Урок по химии в 9 классе по теме: «Соединение галогенов; биологическое значение и применение»




Скачать 55.22 Kb.
НазваниеУрок по химии в 9 классе по теме: «Соединение галогенов; биологическое значение и применение»
Дата публикации28.09.2013
Размер55.22 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Биология > Урок
Урок по химии в 9 классе по теме:

«Соединение галогенов; биологическое значение и применение»
Цель: Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов. Изучить качественные реакции на галогенид-ионы. Используя знания из области биологии, физиологии, медицины показать важную роль галогенов для нормальной жизнедеятельности человеческого организма. Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов.

Задачи:

Образовательная-1.Обобщить и закрепить знания учащихся о галогенах, изучить свойства соединений галогенов, способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим языком; переходу от формального-логического восприятия материала данной темы к образно-логическому мышлению.

2. Развить навыки наблюдения, умение выделять главное, сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать выводы; учить размышлять, делать предположения, прогнозировать.

Развивающая- Содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.

Воспитательная- Воспитывать умения работать самостоятельно с применением само- и взаимоконтроля. Показать связь изучаемой темы с жизнью. Воспитывать научное мировоззрение на основе взаимосвязи свойств и строения.

Оборудование: На столах учащихся растворы нитрата серебра, хлорида натрия, бромида натрия, иодида натрия.

^ Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический.

Организационные формы: беседа, самостоятельная и практическая работа, сообщения учащихся.

^ Средства обучения: таблицы, химическое оборудование и реактивы, медиапроектор.

Тип урока: урок – изучения нового материала с сочетанием фронтального, группового и индивидуального вида работы учащихся.

Ход урока
I.Организационный момент

II. Актуализация знаний

  1. Какие элементы называются галогенами?

  2. Охарактеризуйте положение галогенов в Периодической системе Д.И.Менделеева.

  3. Каково строение атомов галогенов?

  4. Какой из галогенов является самым электроотрицательным?

  5. Как изменяются окислительные свойства галогенов с увеличением порядкового номера?

  6. Охарактеризуйте химические свойства галогенов.

III. Информационный блок

Соединения галогенов-галогеноводороды – едкие газы с резким запахом, токсичны, хорошо растворимы в воде.(НСl, НF, НВr, НI ) Растворы галогеноводородов в воде являются кислотами.

Самая сильная из галогеноводородных кислот – иодоводородная, а самая слабая – фтороводородная. Большая прочность химической связи Н—F (поэтому фтороводородная кислота слабо диссоциирует в воде) обусловлена малым размером атома F и соответственно малым расстоянием между ядрами атомов водорода и фтора. С увеличением радиуса атома от F к I растет и расстояние Н— Г, прочность молекул уменьшается и соответственно способность к электролитической диссоциации увеличивается.

Наиболее технически важными являются хлороводород и соляная кислота.

В промышленности хлороводород получают синтезом из водорода и хлора:
Н2 + Сl2 = 2НСl

В лабораторных условиях:

NаСl + Н24(конц) = НСl↑ + NаНSО4

Галогеноводородные кислоты образуются при растворении галогеноводородов в воде.
Фтороводородная кислота (плавиковая) НF

Хлороводородная кислота (соляная) НСl

Бромоводородная кислота НВr

Йодоводородная кислота НI
Оксокислоты:

Хлорная НСlО4 Сl2О7

Хлорноватая НСlО3 Сl2О5

Хлористая НСlО2 Сl2О3

Хлорноватистая НСlО Сl2О

Задание: Определите степени окисления хлора в оксокислотах и оксидах.

Соли: фториды, хлориды, бромиды, йодиды.
Качественные реакция на галогенид-ионы ( хлориды, бромиды, йодиды ) – образование нерастворимых галогенидов серебра.

Каждая группа учащихся проводит самостоятельно качественные реакции:

NаСl + АgNО3 → АgСl↓ + NаNО3

NаВr + АgNО3 → АgВr↓ +NаNО3

NаI + АgNО3 → АgI↓+ NаNО3

По результатам эксперимента учащиеся сравнивают результаты и делают выводы.

Хлорид серебра – белый осадок

Бромид серебра – светло-желтый

Йодид серебра – желтый

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ГАЛОГЕНОВ – презентация по группам.
ВЛИЯНИЕ ГАЛОГЕНОВ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА – презентация и заполнение таблицы
^ Галогены и здоровье


Название галогена

Роль в организме

Недостаток

Избыток

Источник




























































































Сообщение от каждой группы о применении галогенов.
Сообщение учителя о действии галогенопроизводных на озоновый слой.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ – конкурс « Угадай галоген»

Какой галоген входит в состав зубной эмали?

Без него не обходится ни одна зубная паста.

Парадокс? Противоречие? Разрушитель зубы лечит! Подсказал науке слон:

« кариесу … заслон!»

В переводе с греческого его название означает «желто-зеленый»

Он был использован в качестве первого отравляющего вещества.

Хлорофилл не любит …

Это ведь отнюдь не вздор.

Слов стеченье роковое, в… гибнет все живое.

Единственный жидкий неметалл.

Самый неустойчивый галоген.

Мечта познать его пустая.

Он сам сплошная тайна

Секундам счет ведет….

И исчезая, тает.
Фторхлоруглеводороды

Озоновый слой защищает все живое на Земле от жесткого ультрафиолетового излучения. Каждый потерянный процент озона в масштабах планеты вызывает у людей до 150 тысяч дополнительных случаев слепоты из-за катаракты, на 2,6% увеличивает число раковых заболеваний кожи. Установлено, что жесткий ультрафиолетовый свет подавляет иммунную систему организма.

С начала 1970-х годов хлорфторуглеводороды (ХФУ), используемые как аэрозольные распылители и охлаждающие вещества (хладагенты), стали широко распространяться в тропосфере, например СFСl3 (фреон 11) и СF2Сl2 (фреон 12).

Фреон 12 –применяется в растворителях и спреях для волос.

Все это привело к принятию более серьезных мер. Результатом симпозиума программы ООН, по окружающей среде в 1987г, в Монреале стало подписание 31 страной Монреальского договора, по которому развитые страны согласились сократить к 2000г. Производство ХФУ на 50%. Вслед за этим соглашением на встречах в Хельсинки ( 1989) и Копенгагине (1992) условие Монреальского договора стали более строгими, что привело к соглашению полностью запретить производство ХФУ в развитых странах к 1996г. На высоте 15-25 км над Землей находится озоновый слой атмосферы ( его условная толщина при н.у. 3мм ), защищающий живые объектыот жесткого ультрафиолетового излучения. Озоновый слой разрушают атомы хлора:

Сl + О3 = СlО + О2

Один атом хлора уничтожает 100 000 молекул О3 и может существовать до 300 лет.


Одинаково ли количество молекул в 1г брома и 1г йода?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ: §19,20 упр. №7

Похожие:

Урок по химии в 9 классе по теме: «Соединение галогенов; биологическое значение и применение» iconГабриелян О. С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс
«Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений»
Урок по химии в 9 классе по теме: «Соединение галогенов; биологическое значение и применение» iconУрок по химии в 9-м классе по теме «нитраты»
Цель урока: используя имеющиеся знания, рассмотреть свойства нитратов, их получение и применение
Урок по химии в 9 классе по теме: «Соединение галогенов; биологическое значение и применение» iconУрок химии в 8 классе по теме: «Обобщающий урок по теме: «Вода. Растворы»
Моу «Песчанская средняя общеобразовательная средняя школа» Ивнянского района Белгородской области
Урок по химии в 9 классе по теме: «Соединение галогенов; биологическое значение и применение» iconУрок химии в 10 классе по теме «Возможен ли современный быт без химии?»
Вступление. Мы с вами изучили углеводороды, кислородсодержащие органические вещества. Знаем много из неорганической химии. Давайте...
Урок по химии в 9 классе по теме: «Соединение галогенов; биологическое значение и применение» iconУрок с использованием компьютерных технологий по теме «Белки»
Интегрированный урок химии и биологии в 10 профильном химико – биологическом классе
Урок по химии в 9 классе по теме: «Соединение галогенов; биологическое значение и применение» iconТематическое планирование уроков химии в 10 классе
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе...
Урок по химии в 9 классе по теме: «Соединение галогенов; биологическое значение и применение» iconУрок химии в 10 классе по теме: «Кислородсодержащие органические соединения»
Продолжить формирование представлений о многообразии веществ и их материальном единстве
Урок по химии в 9 классе по теме: «Соединение галогенов; биологическое значение и применение» iconЭлективный курс «Химия на приусадебном участке»
К сожалению, развитию сельскохозяйственной компетентности программой по химии и биологии почти не предусматривается. Например, 1час...
Урок по химии в 9 классе по теме: «Соединение галогенов; биологическое значение и применение» iconУрок в 9 классе по теме «Силикатная промышленность»
Урок в 9 классе по теме «Силикатная промышленность». Разработан учителем моу «Мачешанская сош» Межовой Ириной Елисеевной
Урок по химии в 9 классе по теме: «Соединение галогенов; биологическое значение и применение» iconУрок 12. Тема. Водородная связь
Показать биологическое значение водородной связи и действие различных факторов на водородную связь
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница