Рекомендации Реализация единой методической темы одна из форм организации методической работы мо




Скачать 120,49 Kb.
НазваниеРекомендации Реализация единой методической темы одна из форм организации методической работы мо
Дата публикации11.12.2013
Размер120,49 Kb.
ТипАнализ
pochit.ru > Бухгалтерия > Анализ

рекомендации

Реализация единой методической темы – одна из форм организации методической работы МО

Одной из важных форм методической работы является работа над единой методической темой общеобразовательного учреждения.

Тема должна быть актуальна, современна, выбор ее идет коллегиально. Единая методическая тема должна быть связана с имеющимся передовым опытом и должна охватывать как учебную, так и воспитательную работу и не должна быть мелкой и частной.

Следует отметить, что работа над единой методической темой школы требует не только целостности, целеустремленности и обоснованности, не только определения и структурирования приоритетных проблем, но и разработки поэтапного плана действия по годам (на 3-5 лет). При этом при планировании необходимо учитывать своевременность темы, не забывать о теоретических аспектах, эффективности методики обучения, воспитания и развития учащихся и о научной организации педагогического труда. Единая методическая тема обязательно должна пронизывать все звенья школьного образования: организационные, управленческие, методические и др. Очень важно, чтобы она была по силам педагогическому коллективу, отвечала его идеям и порождала заинтересованность в ее реализации
^ Требования к выбору единой методической темы школы:

. Актуальность темы, соответствие уровню развития педагогического коллектива.

  • Должна соответствовать современным педагогическим идеям.

  • Выбор темы должен проводиться коллегиально, с учетом мнения авторитетных членов коллектива.

  • Утверждаться (как часть Программы развития) на педагогическом совете.

  • Должна прослеживаться связь единой методической темы с имеющимся педагогическим опытом, с конкретными научно-педагогическими исследованиями.

  • Должна проводиться самостоятельная работа коллектива над той или иной педагогической проблемой.

  • Должна охватывать как учебную, так и воспитательную работу

  • Тема не должна быть мелкой, частной. Целесообразность выбора темы на перспективу (3-5 лет).

  • Единая методическая проблематика должна пронизывать все формы методической работы.

  • Должна иметь практическую значимость для школы.

  • Являться одним из условий сплочения коллектива единомышленников.

^ ЭТАПЫ РАБОТЫ

над единой методической темой

  1. Диагностический этап (конец ____ начало ______ уч. года)

Анализ затруднений учителей, состояние УВР, выявление противоречий, нуждающихся в скорейшей ликвидации.

Итог: Выявление проблемы, обоснование ее актуальности в школе. Программа развития на _______________ гг.

2. Теоретическое исследование проблемы, _____ уч.г.
Изучение коллективом теории проблемы на педсоветах, заседаниях МС, МО, семинарах, методических оперативках, в индивидуальной и групповой работе с учителями, в работе по самообразованию.

Итог: Накопление теоретического материала по теме: «___________________________»
3. Практическое исследование работы: ____ уч.г.

^ Проводятся: тематические педсоветы, семинары – практикумы, открытые уроки, внеклассные мероприятия, взаимопосещение уроков.
Итог: совершенствование УВР, формирование ППО в рамках школы по теме: «_________________________»
^ 4. Подведение итогов работы по проблеме, пропаганда ППО,

_____ уч.г.
НПК: выступления с самообобщением опыта работы, творческие отчеты, педагогические выставки.

Итог: Систематизация накопленного материала, издание педагогических разработок.




Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Обсуждение плана работы по единой методической теме на ________ учебный год и его утверждение на методическом совете

Сентябрь

 

2

Оформление в методическом кабинете стенда «__________» (в помощь учителям)

Сентябрь




3

Психолого-педагогический консилиум «__________________________»

Октябрь




4

Научно-теоретический семинар «______________________»

Ноябрь




5

Педагогический совет «__________»

Март

 

6

Заседание методического совета «Итоги работы по единой методической теме в __________ учебном году»

май






В методическом кабинете должна быть оформлена выставка материалов по теме исследования. Желательно, чтобы большинство педагогов избрали единую методическую тему для самообразования.

В завершение первого года работы над методической темой желательно провести педагогический совет в любой форме (деловая игра).

Цель практического этапа работы по теме - применение на практике основных теоретических положений, изученных в ходе предыдущего этапа.

Можно проводить такие мероприятия;

• Психолого-педагогический консилиум.

• Открытые уроки, внеклассные мероприятия и классные часы.

• Мастер - классы.

• Семинар - практикумы.

• Педагогический совет-конференция.

Исходя из вышесказанного, считаем необходимым спланировать следующие направления методической работы:

- продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства сотрудников школы;

- изучать и внедрять в практику новые педагогические технологии;

- организовать работу по обобщению передового педагогического опыта;

- активно внедрять новые методики преподавания в целях развития познавательного интереса учащихся и формирования у них прочных установок нравственного поведения;

- активизировать работу учителей над темами самообразования;

- разнообразить формы методической работы.

Формы организации методической работы над единой темой

1. Проведение методических недель (методических месячников).

2. Создание творческих микрогрупп учителей (ТГУ).

3. Создание проблемных микрогрупп учителей (ПГУ).

4. Работа временных инициативных групп по подготовке к пед. советам, МС, семинарам.

5. Самообразование педагогов

6. ОЭР

7. Проведение круглых столов

8. Консультации

9. Анкетирование.

10. Работа школьных МО

11. Школа передового педагогического опыта

12. НПК учителей

13. НПК учащихся

14. Творческие отчеты учителей

15. Творческие отчеты учащихся

16. Организация методических творческих выставок.

17. Обзор методической литературы. Выставка литературы.

18. Пополнение методического кабинета различными материалами в соответствии с темой

Примерный перечень методических тем
(из опыта работы других школ)


  • Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов учебно-воспитательного процесса.

  • Развитие и воспитание творческой индивидуальности личности школьника в условиях формирующейся новой образовательной среды.

  • Дифференцированный подход к обучению и воспитанию – важнейший фактор развития познавательных интересов обучающихся и повышения качества образования.

  • Профильное обучение как ресурс индивидуализации образования и подготовки к ЕГЭ

  • Учебно-исследовательская деятельность как критерий культурно-компетентностной подготовки школьника.

  • Развитие духовно-нравственного, творческого потенциала личности, направленное на возрождение культурных традиций и наследия Алтая (России)

  • Развитие гражданственности и творческих потенциалов личности в ВОП школы.

  • Формирование саморазвивающейся и самореализующейся личности в ВОП.

  • Формирование ключевых компетенций ученика на основе использования методов активного обучения.

  • Технология организации исследовательской деятельности по предмету во внеурочное время.

  • Межпредметная интеграция в рамках образовательной области.

  • Методика рейтингового оценивания обучающихся.

  • Апробация и использование личностно ориентированных технологий в УВП


Организация работы над единой методической проблемой.

Модернизация современного отечественного образования предполагает не только обновление содержания образования, структурные и организационно-экономические изменения, но и совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса.

^ Методическая работа – главное направление работы школы, от которого зависит выработка стратегии и перспектива развития образовательного учреждения.

Методическая работа школы

  • отражает основные направления модернизации образования, достижения психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта;

  • повышает научно-методический уровень учебно-воспитательной работы школы, внедряя достижения передового педагогического опыта в образовательном учреждении;

  • стимулирует творческий поиск педагогического коллектива, приобщая учителей школы к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе;

  • обобщает и транслирует в образовательную среду района, города, области передовой педагогический опыт коллектива школы.

Планирование методической работы в школе требует системного подхода, идеологической основой которого должна стать единая методическая тема.

^ Методическая тема формулируется в соответствии с программой развития образовательного учреждения.

В данной статье описан опыт работы школы № 36 г. Ярославля над единой методической темой 2003-2006 гг. Принципиально важным является то, что руководство этой работой осуществлялось начинающим заместителем директора по научно-методической работе.

Описанный опыт может быть интересен как начинающим, так и опытным руководителям и их заместителям, которые так же, как и мы всерьез задумываются над перспективами развития методической службы своей школы.

Как известно, методическая тема должна быть сформулирована предельно лаконично.

Тема должна соответствовать основным направлениям модернизации образования, тенденциям развития современной науки, а главное, - отражать интересы, потребности педагогов и учащихся школы. Найти такую тему начинающему помощнику руководителя чрезвычайно сложно, тем более, если у школы не было программы развития. Поэтому методическая тема, заявленная достаточно широко, позволила выявить потребности школьного коллектива и наметить тенденции развития учреждения.

Методическая тема школы: “Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте развивающего обучения”.

В качестве основных аспектов методической работы по заявленной методической теме были названы следующие:

2003-2004 гг. - личность ученика, его интересы, потребности и пути формирования коммуникативных и творческих способностей учащихся.

2004-2005 гг. - проблема развивающего обучения;.

2005-2006 гг. - личность учителя, пути и формы личностного и профессионального самосовершенствования.

Вся научно-методическая работа осуществлялась в соответствии с выбранным аспектом работы по направлениям: работа с педагогами и работа с учащимися.

Направление работы

Работа с педагогами

Работа с учащимися

2003-2004 гг.

Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте развивающего обучения.

Задачи:

^ Педагогические советы:

Коммуникативные аспекты учебного процесса

(ноябрь 2003)

Формирование творческого потенциала ученика и учителя на уроке: панорама методических идей

(февраль 2004)

^ Деловая игра “Модель ученика и учителя”Создание образовательной программы школы.

КПК на базе школы

“Педагагическое мастерство” (72 часа)

Обмен опытом педагогов школы на заседаниях методических объединений в форме выступлений, открытых уроков, внеклассных мероприятий.

Выступление на городских, областных семинарах с докладами и открытыми уроками.

^ Недели науки:

Интеллектуальные игры, конкурсы, викторины в начальной школе и среднем звене.

Конференция старшеклассников “Личность в науке и культуре”

2004-2005 гг

^ Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте развивающего обучения.

Педагогические советы:

“Современные технологии в образовательном процессе: проектная деятельность”

(ноябрь 2004).

“Интегрированный урок в системе современного развивающего обучения”

(декабрь 2004).

“Панорама методических идей современного развивающего обучения”

(апрель 2005).

“Содержание и организация предпрофильной подготовки в школе”.

(май 2005).

Обмен опытом педагогов школы на заседаниях методических объединений в форме выступлений, открытых уроков, внеклассных мероприятий.

Выступление на городских, областных семинарах с докладами и открытыми уроками.

^ Недели науки:

Интеллектуальные игры, конкурсы, викторины в начальной школе.

“Конкурс знатоков” в среднем звене.

“Эрудицион” для старшеклассников.

Конференция старшеклассников: “Вклад России в мировую науку, историю и культуру”.

2005-2006 гг

Формирование творческого потенциала личностиученика и учителя в контексте развивающего обучения.

^ Педагогические советы:

“Какой учитель нужен сегодня школе?”

(ноябрь 2005)

“Современные образовательные технологии учебного процесса”

(январь 2006)

“Новый учебный план школы и методическое обеспечение преподавания школьных предметов в условиях перехода на БУП-2004 гг.”

(апрель 2006)

^ Деловая игра:

“Программа развития школы” (на период до 2010 г.)

Психолого-педагогические семинары:

“Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе”

(октябрь 2005)

“Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как поддержать?”

(февраль 2006)

Обмен опытом педагогов школы на заседаниях методических объединений в форме выступлений, открытых уроков, внеклассных мероприятий.

Выступление на городских, областных семинарах с докладами и открытыми уроками.

^ Недели науки:

Интеллектуальные игры, конкурсы, викторины в начальной школе и среднем звене.

“Такие разные уроки” - цикл уроков в игровой форме для учащихся начальной школы.

Научная конференция старшеклассников “Ярославль тысячеликий”

^ Итоги работы над единой методической темой:

1. Создана Программа развития школы на период до 2010 г.

2. Школа стала областной базовой площадкой “Мониторинг мыслительной деятельности учащихся начальной школы”.

3. Ведется систематическая работа над программно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса с использованием новых образовательных технологий.

4. Педагоги школы постоянно повышают уровень своей профессиональной компетенции:

за три года в школе аттестовалось 34 педагога из 60:

На высшую категорию – 11 человек,

На первую – 14 человек,

На вторую – 9 человек.

19 педагогов за три года повысили свою квалификационную категорию.

Курсы повышения квалификации на базе школы и других учреждений системы образования прошли – 90 % педагогов школы.

5. Педагоги школы выступали с докладами на российских, межрегиональных научных конференциях, имеют публикации в различных профессиональных журналах и сборниках.

6. Учащиеся школы успешно выступают на научных конференциях “Отечество”, “Открытие”, предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.



Похожие:

Рекомендации Реализация единой методической темы одна из форм организации методической работы мо icon2. Цель и задачи методической службы:
Положение о методической службе определяет цели, задачи, структуру организации, направления деятельности и формы методической работы...
Рекомендации Реализация единой методической темы одна из форм организации методической работы мо iconОтчет методической работы моу нсош №20 за 2010-11 учебный год. Методическая...
Вопросы методической темы Индивидуализация и дифференциация обучения в условиях
Рекомендации Реализация единой методической темы одна из форм организации методической работы мо iconРекомендации по планированию методической работы
Составитель: Шатных А. В., проректор по организационно-методической работе, кандидат педагогических наук
Рекомендации Реализация единой методической темы одна из форм организации методической работы мо iconАнализ методической работы за 1 полугодие 2012-2013 учебного года
Педагогический коллектив школы продолжает работать над методической темой «Положительная мотивация к учению одна из составляющих...
Рекомендации Реализация единой методической темы одна из форм организации методической работы мо iconПрограмма инновационной деятельности по созданию методического сервиса в школьном округе № п/п
Необходимо создать условия для обеспечения профессионального роста учителей непосредственно в школьном округе, внедрения в практику...
Рекомендации Реализация единой методической темы одна из форм организации методической работы мо iconАнализ состояния методической работы в моу нош №3 в 2009-2010 учебном год
В условиях развития образования методическая работа планировалась и строилась с учётом повышения уровня методической помощи педагогам...
Рекомендации Реализация единой методической темы одна из форм организации методической работы мо iconОтчет по методической работе моу сош №1 р п. Мокроус за 2010 2011...
Основными задачами методической работы школы в 2010-201 учебном году были следующие
Рекомендации Реализация единой методической темы одна из форм организации методической работы мо iconМетодические рекомендации Азбука методической работы: планирование, формы и методы работы
Рекомендации предназначены для заместителей директоров по учебно воспитательной работе, заместителей директоров по научно – методической...
Рекомендации Реализация единой методической темы одна из форм организации методической работы мо iconАнализ учебно-воспитательной работы за 2010-2011 учебный год
Выбор единой методической темы осуществляется коллегиально, отвечает интересам и желаниям педагогического коллектива, что является...
Рекомендации Реализация единой методической темы одна из форм организации методической работы мо iconАя программа дополнительного профессионального образования
Ериалы для слушателей модуля «Организация методической работы в образовательном учреждении» призваны обеспечить эффективную работу...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница