Скачать 78,93 Kb.
|
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе Б по теме: «КТО ЧТО ЕСТ?» Разработала урок учитель начальных классов МОАУ «СОШ№6» Зеленина Л.В. Цель: Познакомить учащихся с классификацией животных по типу питания. Задачи: - Учить составлять цепи питания. - Изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов. - Прививать умение школьников работать в группах. - Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, память. - Воспитывать бережное и уважительное отношение к природе. ^
Каждый день, всегда, везде: На занятиях , в игре- Смело, чётко говорим И тихонечко сидим.
Что увидели на доске? Абвживотныецкл Как называется наука о животных? На какие группы учёные делят царство животных? Слайд- зоология, группы На какие классы делятся? ^ Дети определяют, к какому классу относится животное и показывают карточку 1 – беспозвоночные, 2 – позвоночные). Итак, мы вспомнили, что животных мы можем классифицировать по их строению, но есть и другие способы классификации животных.
Проблемная ситуация Перед вами группа животных.
(всеядные и насекомоядные)
– Итак, мы узнали, что животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания. Цепи питания начинаются с растений – это 1 звено, т.к. растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды. 2 звено цепи – это растительноядные животные. – Как вы думаете, почему? 3 звено цепи – насекомоядные и хищные животные. ^ – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов и заняться поисковой деятельностью. Все группы отправятся в разные места. Вот маршруты ученых-экологов. У.: Где вам придется трудиться, решит жеребьевка. От каждой группы приглашаю по одному человеку, и они вытаскивают карточку с названием места. Эти же ребята получают листы со стрелками и по 4 карточки с изображением растений и животных. У.: А теперь послушайте задание. Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Карточки прикрепляются к листу со стрелками скрепками. Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу. Подумайте, все ли карточки вам понадобятся. По сигналу ребята начинают работать в группах. Тем, кто закончил раньше, предлагаются загадки Все готовые цепи развешиваются на доске. Представитель от каждой группы выходит и объясняет свою работу. Например: Д.: В лесу растет сосна. Под корой сосны живет жук–короед и ею питается. В свою очередь жук–короед является пищей для дятлов. У нас была лишняя картинка – коза. Это домашнее животное и в эту цепь питания не входит. У.: Давайте проверим работу ребят. Таким же образом объясняют свои цепи и другие группы. Поле: рожь – мышь – змея (лишняя – рыба). Огород: капуста – слизни – жаба (лишний – медведь). Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка (лишняя – лиса). Водоем: водоросли – карась – щука (лишний – заяц). У.: Все цепи у нас на доске. Давайте понаблюдаем, из каких звеньев они состоят. Что есть на каждой таблице? Д.: Растение. Животное растительноядное. Животное хищное, насекомоядное или всеядное. 7. Решение экологических задач. У.: Ребята, как вы думаете, есть ли в цепи питания конечное звено? Дети обсуждают этот вопрос в группах и высказывают свои предположения. Если они сами не выйдут на нужный ответ, можно задать вопрос о том, как образуется почва и почему в ней не кончается запас минеральных солей. У.: Вот мы и подошли к последнему звену в цепи питания. Это грибы и бактерии. Одни из них превращают останки животных и растений в перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. И снова мы вернулись к началу нашей цепочки. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа. Д.: С растения. У.: Чем она заканчивается? Д.: Грибами и бактериями. У.: Ребята, а теперь давайте подумаем, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено. Обсудите этот вопрос в группах, опираясь на те цепи питания, которые вы составили. Дети обсуждают этот вопрос, пытаясь объяснить примером. Например: Д.: Если исчезнут божьи коровки, тогда яблонная тля погубит все яблони. Не будет яблок. Это плохо. И т.д. У.: Правильно, ребята! Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь. В природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить. У. один эколог вернулся с Таймыра. Это полуостров на севере России. Основное занятие жителей – оленеводство. Вот какая беда случилась здесь. Д.: У нас на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолетов и истребили их множество. Через три года заметили: число больных оленей увеличилось в 15 раз! Волки-то были природными санитарами. У.: Человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все взаимосвязано. Он – самое могущественное из живых существ и больше других вмешивается в дела земного дома. В результате по незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой. ^ Ребята, что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? (Зайцу нечего буде есть) – А если не будет зайцев? (То не будут пищи и лисе, и волку) – Что произойдёт с цепочкой? (Она разрушится) Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.) ^ . С. 99 “Доброе слово о хищниках” Знакомство с понятием “сеть питания” Цепи питания в природе не так просты как в нашем примере. Зайца могут поедать и другие животные. Какие? (лиса, рысь, волк) Мышь может стать добычей лисы, совы, рыси, кабана, ежа. Многие растительноядные животные служат пищей разным хищникам. Поэтому цепи питания разветвлены, они могут переплетаться между собой, образуя сложную сеть питания. 10. ^ Рефлексия. “Договори фразу”. Животные и растения связаны между собой в …………………… В основе цепи питания находятся ……………………………….. А заканчивают цепь – ……………………………………….. В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя ………………………………………… Дружат пчёлка и цветок, Дружат лист и мотылёк, Друг без друга им нельзя. Об этом помни ты всегда! – О чём напоминает это стихотворение? 11. Домашнее задание. Стр. 96-98, пересказ. |
![]() | Урок по окружающему миру во 2 классе по программе Е. В. Саплиной,... Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы находимся в научно-исследовательском институте, сотрудники которого работают по теме «Поверхность... | ![]() | Урок по окружающему миру 1-2 класс Тема: «Что я знаю о России» Цель: закрепление знаний по пройденной теме, развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к Родине |
![]() | Урок-путешествие по окружающему миру в 3-м классе по теме "Золотое кольцо России" Цель урока познакомить детей городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями | ![]() | Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Полезные ископаемые Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения |
![]() | Методическая разработка по окружающему миру 2 класс по теме: Урок... ... | ![]() | Урок окружающего мира в 4 классе Тема Формировать убеждение у учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, чувство уважения к окружающему... |
![]() | Конспект урока в 3 «А» классе по окружающему миру по теме: «О молниях, змеях, собаках и прочем…» На прошлых уроках мы с вами начали знакомиться с дорожными знаками и опасными ситуациями в доме и около него.... | ![]() | Урок по окружающему миру в 4-м классе "у черного моря" Способствовать повышению у учащихся интереса к изучению родной природы; формировать у них гражданское, сознательное и бережное отношение... |
![]() | Урок по окружающему миру в 4-м классе "у черного моря" Цели урока Способствовать повышению у учащихся интереса к изучению родной природы; формировать у них гражданское, сознательное и бережное отношение... | ![]() | Урок дискуссия по окружающему миру в 3-м классе Тема: «Как животные питаются» «читать» схемы, моделировать экологические связи; способствовать обогащению и развитию субъективных представлений учащихся о жизни... |