Вопросы контакта с учащимися, дисциплины в классах




Скачать 284,5 Kb.
НазваниеВопросы контакта с учащимися, дисциплины в классах
Дата публикации22.05.2013
Размер284,5 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Бухгалтерия > Программа

План прохождения педагогической практики 4 курса.

Студенты записывают адреса электронной почты, номера телефонов руководителей практики. Все студенты еженедельно предоставляют понедельные отчеты о прохождении педагогической практикой на электронную почту преподавателей.

Преподаватели назначают круглые столы по промежуточной аттестации студентов на площадках школ или педуниверситета. Преподаватели вывешивают графики контроля педагогической практики студентов на кафедре.

1 неделя 8-14 февраля - студенты сдают преподавателям индивидуальные планы
прохождения практики с планом проведения уроков, планом проведения мероприятий, все
даты проведения уроков, открытых уроков, математических мероприятий, педагогических
мероприятий, профориентационых мероприятий утверждается курирующим
преподавателем.

. Посещают открытые мероприятия, помогают студентам в подготовке к открытым мероприятиям в индивидуальном порядке.

2 -3 неделя - 15 - 28 февраля Преподаватели посещают уроки студентов, читают
понедельные отчеты студентов проведение круглых столов. Рекомендуемые вопросы к
обсуждению:

  1. Трудности, с которыми столкнулись студенты на практике.

  2. Вопросы контакта с учащимися, дисциплины в классах.

  3. Подготовка к проведению открытых мероприятий.

4 -5 неделя - 1 - 14 марта - преподаватели посещают уроки студентов, читают понедельные отчеты студентов. Посещают открытые мероприятия, помогают студентам в подготовке к открытым мероприятиям и профориентационным мероприятиям в индивидуальном порядке. Проведение круглых столов. Рекомендуемые вопросы к обсуждению:

  1. Предварительное подведение итогов практики.

  2. Обсуждение трудностей и достижений студентов за период прохождения практики.

  3. Обсуждение воспитательных мероприятий студентов.

Помощь студентам в подготовке итоговых отчетов по педагогической практике.

6 неделя - 15-21 марта - период завершения написания студентами итоговых отчетов по педагогической практике. Индивидуальные консультации с преподавателя по написанию отчетов.

23- 28 марта - сдача всеми студентами итоговых отчетов о прохождении педагогической практики, проведение итоговых конференций, выставление отметок студентам за прохождение практики.

Программа и содержание педагогической практики. Задачи педагогической практики:

  1. Работа студента-практиканта в качестве учителя-предметника: проведение уроков и воспитательной работы по предмету.

  2. Работа студента-практиканта в качестве классного руководителя (психолого-педагогической обследование учащегося), подготовка и проведение учебно-воспитательного мероприятия и профориентационного мероприятия.

  1. Подготовка отчетной документации по итогам практики.

Формы отчетности по педагогической практике:

^ Промежуточная (еженедельная) форма отчетности: Дневник учителя.

Сдается преподавателю в электронном виде, высылается на электронный адрес

преподавателя.

Цель - описание и анализ психолого-педагогической деятельности учителя-предметника.

Еженедельно студент рефлексирует и анализирует следующие моменты педагогической

деятельности:

1. Изменения в педагогических навыках:

A) Наблюдения за классом;

Б) Умение работать с коллективом, распределять внимание;

B) Построение педагогического общения: анализ барьеров педагогического общения в
индивидуальном и групповом общении;

Г) Владение пространством аудитории, классом во время уроков и во внеурочном общении;

2. Изменения в педагогической позиции:

А) Определение собственного педагогического стиля деятельности, его динамика. Б) Изменения в собственной педагогической позиции, изменения в профессиональной мотивации.

^ 3. Изменения в ведении уроков фиксируется по следующей схеме.

Фрагмент

Действия

Действия

Форма

Время

Организации

урока

учителя и их

учеников и их

работы

работы

пространства




психолого-

психолого-







и времени




педагогическое обоснование

педагогический смысл







работы



















По данной схеме студенты описывают ВСЕ НАБЛЮДАЕМЫЕ И ПРОВЕДЕННЫЕ

УРОКИ.

^ Итоговая форма отчетности включает:

  1. Полный дневник учителя за каждую неделю с общим выводом о приобретенных педагогических навыках, сформировавшейся педагогической позиции.

  2. Психолого-педагогическая характеристика учащегося

  3. Методическая разработка воспитательного мероприятия, которая включает

^ A) Сценарий мероприятия;

Б) Описание проведенного мероприятия;

B) Педагогический анализ проведенного мероприятия.
Г) Обратная связь школьников.


Итоговая форма отчетности сдается преподавателю в электронной (на диске) и печатной (на бумаге формата А4) форме в установленные сроки.

Крайний срок сдачи отчетов по педагогической практики 4 апреля.
практика 4 курс

Программа для студентов 4-го курса МФ (специальности: «Математика и информатика», «Математика и педагогика», "Математика и экономика") Редактор О. В. Ильиных Компьютерная верстка Д.Я. Кокшаров Лицензия ЛРЫо 020059 от 24 03.97.

Подписано к печати 25.12.2001. Формат бумаги 60x84/16. Печать RISO. Уч.-изд. л. 1,25. Усл.-п. л. 1,75. Тираж 200 экз.

Педуниверситет, г. Новосибирск, 126, Вилюйская, 28

ООО «Сибирская сервис-служба». Красный проспект, 65

^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ МФа

Программа для студентов 4-го курса МФ (специальности: «Математика и информатика», 'Математика и педагогика", «Математика и экономика»)

Составители: ^ Д.Ю. Ануфриева. А.И. Арапов, А.А. Данилков, Т.Н. Добрынина

НОВОСИБИРСК 2002

УДК 378.147-388

ББК 74p30-37I A-733

Печатается по решению кафедры педагогики и психологии МФ.

Рецензенты: Канд. пед. наук, проф. ^ Л.А. Кошенцикова; Завуч, учитель математики школы No 206 г.Новосибирска Т.Л.Шевченко

А-733 Педагогическая практика в вузе: Программа для студентов 4" го курса МФ (специальности: «Математика и информатика», «Математика и педагогика», «Математика и экономика») / Составители Д.Ю. Ануфриева, А.Н. Арапов, А.А. Данилков, Т.Н. Добрынина. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. — 9 с.

УДК 378.147-388 ББК 74р30-371

(с) Новосибирский государственный педагогический университет, 2002

^ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ШКОЛЕ

Учебно-воспитательная практика студентов 4-го курса является логическим продолжением практики студентов младших курсов. Ее основной особенностью является то, что она проводится в условиях, максимально приближенных к реальным условиям будущей профессиональной деятельности. Основное назначение данной практики — научить с ту лента свободно ориентироваться и действовать в конкретной обстановке класса, школы; , формировать и развивать у будущего учителя профессиональные качества общения с детьми, коллегами по работе, родителями учащихся, через различные виды педагогической деятельности.

^ Основные задачи практики

формирование умений по организации учебно-воспитательной работы в классе; развитие умений в области учебно-методической и исследовательской работы.

углубленное изучение студентами учебной программы, учебников, методических пособий, различных дополнительных источников математических (экономических для отделения МЭ) знаний по курсам математики и экономики;

применение на практике знаний и умений по составлению тематических и поурочных планов (цель, задачи, содержание, формы, средства обучения), составление конспекта урока;

формирование умений отбирать методы, приемы и формы организации познавательной деятельности учащихся в зависимости от уровня обученности учащихся и содержания изучаемого материала, целей обучения и возрастных возможностей школьников;

овладение методикой организации контрольно-оценочной деятельности, самостоятельных и практических работ учащихся;

практическое овладение методикой организации и проведения внеклассной работы по математике;

овладение методикой внеучебной воспитательной работы с учащимися и научно-исследовательской работы студентов.

^ Содержание практики

В процессе прохождение практики студент выполняет функции учителя и помощника классного руководителя. За период практики (6 недель) студенту-практиканту необходимо подготовить и провести не менее 12 уроков (отделение математика-информатика, математика-педагогика — уроки по алгебре и геометрии; отделение математика-экономика — 8 уроков по алгебре и геометрии и 4 урока по экономике). В ходе практики каждый студент должен дать не менее двух открытых уроков, подготовить и провести внекляосш^е__мероприятие jTojrperrMeTy. Как помощник классного руководителя, студент-практикант участвует в текущей воспитательной работе в закрепленном классе, самостоятельно готовит и проводит не менее двух воспитательных дел. Одновременно студент выполняет задание по психологии «Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося», изучает и анализирует опыт работы педагогов школы и своих товарищей.

^ План проведения педагогической практики

Первая неделя — общее знакомство студентов со школой, классом, организация учебно-воспитательной работы с учащимися. Итогом на данном этапе должны быть: составление индивидуального плана прохождения практики, составление конспектов первых уроков, подготовка к проведению воспитательной работы с классом, включение в отдельные формы работы учителя и классного руководителя.

Вторая — пятая недели — активная педагогическая практика (проведение уроков, внеклассная работа по предмету, воспитательная работа, выполнение заданий по психологии).

Шестая неделя — подведение итогов и анализ индивидуального плана педагогической практики, подготовка отчетной документации, заключительная групповая конференция.

^ Отчетная документация

отчет студента о выполнении индивидуального плана педагогической практики и его анализ;
методические разработки воспитательного мероприятия по предмету и внеурочной v

воспитательной работе;

психолого-педагогическая характеристика учащегося.

^ ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДЕЛА


1. Тема занятия, ее педагогическое обоснование.

2.Цели и задачи проводимой работы.

3. Организация подготовки учащихся; степень участия; наглядное оформление; использование технических средств.

4. Содержание методики проведения занятия:

соответствие содержания поставленной цели;

познавательная и воспитательная ценность подобранного материала; эмоциональная насыщенность; интерес учащихся, их активность; приемы и методы, используемые на занятии, их соответствие возрастным особенностям и уровню социального развития детей.

Особенности личности воспитателя, проводящего занятие:

убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, знание детей.

1.

2.

Педагогическая ценность проводимого занятия.

Как будет учтен опыт данного занятия в вашей дальнейшей работе?

^ ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

1. Общие данные:

фамилия, имя, дата рождения, класс;

принадлежность к детско-юношеской организации;

общее физическое развитие, состояние здоровья;

условия жизни в семье;

направленность основной линии семейного воспитания.

2. Учебная деятельность:

Успеваемость

(преобладающие отметки, уровень знаний по различным предметам). Общее умственное развитие

(кругозор, начитанность).

Развитие речи

(запас слов, образность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль письменно и устно). Способности к учению:

особенности внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению;

особенности восприятия учебного материала:
уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти;

развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень

освоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения);
■ развитие воображения.

  • Старательность в учебной работе.

  • Интерес к занятиям и отношение к учебе.

3. Умение учиться

(соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, а контролировать себя, составлять планы, конспекты и т.д.).

Труд (уроки труда, общественно-полезный труд в школе и дома):

Отношение к труду

(уважает ли труд или относится к нему пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе

своего труда, любит ли трудиться и что именно его привлекает — процесс работы, сделанная вещь или

овладение навыками работы).

Имеет ли трудовые навыки и умения, легко их приобретает. Организованность

и дисциплинированность в труде. Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям. Какие виды

труда предпочитает.

4. Общественная деятельность и активность: Отношение к общественной жизни страны. Интерес к общественной жизни коллектива. ^ Какие общественные поручения имеет (постоянные, эпизодические, как их выполняет) или не имеет.

5. Направленность личности учащегося и ею способности:

Интересы

(перечислить все, чем интересуется учащийся, отметить характер интересов, с точки зрения их глубины и активности, подробно осветить интерес к чтению, любит ли читать, что читает: художественную, научно-популярную иди преимущественно развлекательную литературу). Отметить, есть ли особая склонность к какой-либо деятельности (музыке, рисованию; артистические способности и т.д.), в чем они проявляются. О чем мечтает и что намеревается сделать в будущем.

6. Дисциплинированность:

Общая характеристика поведения

(ведет спокойно, сдержанно, проявляет излишнюю подвижность, непоседливость). Выполнение школьного режима.

Выполнение требований взрослых

(отметить наиболее типичные нарушения дисциплины).

7. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе:

Положение в коллективе

(пользуется ли уважением в коллективе, авторитетом, любовью, чем определяется это отношение).

Отношение к товарищам по классу.

Доволен ли своим положением в коллективе, какое положение хотел бы занять.

Дорожит ли пребыванием в школе, что особенно ценит в ней.

Отношение к воспитателям и ученикам

(есть ли контакт, любит ли их, уважает ли их).

Особенности темперамента и характера:

Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера:

черты направленности личности (отношение к людям, учебе, труду, самому себе);

волевые черты характера.

Ocобенности темперамента

(в эмоциональной сфере, работоспособность, общительность, подвижность). Преобладающее настроение

(его устойчивость, чем вызывается смена настроения). i
2.Общие психолого-педагогические выводы:
Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося, причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков.

Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед воспитателем, пути дальнейшей воспитательной работы с учащимися.

Характеристика должна быть подписана классным руководителем.

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

В педагогической практике существует много методик анализа урока, воспитательного мероприятия, классного часа и т.д. Главный недостаток в том, что ученые стремятся разработать некую универсальную схему, которая наиболее «научно» сформулировала бы методические требования к данным педагогическим технологиям и удовлетворяла бы всех: ученых, практиков, инспекторов и самих организаторов дела. На самом деле у инспектора требования к воспитательному мероприятию будут одни, у классного руководителя, который организует это дело и должен вовлечь в него детей,.—другие, а у самих детей в соответствии с ожиданиями — третьи. Это — объективная реальность.

Неспособность учитывать эти различия приводит к печальным последствиям: с одной стороны, — формализму и лицемерию, с другой — к потере интереса к делу или утрате авторитета педагога, что происходило и происходит с так называемыми «открытыми» уроками или «открытыми» воспитательными мероприятиями.

Мы предлагаем схему анализа воспитательного мероприятия для проверяющих (инспектора), алгоритм организации мероприятия для практического педагога как памятка воспитателю, чтобы он, зная ожидания детей, грамотно создавал условия для мотивации детской активности и актуализации интереса.

^ МЕРОПРИЯТИЕ «ГЛАЗАМИ ИНСПЕКТОРА»

Название воспитательного мероприятия, дата проведения, место, возраст детей. Определение формы (жанра): этическая беседа, диспут, праздник, поход-экскурсия, психологический тренинг, урок самоуправления и др.

Конкретные педагогические цели и воспитательные задачи, реализуемые именно на этом мероприятии (напомним, что главной целью воспитательного мероприятия является изменение отношений). Например:

воспитание интереса к технике, животным, науке, искусству, политике, спорту, своему внутреннему миру, самовоспитанию;

изменение характера межличностных (межгрупповых) отношений в коллективе класса (воспитание уважения друг к другу, терпимости, готовности помочь и т.д.);

изменение психологического климата в классе (после какой-либо неудачи, конфликта., грудной сессии);

изменение отношения к какому-либо члену коллектива (он интересно рассказал о своем увлечении, о котором никто ранее в классе не знал, и у него появились товарищи, единомышленники);

обнаружение, пробуждение, развитие способностей кого-либо из членов коллектива (изменение отношения к себе);

изучение правил этикета в поведении: на вечере, танцах, банкете, в ресторане, на званом ужине .

общение с природой, приобретение знаний и умений, необходимых в экстремальной ситуации

и др.

Наличие плана подготовки и проведения мероприятий, его продуманность, несообразность, завершенность.

Участие коллектива воспитанников в разработке целей, плана проведения мероприятия и мотивация участников.

Описание и анализ хода подготовительной работы, распределение поручений, отношение участников к их выполнению.

Педагогическая позиция педагога, стимулирование инициативы, активности, самостоятельности воспитанников, искусство привлечения помощников.

Учет возрастных особенностей, индивидуальных и коллективных запросов и интересов детей.

Позиция школьников при проведении мероприятия (активность и инициатива или
безразличие и пассивность).

Положительные, наиболее удачные моменты проведенного мероприятия, наличие воспитывающей ситуации. Недостатки и трудности в работе, пути их устранения.

Степень достижения поставленных целей.

Устремленность в будущее, наличие перспектив, развитие проблемы в следующих мероприятиях, системность воспитательной работы в классе.

^ АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА (КТД) ПО МЕТОДИКЕ И.П. ИВАНОВА

Памятка классному руководителю

Прежде чем организовывать «общий сбор», следует психологически подготовить детей. По методике И.П. Иванова, должна пройти «гайдаровская разведка» полезных дел (для класса или школы, поступить некий «заказ» от администрации, школьного совета дела, родительского комитета и др., чтобы эмоционально «раскачать» детей, мотивировать к деятельности).

Затем следует:

Первый этап: коллективное выдвижение идей на общем сборе.

Происходит «мозговой штурм», во время которого запрещается любая критика, фиксируются все предложения.

Второй этап: коллективное обсуждение, отбор приемлемых идей в соответствии с условиями и возможностями членов коллектива.

Третий этап: коллективное планирование дела, проектирование ожидаемых результатов.

Четвертый этап: выборы совета дела, распределение активности среди его членов.

Пятый этап: подготовка дела, распределение поручений, инструктаж, определение сроков и степеней ответственности.

Шестой этап: проведение дела (общешкольный праздник).

Седьмой этап: коллективный анализ и оценка дела, выявление достоинств и недостатков, положительного и неудачного, (концентрация на положительном и удачном).

Восьмой этап: последействие, определение перспектив, организация «радости завтрашнего дня».

Лозунги «коммунаров»: Наша цель— счастье людей! , «Всё -творчески, иначе — Мы бы добавили: «Делай — и ты победишь себя».

11римечание: организуя коллективную деятельность детей, педагог все время должен видеть в ней особенности самопроявления, состояние каждого отдельного воспитанника, его сильные стороны, уверенность в себе, напористость, способность убедить в своей правоте и повести за собой или, напротив, комплексы и «защиты»: обидчивость, вспыльчивость, ненаходчивость, неспособность доказать даже конструктивную идею. Безусловно, вторых нужно взять под свою защиту и оказать в нужный момент поддержку: «Действуй, а я тебе помогу».

Педагогу следует помнить: всем участника мероприятия и каждому в отдельности понравится такое дело, где он как-то сумел проявить себя, оказать влияние на других, добиться успеха, испытать положительные эмоции и чувство гордости за себя, так мы понимаем «воспитывающий момент» мероприятия.

После таких состояний и приобретенного успешного опыта ребята с удовольствием примутся за организацию нового дела.

^ МЕРОПРИЯТИЕ «ГЛАЗАМИ ВОСПИТАННИКА»

Источником активности человека является мотив (к деятельности, к самопроявлению, к достижению). Мотивировать означает побуждать к достижению цели. Мотив является там, где созданы условия для его возникновения — внешние и внутренние. Внутренние условия, как уже говорилось выше, определяют базовые психосозидательные потребности человека. Потребности есть источник мотива как условие самой возможности развития. Природа позаботилась о человеке, вложив в него внутренние механизмы активности, саморазвития, обеспечив здоровье потребностно-мотивационной сферы ребенка— своеобразного штаба развития человека, отчего ребенок хочет быть активным, стремится пробовать себя, достигать тех или иных жизненных рубежей, а значит, действует, осваивает новые способы поведения, развивается.

Внешние условия определяют характер деятельности и качество отношений, в которые попадает воспитанник. Наиболее значимыми компонентами данных условий являются:

вид н форма деятельности ребенка (возможности самопроявления);

отношение к ребенку окружающих, в том числе педагога (мера его защищенности);

отношение ребенка к самому себе (уверенность — неуверенность). Каковы признаки указанных отношений, которые не убивают детскую активность, а стимулируют ее, инициируют развитие ребенка? Каковы требования ребенка к условиям проведения воспитательного мероприятия?

Для подростка:

Подростку нужна деятельность, которая дает возможность состязаться, т.е. проявить, вызвать уважение окружающих, тем самым повысит), свой статус (авторитет) в коллективе. Повысить статус для воспитанника означает лучше узнать себя и повысить самооценку, изменить отношение к себе, т.е. удостовериться в своей силе, взрослости, компетентности и умелости, тем самым способствовать развитию главного новообразования этого возраста — положительной «Я-концепции» и чувства собственного достоинства. Воспитатель до и в течение мероприятия обязан демонстрировать подростку свое полное, искреннее доверие, уверенность в его силах, сознательность и ответственность, внушая их как самому воспитаннику, так и товарищам, родителям, всем участникам мероприятия. В

случае неудачи следует спокойно (профессионально!), демонстрируя уважение и доверие, проанализировать происшедшее, найти ошибки (лучше, чтобы подросток нашел и назвал их сам) и. учитывая новый опыт, выработать дальнейшую тактику и стратегию поведения, чтобы затем уже наверняка добиться успеха. Никаких упреков, разносов и выговоров! Тем более(— никаких угроз!

Очень важно сохранить поддержку и доверие сверстников к воспитаннику.

Воспитание в подростковом возрасте есть накопление подростком положительного опыта жизни и обучение рефлексии, т.е. подготовка и перевод его в режим саморегулирования, самоуправления, самовоспитания, что будет способствовать креплению чувства собственного достоинства.

Для юношеского возраста:

Юноша нуждается в условиях для самоопределения, для выбора смысла жизни. Поэтому деятельность (мероприятие или их система) призвана дать ему возможность максимально собрать знания о себе: своих задатках, способностях, возможностях, талантах, выработанных умениях и навыках, чтобы определить для себя будущие цели, ценности жизни и социальные роли: профессию, любовь/семью, дружбу, хобби, увлечения и т.д. Юношам правятся интеллектуальные диспуты и игра ума, умные беседы о любви и сексуальное просвещение, но вместе с тем необходим реальный производственный труд с возможностью заработать деньги. Первая зарплата для молодого человека — это признание обществом его зрелости, социальной значимости. Поэтому педагоги должны стремиться на третьей ступени обучения содействовать получению старшеклассниками допрофессиональной и профессиональной подготовки (в том числе и в учебной деятельности) путем профилизации обучения, а также подготовки к будущей семейной жизни. Взрослые должны демонстрировать юношам признание их зрелости, по возможности вовлекать детей в совместную продуктивную деятельность.

Позиция воспитателя— предоставить воспитанникам максимальную свободу для инициативы и творчества (ведь юноша уже знает, умеет, хочет и может). Прекрасно, если воспитатель великодушно демонстрирует свое признание «побежденного учителя победителю-ученику». Не забудьте: конечная цель работы воспитателя— стать для воспитанника нужным!

Примечание: таким образом, становится очевидным, что нет универсальных схем для организации воспитательного мероприятия, чтобы оно было эффективным для учащихся разных возрастов. Ожидания воспитанников неодинаковы, так как различны их потребности на тех пли иных стадиях жизни. И педагоги не могут этого не учитывать. Методика КТД И.П. Иванова тем ценна, что создает множество степеней свободы для детской активности, а в свободе нуждаются воспитанники на всех ступенях зрелости. Педагог же должен всячески стимулировать уверенность воспитанника в себе и умело дозировать меру помощи.

^ КЛАССНЫЙ ЧАС

Час классного руководителя

Классный час (КЧ) — это такое же воспитательное мероприятие, как любое другое. Для его оценки подходят все те критерии, которые сформулированы для воспитательного мероприятия.

Имеется и специфика: КЧ есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками, но это не урок (следует уйти от академизма, казенщины, назидательности). Это — разговор «по душам» и уточнение ценностей, это — совместное переживание

случившегося, это — полезная информация, необходимая воспитанникам для будущей взрослой жизни, которую нельзя получить на уроках, это — сбор коллектива для выработки плана участия класса в общешкольном мероприятии, это — психологический тренинг по каким-либо проблемам общения и т.д. Форм, тем, поводов для сбора классного руководителя со своими детьми может быть бессчетное количество. В этом смысле их невозможно классифицировать. Невозможно предусмотреть и все проблемы класса и включить их заранее в план воспитательной работы.

Учитывая это, КЧ можно систематизировать следующим образом:

КЧ — организационный, как способ коллективного планирования классного или общешкольного дела;

КЧ — как разрешение возможною конфликта;

КЧ — плановый, для подведения итогов, например, успеваемости за полугодие; КЧ — как беседа по психолого-педагогическим проблемам учащихся; система КЧ для реализации определенной образовательной программы.

Остановимся на последней форме более подробно. К сожалению, содержание образования в школе все еще крайне отчуждено от потребностей учащихся. Они не получают необходимых знаний по психологии, экономике, праву.

Напомним, что самые главные пути будущей взрослой самореализации человека — это:

труд;

продолжение рода; общение: переживания.

Поэтому многие педагоги, всерьез озабоченные будущими судьбами своих воспитанников, предлагают им на КЧ следующие образовательные программы:

«Познай себя»— теоретические и тренинговые занятия по прикладной психологии, беседы о закономерностях психики и поведения человека.

«Найти себя» — беседы по профориентации.

«Общение и этикет» — ролевые игры.

«Научись управлять собой»— основополагающие знания .о методах, способах, приемах саморегуляции и самоуправления.

«Права гражданина и человека»— сведения из Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и др.

«Азы рыночной экономики» — основы предпринимательства: как начать собственное дело0 Как составить бизнес-план? Как рассчитать бюджет семьи? Права потребителя и др.

"Основы семейного мира» — как создать прочную счастливую семью?

На занятиях классный руководитель может поделиться всем тем, что знает сам: своими увлечениями, жизненными наблюдениями. Занятия могут проводиться с привлечением школьных психологов и социальных педагогов.

Критерии успешности классных часов:

Интерес учащихся к теме, к занятиям в целом.

Активность детей, готовность участвовать, делать, заботиться, получать удовольствие от коллективной деятельности на благо других.

Улучшение отношений педагога с детьми, сближение, углубление взаимопонимания. Изменение психологического климата в классе, сплочение классного коллектива, появление совместных ценностей, переживаний и чувств (например, чувства гордости за свой класс). Отсутствие конфликтов, которые, возможно, случались ранее. , Вовлечённость в активную классную жизнь недавних «изгоев», «отверженных». Улучшение отношений с родителями.

а

Повышение ответственности за учебу и, как следствие, повышение успеваемости.

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

1. Психологическая характеристика особенностей овладения

учащимися математикой как учебным предметом.

a. На каком уровне формируются знания учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений,
понятий, обобщающих образов, выведения формул, решения проблем и т.д.)?

b. С помощью каких приемов и форм работы учитель"добивается активности и самостоятельности
мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни решения проблемных
задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской
работы на уроке и др.)?

c. Какого уровня понимания (описательного, сравнительного, объяснительного, обобщающего,
оценочного, проблемного) добивался учитель от учащихся и как в связи с этим руководил формированием
понятий?

d. Какие виды творческих работ использовались на уроке и как руководил учитель творческим
воображением учащихся (объяснение темы и цели работы, условии ее выполнения, обучение отбору
и систематизации материала)?

1. Психологические особенности личности учителя математики.

a. Общеличностная и профессионально-педагогическая направленность учителя и ее проявление
на уроке.

b. Общепедагогические и специальные (аналитические и др.) способности учителя и их
проявление на уроке.

c. Индивидуально-психологические особенности учителя: эмоциональность, тревожность,
самооценка и т.д. и их проявление на уроке.

2. Психологические особенности учебной деятельности учащихся.

a. Уровень сформированность предметных, контрольных, самооценочных действий учащихся.

b. Отношение учеников к математике как к предмету и характер его проявления на уроке.

c. Включённость учащихся в учебную деятельность, интеллектуальная активность.

d. Проявление возрастных и индивидуально-психологических и психических состояний
(внимание, напряженность, готовность и др.) учащихся на уроке, учет учителем этих особенностей.

e. Межличностные отношения (между учащимися и учителем) и их проявление на уроке.
л. Педагогическое общение и сотрудничество.

a. Какие коммуникативные задачи и как решаются учителем и учащимися.

b. Стиль педагогического общения (авторитарный, демократический, либерально-
попустительский).

c. Педагогический такт учителя.

d. Психологический климат в классе, как поддерживается учителем.

Воспитание детей в школе: новью подходы и новые технологии // Под ред. Н.Е. Щ\ /живой. — М, 1998.

** Жарикова А.А. Из опыта воспитательной работы школы. //Классный руководитель. — 2001. — No 2.

Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. -М., 1986.

Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 1989.

Караковский В.А. Воспитывать коллективистов // Педагогический поиск // Сост. И.Н. Ббженов. -М.., 1999.

4 Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. — М.,1980.

Петухова Л.В. Из опыта планирования работы с классным коллективом // Классный руководитель. — 2001. — No 3.

Пушкарева Т.Н. Планирование воспитательной работы с учащимися среднего звена /У Классный руководитель. — 2001. —No 3.

Щуркова НЕ. Вы стали классным руководителем. — М., 1989.

Щуркова НЕ. Новые технологии воспитательного процесса. -М., 1994.

Энциклопедия коллективных творческих дел. — М-, 2000

Ястребова А.П. Программа воспитательной деятельности классного руководителя // Классный руководитель. -2001.- No6.

Похожие:

Вопросы контакта с учащимися, дисциплины в классах iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения...
Установление контакта с обучающимися, их родителями и контакта обучающихся друг с другом. 31
Вопросы контакта с учащимися, дисциплины в классах iconМатериал по устной итоговой аттестации за курс основной школы по...
Вопросы предлагаемых экзаменационных билетов учитывают основные знания, полученные учащимися в vi–ix классах общеобразовательной...
Вопросы контакта с учащимися, дисциплины в классах iconРабочая программа дисциплины методика преподавания математики для...
Главной задачей учебной дисциплины «Методика преподавания начального курса математики» является реализация государственных требований...
Вопросы контакта с учащимися, дисциплины в классах iconПояснительная записка курс «Информатика и икт»
КТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70...
Вопросы контакта с учащимися, дисциплины в классах iconПрограмма курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»...
Т» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70...
Вопросы контакта с учащимися, дисциплины в классах iconПрограмма курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»...
Т» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70...
Вопросы контакта с учащимися, дисциплины в классах iconСодержание
В мбоу «Красноярская средняя общеобразовательная школа» 2011–2012 учебном году обучалось 123 человек. Из них в 1-4 классах –40 учащихся,...
Вопросы контакта с учащимися, дисциплины в классах iconКонтрольные вопросы к зачету по дисциплине «Введение в специальность»
Место дисциплины «Введение в специальность» в учебном плане подготовки специалистов по специальности 270115 «Экспертиза и управление...
Вопросы контакта с учащимися, дисциплины в классах iconПояснительная записка Настоящая программа раскрывает содержание обучения...
На освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
Вопросы контакта с учащимися, дисциплины в классах iconРабочая программа дисциплины: Теория алгоритмов для специальности...
А. Тьюринга, А. Чёрча, Э. Поста, А. А. Маркова, А. Н. Колмогорова, Ю. В. Матиясевича. Объектами ее изучения явля­ются: вопросы формализации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница