кого поступили средства;

б) определимся с активным счетом 10. Материалы получены (про­изошло увеличение в дебете активного счета), поэтому счет 10 дебе­туется, при этом появилась задолженность перед поставщиками, по­этому пассивный счет 60 будет кредитоваться. Проводка для данной операции:

Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подряд­чиками».
Задание 2. Составить хозяйственные операции к указанным бухгалтер­ским проводкам.

^ 1. Дебет 10 «Материалы» Кредит 20 «Основное производство»:

а) в операции участвуют два активных счета;

б) определимся с одним активным счетом, например со счетом 10. Так как счет дебетуется, произошло увеличение материалов на складе, да­лее задаем вопрос, по какой причине это произошло, и отвечаем на него, ориентируясь на второй счет проводки, — они возвращены из основного производства;

в) формулируем операцию — сэкономленные в основном производстве материалы возвращены на склад.

2.Дебет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Кредит 50 «Касса»:

а) в операции участвуют активный счет 50 и активно-пассивный счет 71;

б) определимся с активным счетом 50. Так как счет кредитуется, день­ги выбыли из кассы, выясняем по какой причине, ориентируясь на второй счет проводки, — они выданы подотчетному лицу;

в) формулируем операцию — выданы деньги под отчет.

^ 3. Дебет 75 «Расчеты с учредителями» Кредит 80 «Уставный капитал»:

а) в операции участвуют активно-пассивный счет 75 и пассивный счет 80;

б) определимся с пассивным счетом 80. Так как он кредитуется, про­изошло увеличение уставного капитала, выясняем за счет чего, ори­ентируясь на второй счет проводки, — за счет учредителей;

в) формулируем операцию — за счет взносов учредителей увеличен уставный капитал.

^ 4. Дебет 20 «Основное производство» Кредит 70 «Расчеты с персона­лом по оплате труда»:

а) в операции участвуют активный счет 20 и пассивный счет 70;

б) определимся с активным счетом 20. Так как счет дебетуется, затра­ты на основное производство увеличились, выясняем по какой причине, ориентируясь на второй счет проводки, — в производственные расходы включены затраты на оплату труда;

в) формулируем операцию — начислена заработная плата работни­кам основного производства или начислена заработная плата за про­изводство продукции.
Бухгалтерские проводки бывают простые и сложные. В простой провод­ке участвуют только два бухгалтерских счета, как это показано в при­мере 2.7. В сложных проводках дебет одного счета может быть связан с кредитом нескольких счетов, или наоборот, кредит одного счета связан с дебетом нескольких счетов. Например, от подотчетного лица получе­ны купленные им материалы и неизрасходованные подотчетные день­ги. В этой операции кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» связан с дебетом двух разных счетов 10 «Материалы» и 50 «Касса».

Рассмотрим, как составляются сложные бухгалтерские проводки на примере ведения учета на счете 10 «Материалы».

Пример 2.8. Составление сложных бухгалтерских проводок.

Задание. Составить задачу на ведение учета на счете 10 «Материалы», указать, от кого могут поступать материалы на склад и как они выбы­вают, привести примеры бухгалтерских проводок.

1. Поступили материалы (показывают на дебете счета 10):

а) от поставщиков — ^ Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с по­ставщиками и подрядчиками»;

б) от учредителей — Дебет 10 «Материалы» Кредит 75 «Расчеты с уч­редителями»;

в) от подотчетных лиц — ^ Дебет 10 «Материалы» Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

2. Выбыли материалы (показывают на кредите счета 10):

а) списаны в производство — Дебет 20 «Основное производство» Кре­дит 10 «Материалы»;

б) списаны как убыль — Дебет 99 «Прибыли и убытки» Кредит 10 «Материалы»;

в) бракованные материалы возвращены поставщику — ^ Дебет 60 «Рас­четы с поставщиками и подрядчиками» Кредит 10 «Материалы».
Практические задания

Задача 2.2 Составление бухгалтерских проводок.

Задание 1. Укажите корреспонденцию счетов для следующих хозяй­ственных операций.

1. Оплачен счет поставщику за материалы.

2. Возвращены из кассы деньги на расчетный счет.

3. Получен патент от учредителей.

4. Начислены доходы учредителям за счет резервного капитала.

5. Выдана из кассы премия.

6. Перечислены деньги поставщикам за приборы.

7. Получен краткосрочный кредит банка на валютный счет.

8. Погашена дебиторская задолженность.

9. Увеличен добавочный капитал за счет прибыли.

10. Выданы деньги на командировочные расходы.

11. Получены приборы от поставщика.

12. Возвращен вклад учредителю из уставного капитала.

13. Списана убыль готовой продукции как убыток.

14. Погашена кредиторская задолженность.

15. Начислена заработная плата за выполнение работ.

16. Получены хозяйственные товары от подотчетного лица.

17. Получены от дебиторов ценные бумаги.

18. Списано сырье в основное производство.

19. Оприходовано оборудование на склад.

20. Обнаружен излишек материалов при проверке.
Задание 2. Сформулируйте хозяйственные операции к следующим бух­галтерским проводкам:

Д 60 К 10, Д 52 К 75, Д 60 К 51, Д 76 К 50, Д 50 К 71, Д 75 К 51, Д 58 К 75, Д 51 К 76, Д 83 К 80, Д 99 К 10, Д 82 К 99, Д 01 К 83, Д 51 К 62, Д 43 К 20, Д 50 К 51, Д 10 К 60, Д 10 К 20, Д 50 К 52, Д 99 К 82, Д 52 К 83.






Похожие:

Тема : Бухгалтерские счета и способ двойной записи iconТема : Бухгалтерские счета и способ двойной записи
Тема занятия: Понятие и структура бухгалтерского счета. Активные и пассивные счета
Тема : Бухгалтерские счета и способ двойной записи iconТема : Бухгалтерские счета и способ двойной записи
Задание Оформите активный счет 51 «Расчетные счета», подсчитай­те обороты и сальдо на конец месяца
Тема : Бухгалтерские счета и способ двойной записи iconТема : Бухгалтерские счета и способ двойной записи
Тема занятия: Синтетический и аналитический учёт. Оформление карточки учёта материалов, аналитических и синтетических счетов
Тема : Бухгалтерские счета и способ двойной записи iconТема : Бухгалтерские счета и способ двойной записи
Оформить активный счёт 04 «Нематериальные активы», подсчитать обороты по дебету, кредиту и сальдо на конец месяца
Тема : Бухгалтерские счета и способ двойной записи icon№1 Бухгалтерские счета и их значение. Метод двойной записи
Результат Разделять бухгалтерские счета согласно классификации по плану счетов на активные, пассивные, активно-пассивные синтетические,...
Тема : Бухгалтерские счета и способ двойной записи iconТема : Бухгалтерские счета и способ двойной записи
Если предприятие пользуется привле­ченными, заемными средствами, то оно имеет кредиторскую задолжен­ность перед другими организациями...
Тема : Бухгалтерские счета и способ двойной записи iconВопросы по бухгалтерскому учету (для экстерната)
Система бухгалтерских счетов и метод двойной записи. Схема записи на активных и пассивных счетах
Тема : Бухгалтерские счета и способ двойной записи iconПрактическая работа №1. Основные понятия и роль бухгалтерского учета
Понятие бухгалтерского счета. Строение счета. Активные и пассивные счета. Классификация счетов бух учета
Тема : Бухгалтерские счета и способ двойной записи icon2. Основные характеристики существующих платежных систем
В основу одного из вариантов классификации электронных карточек положен способ записи информации. В карточках применяется
Тема : Бухгалтерские счета и способ двойной записи icon8. Учет расчетов с использование аккредитивов
В плане счетов учет расчетов с использованием аккредитивов осуществляется на балансовых счетах в 4 разделе, счета пассивные. По дебиту...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница