Исследование радиоактивности




Скачать 125,23 Kb.
НазваниеИсследование радиоактивности
Дата публикации12.10.2013
Размер125,23 Kb.
ТипИсследование
pochit.ru > Биология > Исследование
МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ



  1. Психологические методы исследования




  1. Физиологические методы исследования:




  1. Метод экстирпации (удаления) мозговых структур и изучение последствий.

  2. Метод ЭКГ, т.е. регистрации электрических ударов, ЧСС.

  3. Метод ЭЭГ – электроэнцефалографии.

  4. Метод вызванных потенциалов.

  5. Метод заморозки отдельных мозговых структур.

  6. Вживление электродов в различные структуры мозга и дальнейшее изучение.

Дифференцировка – различие

  1. Компьютерная томография.



  1. Генетические методы исследования:




  1. Близнецовый метод

  2. Генетический метод (метод изучения родословных).

Пробанд – это лицо – носитель признака.



  1. Онтогенетические методы исследования.


1. Поперечные методы

2. Продольные методы


    1. Поперечные – разные группы

Одновременно изучается показатель у большого количества испытуемых


    1. Продольный – или лонгитюдный

1 группа испытуемых – 30 человек и этот показатель у этой группы изучают в 9 лет, в 15 лет, в 30 лет.


  1. Современные технические методы:




    1. Реография – регистрация кровотока мозга

    2. Исследование радиоактивности – вводятся изотопы в мозг и исследуют с помощью счётчика Гейзера

    3. Полиграф – детектор лжи.



ЭКГ, ЭЭГ, Частота Дыхания, АД

^ КГР – кожно–гальваническая реакция ( изменение сопротивления кожи.

Кинесиология – комплекс упражнений по гимнастике мозга (коррекция).


Проблема функционального состояния организма.
Любая форма поведения возникает на фоне определённого функционального состояния (ФС) организма.

Функциональное состояние и его оценка широко используются в физиологии, психофизиологии, эргономике – науке о труде, т.к. успешность обучения и трудовой деятельности зависит от функций состояния организма.

Перед тестированием нужно узнать о функциональном состояния человека.
2 подхода :

1)психологи считают, что главный критерий изменения функционального состояния человека является снижение или повышение эффективности выполнения определённой работы. ( по динамике)
2)Физиологический подход – существует набор физиологических реакций организма, в которых отображаются изменения активности ЦНС ( АД, ЧСС, скорость двигательных реакций и д.р.
Функциональное состояние – это психофизиологическое явление, которое отражает психологическое и физиологическое изменение в организме.
^ Биологические ритмы

Классификация ритмов по Агаджаняну


  1. Ритмы с короткой периодичностью


К ним относятся:

А) ритмы, которые периодичны в доли секунды

Б) секундные ритмы – ритм дыхания

В) минутные ритмы – ритмы голодной перистальтики желудка


  1. ^ Ритмы с длинной периодичностью


А) циркадные – суточные ритмы: сон-бодрствование

Б) месячные ритмы – лунный цикл 28 дней

В) годичные ритмы – рождение

Г) мгногогодичные – гелеобиологические – ритмы солнечной активности – 12 лет.

^ ЦИРКАДНЫЕ РИТМЫ

(суточные: сон-бодрствование)
Признаки сна:
- потеря сознания

- утрата связи с окружающей средой

- угнетение работы внутренних органов

- падение мышечного тонуса

^ Гипотезы сна:


  1. Теория, согласно которой сон и бодрствование зависит от перераспределения крови при изменении положения (не подтвердилась).

  2. Биохимическая гипотеза. Во время бодрствования в мозге накапливаются гипотоксины, которые вызывают сон – молочная кислота, углекислота, холестерин ( не подтвердилась)

  3. Теория чешского учёного Пуркинье : считал, что причиной сна является изменение формы нейронов, а значит изменение величины синаптических щелей. Для сна характерно разобщение нейронов ( не подтвердилась, но сейчас частично подтверждается, т.к во время сна происходит разобщение нейронов).

«Шевели мозгами» - на самом деле щевелятся.

  1. Гипотеза Гесса – он считал, что существуют центры сна, расположенные в таламусе. У больных энцеллофаллитом – нарушение сна, у них обнаружены изменения в таламусе.

  2. Гипотеза Павлова – тоже считал, что существуют центры: активного и пассивного сна.

Причиной пассивного сна является уменьшение афферентной импульсации от рецепторных систем. В последствии пассивный сон стали объяснять снижением восходящих влияний ретикулярной формации.

Причиной активного сна, по Павлову, является разлитое торможение (или иррадиациональное торможение).

Ретикулярная формация – неспецифическое влияние на кожу (сетчатое образование продолговатого мозга и ствола)

Из таламуса в кору уже специфи-

ческие импульсы

Из коллатералей на на ретик.

формацию, ав оттуда в кору

неспецифические импулься.

Важна информ. от сенс. систем.


6^ . Основная гипотеза Юджин - Азеринский и Нотаниэль Клейтман (1959)
Сон – это неоднородное состояние. Существуют определённые фазы сна, когда организм находится в активном состоянии, повышается импульсная активность мозга.

Описали, что сон состоит из нескольких циклов продолжительностью по 90 минут.

Каждый цикл состоит из двух фаз. (всего 7,5 часов). Нельзя разбивать фазу.

Длительность быстрой и медленной фазы изменяется в каждом цикле:

Доля быстрого сна – увеличивается, а доля медленного сна – уменьшается.

В 1 цикле – 10 минут

2 – 15 мин

3 – 20 мин

4 – 25 мин

И соответственно уменьшается доля медленного сна - 90 и т.д.

Фаза медленного сна называется медленноволновый сон – состоит из нескольких стадий:
1стадия спокойного бодрствования – альфа ритм

В этой стадии всё очень хорошо запоминается.
( в 6 лет у детей Альфа-ритм ещё не развит, поэтому обучение не идёт, раздражаем мозолистое тело, если обучение идёт односторонне – только левостороннее или правостороннее полушарие, но у ребёнка к 6 годам нужно развивать разностороннее и он должен знать буквы и считать)
2 стадия дремоты
3 стадия поверхностного сна
4 стадия потери сознания, мышечного тонуса и т.д.
5 стадия, когда человека трудно разбудить и в энцефалографии наблюдаются дельта волны.


Фаза бысрого сна называется быстроволновый сон – сон с быстрым движением глаз ( БДГ - сон ) - парадоксальный сон.
Человек спит, но все физиологические системы работают.

Увеличивается АД до 200 и более, увеличивается пульс (ЧСС до 120 уд.в мин.), частота дыхания, мышечное подёргивание, у детей – мочеиспускание.

Из-за этого часто сердечники умирают во сне.

Большая нагрузка во время сна.

Механизмы сна и бодрствования
На ритм сон-бодрствование влияют эндо и экзогенные факторы:

- эндо – врождённые,

- экзогенные – факторы природной среды,

день-ночь,

социальные факторы ( сменная работа)
Считают, что в мозге существует система структур, которые принимают участие в регуляции либо сна, либо бодрствования. К ним относятся:

- таламус

- гипоталамус

- кора

- гиппокамп (древняя кора)


Значение сна
1.Информационное значение сна – т.к. во сне происходит перевод краткой информации из кратковременной памяти в долговременную. Этот процесс называется консолидация.

Избавляет от излишней информации
2.Охранительное значение – освобождает организм от шлаков.
^ 3.Энергетическое значение – т.к. во время сна происходит усиленное образование АТФ – источник энергии.

Собственные врождённые биоритмы:

- жаворонок

- сова

- голубь

Методика определения биоритмов – измерять пульс каждые 3 часа в течение 7 дней в 7, 10, 13, 16, 19, 22


Нейрогуморальные механизмы мотивации

Мотивация – потребность для достижения той или иной цели поведенческой реакции.
^ 1.Биологические мотивации

А) сохранение целостности организма

Б) избегание вредных воздействий

В) потребность в сохранении гомеостаза

Г) половая потребность

Д) потребность в притоке новой информации.
^ 2.Социальные мотивации

А) потребность в самореализации своего «Я»

Б) потребность занять определённое место в обществе

В) потребность в общении
3.^ Идеальные мотивации

А) потребность в красоте

Б) потребность в творчестве.
Механизмы мотиваций:
Центр биологической мотивации расположен в гипоталамусе

Мотивации вызывают эндогенные и экзогенные факторы.
^ Экзогенные факторы- воспринимаются рецепторные образованиями



Эндогенные – это изменения гормонального статуса и биологического состава крови.
В гипоталамусе имеются нейроны, которые реагируют на количество ионов натрия, хлора в крови, количество глюкозы, кол-во воды.

Нейроны центра жажды гипоталамуса реагируют на концентрацию солей в плазме крови, при повышении концентрации происходит увеличение потребления воды в организме.
Высшим уровнем саморегуляции является поведение человека (пьёт воду).
В лаборатории П.К.Анохина изучалась активность нервных структур при пищевом поведении.

Нейрофизиологические механизмы эмоций

и биологическое значение.

Эмоции – это субъективные переживания, которые сопровождаются двигательными и вегетативными компонентами.
Классификация эмоций:
1.По признаку:

- положительные

- отрицательные
2.По виду (модальность) эмоции:

- гнев

- страх

- радость

(все остальные – производные от этих эмоций)

3.Динамические характеристики эмоций:

- настроение

- страсть

- аффект

Настроение - малой интенсивности по длительности эмоции.

Страсть – Очень сильные и длительные эмоции

Аффект – сверхсильная и короткая эмоция
Дети тоже переносят депрессии как и у взрослого.
4.Влияние на деятельность человека:

- стенические – мобилизующие на активную деятельность

- астенические – расслабляющие эмоции

^ Некоторые понятия, характеризующие

эмоциональное состояние

человеческой психики.
Амбивалентность – противоположное, двойственное отношение.
Апатия – это эмоциональное состояние, вызванное утомлением, тяжёлым переживанием или болезнью. Характеризуется безразличием, упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей жизни.
Депрессия – подавленное аффективное состояние. Характеризуется отрицательным эмоциональным фоном, заторможенностью интеллектуальной деятельности и заторможенностью двигательной реакции.
^ Эмпатия – сопереживание, сочувствие, постижение эмоций состояния другого человека.
Стресс – (Селье) неспецифическая реакция организма на любое предъявленное ему требование (вся наша активная жизнь состоит из этого)

Отрицательный стресс – дистресс.
^ Двигательные компоненты эмоций.


1.Мимика человека – она в очень большой степени зависит от генотипа.

Формирование мимики происходит на 1-ом году жизни в процессе общения (если ребёнок несколько месяцев оставлен без матери – то появляется синдром госпитализма - маска безразличия на лице). У матери должно быть эмоционально окрашено проявление любви.

Депривация – изоляция ребёнка от стимулирующей среды человеческого окружения.

^ Сенсорная депривация – ограничение сенсорных раздражителей.

Психическая депривация – ограничение от людей.

Эмоциональная депривация – развивается при недостаточном удовлетворении аффективных потребностей ребёнка в тепле, ласке, любви.



2.Пантомимика – движение тела или его частей. В основном зависит от культурных исторических особенностей народа, мало от генотипа.
3.Изменение мышечного тонуса:

- тремор

- ступор – неподвижность
4.Пиломоторные реакции – обусловлены сокращением гладкой мускулатуры, окружающей корни волос.
5.Мигательные реакции – являются показателем тревоги у детей
6.Появление голосовых реакций и изменение тембра голоса громкости и скорости произношения слов.
Вегетативные компоненты эмоций

- это реакции внутренних органов и железистые реакции


  1. Изменение реакции сердечно-сосудистой системы – повышение ЧСС, урежение ЧСС, повышение АД или снижение, расширение или сужение сосудов.

  2. Реакция дыхательной системы – учащение, урежение, задержка.

  3. Реакция организмов ЖКТ – изменение перистальтики: запоры или диарея.

  4. Реакция органов мочевого пузыря – либо задержка мочеиспускания, либо частое.

  5. Секреторная реакция мелких желез ротовой полости, которые обеспечивают сохранение влажности слизистой оболочки рта и не имеют отношения к пищеварению.

  6. Реакция потовых желез.


Двигательные компоненты и часть вегетативных компонентов, имеющих внешнее проявление, называют экспрессией или внешним проявлением эмоций.

^ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ



  1. Ч.Дарвин (1872г) опубликовал работу «Выражение эмоций у животных и человека»:


- эмоции возникли в процессе эволюции как приспособительная реакция

- эмоции проявились и у животных и у человека.


  1. Фрейд – эмоции отражают уровень возбуждения нервных элементов в глубине мозга. Низкий уровень или дискомфорт передаётся в кору и возбуждает потребность во взаимодействии с внешним миром.

^ Эмоции – это усиление или уменьшение чувства дискомфорта в глубине мозга.

Мысль представляет собой результат сравнения желаний с восприятиями.


  1. ^ Джеймс и Ланге - утверждали, что эмоции являются вторичными, после физиологических функций. Субъективно – эмоциональный опыт соотносится с физиологическими функциями, что физиологические ощущения и есть сама эмоция. Они считали, что каждой эмоции соответствует свой набор физиологических изменений.




  1. ^ Кэннон и Бард – считали, что центры эмоций содержаться в таламусе и говорили, что психологические переживания и физиологические реакции возникают одновременно.

При восприятии событий вызывающих эмоции, часть импульсов идёт в гипоталамус, а вторая часть идёт в таламус, а затем в кору, где формируются субъективные переживания.

5. П.В.Симонов – информациональная теория : --- если информации больше или равна необходимой информации, то возникает положительная эмоция, если меньше имеющейся - отриц. Эмоция.
Инф.>=необх. инф. +

Инф.<=необх. инф.

6.Анохин.



  1. Теория Паперса (Круг Паперса) , в который входит лимбическая система


Структуры мозга, принимающие участие в регуляции эмоций.

А) Лимбическая система:

-таламус

- гипоталамус

- миндалина ( за агрессивное поведение или страх)

- гипокамп (агрессия или схрах; принимает участие в кратковременной памяти).

Все восприятия происходят через лимбическую систему, поэтому имеют эмоциональную окраску.
^ Б) Ретикулярная формация:

- которая получает сенсорные сигналы и действует как фильтр, пропуская только ту информацию, которая является новой или необычной.

В ретикулярной формации существуют группы нейронов, которые определяют некоторые функции : например, голубое пятно – это скопление нейронов, отростки которых образуют дивергентную сеть с одним входом – медиатором в которой является адреналин. Считается, что он запускает эмоциональную реакцию.
В) Чёрная субстанция:

Тоже является дивергентной сетью, но с медиатором дофамином и при поражении возникает болезнь Паркинсона.
А также - Кора больших полушарий,- височные, - теменные, - лобные доли.

Похожие:

Исследование радиоактивности iconУчебно-исследовательская работа История открытия радиоактивности
Эта работа посвящена истории открытия радиоактивности, то есть роли таких ученых, как немецкий физик, лауреат Нобелевской премии...
Исследование радиоактивности iconУрок физики в 11 классе. Тема: радиоактивность
Изучить понятие радиоактивности, радиоактивный распад (самостоятельно заполняя схему)
Исследование радиоактивности iconВодные экосистемы и рациональное водопользование
Показатели жесткости и радиоактивности воды Красноярского водо-хранилища (по материалам экспедиции)
Исследование радиоактивности iconИсследование рынков сбыта
Надо отметить также, что в зависимости от того, на основе какой информационной базы проводится исследование, можно выделить кабинетное...
Исследование радиоактивности iconУрок по теме «Радиоактивные превращения атомных ядер»
Оборудование: Периодическая таблица Менделеева Д. И.; таблица электромагнитных волн; таблица физической природы радиоактивности,...
Исследование радиоактивности iconИсследование функций учителя математики мбоу сош №49
Настоящая работа «Исследование функций» предназначена для факультативных занятий в 10-11 классах средней школы. Работу можно использовать...
Исследование радиоактивности iconСодержание
Исследование волокон и волокнистых материалов /^Исследование металлов, сплавов, металлических изделий
Исследование радиоактивности iconИсследование возможностей психодраматического подхода в современной психотерапии
Исследование приемов и техники классической психодрамы стр. 5-22
Исследование радиоактивности iconИсследование деятельности конкурентов 8
Сегментация рынка и исследование целевых сегментов как основа для принятия маркетинговых решений 4
Исследование радиоактивности iconПриложение №1 Исследование эмоциональной отзывчивости
Исследование эмпатических тенденций с помощью теста-опросника можно проводить в групповом варианте или предлагать ответить на него...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница