Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии»




Скачать 278.31 Kb.
НазваниеКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии»
страница1/3
Дата публикации19.09.2013
Размер278.31 Kb.
ТипКонкурс
pochit.ru > Биология > Конкурс
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ
Конкурс исследовательских работ учащихся

«интеллектуальное (инновационное)

будущее Мордовии»

Загадки окаменелостей карьера села Плетнёвка.


Автор:

Федоров Андрей ,

ученик 9 Б класса МБОУ

«Инсарская СОШ №1»

Инсар

2013

МБОУ «Инсарская СОШ №1»

Директор Гулькина Елена Владимировна

Почтовый адрес школы: 431430, Республика Мордовия, г. Инсар, ул. Советская, д 22а


Телефон школы: 8(83449)21057
Фамилия, имя, отчество автора работы: Федоров Андрей Андреевич

Почтовый адрес автора: 431430, Республика Мордовия, г. Инсар, ул. Гагарина

Телефон автора: 8(83449)21488
Фамилия, имя, отчество руководителя работы: Спирина Нина Ефимовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение……………………………………………………………....4

2. Методика исследования. …………………………………………….5

3. Теоретическая часть

1) Палеонтология-наука об ископаемых животных и растениях....6

2)Осадочные горные породы..............................................................6

3) Понятие об окаменелостях.............................................................7

4) Геологические условия формирования окаменелостей ..............7

5) Историко-биологические сведения о вымерших организмах .... 8

4. Практическая часть

1) Географическое положение села Плетнёвка. История

геологического развития местности.............................................12

2) Идентификация окаменелостей карьера села Плетнёвка. .........13

3) Определение периодов жизни найденных окаменевших

организмов......................................................................................19

4) Практическое применение ископаемых организмов...................19

5. Выводы.................................................................................................20

6. Заключение и практические рекомендации. ....................................21

7. Литература и Интернет-ресурсы........................................................22

8. Приложение..........................................................................................23


ВВЕДЕНИЕ
Земля, о которой говорят как о ничтожной песчинке в бесконечных просторах Вселенной и послушном спутнике Солнца, вокруг которого она вращается, является колыбелью и могилой всех живых существ, связанных с ней своим существованием. С тех пор, как на Земле появились первые признаки жизни, на ней в непрестанном круговороте чередуются зарождение, развитие, старение и смерть.

Уже начало истории жизни на Земле показывает, что она обогащается новыми формами и человек – апогей всего живого на Земле, появившийся в результате длительного развития, - обязан ей своим появлением.

Человек не был бы человеком, если бы он не стремился узнать и изучить историю своей Земли, если бы он не старался постичь изменения, происходившие на ней на протяжении долгих геологических эпох, если бы не желал узнать, как возникла жизнь, как она развивалась.

Историю живых организмов на Земле изучают по сохранившимся в осадочных горных породах останкам, отпечаткам и другим следам их жизнедеятельности. Каждая окаменелость, извлечённая из своей каменной могилы, является драгоценным доказательством существования жизни в давно прошедшие геологические эпохи. По ним можно восстановить облик древних организмов, среду обитания - море или сушу. Для удобства изучения и описания вся история Земли разделена на отрезки времени, имеющие различную длительность и отличающиеся друг от друга климатом, интенсивностью геологических процессов, появлением одних и исчезновением других групп организмов и т.д.

^ Проблема работы.

В карьере села Плетнёвка Иссинского района Пензенской области в кусках горных пород мною были обнаружены отпечатки живых организмов, а также их окаменелости.

В нашей работе мы пытаемся определить, каким организмам принадлежали отпечатки и окаменелости вымерших животных, которые были обнаружены в карьере села Плетнёвка, в какое время они существовали, какие изменения происходили на Земле в этой местности.

Гипотеза: на территории села Плетнёвка Пензенской области и Инсарского района было древнее море.

Найденные организмы относятся к палеозойскому и мезозойскому периодам развития жизни на Земле. Возможно, они имеют практическое и научное значение.

^ Цель: определение найденных ископаемых организмов карьера села Плетнёвка Иссинского района Пензенской области.

Объект исследования: экземпляры горных пород.

Предмет исследования: окаменелости ископаемых организмов и их отпечатки на горной породе, найденные в карьере села Плетнёвка Иссинского района Пензенской области.

Работа проводилась с сентября 2010 г. по апрель 2012г.

Задачи:

1.Изучить географическое положение села Плетнёвка и историю геологического развития местности.

2. Определить положение найденных ископаемых животных и их отпечатков в системе животного мира.

3. Узнать, к какому периоду развития жизни на Земле они относятся.

4. Выяснить, какую пользу могут приносить эти ископаемые организмы в настоящее время.

Методика выполнения исследования.

1. Поиск экземпляров горных пород с отпечатками или вкраплениями вымерших организмов.

2. Изучение географического положения села Плетнёвка и прилегающей к нему территории, а также истории геологического развития местности.

3. Изучение литературы и Интернет-ресурсов о развитии жизни на Земле.

4. Сравнение найденных ископаемых организмов с рисунками организмов древних морей из различных источников (учебники, книги, Интернет) и их определение.

5. Изучение сведений о пользе найденных ископаемых организмов.

^ Теоретическая часть.


  1. Палеонтология-наука об ископаемых животных и растениях.


Палеонтология-наука, занимающаяся изучением ископаемых остатков вымерших организмов, по которым учёные восстанавливают внешний вид и строение организма и судят об организмах прошлого. Палеонтология -основной документ для восстановления истории развития отдельных групп организмов, времени появления и вымирания, темпов эволюции, физиологии, расширения и сужения ареалов, миграций. Однако только на основе палеонтологической летописи полная картина развития органического мира не может быть восстановлена, так как не сохраняются некоторые органы организма. Обычно в ископаемом состоянии сохраняется только минерализованный скелет животных, хотя известны редкие находки отпечатков медуз и червей. От некоторых организмов, ( в частности , от растений) сохраняются разрозненные части (отпечатки листьев, стволы, плоды, пыльца), по которым не всегда можно воссоздать облик целого организма. Возможность сохранения остатков зависит также от образа жизни организмов, их обилия и многих других причин. Таким образом, для выяснения истории тех или иных групп имеют значение не только массовые, но и единичные находки, так как они могут дать представление о переходных формах и т.п.
^ 2.Осадочные горные породы.
Осадочными горными породами называются породы, существующие в термодинамических условиях, характерных для поверхностной части земной коры и образующиеся в результате переотложения продуктов выветривания и разрушения различных горных пород, химического и механического выпадения осадка из воды, жизнедеятельности организмов или всех трёх процессов одновременно.

Образование осадков, из которых состоят горные породы, происходит на поверхности земли, в её приповерхностной части и в водных бассейнах.

Образование осадочного материала происходит за счёт действия различных факторов- влияния колебаний температуры, воздействия атмосферы, воды и организмов на горные породы и т. д. Все эти процессы приводят к изменению и разрушению пород и объединяются термином выветривание.

Более трёх четвертей площади материков покрыто осадочными породами, поэтому с ними наиболее часто приходится иметь дело при геологических работах. Кроме того, с осадочными породами связана подавляющая часть разрабатываемых месторождений полезных ископаемых, в том числе известняка, доломита, песчаника, глины. В них хорошо сохранились остатки вымерших организмов, по которым можно проследить историю развития Земли.

^ 3. Понятие об окаменелостях.
Окаменелости-(ископаемые остатки организмов)- остатки растений и животных прошлых геологических эпох или следы их жизнедеятельности, сохранившиеся в осадочных породах (Энциклопедический словарь ). Это организмы или их части, подвергшиеся более или менее полной минерализации и сохранившиеся в ископаемом состоянии. В качестве окаменелостей сохраняются обычно более твёрдые части организмов, особенно минерализованные в какой либо степени ещё при их жизни (раковины, кости), а также древесина. Иногда в виде окаменелостей встречаются водоросли и мягкие части организмов (семяпочки, листья).

Окаменелости представляют собой тот природный материал, изучение которого ведёт палеонтолога к познанию органических форм прошлых времен. При благоприятных условиях остатки организмов сохраняются в очень мало изменённом виде.

Отпечатки. Бывает, что собственно останки того или иного организма не сохраняются, но какие –либо отпечатки, например, следы, остаются. Иногда следы сохраняются в осадочных породах, к примеру, если оставленные ими в песке отпечатки заполняются илом, и в таком виде «консервируются» на миллионы лет. Животные с твёрдыми панцирями, такие как трилобиты и мечехвосты, могут оставлять в мягком иле самые разнообразные отпечатки в зависимости от того, отдыхают они, передвигаются, или кормятся. Иногда в окаменелость превращается помёт какого – либо животного. Он может настолько хорошо сохраняться, что по нему учёные определяют, чем животное питалось.

Слепки и формы. Иногда вода, проникая в отложения, полностью растворяет останки погребённого в них организма, и на этом месте остаётся выемка, в точности воспроизводящая его былые очертания. В результате получается окаменевшая форма данного животного. Впоследствии выемка заполняется различными минеральными веществами, и образуется окаменевший слепок с теми же очертаниями, что и исчезнувшее животное, но не воспроизводящий его внутреннего строения
^ 4. Геологические условия формирования окаменелостей.
Ещё древнегреческие философы ломали головы над загадкой окаменелостей. Они находили окаменевшие морские раковины высоко в горах и догадывались, что когда-то это были живые существа. Значит, предполагали учёные, эта территория некогда была покрыта морем. Откуда взялись все эти окаменелости? Как раковины оказались замурованными в горных породах? Следует заметить, что в окаменелости превращается лишь ничтожная часть вымерших растений и животных. Как правило, их останки либо поедаются другими животными, либо разлагаются под действием грибков и бактерий. И только когда останки оказываются погребёнными очень быстро, ещё до того, как они успели разложиться, у них появляется шанс уцелеть и превратиться в окаменелость.

Чтобы умершее растение или животное оказалось быстро захоронённым, необходимо, чтобы над ним образовался осадочный слой песка или ила. Тогда его останки вскоре лишаются доступа воздуха и в результате не загнивают. За многие миллионы лет нижние осадочные породы под давлением новообразующихся верхних слоёв превращаются в твёрдую породу. Вода, просачивающаяся в осадочные слои, содержит минералы. Порой она вымывает их из самого осадочного материала. В конечном итоге под тяжестью верхних осадочных слоёв вода из нижних вытесняется. Однако минералы при этом остаются внутри и способствуют скреплению осадочных слоёв и их затвердеванию в горную породу. Эти минералы откладываются также в останках растений и животных, заполняя промежутки между их клетками, а иногда даже «замещая» их кости или раковины. Таким образом, останки как бы врастают в камень и сохраняются в нём миллионы лет. Спустя длительное время столкновение материков может выдавить эту горную породу со дна моря на поверхность, и на этом месте образуется суша. Затем дождь, ветер или, возможно, море постепенно разрушат породу, обнажив скрытые в ней окаменелости.


  1. ^ Историко-биологические сведения о вымерших организмах.


Аммониты.

Вымерший подкласс головоногих моллюсков, существовавших с девона по мел.

Царство: Животные

Тип: Моллюски

Класс: Головоногие

Отряд: Аммониты
Свое название аммониты получили в честь древнеегипетского божества Амона со спиральными рогами.

Многие ученые считают, что из всего разнообразия видов животных, заселявших нашу планету десятки миллионов лет назад, до нашего времени

дошло в виде окаменелостей не более одного процента. Аммониты — из их числа. Широкое распространение они получили 480—445 миллионов лет назад. Как предполагают ученые, это были хищные обитатели нормально соленых морей. Аммониты полностью вымерли примерно 65 миллионов лет назад.

Впервые остатки этих животных были обнаружены в Древней Греции у храма бога Солнца Амона, по имени которого они и названы. Коллекции аммонитов можно встретить во многих музеях мира.


Белемниты.

Белемниты (лат. Belemnitida) — представители отряда вымерших беспозвоночных животных класса головоногих моллюсков. Белемниты существовали с каменноугольного по палеогеновый период.

Научная классификация:

Царство: Животные

Тип: Моллюски

Класс: Головоногие

Отряд: Белемниты

Внешне похожи на кальмаров, но, в отличие от них, имели внутреннюю раковину, состоящую из трёх частей — ростра, фрагмокона и проостракума. Лучше всего в ископаемом состоянии сохраняется ростр белемнита — прочное коническое образование на заднем конце тела.

В длину обычно достигали 15—20 см. Белемниты обитали в морях, вели хищный образ жизни, большинство белемнитов хорошо плавало. В связи с широким распространением, обилием родов (около 50) и видов, а также их быстрой сменой во времени белемниты служат руководящими ископаемыми для юрских и меловых отложений. Народное название белемнитов — «чёртов палец», «громовая стрела», «стрелы Перуна».
Брахиоподы.

Царство: Животные

Тип: Плеченогие

Плечено́гие, брахиопо́ды (лат. Brachiopoda, от др.-греч. βραχίων — плечо, др.-греч. πούς — нога) — тип беспозвоночных морских животных.

Плеченогие — небольшие одиночные животные, ведущие как правило сидячий образ жизни. Встречаются на морских мелководьях, часто в холодных водах. Тело со спинной и брюшной сторон покрыто двустворчатой известковой раковиной, из-за чего плеченогие внешне напоминают двустворчатых моллюсков. Длина раковины от 5 мм до 8 см; у ископаемых видов достигала 37,5 см. Окраска желтоватая, розоватая или серая; у некоторых видов чёрная, оранжевая или красная. Наружная поверхность раковины бывает гладкой, ребристой или складчатой; у некоторых ископаемых видов (продуктиды) имелись шипы.

Плеченогие известны с кембрия; наибольшего расцвета достигли в девоне. На рубеже раннего и позднего палеозоя часть отрядов вымерла; в каменноугольном и пермском периодах господствовали отряды продуктид (Productida) и спириферид (Spiriferida). После пермско-триасового вымирания сохранились 4 отряда, дожившие до наших дней. Плеченогие благодаря богатству остатков и хорошей их сохранности, — ценные индексные ископаемые для установления геологического возраста содержащих их пластов и физико-географической обстановки, существовавших когда-то в данной местности.

Археоциаты.

Царство: Животные

Тип: Археоциаты

Тип Archaeocyatha (=Archaeocyathi) включает одиночные и колониальные примитивные многоклеточные исключительно морские прикрепленные организмы, существовавшие в раннем-среднем кембрии. От них сохраняются кубкообразные одно- или двустенные пластинчато-пористые известковые скелеты. По уровню организации археоциаты, видимо, были достаточно близки губкам; как и последние, они были фильтраторами.
  1   2   3

Похожие:

Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии» iconКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее мордовии»
Работа выполнена обучающимся 9а класса моу «Большеелховская сош» Сапожниковым Кириллом
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии» iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное...
Республика Мордовия, г. Саранск, Лямбирский район, с. Хутор-Лопатино, ул. Луговая. 9, кв. 30
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии» iconКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее мордовии»
...
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии» iconКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии»
Ганчина Татьяна Александровна, гбоу рм спо «Саранский государственный промышленно-экономический колледж», преподаватель
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии» iconКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии»
Ваганова Любовь Николаевна, гбоу рм спо «Саранский государственный промышленно-экономический колледж», преподаватель
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии» iconКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии»
Брахтман Ольга Владимировна, гбоу рм спо «Саранский государственный промышленно-экономический колледж», преподаватель
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии» iconКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии»
Куданкина Елена Владимировна, гбоу рм спо «Саранский государственный промышленно-экономический колледж», преподаватель
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии» iconКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии»
Зольникова Людмила Ивановна, гбоу рм спо «Саранский государственный промышленно-экономический колледж», преподаватель
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии» iconКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии»
Финакова Ирина Юрьевна, гбоу рм спо «Саранский государственный промышленно-экономический колледж», преподаватель
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии» iconКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее Мордовии»
Республика Мордовия, г о. Саранск, ул. Советская, д. 77, телефон/факс +7(8342)475364, e-mail gimnasiya. 20@mail ru
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница