Программа «виа» (на 3 года) Руководитель творческого объединения учащихся «До-мажор»




Скачать 391,98 Kb.
НазваниеПрограмма «виа» (на 3 года) Руководитель творческого объединения учащихся «До-мажор»
страница1/2
Дата публикации29.06.2013
Размер391,98 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Бухгалтерия > Программа
  1   2
Муниципальное общеобразовательное учреждение Казинская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю:

Директор МОУ «Казинская СОШ»

Попов В.Г.

«____» ____________2010г.

ПРОГРАММА

«ВИА»
(на 3 года)


Руководитель творческого объединения учащихся «До-мажор»
Емельянов Александр Владимирович

Валуйки – 2010

ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ (ВИА)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной целью создании вокально-инструментального ансамб­ли является воспитание гармонически развитой личности, приоб­щение школьников к основам мировой музыкальной культуры, развитие музыкально-эстетического вкуса, расширение общего кругозора на основе исполнения лучших образцов советской, на­родной и зарубежной песенной литературы, а также слушании классической и современной музыки.

Правильно организованная и тщательно продуманная работа ВИА способствует подъему общей музыкальной культуры, развивает чувство коллективизма, ответственности, а также формирует нравственные и музыкально-эстетические взгляды, мировоззрение учащихся.

Создание такого коллектива предполагает многостороннюю ра­боту по обучению музыкальной грамоте, развитию вокальных дан­ных, обучению игре на инструменте, выработке навыков ансамбле­вой игры, аккомпанирования, одновременного пения и игры на инструменте, музыкально-образовательные беседы и слушании музыки.

В коллектив принимаются все желающие. При приеме проверяется музыкальный слух, голос, чувство ритма, музыкальная память. Желательно наличие певческого голоса и владение каким-либо музыкальным инструментом. Специфика работы ВИА, осо­бенно на начальном этапе, предполагает в основном индивидуаль­ную работу на различных инструментах и по постановке голоса. Кружковцы, проявившие наибольшие способности, могут быть переведены в основной состав ансамбля, число которого не пре­вышает 7—10 человек.

Качественно-количественный состав может варьироваться от трех (ударный инструмент, бас-гитара, ритм-гитара) или (форте­пиано или электроорган) до большего количества инструментов в зависимости от возможностей учащихся, знаний руководителя и технического оснащения кружка, но не более 7—10.

Дополнительно в таком ансамбле могут с успехом применяться трубы, тромбоны, саксофоны, флейта. гитара-соло, скрипки, мел­кие ударные: маракасы, трещотки, бубны, кастаньеты; бонги, конги а т. д. Можно использовать я отдельные народные инструменты.

Помещение для занятий должно быть достаточно просторным и звукоизолированным, а оборудование соответствовать совре­менному техническому уровню.

Возросшие технические возможности и требования, предъяв­ляемые к современным залам и проводимым в них мероприятиям, делают необходимым приобретение электромузыкальной и голо­совой усилительной аппаратуры. Только наличие такой базы да­ет возможность создать вокально-инструментальный ансамбль.

Кружковцев следует научить пользоваться усилительной аппа­ратурой и соблюдать технику безопасности.

Необходимым минимумом является наличие усилительной го­лосовой и инструментальной аппаратуры. Для усиления электро­гитар, клавишных электромузыкальных инструментов и т. д. необходимо 2—3 усилителя с колонками. Для бас-гитары рекомендуется иметь отдельный низкочастотный усили­тель с колонкой.

Для усиления голоса желательно иметь специальную электро-усилительную аппаратуру с широкополосными микрофонами на стойках. Идеальным вариантом является наличие микшера и пульта управления.

Звучность инструментов во время репетиции и на концерте должна быть умеренной. Все инструменты должны быть тща­тельно настроены.

Кроме этого, необходимо иметь проигрыватель и магнитофон.

Для хранения и транспортировки аппаратуры нужны специаль­ные чехлы.

Инструменты лучше постоянно хранить в одном месте, так как при частой транспортировке они быстрее выходят из строя.

Основу всего учебно-воспитательного процесса составляет изучение музыкальной грамоты, в процессе которого развивают­ся музыкально-слуховые представления, музыкальное мышление и память.

Наряду с традиционными разделами элементарной теории му­зыки: расположение нот на нотоносце, длительности, размер и т. д., кружковцы изучают буквенно-цифровые обозначения, ус­ложненный ритм, знакомится с основами гармонии, учатся соеди­нять главные трезвучия, строят простейшие каденции и секвен­ции в различных тональностях, изучают строение музыкальной формы.

Особенно сложной и трудной является работа по постанов­ке голоса, так как голоса школьников в это время находятся в пе­риоде мутации или постмутации, тем не менее, в задачу руково­дителя входит обучение правильному пению, но всем его сложном комплексе: звукообразованию, напевному голосоведению, певчес­кому дыханию, дикции. Во время работы над чистотой интонирования одновременно следует вырабатывать полезность, звонкость и вибрато голоса, добиваясь естественности звучания. Раскрывая творческую индивидуальность исполнителя, прививать культуру пенни, оберегать подростков от манерничанья и подражательства. Вся вокальная работа должна проводиться па доступном музы­кальном материале.

Сочетая индивидуальную работу по постановке голоса с вокально-ансамблевой, необходимо добиваться чистоты унисона, правильной вокализации гласных и четкого одновременного про­изнесения согласных. При одновременной работе вокальной и ин­струментальной групп необходимо уравновешивать звучность, по­этому пенис без микрофонов совершенно недопустимо, так как приводит к излишней формировке голоса. Неправильное вокаль­ное воспитание, несоблюдение гигиены певческого голоса оказы­вают вредное влияние и на состояние голосового аппарата, и на эстетическое развитие, как исполнителей, так и слушателей.

Репетиции рекомендуется проводить 1 раз в неделю по 1 ча­су. Ансамблевые репетиции строятся следующим образом: начи­нать занятия можно с 15—20-минутного распевания. Это мобили­зует внимание кружковцев, способствует слаженности пения. Пос­ле настройки инструментов можно приступать к разучиванию но­вого материала, чтению нот с листа (один час). При этом целесо­образно сочетать индивидуальные и групповые формы работы. Далее, после 5минутного перерыва продолжаются занятия: под­страиваются инструменты, повторяется и закрепляется предыду­щий материал, разбирается форма произведения, его содержание и выразительные средства. Затем может быть проведена беседа о музыке или прослушивание грамзаписей. В конце занятия — подведение его итогов.

Профессиональные вокально-инструментальные ансамбли отно­сятся к эстрадным жанрам, основу которых составляет зрелищность. Школьные ВИА — это, прежде всего, форма воспитания учащихся». Поэтому наряду с продолжением работы по овладению инструментом, музыкальной грамоте, поста­новке голоса, аккомпанированию особое место приобретает рабо­та над сценическим оформлением исполняемого репертуара, в ко­тором используется пластика (танец или его элементы), свет, слайды, кино. Важно и актерское решение исполняемых песен, в том числе с детальным обыгрыванием содержания. Все это наце­лено на возможно более полное раскрытие художественного об­раза. Однако сценическим оформлением номеров лучше занимать­ся после того, как освоен музыкальный материал и составлена конкретная концертная программа.

Современный школьный вокально-инструментальный ансамбль выполняет разнообразные функции, главная из которых — воспи­тание гармонически развитой личности. Вот почему так важно, чтобы школьники научились не только петь и играть на инстру­менте, красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене, но и формировать свою личность.

Очень важна для успешной деятельности ВИА самостоятель­ная работа кружковцев, осознанный, упорный и кропотливый труд, необходимый для преодоления многочисленных трудностей.

Работа ВИА будет не полной, если кружковцы не познакомят­ся с русской и зарубежной классической музыкой, с историческим развитием советской эстрады, джаза, массовой песней, творчест­вом советских композиторов и исполнителей. На музыкально-по­знавательные беседы и слушание музыки в программе ежегодно отводится У часов, т. е. одно занятии в месяц.

Проверкой знаний, умений и навыков кружковцев являются публичные выступления. Сначала в виде показов для родителей, затем в виде творческих отчетов и концертов. Хорошие вокально-инструментальные ансамбли могут принимать участие в больших праздничных и тематических концертах с участием хора, солистов, вокальных ансамблей и других художественных коллективов.

Выбор репертуара для вокально-инструментального ансамб­ли— наиболее трудная задача руководителя. Однако именно пра­вильно подобранный репертуар будет способствовать духовному и техническому росту коллектива, а также определит его творческое лицо, позволит верно, решать воспитательные задачи. Репертуар должен быть идейно и художественно качественным, выдержан­ным в духе решения задач коммунистического формирования лич­ности. При этом надо специально уделять внимание поэтическому тексту песен, который должен быть художественным.

Подбирая программный репертуар, следует руководствоваться несколькими принципами:

  1. идейной значимостью исполняемого,

  2. художественной ценностью,

  3. воспитательным значением,

  4. доступностью музыкального и литературного текста,

  5. разнообразием жанровой и музыкальной стилистики,

  6. логикой компоновки будущей концертной программы.

Среди песен выбранного репертуара должны быть песни о Ро­дине, о молодежи. Необхо­димо, чтобы песни гражданского звучания были только высокого качества и хорошо исполнялись.

Работа ВИА не ограничивается индивидуальными и групповы­ми занятиями со школьниками. Необходима также просветительская работа с родителями, постоянный контакт с ними, знакомство с успеваемостью учащихся, собрания и встречи с родителями. Ес­ли учитель музыки в школе не в состоянии охватить такой боль­шой работы, то возможно привлечение одного или нескольких спе­циалистов или уменьшение числа кружковцев до минимального.

Особо отметим, что деятельность и воспитательная работа, провозимая в вокально-инструментальном ансамбле, должна быть направлена на углубление музыкальных знании, полученных на уроках музыки, развитие творческой активности ребят, интере­са и любви к музыке. Она должна быть подчинена общим задачам музыкально-эстетического воспитания школьников.

Активное привлечение учащихся к занятиям в кружке, особен­но на базе школ с продленным днем обучения, оказывает несом­ненную помощь школе в воспитании любого контингента детей, так как непосредственно способствует организации их досуга.

Интерес школьников к вокально-инструментальному ансамблю позволяет воспитывать трудных детей, особенно если они непос­редственно заняты в данном коллективе, а концерты, в которых приходится участвовать, ставят всех кружковцев перед необходи­мостью воспитания сознательной дисциплины и самодисциплины, а также точного выполнения конкретных задач.

Организация ВИА имеет двоякое назначение: с одной стороны, развитие художественно-самодеятельного творчества учащихся средствами эстетического воспитания и музыкального обучения, с другой — удовлетворение нужд школы и других детских органи­заций в интересных массовых мероприятиях. Однако излишнее ув­лечение концертной деятельностью, особенно постоянное участие в танцевальных программах, нельзя считать положительным. Но и отсутствие концертов, творческих показов и отчетных выступле­ний, перегрузка учебного процесса обедняет деятельность ВИА.

^ ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Примерный тематический план




Кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Индивидуальные занятия па инструменте

17

2

15

2.

Постановка голоса

2

1

1

3

Основы музыкальной грамоты сольфеджио

3

1

2

4

Музыкально - образовательные беседы слушание музыки

3

1

2

5.

Камерный ансамбль (II полугодие)

10


2

8





Итого

35

7

28


ПРОГРАММА

^ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ НА ИНСТРУМЕНТЕ

Шестиструнная гитара

Теоретические сведения.

Знакомство с инструментом: общие сведения, устройство и на­стройка гитары. Посадка исполнителя, положение гитары, поста­новка правой руки, левой руки, извлечение звука (ногтевой и безногтевой). Строй гитары, позиции. Практическая работа.

Аккорды и способ их извлечения. Баррэ, арпеджио. Гаммы, уп­ражнения, каденции и пьесы в пределах I позиции. Изучение IV, V. VII. IX позиций.

Приемы звукоизвлечения: легато, стаккато, тремоло, глиссан­до. Флажолеты (начальные, искусственные).

Ударные инструменты (малый барабан). Теоретические сведения.

Сведения об инструменте, его устройстве, уход за инструмен­том. Основы музыкальной грамоты. Нотация для ударных инстру­ментов. Посадка за инструментом. Постановка рук.

Практическая работа.

Гимнастические упражнения дли развития рук.

Аппликатура. Простейшие упражнения на глухом барабане. Одиночные удары, «двойки», «двойки» с ускорением. Простые раз­меры. Сложные размеры. Пунктирный ритм. Синкопа. Форшлаг. Дробь (тремоло).

Крещендо и диминуэндо при игре на малом барабане. Знаком­ство с малыми ударными инструментами: бубен, трещотки, маракасы, треугольник, «коровий» колокольчик и др.

Принципы игры. Упражнения и пьесы для ансамбля с участи­ем ударных инструментов и фортепиано.

Клавишные инструменты (на базе музыкальной подготовки)

Фортепиано

Теоретические сведения.

Роль и функция фортепиано в ансамбле. Фортепиано как соли­рующий инструмент.

Фортепиано в аккомпанементе.

Подчинение аккомпанемента общим ансамблевым задачам (уравновешивание звучности, ритмическая организация и совпа­дения, единый темп).

Практическая работа.

Изучение пьес и песен для ансамбля. Аккомпанирование со­листу-вокалисту, вокальной группе, солирующему инструменту. Фактура.

Изучение различных видов фортепианной фактуры: мелодиче­ской, гармонической, смешанной.

Буквенно-цифровое обозначение аккордов, построение и игра их на инструменте.

Соединение главных трезвучий и гармонизация мелодии.

Более сложная гармония. Применение септаккордов и неболь­ших гармонических структурах. Гармонизация мелодии по гото­вой буквенно-цифровой схеме (цифрованному басу), Практическое освоение различных видов аккомпанемента. Самостоятель­ная домашняя работа.

Одноголосная мелодия в правой руке при аккордовой поддерж­ке левой.

Соединение гармонии и мелодии в правой руке при басовой поддержке в левой руке.

Арпеджированные аккорды.

Остинатные фигурации в правой или левой руке. Рифф (общее понятие).

Применение различных ритмических группировок в мелодиче­ской линии баса (партия левой руки).

Духовые инструменты Теоретические сведения.

Знакомство с инструментом. Сведения об устройстве. Положе­ние инструмента во время игры, правила звукоизвлечения.

Постановка корпуса, головы, рук, пальцев и ног при игре на инструменте.

Губной аппарат. Строение губного аппарата, функция губных мышц при игре.

Практическая работа.

Постановка дыхания. Виды дыхания. Развитие грудобрюшно­го дыхания. Соотношение вдоха и выдоха при игре. Упражнения на развитие дыхания. Атака звука. Понятие об атаке звука. Твер­дая и мягкая атака. Взаимодействие губных мыши, дыхания и языка при атаке на медных и деревянных духовых инструментах. Комбинированная вспомогательная атака (двойное и тройное стаккато).

Основные штрихи (стаккато, легато, деташе). Уп­ражнения для развития всех, видов атаки, практическое освоение штрихов в гаммах, упражнениях, пьесах.

Аппликатура. Основная и вспомогательная аппликатура. Разви­тие техники. Музыкальный звук и его свойства. Работа над звуком. Правила чистого интонирования. Понятие о нату­ральном звукоряде и техника его звукоизвлечения. Развитие слу­хового и моторного контроля. Развитие беглости, четкости, ровно­сти звука в гаммах, упражнениях, трезвучиях. Практическое изу­чение этюдов и пьес па различные виды техники.

Постановка голоса (индивидуальные занятия)

Теоретические сведения.

Ознакомление кружковцев с основами вокального искусства, основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса.

Певческая установка (пение сидя, пение стоя). Положение корпуса, рук, йог, головы, шеи во время пения.

Основы певческого дыхания. Овладение навыками нижнереберного дыхания. Соотношение вдоха и выдоха в зависимости от характера музыки, длины музыкальной фразы. Упражнения на дыхание на одном звуке с постепенным увеличением его продолжи­тельности и другие упражнения.

Понятие атаки звука как начала пения (мобилизация всего артикуляционного аппарата). Овладение навыком мягкой атаки.

Практическое изучение механизма певческого звукообразова­ния.

Слуховой контроль, воспитание сознательного отношения к пению и развитие вокального слуха. Практическая работа.

Артикуляция и артикуляционный аппарат (рот, губы, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее небо). Роль артикуляционного аппарата и вокализации и округлении гласных. Выравнивание гласных при пении упражнении на «и-з-а-оу» в сочетании с раз­личными согласными, а также выравнивание и округление их а конкретных вокальных произведениях.

Пение нефорсированным звуком на удобных звуках (дли маль­чиков-мутантов в пределах до, ре — до, ре).
Основные правила чистого интонирования

Пение отдельных звуков, устойчивых ступеней, звукоряда, ин­тонирование вводных звуков с разрешением, гаммаобразных от­резков звукоряда, мелодических интервалов (квинта, кварта, тер­ция и др.), отдельных попевок.

Знакомство со звуковедением: легато, нон легато. Пение уп­ражнений с использованием легато и нон легато.

Дикция и основные правила произношения в пенни:

  1. произношение согласных,

  2. произношение гласных,

  3. произношение согласных в середине и в конце слога,

  4. правила культуры речи (верное ударение в слонах).

5) правила логики речи (нахождение и выделение основного слова, несущего логическое ударение, помогающее понять и подчеркнуть мысль в музыкальной фразе).

Характер певческой дикции в зависимости от характера му­зыки и содержании произведения.

Разучивание 2—4 песен различного характера. Пение нефор­сированным округлым звуком с применением вышеизложенных правил,

Основы музыкальной грамоты и сольфеджио

Теоретические сведения.

Сведения о музыкальном звуке и его свойствах (высота, сила, длительность, тембр).

Нотная запись звуков. Октавы. Регистры. Ключи. Расположе­ние нот на нотоносце в скрипичном и басовом ключах.

Длительности. Паузы. Знаки альтерации. Их обозначение.

Знамение точки около поты. Лига как знак увеличения длительности звука. Лига как знак связного исполнения нескольких звуков.

Сильные и слабые доли такта. Понятие о ритме, метре, разме­ре. Такт и тактовые черты. Затакт.

Понятие о простых сложных размерах.

Ритм и особые виды ритмических делений (дуоли, триоли). Группировка (запись инструментальной и вокальной музыки). Тактирование

Практическая работа.

Чтение нотных при­меров с тактированием.

Тон и полутон. Звукоряд. Цифровое обозначение ступеней зву­коряда. Тоника как главная устойчивая ступень звукоряда.

Понятие о ладе. Мажор и минор. Построение мажорного зву­коряда. Пение мажорного звукоряда.

Небольшие диктанты в мажоре.

Определение на слух устойчивых ступеней лада.

Минорный лад. Построение минорного звукоряда устно и пись­менно.

Изучение натурального, гармонического и мелодического ми­нора.

Пение небольших примеров в миноре с тактированием. Запись диктантов.

Интервалы. Ступеневая и толовая величина интервалов. Ме­лодические и гармонические интервалы. Обращение интервалов. Интервалы в ладу и их разрешение. Консонансы и диссонансы.

Определение на слух интервалов.

Построение интервалов устно и письменно от различных зву­ков к ладу.

Сольфеджирование мелодии до 4—5 ключевых знаков с такти­рованием.

Запись музыкального диктанта в пределах пройденных интер­валов и тональностей.

Сокращение и упрощение нотного письма. Реприза. Вольта. Знак повторения тактов. Знак октавного переноса звучания. Ме­лизмы (трели, форшлаги, группетто, морденты).

Термины обозначения темпа и динамики.

Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки

Теоретическая работа. Темы для изучения

1. Роль и значение музыки и пашей жизни.

2. Жанровое разнообразие музыки (вокальная и инструментальная; камерное искусство и крупные формы).

3. Что выражает музыка. Музыкальный образ.

4. Музыкальный язык. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, темпоритм, тембр, динамика),

  1. Структура музыки (музыкальные формы)'.

  2. Народно-песенные истоки музыки.

  3. Песня — искусство звучащего слова.

8- Танцевальные традиции и ритмы современной музыки.

9. «Серьезная» музыка и «легкая»; эстрадная и джазовая. (Вы­бор темы, круг образов, Сопоставление и анализ.)


Второй год обучения

Примерный тематический план

Содержание и виды занятий

Часы

Теория

Практика

  1. Индивидуальные занятия на инструменте

11

1

10

  1. Выработка вокально-ансамблевых навыков

8

1

7

  1. Основы музыкальной грамоты и гармонии

2

1

1

  1. Музыкально-образовательные беседы

2

1

1

  1. Ансамбль (инструментальная аккомпанирующая группа)

10

1

9

  1. Основы сценического движения и ритмики

2

1

1

итого

35

5

28

^ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ НА ИНСТРУМЕНТЕ

Электрогитара

Теоретические сведения.

Современная электрогитара, ее устройство, тембровые и дина­мические возможности. Техническая характеристика электроги­тары, темброблока, усилителей и звуковых колонок. Правила под­ключения электрогитары, пользования и хранения инструмента. Положение гитары на время исполнения. Игра медиатором.

Практическая работа.

Освоение различных видов техники: аккордов, арпеджио, ле­гато, глиссандо, вибрато, тремоло, поджатие струны. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Исполнение различных ритмических рисунков в аккордовом изложении. Практическое изучение гамм, аккордов, каденций, пьес в различных позициях и тональностях.

Бас-гитара

Теоретические сведения.

История создания, устройство, техническая и тембровая характеристика инструмента.

Подключение к усилителю с колонкой и хранение бас-гитары. Функция бас-гитары в ансамбле, оркестре. Практическая работа.

Положение инструмента во время игры (игра стоя, игра сиди), постановка рук, игра пальцами и медиатором. Аппликатура и позиции. Положение большого пальца (опоры). Штрихи: легато, стаккато.

Ударные инструменты

Теоретические сведения.

Изучение инструментов ударной установки, на устройство расположение. Функции инструментов ударной установки. Нотная запись инструмента ударной установки.

Практическая работа.

Посадка за инструментом. Большой барабан, подвесные тарел­ки, хай-хет (педальные тарелки), комплект тамтамов. Координа­ции рук и ног. Изучение танцевальных ритмов.

Клавишные электроинструменты (йоника, электроорган, электропиано, стринг)

Теоретические сведения.

Современные клавишные инструменты. Технический характе­ристика, принцип эксплуатации и подключения к усилительной аппаратуре. Заземление инструментов и правила техники безо­пасности.

Тембровые и динамические возможности инструмента!». Диапа­зон. Регистры. Мануалы (клавиши переключения).

«Чистые» тембры, смешанные тембры: тремоло, вибрато. Музыкальная оправ­данность применения различных эффектов.

Место и роль клавишного электроинструмента в ансамбле, ор­кестре.

Практическая работа.

Солирующая функция инструмента (тембровое разнообразие, громкость). Аккомпанирующая функция (гармония, ритм, дина­мика). Педальные задержания и их выразительное значение.

Применение знаний в разучиваемых песнях и пьесах.

Четкое, грамотное, эмоциональное исполнение нескольких песен и пьес в составе ВИА. Понимание функций и задач своего инструмента в коллективной ансамблевой игре.
Постановка голоса (индивидуальная ансамблевая работа)

Теоретические сведения.

Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Пенис мягким нефорсированным и округ­лым звуком.

Выравнивание регистров. Укрепление среднего регистра диа­пазона.

Постепенная выработка певческого вибрато. Продолжение ра­боты Над ^ ЧИСТОТОЙ ИНТОНТОНИРОВАНИЯ.

Практическая работа.

Вокально-ансамблевая работа. Выработка единообразных приемов пения (одновременное дыхание и атака звука, правиль­ная вокализация гласных, единая подтекстовка).

Унисонное псине вокальной группы. Упражнения на выработку чистого унисона (выравнивание всех го­лосов по силе и высоте звука). Пение отдельных звуков и мелоди­ческих интервалов, пенис гамм и гаммаобразных упражнении с названием нот и на различные слоги ройными длительностями и усложненной ритмической фигурации.

Элементы двух и трехголосия.

Пение гармонических интервалов (отдельные интервалы, не­большие последовательности, а также попевки, с использованием подголосков).

Пение аккордов. «Выстраивание» отдельных аккордов и пение небольших цепочек.

Знакомство с элементами джазового пения. Исполнение упраж­нений и отрывков мелодий с использованием вокального приема «скэт» (пение на различные слоги: гя-ба-да и др., придающие го­лосу инструментальное звучание). Выработка дыхания.

Разучивание нескольких песен индивидуально и о составе во­кальной группы.
Основы музыкальной грамоты и гармонии
Теоретические сведения.

Повторение и закрепление музыкально-теоретического мате­риала предыдущего года. Новый материал.

Кварто-квинтовый круг тональностей. Аккорды. Буквенно-циф­ровое и ступенчатое обозначение аккордов, и их состав.

Трезвучие и его обращения. Главные трезвучия мажора и ми­нора.

Септаккорд и его обращения. Пять видов септаккордов. Простейшие каденции.

Отклонение. Модуляция. Органный пункт. Анализ произведе­ний с использованием отклонений, модуляций, органного пункта. Блюз. Гармония и форма. Блюзовые йоты. Практическая работа.

Пение гамм в мажоре и миноре ровными длительностями и в усложненной ритмической фигурации (триоли, пунктирный ритм, другие сочетания).

Сольфеджирование мелодии с тактированием.

Запись, диктантов в пределах пройденного материала.

Построение Аккордов устно и письменно.

Гармонизация мелодии. Аккордовая гармонизация.

Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки

Теоретическая работа. Темы для изучения

  1. Музыка на рубеже XX века. (Краткий обзор.) Появление джаза. (Родина джаза, истоки джаза)

  2. Советский джаз.

  3. Поиски нового в музыкальном искусстве XX века.

  4. Значение и усиление ритма в современной музыке.

  5. Проникновение классической формы и эстрадную и джазовую музыку.

  6. Использование джазовой стилистики в классической музыке.

  7. Музыка 50-х годов. Возникновение рока.

  8. Появление электроники в музыке. Произведения классиков в «новом» звучании (сопоставление и анализ).

  9. Слияние джаза и рока.


Ансамблевая работа (инструментальная аккомпанирующая группа)

Теоретические сведения.

Понятие «аккомпанемент». Функция и роль каждого инструмен­та в аккомпанирующей группе. Соло и звуковой баланс между солистом и аккомпанементом.

Практическая работа.

Повторение, закрепление и дальнейшее развитие ансамблевых навыков. Настройка ансамбля, чистота исполнения (строи), един­ство темпоритма. Подчинение индивидуального исполнения ан­самблевому звучанию в целом. Поочередное вступление инстру­ментов, инструментальные заставки и их выразительное значение. Звуковой баланс между инструментами ансамбля, динамическое выделение соло эпизодов. Разучивание нескольких инструменталь­ных пьес и аккомпанирование солистам-вокалистам, вокальному ансамблю, хору. Чтение нот с листа.

Изучение ритмов, наиболее распространенных в современной эстрадной музыке.

Основы сценического движения и ритмики

Теоретические сведения.

Понятие о характере музыки, динамических оттенках, темпе, строении музыкального произведения (музыкальное вступление, различные части, заключение), понятие о длительностях, такте, различных музыкальных размерах. Разные виды син­коп. Особенности ритмов изучаемых элементов танцев.

Практическая работа.

Упражнения на воспитание ритмичности. Построение группы по кругу, шеренгой, «стайкой». Ходьба ровными четвертями, ходь­ба с хлопками (различные ритмические сочетания шагов и хлоп­ков), ходьба различными длительностями с переключением ско­рости ходьбы четвертями на движение половинными и наоборот, движение половинными, бег восьмыми при одновременном отхлопывании четвертей.

(На музыку нужно реагировать непосредственно при выполне­нии ритмического упражнения или после прослушивания музыки, как бы отвечая «на реплику партнера, в роли которого выступает музыка.)

Упражнения на пластику рук, ног. Воспитание осанки. Упражнения на вокально-двигательную координацию. Подчи­нение движений характеру музыки и текста.

^ ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Примерный тематический план

Содержание и виды занятий

часы

теория

практика

1. Вокально-ансамблевая работа

15

1

14

2. Основы гармонии и строение музыкальной формы

2

1

1

3. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки

2

1

1

4. Ансамбль (разучивание репертуара импровизация)

14

2

12

5. Сценическое оформление номеров

2

1

1

Итого:

35

6

29

ПРОГРАММА ^ ВОКАЛЬНО-АНСАМБЛЕВАЯ РАБОТА

Теоретические сведения.

Повторение и закрепление вокально-ансамблевых навыков (од­новременное и пенное дыхание, единообразная манера окруже­ния к вокализации гласных, фразировка, строй, ансамбль).

Практическая работа.

Расширение певческого диапазона. Работа над качеством (тембром) звука. Чистое интонирование унисона.

Пение двухголосных упражнений и попенок. Пение цепочек аккордов закрытым ртом.

Разучивание репертуара вокально-инструментального ансамбля.

Пение под собственный аккомпанемент. Соединение пения с ис­полнением своей партии на музыкальном инструменте в составе вокально-инструментального ансамбля.

Понимание общих и частных задач в коллективном музыкаль­ном исполнительстве.

Основы гармонии и строение музыкальной формы

Теоретические сведения.

Повторение и закрепление музыкально-теоретического материа­ла предыдущего года. Новый материал

Строение мелодии. Мелодический рисунок. Мотив. Фраза. Це­зура. Тема. Период. Каденция. Предложение. Кульминация. Виды кульминаций и их значение.

Фактура изложения (мелодическая, гармоническая, ритмиче­ски я).

Практическая работа.

Сочинение мотива. Сочинение фразы. Основы импровизации и джазе.

Парафразная (орнаментальная) вариация на заданную тему. Линеарная импровизация

Мотивное развитие.

Мелодическое развитие липни мотива (с сохранением ритма).

^ Ритмическое развитие мотива (при сохранении мелодического рисунка).

Секвенции. Диатонические и хроматические.

Сочинение небольших музыкальных импровизаций на основе готовой схемы гармонической структуры.

Запись и исполнение на инструменте секвенций на основе за­данного или сочиненного мотива.

Работа с фонограммой. Запись и исполнение на инструменте небольших соло из репертуара современных ансамблей и оркест­ров. Анализ и проверка на уроке правильности домашней само­стоятельной работы с фонограммой.

^ Основные музыкальные формы

Период. Квадрат (в современной музыке). Куплетная форма. Двух - трехчастная форма. Блюз.

Куплетно-вариационная и вариационная формы.

^ Вступление, изложение темы, разработочное или вариационное развитие, кульминация, реприза и кода.

Анализ произведений классики и современной музыки с точки зрения выразительных средств, формы, кульминации, мелодиче­ской линии, солирующей партии и создания художественного об­раза в целом.

^ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ И СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Теоретическая работа. Темы для изучения.

  1. Краткий обзор современных направлений эстрадной и джазовой музыки. (Наиболее характерные черты современного музыкаль­ного языка.)

  2. Как понимать современность в музыке? Однозначны ли поня­тии «современная музыка» и «музыка, отражающая современ­ность»? (Историческая летопись в музыке, на примере раз­личных эпох.)

8. Рождение «биг-бита» — музыки социального протеста. (Твор­чество ансамбля «Битлз».)

4. Песни протеста (Поль Робсон, Пит Сигер. Боб Дилан, Дни Рид

и др.).

  1. Советская массовая песня (истоки и традиции).

  2. Песни наших дней. (Жанровое и тематическое разнообразие.)

  3. Творчество советских композиторов-песенников.

  4. Краткий обзор творчества ведущих исполнителей и вокально-инструментальных групп.

9. Перспективы дальнейшего развития жанра.



^ АНСАМБЛЬ (РАЗУЧИВАНИЕ РЕПЕРТУАРА, ИМПРОВИЗАЦИЯ)

Теоретические сведения.

Повторение и закрепление умений и навыков ансамблевой иг­ры. Функция и роль каждого инструмента в ансамбле. Строй (ан­самбль) и звуковой баланс в ансамбле.

^ Виды импровизаций.

Практическая работа.

Разучивание песен и пьес концертного репертуара.




Звуковой баланс меж­ду пением и сопровождением, между соло-эпизодами и пением. Подчинение индивидуального исполнения, на­правленному на раскрытие художественного образа пески или пье­сы. Работа над импровизациями. Игра по цифрованному басу. Сочинение небольших мотивов и дальнейшее его развитие. Чтение нот с листа.
^ СЦЕНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ НОМЕРОВ (ОСНОВЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ И ТАНЕЦ)

Теоретические сведения.

Особенности сценического воображения. Сценическое дейст­вие как действие в вымышленных условиях — в «предлагаемых обстоятельствах. Сценическая «неправда» как художественный вымысел. Целенаправленность, целесообразность, логика и после­довательность, подлинность — важнейшие признаки сценического действия.

Практическая работа.

  1. Упражнения на внимание.

  2. Упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий о «предлагаемых обстоятельствах» (оправданность действия: «Почему я это делаю?», «Зачем я это делаю?»).

  1. Упражнения на развитие образных представления, сочинение

небольшого рассказа на заданную тему и участие в нем в ка­честве главного героя и исполнителя.

5. Музыкальные этюды-импровизации на темы шуточных и игровых народных песен.

Знакомство с танцевальными ритмами, а также элементами движений современных танцев типа: «Диско-бит», «Автостоп», «Самсон», «Татрамат», «Травольта». «Диско-фанк».

^ ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Шестиструнная гитара

В течение года учащийся должен:

  1. освоить мажорные гаммы до, соль;

  2. пройти гаммы ре, ля в пределах первой и второй позиции

  3. познакомиться с мажорными и минорными гаммами в пределах четвертой, пятой, седьмой и девятой позиций.

Изучить несколько этюдов на различные виды техники, пьес (различного характера), должен уметь прочитать небольшой му­зыкальный фрагмент с листа, должен исполнить на отчетном кон­церте 1—2 произведения соло и в составе камерного ансамбля.

Ударные инструменты

В течение года учащийся должен пройти упражнения на все виды ударов с различными ритмическими соот­ношениями, а также несколько ритмических этюдов и упражнений с фортепиано.

Должен исполнить на отчетном концерте 1—2 произведения и сопровождении фортепиано.
Фортепиано

Учащийся должен пройти различные виды фортепианного ак­компанемента, изучить несколько песен и пьес для инструменталь­ного или вокального дуэта, трио, квартета, исполнить на отчетном концерте 2—4 пьесы или песни в составе камерного ансамбли.
  1   2

Похожие:

Программа «виа» (на 3 года) Руководитель творческого объединения учащихся «До-мажор» iconНовый раздел на сайте виа "Арай" за песни фото и информацию спасибо...
А" очередная партия ансамблей и песен от Украинского Департамента сайта от Игоря : виа "Вiзеруньки шляхiв 4 песни; виа "Бумажные...
Программа «виа» (на 3 года) Руководитель творческого объединения учащихся «До-мажор» iconПрограмма творческого объединения «Поиск»
Программа предназначена для учащихся средних и старших классов и рассчитана на два года
Программа «виа» (на 3 года) Руководитель творческого объединения учащихся «До-мажор» iconВ. П. Соловьев-Седой (виа «Поющие гитары», виа «Лира» )
«виа возникают как грибы после теплого дождя. Явление это стало дей­ствительно массовым Но несмотря на то, что все ансамбли называются...
Программа «виа» (на 3 года) Руководитель творческого объединения учащихся «До-мажор» iconПрограмма туристического объединения «Спортивно-прикладной туризм»
Программа предназначена для учащихся, начиная с 10 лет, и предусматривает приобретение необходимых навыков и знаний для выполнения...
Программа «виа» (на 3 года) Руководитель творческого объединения учащихся «До-мажор» iconПрограмма творческого объединения «Экологи»
Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских...
Программа «виа» (на 3 года) Руководитель творческого объединения учащихся «До-мажор» iconСправочные материалы для родителей первоклассников С. В. Шелагина,...
С. В. Шелагина, руководитель методического объединения «Начальная школа» гимназии №56 Санкт-Петербурга
Программа «виа» (на 3 года) Руководитель творческого объединения учащихся «До-мажор» iconАвтор и руководитель проекта: Хохлова Наталья Николаевна, зав методотделом...
Программа обучения детей группы риска в Школе Юного добровольца и создания детских добровольческих команд под эгидой рдюо «Хрустальный...
Программа «виа» (на 3 года) Руководитель творческого объединения учащихся «До-мажор» iconРабочая программа творческого объединения учащихся по литературе «Поэтическая мастерская»
Одна из важнейших задач модернизации российского образования – воспитание самостоятельно, творчески мыслящей личности. На уровне...
Программа «виа» (на 3 года) Руководитель творческого объединения учащихся «До-мажор» iconПрограмма творческого объединения построена таким образом, что ребята,...
Творческое объединение «Резьба по дереву» работает на базе моу «Пришненская средняя общеобразовательная школа №27». С 2004-2005 учебного...
Программа «виа» (на 3 года) Руководитель творческого объединения учащихся «До-мажор» iconПрограмма Юннатского отряда «Зелёный мир»
Программа «Зелёный мир» предназначена для творческого объединения юных натуралистов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница