Программа "Обучение здоровью" Рассмотрено на педагогическом совете моу «Батрацкая начальная школа -детский сад»




Скачать 180,67 Kb.
НазваниеПрограмма "Обучение здоровью" Рассмотрено на педагогическом совете моу «Батрацкая начальная школа -детский сад»
Дата публикации29.10.2013
Размер180,67 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Биология > Программа
Программа "Обучение здоровью"

Рассмотрено на педагогическом совете
МОУ «Батрацкая начальная школа –детский сад»
Протокол № 2 от «08» 09 20120 года.

Утверждаю
Директор МОУ «Батрацкая начальная школа – детский сад»
______________________Е.Малофеева

ПРОГРАММА «ОБУЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЮ»
МОУ «Батрацкая начальная школа –детский сад»
Деятельность школы по сохранению здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни
1.ВВЕДЕНИЕ
Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Теоретически – да, практически – не получается. Врачи-педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. Еще в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф.Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им было отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.
У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния, которые специалисты увязывают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе.

К другим заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нарушение зрения (миопия, рефракционная или осевая, и т.д.), болезни костно-мышечной системы (сколиоз, патологический кифоз или лордоз, плоскостопие).

Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400-2600 заболеваний на 1000 детей, так как каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4-2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Все это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среда способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.

Биологическая реакция организма школьника зависит от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды.

Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.

Именно поэтому разработанная нами программа « Обучение здоровью» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.
^ II.ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Исходя, из конкретной ситуации в школе и в соответствии с постановленной целью можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.

^ III. ЗАДАЧИ.
1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
3. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
4. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
5. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
^ IV.ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Здоровый физически, психически, нравственно ученик.
V.УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

Воспитанники;

учащиеся;

классные руководители;

воспитатели

врачи-специалисты;

родители.
^ VI.ОСНОВНЫЕ НАПРАПВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-воспитательная работа – научно обоснованная и строго регламентированная.
1.Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для

учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям.

Сентябрь- ноябрь
2.Валеологический анализ расписания уроков.

Сентябрь, январь
3.Организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием на свежем воздухе (1-4 классы).

В течение года
4.Организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы двигательному режиму учащихся разных возрастов.

В течение года
5.Включение вопросов с определенной валеологической направленностью в план учебных программ по ОБЖ.

В течение года
6.Контроль за выполнением норм самообслуживания.

Октябрь, декабрь,март
7.Контроль за правильным использованием ТСО.

Ноябрь, февраль
8.Валеологический анализ урока.

Декабрь
9.Повышение валеологической грамотности учителей и воспитателей.

Январь

Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья, как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среди обитания
1.Создание паспорта «Здоровье»

Сентябрь-октябрь
2.Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой). Октябрь-март
3.Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации и их функциональным возможностям учащихся разных возрастных

групп.

Сентябрь-март
4.Запуск медико-педагогического мониторинга детей при зачислении их в школу ( с учетом сложности программы обучения).

Апрель-май

Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов профилактика обострения и прогрессирования болезненного процесса.
1.Плановый медосмотр.

Сентябрь, январь
2.Мониторинг естественной и искусственной освещенности учебных кабинетов

Сентябрь-октябрь
3.Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов.

В течение года
4.Мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация.

В течение года
5.Плановая диспансеризация.

Октябрь
6.Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность правильность, сочетание продуктов).

Ноябрь-декабрь
7.Контроль за состоянием рабочей мебели.

Ноябрь, февраль
8.Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации.

Январь, май
9.Плановая диспансеризация учащихся.

Февраль-апрель
10.Контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещения школы.

Март, апрель

Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс ( в частности, курса, валеологии для учащихся младших классов).
1.Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей, в практику учебно-воспитательного

процесса.

Сентябрь-ноябрь
2.Обеспечение научно-методической литературой, учебными программами и учебниками по валеологии учащихся разных возрастов

В течение года
3.Контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов.

Декабрь-январь

Информационно-просветительная работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
1.Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация и проведение дня здоровья

В течение года
2.Использование наглядной агитации: оформление уголков здоровья, воспитание учащихся личными

примером учителей ( привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом,отказ от вредных привычек).

В течение года

^ VII.ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ
В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.Функции медицинской службы:

проведение диспансеризации учащихся школы;

медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;

выявление учащихся специальной медицинской групп
2.Функции директора и его заместителя:

общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

общее руководство по организации валеологической службы в школе;

общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;

организация преподавания вопросов валеологии на уроках ОБЖ в классах младшего звена;

организация и контроль уроков физкультуры;

обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;

разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;

организация работы классных руководителей по программе «Обучение здоровью» и ее контроль;

организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
3.Функции классного руководителя:

санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

организация и проведение профилактических работы с родителями;

организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками

организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы «Обучение здоровью»;

организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
^ VIII.СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ С ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ


№п/п

Учреждение

Задачи и направления


Формы взаимодействия


1

Детская поликлиника

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение



Профосмотры, диспансеризации, медицинская помощь.


2

Детская стоматоло-гическая помощь


Профилактика заболеваний, выявлениеих на ранней стадии и своевременное лечение



Профосмортры и при необходимости, лечение

3

ГИБДД


Предупреждение детского травматизма.

Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся.


^ IX.ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ « ОБУЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЮ»
НА 2010 – 2014 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ
1 этап (2010/2012 уч.г.)
1.Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика


№ п/п

Мероприятия

Срок


Класс


Ответственный


1

Оформление медицинских карт и листков Здоровья в классных журналах. Комплектация на их основе физкультурных групп

сентябрь

1-4

Зав.ФАПом ,

Кл.руководит.,


2

Профосмотры детей в условиях школы

Декабрь

1-4

Зав.ФАПом,

прикрепленный

врач-педиатр М-Пристанской больницы

3

Анализ случаев травматизма в школе.


В теч.года

1-4

Зав.ФАПом

зам.директора

4

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни

В теч. года

1-4

Зав.ФАПом,

Кл.руководит.

5

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического

режима в школьном учреждении







м/с

6

Эстетическое оформление класса и школы.

В теч.

года

1-4

Зам.директора


7

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)

В теч. года




Зам.дир.


8

Контроль за качеством питания и питьевым режимом

Ежедневно





Зав.ФАПом


9

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:

проветривание; освещение; отопление уборка

Ежедневно

Все помещения

м/с

10

Диагностика загруженности учащихся домашними занятиями.

В теч. года



1-4

Зам.дир.


11

Организация активного отдыха на переменах.

Постоянно

1-4

Кл.руководит.


12

Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний

Прививки детей согласно приказам Минздрава

В теч. года

1-4

Зав.ФАПом


13

Профилактическая работа во время эпидемий.

В теч. года


1-4

Зав.ФАПом

14

Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, полезные советы

В теч. года

1-4

Зав.ФАПом

15

Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга










16

Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры

В теч. года





Учителя


17

Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала

В теч.
года




Учитель


18

Организация дней здоровья, народных и подвижных игр, прогулок, экскурсий.


В теч. года




Зам.дир.


19

Профилактика травматизма:

Занятия по правилам дорожного движения

В теч. года




(выступление сотрудников ГИБДД, тематические классные часы)

20

Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ

По программе




учителя нач.классов

21

Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности.

сентябрь




Директор школы,


22

Статистика и анализ случаев травматизма в школе










23

Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек

Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ





Кл.руководители


24

Тематические родительские собрания

В теч. года






Кл.руководители,




II этап (2012/2014уч.г.)
На основе результатов обследования учащихся и итогов выполнения программы «Обучение здоровью» за 2010/2012 уч.г. будет разработана программа оздоровительной работы летом и внесены коррективы в программу «Обучение здоровью» на 2012/2014 уч.г.
Заключение

Данная программа «Обучение здоровью» рассчитана на 4 года и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.

В этом учебном году следует уделить особое внимание решению следующих задач:

отработка системы выполнения уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;

создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;

просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей; а также углубиться в вопросы, связанные с мониторингом спортивно-оздоровительной работы в школе.

Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тематические классные часы

Режим дня.

Закаливание организма.

Культура поведения в общественных местах.

Культура поведения за столом.

Культура питания.

Мой друг – Мойдодыр.

Культура одежды

Профилактика простудных заболеваний.

Береги здоровье смолоду.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Тематика родительских собраний

Психологические особенности учащегося (по возрастам).

Режим дня и гигиенические нормы.

Режим питания.

Встреча с сотрудниками ПДН ОВД Шебекинского района.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конкурсы, викторины

1.Конкурсы рисунков:

· «Осторожно, дети!»;

· «Я за здоровый образ жизни!»

3.Викторины:

· «Красный, желтый, зеленый»;

· «Кушайте на здоровье».

4..Веселые старты.

5.Спортивные соревнования «Моя спортивная семья»

Похожие:

Программа \"Обучение здоровью\" Рассмотрено на педагогическом совете моу «Батрацкая начальная школа -детский сад» iconПубличный отчёт моу «Мархинская начальная школа – детский сад»
Мархинская начальная школа-детский сад находится по адресу: Республика Саха (Якутия) Олекминский район село Марха ул. Набережная...
Программа \"Обучение здоровью\" Рассмотрено на педагогическом совете моу «Батрацкая начальная школа -детский сад» iconОбразовательная программа мбоу «Начальная школа- детский сад»
Образовательная программа мбоу «Начальная школа- детский сад» с. Камейкино(дошкольной группы «Ладушки»)
Программа \"Обучение здоровью\" Рассмотрено на педагогическом совете моу «Батрацкая начальная школа -детский сад» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
«Средняя общеобразовательная школа №1 р п. Базарный Карабулак Саратовкой области»
Программа \"Обучение здоровью\" Рассмотрено на педагогическом совете моу «Батрацкая начальная школа -детский сад» iconОбразовательная программа на 2010-2011 уч г. Тип учреждения моу,...
Моу для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Намская начальная школа – детский сад» мо «Намский улус рс(Я)
Программа \"Обучение здоровью\" Рассмотрено на педагогическом совете моу «Батрацкая начальная школа -детский сад» iconРассмотрено на педагогическом совете
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Германа Панфилова»
Программа \"Обучение здоровью\" Рассмотрено на педагогическом совете моу «Батрацкая начальная школа -детский сад» iconПлан утвержден на педагогическом Совете 19. 08. 2012г. Протокол №1...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Буратино» с. Драченино» функционирует с ноября1982...
Программа \"Обучение здоровью\" Рассмотрено на педагогическом совете моу «Батрацкая начальная школа -детский сад» iconГод Общая характеристика общеобразовательного учреждения
«Коверинская начальная школа – детский сад» переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение Коверинская начальная общеобразовательная...
Программа \"Обучение здоровью\" Рассмотрено на педагогическом совете моу «Батрацкая начальная школа -детский сад» iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Рассмотрено утверждаю на педагогическом совете директор маоу сош №2 Протокол №01 от 31. 08. 2011 г г. Белебея
Программа \"Обучение здоровью\" Рассмотрено на педагогическом совете моу «Батрацкая начальная школа -детский сад» icon«утверждаю» рассмотрено и принято директор школы на педагогическом совете
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни стр. 131-142
Программа \"Обучение здоровью\" Рассмотрено на педагогическом совете моу «Батрацкая начальная школа -детский сад» iconУправление качеством дошкольного образования в учебно-педагогическом...
В методических рекомендациях раскрываются подходы к планированию и осуществлению контроля за качеством дошкольного образования в...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница