Тема урока, на котором использовала данный приём, «Типы речи. Сочетание в тексте разных типов речи»




Скачать 44,73 Kb.
НазваниеТема урока, на котором использовала данный приём, «Типы речи. Сочетание в тексте разных типов речи»
Дата публикации19.04.2013
Размер44,73 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Биология > Урок
Тема: Типы речи. Сочетание разных типов речи в тексте.

Тема урока, на котором использовала данный приём, - «Типы речи. Сочетание в тексте разных типов речи».

Цель: закрепление навыков определения типов речи; формирование навыка создания собственного текста, сочетающего в себе разные типы речи.

Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:

  1. Закрепление навыка анализа текста с точки зрения языковых средств.

  2. Закрепление умения озаглавливать текст.

  3. Закрепление навыка пересказа текста.

  4. Отработка навыка создания собственного текста.

  5. Продолжение формирования умения работать в малой группе.

Предполагаемый результат: безошибочное определение типа речи различных текстов; выработка умения создавать собственный текст, сочетающий в себе разные типы речи.

Основные этапы занятия.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний (фронтальная работа со схемой. (См.приложение 1))

  3. Основная работа по теме (работа по индивидуальным заданиям в малых группах сменного состава (См. приложение 2)).

  4. Итог урока (защита составленных текстов).

  5. Домашнее задание.

Приём, который подробно опишу далее, применяла на этапе основной работы с текстом. Данный приём проводила в два этапа.

Этап 1.

Класс делится на три группы, каждая из которых получает карточку с индивидуальным заданием (см. приложение 2). Это задание является частью следующего задания.

Каждая группа выполняет задание, прописанное в своей карточке. Выполненные задания анализируются фронтально, исправляются допущенные ошибки.

Этап 2.

Перегруппировка. Ученики объединяются в другие группы так, чтобы в них вошли ученики из прежних групп. Задание: составить новый текст, используя материалы работы групп, в которых сочетались бы все типы речи. Придумать связки между частями текста.

Я думаю, что применение такого задания на данном уроке несет много положительных моментов.

  1. Дети учатся отстаивать свою точку зрения, работая в группе. Кроме того, вырабатывается не только умение аргументировать свое суждение, но и умение слушать товарищей.

  2. Такое задание помогает научиться определять тип речи, опираясь на языковые средства текста и на вопросы, задаваемые к нему.

  3. Такое задание помогает создать свой собственный текст, так как у учащихся уже есть материал, на который можно опираться при написании сочинения или создания устного высказывания.

Приложение 1.

Восстановить схему.

ТИПЫ РЕЧИ


……………………………….


……………………………………..


………………………………….

Тип текста, в котором описываются события в определенной хронологической последовательности.

Структура: завязка – кульминация – развязка.

В тексте дается ответ на вопрос: Что происходит с героем, предметом и т.д.?

Тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, людей и т.д.

Структура: общее представление о предмете – описание отдельных признаков предмета – вывод – заключение – авторская оценка.

В тексте дается ответ на вопрос: Каков предмет, человек и т.д.?

Тип текста, в котором утверждается или отрицается какой-либо факт, явление, говорится о причинах и следствиях какого-либо явления, события.

Структура: тезис – аргументы – вывод.

В тексте даются ответы на вопросы: Почему предмет, человек, явление такой (ое) и т.п.?

Приложение 2.

Карточка – задание для 1-ой группы.

Задание: внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы, заполните таблицу.

Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, ещё не закрытая чёрной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню.

Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся в течение целого часа. Сквозь незанавешенные окна постоянно видна была молния. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращавшегося страха. Казалось, что какая-то сила снесёт наш домик, стоящий на высоком берегу реки.

^ Название текста

Тип речи

Вопросы. По которым вы определили тип речи.

Языковые средства

^ Краткий пересказ текста.
















^ Карточка – задание для2-ой группы.

Задание: внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы, заполните таблицу.

В природе очень много различных явлений, одни из которых красивы, безобидны, а другие , наоборот, страшные и опасные. Одно из таких явлений – гроза. Вы, конечно, можете со мной не согласиться, сказав, что гроза не представляет никакой опасности. Но я попытаюсь доказать вам свою точку зрения.

Во-первых, гроза сопровождается молнией. А молния, как известно, опасна. Она может ударить человека и нанести серьёзную травму. Бывали даже случаи, когда из-за удара молнии погибали люди или животные. Особенно надо остерегаться шаровых молний.

Во – вторых, из-за грозы могут возникнуть перебои с электричеством и на его восстановление иногда тратится много времени.

В – третьих, если грозу сопровождает шквальный ветер, то он может повалить деревья, сорвать крыши с домов и наделать ещё много всяких бед.

Я надеюсь, что многие из вас согласились с моими доводами. Я всех вас прошу, пожалуйста, относитесь к грозе серьёзнее!

^ Название текста

Тип речи

Вопросы. По которым вы определили тип речи.

Языковые средства

^ План текста.
















Карточка – задание для3-ей группы.

Задание: внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы, заполните таблицу.

От Крымского моста, закрыв полнеба, надвигалась в проблесках длинных отвесных молний, в глухом, рокочущем громе иссиня-чёрная туча. Её графитный плотный передний край, скрадывая синь неба, приближался к солнцу, недавно миновавшему зенит, а в глубине своей туча была белесой, слабой, верно, высыпалась оттуда градом…

Страшен был отблеск молнии в фольге застывшей реки, и тут же грянул громище с такой силой, что виски заломило. И, не дав опомниться от потрясения, другая молния, ещё более страшная и яркая, пересчитала подвесы моста, и гром прозвучал в самом металле.

Название текста

Тип речи

Вопросы. По которым вы определили тип речи.

Языковые средства

План текста.
















Похожие:

Тема урока, на котором использовала данный приём, «Типы речи. Сочетание в тексте разных типов речи» iconЧасти речи. Простое предложение. Алфавит. Типы речи
«Части речи», «Простое предложение», «Типы речи», «Алфавит» при концентрическом подходе к обучению русскому языку в 5 классе. Данный...
Тема урока, на котором использовала данный приём, «Типы речи. Сочетание в тексте разных типов речи» iconУрока Тема урока 1
Понятие о стилях речи. Критерии разграничения стилей речи. Научный стиль речи. Доклад и реферат как жанры научного стиля речи
Тема урока, на котором использовала данный приём, «Типы речи. Сочетание в тексте разных типов речи» iconТема: Деепричастия как часть речи Цели урока
Развивать у школьников умения применять сформированные обобщенные понятия «часть речи» и «морфологические признаки частей речи» для...
Тема урока, на котором использовала данный приём, «Типы речи. Сочетание в тексте разных типов речи» iconТема урока: Фигуры речи. Ход урока
Фигуры речи – особые синтаксические построения. Средство усиления выразительности речи. Открытие античных философов и ораторов
Тема урока, на котором использовала данный приём, «Типы речи. Сочетание в тексте разных типов речи» iconКонспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель
Образовательная: Углубить знания учащихся о функциональных разновидностях языка (стили речи и типы речи)
Тема урока, на котором использовала данный приём, «Типы речи. Сочетание в тексте разных типов речи» iconК концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками
Производить все виды разборов: фонетический, по составу, словообразовательный, морфологический, синтаксический. Составлять сложные...
Тема урока, на котором использовала данный приём, «Типы речи. Сочетание в тексте разных типов речи» icon5. Рассказ на свободную тему
В 8 классе цель развития речи состоит в том, чтобы усилить речевую подготовку учащихся, научить их сознательно строить тексты разных...
Тема урока, на котором использовала данный приём, «Типы речи. Сочетание в тексте разных типов речи» iconУтверждена
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей...
Тема урока, на котором использовала данный приём, «Типы речи. Сочетание в тексте разных типов речи» iconТема Культура речи
Тема Культура речи. Речь. Произведение словесности. Текст словесного произведения. Роды и виды словесности. Внешние и внутренние...
Тема урока, на котором использовала данный приём, «Типы речи. Сочетание в тексте разных типов речи» iconРоль местоимений в речи
Цели урока: Усвоение спецификации местоимений как средства связи предложений в тексте; отработка навыков употребления местоимений...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница