Темы лекций: Состав пищи, его влияние на жизнедеятельность организма. Рациональное (сбалансированное) питание




Скачать 155,28 Kb.
НазваниеТемы лекций: Состав пищи, его влияние на жизнедеятельность организма. Рациональное (сбалансированное) питание
Дата публикации26.09.2013
Размер155,28 Kb.
ТипЛекция
pochit.ru > Биология > Лекция
«Здоровое школьное питание»

(темы лекций для родительского лектория)

1-4 классы.

Темы лекций:

  1. Состав пищи, его влияние на жизнедеятельность организма.

  2. Рациональное (сбалансированное) питание.

  3. Гигиена питания. Инфекционные болезни, передаваемые через пищу.

  4. Воспитание культуры питания у младших школьников.

Лекция 1. Состав пищи, его влияние на жизнедеятельность организма.

Примерный план лекции.

  1. Основные группы пищевых веществ и их значение в питании младших школьников.

  2. Белки, их функции в организме.

  3. Жиры, их функции в организме.

  4. Углеводы – основной источник энергии в организме.

  5. Роль микроэлементов в жизнедеятельности организма.

Вопросы для обсуждения.

  1. Чем заменить молочные продукты в рационе ребёнка, если он отказывается их есть или они ему противопоказаны?

  2. Мясо на завтрак, обед и ужин – это хорошо или плохо?

  3. Сколько конфет можно съесть ребёнку за день без ущерба, без для здоровья?

Литература:

Вайнер Э.Н. Основы рационального питания.- Липецк, 1999.

Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов/Под ред. В.Н.Касаткина, Л.А. Щеплягиной. 2-е изд. доп. испр.- Ярославль: Аверс Пресс, 2003.

Мирская Н.Как кормить детей//Здоровье детей.-2004.-№1-с.32-34.

Лекция 2. Рациональное (сбалансированное) питание.

Примерный план лекции.

  1. Основные группы продуктов питания: молочные, мясные, рыбные, кондитерские и т.д.

  2. Значение режима питания для пищеварения.

  3. Суточный рацион. Примерное меню на неделю для младшего школьника.

Вопросы для обсуждения.

1.Почему необходимо научить детей соблюдать режим дня? Предлагаем, в качестве основы взять дневник самонаблюдений для сравнения с режимом дня вашего ребёнка. Сделайте вывод, как улучшить режим дня своего ребёнка.

Мой режим дня (питания, труда и отдыха) .

Месяц_________________________________________

Режим дня


Время (начало и окончание), дни недели


Замечания по выполнению режима дня.

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.




Подъём

























Зарядка

























Утренний туалет

























Завтрак

























Занятия в школе

























Обед

























Полдник

























Прогулка

























Занятия спортом

























Отдых

























Подготовка уроков

























Ужин

























Отдых

























Сон

























Литература:

Конь И.Я., Батурин А.К.(ред.). Детское питание. М.: Воскресение, 1994.

Патент Р.Л., Дубенецкая М.М. Питание и здоровье школьника. Мн., « Нар. асвета»,1977.

Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. - М.,Просвещение,1988.

Лекция 3. Гигиена питания. Инфекционные болезни, передаваемые через пищу.

Примерный план лекции.

1.Болезнетворные бактерии – возбудители таких заболеваний, как: ботулизм, дизентерия.

2. Болезни, причиной которых являются вирусы: гепатит А, холера.

3. Паразитарные инфекции.

4.Острые пищевые отравления небактериальной природы.

5. Профилактика заболеваний. Личная гигиена (общественная гигиена).

Вопросы для обсуждения:

1.Почему не рекомендуется использовать для хранения пищевых продуктов кустарные глазированные горшки и миски, лужёную посуду?

2. На что следует обратить внимание, приобретая пластиковую тару?

3.Можно ли отравиться средствами для мытья посуды?

4.Почему не рекомендуют в домашних условиях консервировать грибы в герметически закрытых банках, если нет возможности хранить их в условиях холодильника?

Литература:

Белов В.И.Энциклопедия здоровья. - М.,1993.

Зайцев Г. Уроки Мойдодыра// Под ред. доктора медицинских наук В.В.Колбанова. - СПб.: Акцидент,1994.

Попов С.В. Валеология в школе и дома. - СПб.: СОЮЗ,1997.

Лекция 4. Воспитание культуры питания у младших школьников.

Примерный план лекции.

  1. Привитие навыков гигиены питания – залог здоровья ребёнка.

  2. Умение пользоваться столовыми приборами.

Вопросы для обсуждения.

1.В каком возрасте ребёнку следует прививать навыки гигиены питания?

2.Какие факторы способствуют закреплению навыков гигиены питания?

3. Можно ли младшему школьнику доверять сервировку стола?

Литература:

Богуславская Н. Е., Купина Н.А. весёлый этикет.- Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.

Ванхален Э. Гигиена питания. М.:Колос, 1996.

Патент Р.Л., Дубенецкая М.М. Питание и здоровье школьника. Мн., «Нар. асвета»,1977.

5-9 классы.

Темы лекций.

  1. Рациональное (здоровое питание школьников).

  2. Гигиена питания. Оценка продуктов и блюд с точки зрения здоровьесбережения.

  3. Формирование культуры питания школьника.

  4. Пищевые отравления, их признаки и первая помощь в экстренных ситуациях.

Лекция 1. Рациональное (здоровое питание школьников).

Примерный план лекции.

  1. Роль питания в обеспечении процессов жизнедеятельности.

  2. Рациональный режим питания.

  3. Физиологические особенности желудочно-кишечного тракта и потребности в продуктах питания детей и подростков.

Вопросы для обсуждения.

1.Почему необходимо ежедневно в меню включать первые блюда?

2.Ребёнок не может «жить» без шоколада. Стоит ли беспокоиться по этому поводу?

3.Следует ли контролировать родителям режим дня подростков?

Приводим примерный режим дня школьника (из энциклопедического словаря юного биолога. Год издания 1986.)

 

возраст школьников

 

вид занятий и отдыха

11-13 лет (5-7-й классы)

14-17 лет (8-11-й классы)

подъем





утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет

7ч-7ч30мин

7ч-7ч30мин

завтрак

7ч30мин-7ч50мин

7ч30мин-7ч50мин

дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий

7ч50мин-8ч20мин

7ч50мин-8ч20мин

занятия в школе

8ч30мин-14ч

8ч30мин-14ч30мин

горячий завтрак в школе или фрукты

около 11

около 11

дорога из школы или прогулка после занятий

14ч-14ч30мин

14ч30мин-15ч

обед

14ч30мин-15мин

15ч-15ч30мин

прогулка, игры или занятия спортом на воздухе

15-17ч

15ч30мин-17ч

полдник

17ч-17ч15мин

17ч-17ч15мин

приготовление домашних заданий

17ч-19ч30мин

17-20ч

ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, дополнительные занятия, иностранным языком)

19ч30мин-21ч

для учащихся 13-15лет 20ч-21ч30мин;

для учащихся 16-17лет 20ч-22ч

приготовление ко сну(гигиенические мероприятия - чистка одежды, обуви, умывание)

21ч-21ч30мин

для учащихся 13-15лет 21ч30мин-22ч;

для учащихся 16-17лет 22ч-22ч30мин

сон

21ч30мин-7ч

для учащихся 13-15лет 22ч-7ч;

для учащихся 16-17лет 22ч30мин-7ч













Литература:

Вайнер Э.Н. Основы рационального питания.- Липецк, 1999.

Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья: Учебное пособие для уч-ся 8 кл. общеобразоват. учр.- М.:Вентана-Графф,2003.

Зайцева В.Питание идеальное и реальное.//Здоровье детей.-2007.-№6.

Лекция 2. Гигиена питания. Оценка продуктов и блюд с точки зрения здоровьесбережения.

Примерный план лекции.

  1. Распределение ценности пищевых продуктов в зависимости от степени их обработки и сроков хранения.

  2. Как меняется качество пищи при обработке высокой температурой.

  3. Влияние поваренной соли и сахара на организм.

  4. Гигиенические правила употребления в пищу овощей и фруктов.

  5. Синтетическая пища, пищевые добавки. За и против.

Вопросы для обсуждения.

1.Когда и кто должен научить ребёнка пользоваться информацией на упаковке продуктов?

2.Какой способ консервации пищи самый надёжный?

3.Вредны ли «фаст-фуды»?

Полезные советы: овощи – источник витаминов и других жизненно важных веществ, но при нерациональном использовании минеральных удобрений в них накапливаются нитраты, нитрины и нитрозамины- вещества, чрезвычайно вредные для организма.

Содержание их уменьшается, если:

- овощи мелко нарезать, отварить, после чего слить воду;

- использовать консервированные овощи, малосольные огурцы, квашеную капусту;

- ранние овощи перед едой замочить на два часа, менять воду, а в дальнейшем хранить их в холодильнике;

- очищенный картофель перед приготовлением замочить на 1-2 часа;

- включать в питание витамины С, А, Е.

Литература:

Мир человека. Учебно-метод. пособие для 10 кл. ОУ. (под ред.В.И.Никулина). Изд-во ИПК и ПРО., Пенза, 1996.

Покровский А.А.Беседы о питании. М.:Экономика, 1984.

Попов С.В. Валеология в школе и дома. - СПб.: СОЮЗ,1997.

Зайцева В.Болезни цивилизации.//Здоровье детей.2007.-№12.-с.16-19.

Лекция 3. Формирование культуры питания школьника.

Примерный план лекции.

  1. Гигиенические навыки и культура приёма пищи.

  2. Сервировка стола.

  3. Этикет.

Вопросы для обсуждения.

1.Как быть, если ребёнок всегда торопится и ест «на ходу»?

2.В каком возрасте школьник должен знать правила поведения в заведениях общественного питания: буфете, кафе, ресторане?

Литература:

Патент Р.Л., Дубенецкая М.М. Питание и здоровье школьника. Мн., «Нар. асвета»,1977.

Покровский А.А.Беседы о питании. М.:Экономика, 1984.

Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья: Учебное пособие для уч-ся 8 кл. общеобразоват.учр.- М.:Вентана-Графф,2003.

Гладышева О.С., Абросимова И.Ю., Тивикова С.К., Игнатьева Г.А.Уроки здоровья. Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу.//Здоровье детей.-2006-№15.

Лекция 4. Пищевые отравления, их признаки и первая помощь в экстренных ситуациях.

Примерный план лекции.

  1. Источники отравлений.

  2. Признаки интоксикации.

  3. Первая помощь при отравлении.

  4. Инфекционные заболевания.

Вопросы для обсуждения.

1.Почему весной не рекомендуют варить неочищенный картофель?

2.Ребёнок любит, есть ядра вишнёвых, сливовых, абрикосовых косточек. Рискует ли он при этом?

3. Яйца, каких птиц: кур или уток безопаснее употреблять в пищу?

4. Летом часто можно видеть, как на улице с лотков продают кондитерские изделия с кремом. Ваш ребёнок проголодался и просит купить ему пирожное. Стоит ли это делать?

Литература:

Артемьева Л.О., Иванова Н.Е., Иванова Т.Е. Как быть здоровым: учебное пособие,- Пенза: изд-во Пенз. Технол. Ин-та, 2001.

Ладодо К.С., Дружинина Л.В.Детское питание. М.:Колос,1995.

Покровский А.А. Фармокология и токсикология пищи. М.:Медицина,1979.

Попов С.В. Валеология в школе и дома. -СПб.:СОЮЗ,1997.

10-11 классы.

Темы лекций.

  1. Основные принципы здорового питания.

  2. Физиологические нормы питания.

  3. Питание школьника в особых условиях.

  4. Профилактика у школьников гиповитаминозов.

Лекция 1. Основные принципы здорового питания.

Примерный план лекции.

1.Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.

2. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд.

3. Обеспечение санитарно- гигиенической безопасности питания.

4. Соблюдение оптимального режима питания.

Вопросы для обсуждения.

1.Зависит ли заболеваемость детей от режима дня и режима питания?

Режим дня школьника - важный здоровьесберегающей фактор. Выполнение режима дня школьниками направленно на сохранение и укрепление их здоровья. Следует напоминать детям, что здоровье и работоспособность зависит от них самих. Приводим примерный режим дня школьника из энциклопедического словаря юного биолога, год издания 1986.

 

возраст школьников

 

вид занятий и отдыха

11-13 лет (5-7-й классы)

14-17 лет (8-11-й классы)

подъем





утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет

7ч-7ч30мин

7ч-7ч30мин

завтрак

7ч30мин-7ч50мин

7ч30мин-7ч50мин

дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий

7ч50мин-8ч20мин

7ч50мин-8ч20мин

занятия в школе

8ч30мин-14ч

8ч30мин-14ч30мин

горячий завтрак в школе или фрукты

около 11

около 11

дорога из школы или прогулка после занятий

14ч-14ч30мин

14ч30мин-15ч

обед

14ч30мин-15мин

15ч-15ч30мин

прогулка, игры или занятия спортом на воздухе

15-17ч

15ч30мин-17ч

полдник

17ч-17ч15мин

17ч-17ч15мин

приготовление домашних заданий

17ч-19ч30мин

17-20ч

ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, дополнительные занятия, иностранным языком)

19ч30мин-21ч

для учащихся 13-15лет 20ч-21ч30мин;

для учащихся 16-17лет 20ч-22ч

приготовление ко сну(гигиенические мероприятия - чистка одежды, обуви, умывание)

21ч-21ч30мин

для учащихся 13-15лет 21ч30мин-22ч;

для учащихся 16-17лет 22ч-22ч30мин

сон

21ч30мин-7ч

для учащихся 13-15лет 22ч-7ч;

для учащихся 16-17лет 22ч30мин-7ч













2. Литература:

Патент Р.Л., Дубенецкая М.М. Питание и здоровье школьника. Мн., «Нар. асвета»,1977.

Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. - М., Просвещение,1988.

Лекция 2. Физиологические нормы питания.

Примерный план лекции.

  1. Понятие о физиологической норме питания.

  2. Энергетическая ценность основных пищевых веществ.

  3. Нормы питания, адекватные физиологической нагрузке, возрастным и половым особенностям школьников.

Вопросы для обсуждения.

1.Грозит ли избыточный вес тем людям, которые не соблюдают физиологические нормы питания?

2. Энергетическая ценность 1 грамма белков и углеводов одинакова и равна 4 ккал. Значит ли это, что в пищевом рационе углеводы могут заменить белки?

3. Избыточная масса тела результат «качественного» питания?

4.Что порекомендовать девушке, которая, желая быть похожей на фотомодель снова «сидит на диете»?

Литература:

Г.Ульмер, К.Брюк, Ф.Вальдек, О.Гарт, Г.Тевс. Физиология человека: В 4-х томах. Т.4. Пер. с англ./Под ред.Р.Шмидта и Г.Тевса.- М.:Мир, 1986.

Патент Р.Л., Дубенецкая М.М. Питание и здоровье школьника. Мн., «Нар. асвета»,1977.

Покровский А.А.Беседы о питании. М.:Экономика, 1984.

Лекция 3. Питание школьника в особых условиях.

Примерный план лекции.

1.Физиологические процессы, происходящие в организме подростка при увеличении различных нагрузок.

2.Особенности питания школьников-спортсменов.

3.Особенности питания школьников во время экзаменов.

4.Особенности питания школьников во время походов, экскурсий.

Вопросы для обсуждения.

1.Должен ли отличаться рацион юноши-спортсмена от рациона девушки-спортсменки?

2. Бытует мнение, что во время подготовки к экзаменам следует, как можно больше кормить детей шоколадом. Так ли это?

3. Какие продукты питания не следует привозить детям в летние оздоровительные лагеря?

4. Ребёнок едет на экскурсию. В дорогу он взял полный рюкзак чипсов, колы, солёных сухариков к пиву. Есть ли альтернатива?

Литература:

Г.Ульмер, К.Брюк, Ф.Вальдек, О.Гарт, Г.Тевс. Физиология человека: В 4-х томах. Т.4. Пер. с англ./Под ред.Р.Шмидта и Г.Тевса.- М.:Мир, 1986.

Патент Р.Л., Дубенецкая М.М. Питание и здоровье школьника. Мн., «Нар.асвета»,1977.

Вайнер Э.Н. Программа обучения здоровому образу жизни.//Здоровье детей.-2005.-№15.

Лекция 4. Профилактика гиповитаминозов у школьников.

Примерный план лекции.

1.Роль витаминов в жизнедеятельности организма.

2.Роль микроэлементов в жизнедеятельности организма.

3.Признаки гиповитаминозов.

4.Как бороться с «весенней усталостью».

Вопросы для обсуждения.

  1. Известно, что витамин D в организме вырабатывается под воздействием ультрафиолетовых лучей. Полезно ли, в таком случае ребёнку посещать солярий?

  2. Могут ли интенсивные занятия спортом привести к гиповитаминозу?

3.Многие поливитамины имеют приятный вкус, и дети с удовольствием их едят как конфеты (к тому же, продаются в аптеках без рецепта). Повредит ли это здоровью ребёнка?

Литература.

Мартынов С.М..Овощи+фрукты+ягоды=здоровье: Беседы врача педиатора о питании детей: Кн. для родителей.-М.: Просвещение, 1993.

Новожилова Ю.В., Паршутин И.А., Балабан Ю.Л. Представление о здоровье: понимание учащимися его причин и природы//Школа здоровья.-2003.-№2.-с.23-30.

Патент Р.Л., Дубенецкая М.М. Питание и здоровье школьника. Мн., «Нар. асвета»,1977.

Похожие:

Темы лекций: Состав пищи, его влияние на жизнедеятельность организма. Рациональное (сбалансированное) питание iconПостулаты рационального питания
Рациональное питание должно обеспечивать постоянство внутренней среды организма (гомеостаз) и поддерживать жизнедеятельность (рост,...
Темы лекций: Состав пищи, его влияние на жизнедеятельность организма. Рациональное (сбалансированное) питание iconЗ доровое питание – важнейший фактор нормального развития и здоровья школьников
Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно...
Темы лекций: Состав пищи, его влияние на жизнедеятельность организма. Рациональное (сбалансированное) питание iconРациональное питание один из основных факторов, ответственных за...
Рабочий день нашего школьника начинается в 8 утра. Заканчивается в 15-16 часов. Его школьные будни требуют активной мозговой работы...
Темы лекций: Состав пищи, его влияние на жизнедеятельность организма. Рациональное (сбалансированное) питание iconТ. А. Королева Директор моу сош №14
Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на его физическое и нервно-психическое развитие, питание занимает ведущее место....
Темы лекций: Состав пищи, его влияние на жизнедеятельность организма. Рациональное (сбалансированное) питание iconРациональное питание
Нормальное питание обязательно включает семь жизненно необходимых составных частей: полноценные белки и жиры, углеводы, клетчатка,...
Темы лекций: Состав пищи, его влияние на жизнедеятельность организма. Рациональное (сбалансированное) питание iconУсловия для охраны и укрепления здоровья детей
Воспитанникам обеспечено рациональное пяти разовое питание в день. Денежные расходы на питание на 1 ребёнка в день в период с сентября...
Темы лекций: Состав пищи, его влияние на жизнедеятельность организма. Рациональное (сбалансированное) питание iconЧто такое здоровое питание?
Качественное питание обеспечивается путем потребления безопасных пищевых продуктов в рамках сбалансированной диеты, в результате...
Темы лекций: Состав пищи, его влияние на жизнедеятельность организма. Рациональное (сбалансированное) питание iconПитание и здоровье дошкольника
По мере роста ребенка и расширения его рациона число кормлений сокращается. Дети старше 1,5 лет, находятся на 4 разовом питании....
Темы лекций: Состав пищи, его влияние на жизнедеятельность организма. Рациональное (сбалансированное) питание iconУровень холестерина и сбалансированное питание
Разумеется, соглашаясь со мной в принципе, каждый пациент хочет получить гарантию, что включение в рацион жиров и холестерина не...
Темы лекций: Состав пищи, его влияние на жизнедеятельность организма. Рациональное (сбалансированное) питание iconЭндофит-L1 Биостимулятор роста растений
В, аминокислоты, ферменты, липиды, филоксины, пигменты и другие физиологические вещества, которые в первую очередь стимулируют развитие...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница