14. 12 2010г. Организация деятельности образовательного учреждения по повышению квалификации педагогов. Проблемы внутришкольного обучения




Скачать 112.48 Kb.
Название14. 12 2010г. Организация деятельности образовательного учреждения по повышению квалификации педагогов. Проблемы внутришкольного обучения
Дата публикации05.12.2013
Размер112.48 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Бухгалтерия > Документы
Семинар зам. директоров школ в СОШ №2 г. Красноармейска

14.12 2010г.

Организация деятельности образовательного учреждения по повышению квалификации педагогов. Проблемы внутришкольного обучения.

Методическая работа в современной школе - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, школы в целом, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников.

^ Цель методической работы - создание оптимальных условий для

непрерывного совершенствования профессиональной, предметной, методической компетентностей педагогов, развития их творческого потенциала как средства реализации целей и задач образовательного процесса.

^ Основные задачи методической работы:

1)Совершенствование системы диагностики результатов профессиональной деятельности каждого педагога как показателя уровня развития профессиональной компетентности, системы мониторинга развития педагогического коллектива в целом.

2)Развитие мотивации педагогов на профессиональное саморазвитие.

3)Разработка и реализация системы ресурсообеспеченных вариативных организационных форм методической деятельности, адекватных ее цели.

4)Совершенствование методического уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.

5)Формирование и развитие умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности.

6)Выявление опыта работы педагогов, заслуживающего изучения, обобщения и распространения.

7)Приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных им методов.

Структура, состав методической службы, задачи методической работы на конкретный период определяются сообразно потребностям каждым педагогическим коллективом самостоятельно.

Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства. Перед руководителем методической службы школы стоит задача помочь учителю углубить различные аспекты его профессиональной подготовки. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, работу необходимо планировать с учетом профессиональных затруднений конкретных учителей и всего коллектива в целом. Планированию методической работы должен предшествовать глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их на рост педагогического и профессионального мастерства учителя.

^ Организация методической работы на диагностическо-прогностической основе.

Проведение диагностики педагогической деятельности и ее оценка - неотъемлимая часть управления. Школу оценивают многие: ученики и их родители, управление образования, многочисленные проверяющие. Но главная задача не в том, чтобы дать учителю экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать его к самостоятельному осмыслению и решению своих проблем. Диагностирование педагогического коллектива позволяет целенаправленно планировать методическую работу в школе, выявить сильные и слабые стороны в работе учителя для обмена опытом работы и оказания своевременной и действенной методической помощи.

Диагностические анкеты-

-«Мониторинг профессионального мастерства педагогов»(из опыта работы), «Завуч» №7, 2008г.;

-«Диагностическая карта успешности учителя», «Завуч» №1, 2006г.;

-Анкета для учителя «Диагностика профессиональной подготовки»;

Анкета «Реализация направлений модульной технологии в образовательном процессе»;

Анкета «Реализация принципов уровневой дифференциации»:

Анкета «развитие творческого потенциала учителя», «Завуч» №4, 2006г.;

«Диагностика педагогического мастерства учителя в условиях модернизации содержания образования», «Завуч»;№5 2006г.;

-«Работа по повышению профессионального мастерства педагогических кадров», «Практика административной работы в школе», №5, 2003г.

-«Методика оценки качества педагогической деятельности»,

«Завуч» №1 2009г.

- «Рейтинговая оценка деятельности учителя», «Оценка учителя как фактор его профессионального роста и развития школы», «Завуч» №1 2010г.

-«Рейтинговая оценка педагогической деятельности учителя», «Завуч» №4, 2010г.

Анализ анкетирования позволяет составить диагностическую карту школы, выделив:

а) опыт, заслуживающий изучения, обобщения и распространения;

б) вопросы (проблемы), вызывающие затруднения у отдельных учителей, группы педагогов или всего педагогического коллектива.

Это позволяет разделить вопросы, требующие изучения на разных уровнях методической работы школы:

-педагогический совет,

-методический семинар,

-ШМО,

-творческие микрогруппы учителей,

-наставничество, консультирование,

-самообразование учителя.

Диагностирование позволяет определить и единую методическую тему школы.

Планированию методической работы предшествует так же анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их на рост педагогического и профессионального мастерства учителя.

В нашей школе ежегодно дается достаточно подробный анализ

методической работы по направлениям деятельности (текстово-табличный).

^ Позитивные тенденции

Негативные тенденции

Необходимые меры по корректировке негативных тенденций

1.Сложившаяся структура методической службы школы.

2.Целенаправленная работа над единой методической темой , которая согласуется с проблемой, над которой работает школа и задачами, направленными на ее решение.

3. Определен круг задач методической работы, вытекающий из проблем школы.

4. Разнообразие форм методической работы и направлений деятельности и, как следствие, выстраивание системы повышения профессионального мастерства педагогов школы.

Использование в течение ряда лет уже сложившихся форм методической работы и направлений деятельности.

Поиск новых форм и направлений деятельности методической работы.

В школе сложилась следующая структура методической работы.

Структура методической службы школы



Педагогический совет



Методический совет



Школьные методические объединения



«Первые шаги» «Словесник» «Эврика» «Природа и общество»



Единые методические дни (как постоянно действующий семинар)

Самообразование

Одной из важнейших форм методической деятельности является работа над единой методической темой школы.

^ Требования к выбору единой методической темы:

-методическая тема должна быть актуальной, научно обоснованной,

-созвучной современным педагогическим идеям,

-иметь практическую значимость для школы,

-охватывать широкий спектр проблем,

-охватывать как учебную, так и воспитательную работу,

-ориентирована на повышение творческого потенциала учителя и учащихся,

- ориентирована на интенсификацию учебно-воспитательного процесса и мотивацию учения школьников.

Работа над единой методической темой должна быть направлена на реализацию целей и задач, поставленных педагогическим коллективом в программе развития и вестись в течение 3-5 лет.

^ Этапы работы школы над единой методической темой:

1этап-диагностический:

-выявление проблемы, обоснование ее актуальности для школы.

2этап-теоретическое исследование проблемы на:

-педсоветах;

-заседаниях методического совета;

-заседаниях школьных методических объединений;

-семинарах;

-в индивидуальной и групповой работе с учителями;

-в работе по самообразованию.

3этап-практическое исследование проблемы:

-тематические педсоветы (обмен опытом работы);

-семинары-практикумы;

-открытые уроки и внеклассные мероприятия;

-взаимопосещение уроков.

4этап-подведение итогов работы по теме, пропаганда ППО:

-творческие отчеты учителей;

-выступления с самообобщением опыта работы;

-мастер-классы;

-рекомендации по данной теме.

^ Педсовет как коллективная методическая деятельность.

Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет.

Темы педсоветов должны быть связаны с задачами, над которыми работает педагогический коллектив, в том числе, с единой методической темой.

Темы педагогических советов:

2008-2009 уч. год-1) Новые подходы к организации воспитательной работы в школе; 2)Личностно ориентированное обучение и воспитание как средство развития и само развития личности обучающихся; 3)Оценочная деятельность ученика и учителя.

2009-2010 уч. год-1)Инновационные формы воспимательной работы;

2)Активные и интерактивные формы и методы обучения в системе личностно ориентированного образования; 3)Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника.

2010-2011уч. год-1)Воспитание культуры толерантности; 2)Обучение и воспитание успехом в системе личностно ориентированного образования. 3)Новые требования к современной образовательной политике.

^ Методический совет школы как коллективная методическая деятельность стабильной творческой группы учителей.

Методический совет осуществляет координацию всей методической работы школы, организации учебно-воспитательного процесса, инновационной и экспериментальной деятельности, итоговой аттестации. Ежегодно составляется план работы методического совета. Ведутся протоколы заседаний.

В2009-2010 уч. году проведено 13 заседаний методсовета, на которых рассматривались вопросы подготовки и проведения педагогических советов, единых методических дней, организации и проведении мониторинговых наблюдений, вопросы предпрофильной подготовки учащихся выпускных классов основной школы и профильного обучения в старшей школе, вопросы подготовки и проведения школьного и муниципального этапа предметных олимпиад, работы школьного научного общества обучающихся, работы муниципальных экспериментальных площадок, вопросы подготовки учащихся выпускных классов к итоговой аттестации, вопросы аттестации педагогических работников и другие.

^ Школьные методические объединения как давно сложившаяся форма групповой методической деятельности.

Важными звеньями в структуре методической службы нашей школы являются методические объединения. Их в школе пять:

-МО учителей начальных классов «Первые шаги»,

-МО учителей русского языка и литературы и иностранного языка

«Словесник»,

-МО учителей математики, физики и информатики «Эврика»,

-МО учителей истории, географии, биологии, химии, технологии,

ОБЖ, физической культуры «Природа и общество»,

-МО классных руководителей.

В планировании работы ШМО стараются отобрать тот комплекс мероприятий, который бы позволил наиболее эффективно решать проблемы и задачи, стоящие перед ними и школой в целом.

Планы работы методический объединений должны составляться с учетом ситуации, которая сложилась в школе: опыта работы учителей, итогов успеваемости учащихся по предмету, результатов контрольных срезов знаний, склонностей и интересов учителей , задач преподавания данного предмета.

Формы работы ШМО нашей школы разнообразны: участие в педагогических советах, единых методических днях, методическом фестивале, обмен опытом работы на заседаниях ШМО, в ходе открытых уроков, индивидуальная работа над темами самообразования с последующими творческими отчетами, изучение и обобщение лучшего педагогического опыта, организация исследовательской деятельности обучающихся и другие. По итогам учебного года проводится анализ работы ШМО.

^ Единые методические дни как коллективная методическая деятельность.

Одной из форм методической работы в нашей школе являются единые методические дни как постоянно действующий методический семинар. В течение учебного года проводится три единых методических дня - в декабре, феврале и апреле.

Темы двух методических дней соответствуют единой методической теме, а в апреле единый методический день проходит в рамках методического фестиваля «Урок-20…» и называется «Презентация методических идей».

В рамках методических дней проводятся методические семинары, заседания ШМО, открытые уроки с их последующим самоанализом и анализом, обмен опытом работы в ходе выступления учителей.

В конце учебного года проводится, ставший традиционным, методический фестиваль «Урок-20…». В рамках методического фестиваля проводится единый методический день «Презентация методических идей», творческие отчеты учителей по темам самообразования, школьная учебно-исследовательская конференция «Мир - глазами детей».

Особое место, как уже отмечалось выше, в работе по повышению профессиональной компетентности учителей занимает самообразование. Темы самообразования определяются с учетом

затруднений конкретного учителя, согласуются с методической темой школы, направлениями работы методического объединения

и ежегодно утверждаются на ШМО. Работа над темой самообразования может вестись в течение нескольких лет, при этом каждый учитель ежегодно готовит творческий отчет о проделанной работе (памятка к отчету по теме самообразования).

^ Этапы работы над темой самообразования:

1этап-диагностический:

-анализ затруднений, постановка проблемы,

изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

2этап-прогностический:

-определение целей и задач работы над темой, разработка системы мер, направленных на решение проблемы,прогнозирование результатов.

3этап-практический:

-внедрение системы мер, направленных на решение проблемы,

отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов,

корректировка работы.

4этап-обобщающий:

-подведение итогов, оформление результатов работы по теме, представление материалов.

5этап-внедренческий:

-использование опыта самим педагогом, распространение опыта.

Как видите, работа над темой самообразования рассчитана на 2-3

учебных года.

^ Одним из направлений методической работы школы является

выявление, изучение, обобщение и распространение лучшего педагогического опыта.

Это одна из наиболее действенных форм повышения квалификации и мастерства учителя.

Изучение и обобщение опыта работы учителей школы ведется систематически. Начинается эта работа с самообобщения опыта самим учителем (см. рекомендации учителю по обобщению собственного опыта ). Для описания опыта можно использовать следующие формы:

-простое описание-фотография (фрагменты);

-раскрытие способов и приемов, дающих положительный эффект;

-анализ и описание достигнутых результатов;

-анализ и описание стиля работы;

-длительный анализ и описание системы работы.

^ В методическом кабинете школы материалы опыта могут быть представлены в виде:

-конспектов уроков,

-творческих отчетов,

-докладов или рефератов,

-презентаций,

-методических бюллетеней,

-методических рекомендаций,

-разработок программ,

-сборников.

Для передачи опыта педагогам-коллегам можно использовать следующие виды представления:

-выступление на МО, педагогическом совете, конференции;

-рассказ-обмен опытом:

-открытые уроки;

-авторские мастерские или мастер-классы;

-проблемные круглые столы;

-творческие семинары и конкурсы.

Материалы опыта можно оформить письменно и в электронном виде, что дает возможность учителям не только изучить материал, но и воспользоваться им в своей профессиональной деятельности.

Похожие:

14. 12 2010г. Организация деятельности образовательного учреждения по повышению квалификации педагогов. Проблемы внутришкольного обучения iconОрганизация деятельности образовательного учреждения по повышению...
Повышение квалификации педагогов в период реформирования образовательной системы насущная задача сегодняшнего дня
14. 12 2010г. Организация деятельности образовательного учреждения по повышению квалификации педагогов. Проблемы внутришкольного обучения icon«Детский сад №12» по результатам деятельности за 2011-2012 учебный год
Организация и содержание деятельности образовательного учреждения. (Методы и формы воспитания и обучения, реализуемые в доу, образовательные...
14. 12 2010г. Организация деятельности образовательного учреждения по повышению квалификации педагогов. Проблемы внутришкольного обучения iconПлан – график повышения квалификации педагогов муниципального общеобразовательного...
Об утверждении плана – графика повышения квалификации педагогов по вопросам введения фгос нового поколения
14. 12 2010г. Организация деятельности образовательного учреждения по повышению квалификации педагогов. Проблемы внутришкольного обучения iconОбразовательная программа повышения квалификации педагогов начального...
...
14. 12 2010г. Организация деятельности образовательного учреждения по повышению квалификации педагогов. Проблемы внутришкольного обучения iconОтчёт о деятельности ммц за 2011 год Муниципальное образование Сургутский район
Организация и техническая поддержка курсов повышения квалификации педагогов в области икт-компетенции
14. 12 2010г. Организация деятельности образовательного учреждения по повышению квалификации педагогов. Проблемы внутришкольного обучения iconОрганизация деятельности образовательного учреждения по обеспечению...
...
14. 12 2010г. Организация деятельности образовательного учреждения по повышению квалификации педагогов. Проблемы внутришкольного обучения iconПоложение о методическом объединении педагогов
Настоящее Положение определяет организационно – методическую основу деятельности Методического Объединения педагогов округа Варавино...
14. 12 2010г. Организация деятельности образовательного учреждения по повышению квалификации педагогов. Проблемы внутришкольного обучения iconКурсы повышения квалификации: Организация наставничества
Цель: Организация воспитательно образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с федеральными государственными...
14. 12 2010г. Организация деятельности образовательного учреждения по повышению квалификации педагогов. Проблемы внутришкольного обучения iconОрганизация внутришкольного контроля в мбоу «Красногвардейская гимназия»
Оперативное и своевременное принятие управленческих решений для улучшения состояния образовательного процесса
14. 12 2010г. Организация деятельности образовательного учреждения по повышению квалификации педагогов. Проблемы внутришкольного обучения iconРешение шмп являются рекомендательными для начинающих педагогов
Настоящее Положение определяет организационно – методическую основу деятельности Школы молодого педагога (шмп), содействует повышению...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница