Программа по биологии общие требования




Скачать 67,42 Kb.
НазваниеПрограмма по биологии общие требования
Дата публикации05.10.2013
Размер67,42 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Биология > Программа
ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

Общие требования
На экзамене по биологии поступающий должен показать:

1) знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития животного и человеческого организма, развития живой природы;

2) знание строения и жизни животных, человека, классификации животных;

3) умение обосновывать выводы, оперировать понятиями при объяснении явлений природы с приведением примеров.
Животные
Зоология - наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека. Сходство и отличие животных и растений. Классификация животных.
ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ. Общая характеристика. ОБЫКНОВЕННАЯ АМЕБА. Среда обитания. Движение. Дыхание. Выделение. Размножение. Инцистирование.

ЗЕЛЕНАЯ ЕВГЛЕНА – одноклеточный организм с признаками животного и растения.

ИНФУЗОРИЯ-ТУФЕЛЬКА. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Многообразие и значение одноклеточных. Малярийный паразит – возбудитель малярии.

ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ. Общая характеристика типа. Пресноводный тип – гидра. Среда обитания и внешнее строение. Лучевая симметрия. Внутреннее строение (двухслойность, разнообразие клеток). Питание. Дыхание. Нервная система. Рефлекс. Регенерация. Размножение вегетативное и половое. Морские кишечнополостные (полипы и медузы) и их значение.

ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ. Общая характеристика типа. Бычий цепень. Внешнее строение. Мускулатура. Питание. Дыхание. Выделение. Нервная система. Размножение. Регенерация.

ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ. Общая характеристика типа. Внешнее строение. Полость тела. Питание. Размножение и развитие. Многообразие паразитических червей и борьба с ними.

ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ. Общая характеристика типа. Среда обитания. Внешнее строение. Ткани. Кожно-мускульный мешок. Полость тела. Системы органов пищеварения, кровообращения, выделения. Процессы жизнедеятельности. Нервная система. Регенерация. Размножение.

ТИП МОЛЛЮСКИ. Общая характеристика типа. Среда обитания и внешнее строение. Особенности процессов жизнедеятельности двустворчатых моллюсков на примере беззубки и брюхоногих моллюсков на примере большого прудовика.

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. Общая характеристика типа.

КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ. Речной рак. Среда обитания. Внешнее строение. Размножение. Внутреннее строение. Пищеварительная, кровеносная и дыхательная системы. Органы выделения. Питание, дыхание, выделение. Особенности процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств.

КЛАСС ПАУКООБРАЗНЫЕ. Паук-крестовик. Среда обитания. Внешнее строение. Ловчая сеть, ее устройство и значение. Питание, дыхание, размножение. Роль клещей в природе и их практическое значение. Меры защиты человека от клещей.

КЛАСС НАСЕКОМЫЕ. Майский жук. Внешнее и внутреннее строение. Процесс жизнедеятельности. Размножение. Типы развития. Отряды насекомых с полным превращением. Чешуекрылые. Капустная белянка. Тутовый шелкопряд. Шелководство. Двукрылые. Комнатная муха, оводы. Перепончатокрылые. Медоносная пчела и муравьи. Инстинкт. Наездники. Биологический способ борьбы с вредителями. Отряды насекомых с неполным превращением. Прямокрылые. Перелетная саранча – опасный вредитель сельского хозяйства. Роль насекомых в природе, их практическое значение. Сохранение их видового многообразия.

ТИП ХОРДОВЫЕ. Общая характеристика типа.

КЛАСС ЛАНЦЕТНИКИ. Ланцетник – низшее хордовое животное. Среда обитания. Внешнее строение. Хорда. Особенности внутреннего строения. Сходство ланцетников с позвоночными и беспозвоночными.

КЛАСС РЫБЫ. Общая характеристика класса. Речной окунь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Пищеварительная, кровеносная, дыхательная системы. Плавательный пузырь. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Многообразие рыб. Отряды рыб: акулы, осетровые, сельдеобразные, карповые, кистеперые. Хозяйственное значение рыб. Прудовое хозяйство. Влияние деятельности человека на численность рыб. Необходимость рационального использования рыбных богатств, их охрана (защита вод от загрязнения и т.д.).

КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ. Общая характеристика класса. Лягушка. Особенности строения и передвижения в связи со средой обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Особенности строения внутренних органов и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Многообразие земноводных и их значение. Происхождение земноводных.

КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ. Общая характеристика класса. Прыткая ящерица. Среда обитания. Внешнее строение. Особенности внутреннего строения. Размножение. Регенерация. Многообразие современных пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые. Отряд Черепахи. Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящерицы. Происхождение пресмыкающихся.

КЛАСС ПТИЦЫ. Общая характеристика класса. Голубь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Сезонные явления в жизни птиц, гнездование, кочевки и перелеты. Происхождение птиц. Приспособленность птиц к различным средам обитания. Птицы парков, садов, лугов и полей. Птицы леса. Хищные птицы. Птицы болот и побережий водоемов. Птицы степей и пустынь. Роль птиц в природе и их значение в жизни человека. Роль заповедников и зоопарков в сохранении редких видов птиц. Привлечение птиц. Птицеводство.

КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ. Общая характеристика класса. Домашняя собака. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полости тела. Система органов. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Отряды млекопитающих. Первозвери. Происхождение млекопитающих. Рукокрылые: летучие мыши. Грызуны. Хищные: собачьи, кошачьи. Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Особенности строения пищеварительной системы жвачных. Породы крупного рогатого скота. Кабан. Домашние свиньи. Непарнокопытные. Дикая лошадь. Породы домашних лошадей. Приматы. Роль млекопитающих в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на численность и видовое многообразие млекопитающих, их охрана.
^ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Анатомия, физиология и гигиена человека – науки, изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья. Гигиенические аспекты охраны окружающей среды.
ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. Общее знакомство с организмом человека (органы и системы органов). Элементарные сведения о строении, функциях и размножении клеток. Рефлекс. Краткие сведения о строении и функциях тканей. Ткани (эпителиальные, соединительные, мышечные и нервные).

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Значение опорно-двигательной системы. Строение скелета человека. Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, суставы. Состав, строение (макроскопическое) и рост костей в толщину. Мышцы, их строение и функции. Нервная регуляция деятельности мышц. Движения в суставах. Рефлекторная дуга. Работа мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

КРОВЬ. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Относительное постоянство внутренней среды. Состав крови: плазма, форменные элементы. Группы крови. Значение переливания крови. Свертывание крови как защитная реакция. Эритроциты и лейкоциты, их строение и функции. Малокровие. Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Борьба с эпидемиями. Иммунитет.

КРОВООБРАЩЕНИЕ. Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Автоматия сердца. Понятие о нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца. Движение крови по сосудам. Пульс. Кровяное давление. Гигиена сердечно-сосудистой системы.

ДЫХАНИЕ. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Понятие о жизненной емкости легких. Понятие о гуморальной и нервной регуляции дыхания. Гигиена дыхания.

ПИЩЕВАРЕНИЕ. Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварение, ферменты и их роль в пищеварении. Строение органов пищеварения. Пищеварение в полости рта. Глотание. Работы И.П. Павлова по изучению деятельности слюнных желез. Пищеварение в желудке. Понятие о нервно-гуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Работы И.П.Павлова по изучению пищеварения в желудке. Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. Гигиена питания.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмен. Распад и окисление органических веществ в клетках. Ферменты. Пластический и энергетический обмен – две стороны единого процесса обмена веществ. Обмен веществ между организмом и окружающей средой. Норма питания. Значение правильного питания. Витамины и их значение для организма.

ВЫДЕЛЕНИЕ. Органы мочевыделительной системы. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ.

КОЖА. Строение и функции кожи. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Закаливание организма. Гигиена кожи и одежды.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА. Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга: продолговатого, среднего, промежуточного, мозжечка. Понятие о вегетативной нервной системе. Большие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий.

АНАЛИЗАТОРЫ. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. Значение органов чувств. Анализаторы. Строение и функции органа зрения. Гигиена зрения. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Безусловные и условные рефлексы. Образование и биологическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности; его сущность. Значение слова. Сознание и мышление человека как функции высших отделов головного мозга. Антинаучность религиозных представлений о душе. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон, его значение. Вредное влияние курения и спиртных напитков на нервную систему.

ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ. Значение желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Роль гуморальной регуляции в организме.

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА. Воспроизведение организмов. Половые железы и половые клетки. Особенности развития детского и юношеского организмов.

Похожие:

Программа по биологии общие требования iconПоложение об учебном кабинете. Общие требования к учебному кабинету....
Критерии оценки кабинета экологии и биологии в процессе экспертизы профессиональной деятельности учителей экологии и биологии
Программа по биологии общие требования iconРабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) по биологии для 9 класса
Рф и авторской программы для 9 класса «Биология. Общие закономерности», полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями,...
Программа по биологии общие требования iconРабочая программа по биологии в 10 -11 классе. Составитель: Учитель биологии
Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 10-11 классах. Программа составлена на основе стандарта...
Программа по биологии общие требования iconРабочая программа по биологии 9 класс
Программы курса “ Основы общей биологии для 9-го класса автора И. Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф,...
Программа по биологии общие требования iconО должностных обязанностях учителей Общие положения
Настоящее положение определяет общие требования к учителю и конкретные требования каждой специальности; регламентирует правила ведения,...
Программа по биологии общие требования iconПриложение 2 2 швартовные и буксирные канаты 2 приложение 3 3
Ссбт. Работы окрасочные. Общие требования безопасности 12 009—76 ссбт. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования
Программа по биологии общие требования iconРоссийской Федерации "Об образовании"
Общие требования, национальным стандартом РФ гост р 12 007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной...
Программа по биологии общие требования iconПрограмма по биологии Химический лицей «Общая биология 10 класс.»...
Общие признаки биологических систем. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины...
Программа по биологии общие требования iconТребования к уровню подготовки учащихся по биологии
Требования излагаются в форме различных видов учебной деятельности, которые отражают специфику биологического образования и свидетельствуют...
Программа по биологии общие требования iconРабочая программа по биологии 6-9 классы
Рабочая программа включает 3 раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение каждого...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница