Уроков по теме: Тип Моллюски




Скачать 311,66 Kb.
НазваниеУроков по теме: Тип Моллюски
страница1/3
Дата публикации17.04.2013
Размер311,66 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Биология > Урок
  1   2   3
«Система уроков по теме:

Тип Моллюски»


Учитель биологии

Мамаева Лариса

Сергеевна

МБОУ«Платово–Ивановская ООШ»

Родионово – Несветайского района


С. Плато - Ивановка

Январь 2012 года.
1
Цель: Исследовать возможность использования разнообразных форм и методов

обучения при изучении темы: «Тип Моллюски» на уроках биологии

в 7 классе (линия Н. И. Сонина).

Вступление.
Основными задачами при изучении данной темы являются: расширить представления учащихся о многоклеточных беспозвоночных животных; сформировать знания об особенностях строения, жизнедеятельности моллюсков, приспособленности к среде обитания, основах систематики, об их роли в природе и жизни человека; продолжить формирование понятия о необходимости охраны животных; познакомить с разнообразием брюхоногих, головоногих и двустворчатых моллюсков; научить распознавать представителей основных систематических групп; наблюдать за живыми объектами.

Курс биологии «Животные» в 7 классе ( авторская программа Н. И.Сонина) состоит из двух разделов: 1. «Многообразие животных» и «Строение, индивидуальное развитие, эволюция».

В ходе изучения раздела: «Многообразие животных» на тему «Тип моллюски» отводится два урока.

На первом уроке предполагается познакомить учащихся с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи с приспособленностью к среде обитания. Основная функция данного урока – это формирование общего представления об изучаемой группе животных: о происхождении, особенностях морфологии и анатомии, что позволит сделать переход к подробному более углубленному изучению классов моллюсков каждого в отдельности. В соответствии с дидактической целью данный урок относится к типу урока по изучению нового материала. Для активизации мыслительной деятельности и для быстрого подключения учащихся к работе, пробуждению у них интереса к изучаемой теме

На втором уроке, расширяя знания, познакомить с особенностями строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков, с их значением в природе и жизни человека.

2

Урок №1.
Тема: Общая характеристика типа Моллюски. Особенности строения

и образа жизни.
Цель: 1. Познакомить учащихся с общей характеристикой типа мол-

люсков, особенностями их строения в связи с приспособлен-

ностью к среде обитания.

2. Продолжить формировать навыки работы с натуральными

объектами живой природы.

^ 3. Изучая среду обитания представителей данного типа, продол-

жить формирование бережного отношения к окружающей

нас природе.
Оборудование: 1. Видеофрагмент «Тип Моллюски».

^ 2. Презентация «Тип Моллюски»

3. Набор раковин моллюсков (на каждую парту)

4. Компьютер с мультимедиапроектором

5. Экран.


Ход урока.


  1. Организационная часть.


Учитель объявляет тему и задачи урока.



  1. Изучение нового материала.


Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?
(демонстрация видеофрагмента: «Тип Моллюски» - 5 мин.)

3

1.Общие черты типа.

( На стадии изучения нового материала (осмысления) наиболее целесообразным является метод рассказа с использованием презентации, для более наглядного представления систем органов животного, с одновременным кратким конспектированием учащимися основных особенностей строения моллюска. Такой метод работы позволит активизировать все информационные каналы, формирующие три основных системы восприятия – визуальную, аудиальную, кинестетическую. )

Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей. Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: брюхоногие, двустворчатые, головоногие (Презентация слайд №1).
1.1 Среда обитания.

Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м. Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом.
1.2. Внешнее строение.

(презентация слайда №2 «Внешнее строение моллюсков»)



Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из:

(записать в тетрадь, а также можно раздать карточки с изображением моллюска, на которой ученики подписывают части тела) (Приложение №1)

Части тела моллюска: 1. Голова.

2. Туловище.

3. Нога.

4. Мантия (мантийная полость).

5. Раковина.

На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез.

Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – ползательные, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся и др.

На спинной стороне, как правило, расположена раковина, чаще цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. У некоторых моллюсков раковина находится под кожей или исчезает совсем. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск .

^ 4

1.3. Лабораторная работа: «Особенности строения раковин моллюсков».

Оборудование: набор раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

(задания напечатаны на карточках и выдаются на каждый стол)

^ Задание: 1. Рассмотрите раковину беззубки:

а) определите ее форму, окраску, найдите ее передний (широкий)

и задний (узкий) концы;

б) вблизи переднего конца раковины найдите наиболее выпуклую

ее часть – вершину, а также изогнутые линии; они ограничивают

годичные слои ее прироста, поэтому их называют годичными

кольцами;

в) найдите на внутренней поверхности раковины следы прикрепле-

ния мышц;
^ 2. Рассмотрите раковину обыкновенного прудовика или

виноградной улитки:

а) обратите внимание на то, что она спирально закручена, опреде-

лите ее окраску;

б) найдите на раковине ее вершину и отверстие, ведущее в полость

раковины – устье;
^ 3. Установите черты сходства и различия в строении раковины

беззубки и обыкновенного прудовика.



  1. Результаты сравнения занесите в таблицу:





Объекты

исследования



Черты сходства


Черты отличия


беззубка








Виноградная улитка

или

прудовик









1.4. Внутреннее строение.

(презентация слайда №4,№5 «Схема расположения внутренних органов» - на примере виноградной улитки, а также соответствующая раздаточная карточка, где ребята обозначают расположение соответствующих систем внутренних органов. (Приложение №2)
^ А. Нервная система.

Нервная система моллюсков разбросанно-узлового типа: состоит из окологлоточного нервного кольца, в котором наибольшее развитие получил надглоточный узел, и отходящих от него нервных стволов, соединяющих нервные ганглии разных отделов тела.

^ 5


Б. Органы чувств.

Органы чувств представлены органами химического чувства и равновесия, многие виды имеют глаза.
В. Органы дыхания.

У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами.
^ Г. Кровеносная система.

Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов. (вводится понятие «Незамкнутая кровеносная система».) Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, в неоформленную систему лакун и синусов, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце.
^ Д. Органы пищеварительной системы.

Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками. Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы. Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы .
^ Е. Органы выделения.

Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость.

  1. Закрепление знаний.


1. Блиц-опрос: (слайд №6 задание представляет собой перечень вопросов, представленных на мультимедийном экране, после которого учитель предлагает провести взаимопроверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов )

Вопросы слайда:1. Почему моллюсков называют мягкотелыми, хотя тело

большинства из них покрыто раковиной?

  1. Как осуществляется движение моллюсков?

  2. Что представляют собой органы дыхания моллюсков?

  3. Из чего состоит кровеносная система моллюсков?


6

^ 2. Сравнительный анализ моллюсков и кольчатых червей.

Задание: Проанализировать между собой две систематических группы животных: моллюсков и кольчатых червей, данные занести в таблицу. Провести анализ данных таблиц: (карточки с таблицей выдать каждому ученику) (Приложение №3)



Тип

животного



Строение

кожно-

мускульного

мешка

Особен-

ности

нервной

системы


Органы

чувств

Особен-

ности

кровеносной

системы



Органы

Дыхания

Органы

пище-

вари-

тельной

системы


Органы

выде-ления


Кольчатые

Черви.
























Моллюски
























(Задание носит аналитический характер, где, используя данные таблицы, учащиеся не только должны увидеть усложнения в организации строения моллюсков по отношению к кольчатым червям, но и сделать на основе этих данных вывод, что в эволюционном плане развития это более высокоорганизованная группа животных.)
^ Предполагаемый вывод:


  1. Усложнение в организации строения моллюсков по отношению к кольчатым

червям.

  1. По уровню развития это более высокоорганизованная группа животных.


^ Вывод учителя по уроку:
Моллюски, в большинстве своем, водные животные, имеющие кожную складку-мантию, разбросанно-узловую нервную систему, незамкнутую (открытую) кровеносную систему, многокамерное сердце, дифференцированный кишечник, наличие пищеварительных желез, почку, как орган выделения, органы дыхания – жабры и легкие.



  1. Задание на дом:




    1. Изучить параграф №11, ответить на вопросы в конце параграфа.

    2. Подготовить презентации заинтересовавших систематических

групп моллюсков.

7

Урок №2.
Тема: Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

их роль в природе и жизни человека.
Цель: 1. Расширить представления о типе моллюсков; познакомить с

особенностями строения и жизнедеятельности брюхоногих,

двустворчатых и головоногих моллюсков.
^ 2. Выявить значение моллюсков в природе и жизни человека.
3. Развивать навыки работы с текстом; проведения сравнительного анализа между систематическим группами живых организмов.
^ 4. Способствовать развитию экологического воспитания, бережного отношения к природе, чувства сопереживания, потребности приходить на помощь.
Оборудование: презентация «Классы типа Моллюски»
Ход урока



      1. Организационная часть.


Учитель объявляет тему и задачи урока.


      1. Актуализация знаний.


Фронтальный опрос: 1. В чем проявляются особенности внешнего строения мол-

люсков?

2. Как передвигаются моллюски и как это связано с

особенностями их строения?

  1. Каковы защитные приспособления у моллюсков?

  2. Какую функцию выполняет раковина у моллюсков?

  3. О чем свидетельствует неодинаковое развитие органов

чувств у различных моллюсков?

  1. Каковы особенности строения моллюсков по сравнению

с кольчатыми червями?
  1   2   3

Похожие:

Уроков по теме: Тип Моллюски iconУрок в 7 классе Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Автор Мирошниченко...
Оборудование: раковины моллюсков, таблицы, рисунки, таблицы с изображением разных моллюсков, видеофильм «Моллюски»
Уроков по теме: Тип Моллюски iconМетодическая разработка по теме: Предложения с обособленными членами
С. Г. Бархударова. В пособии представлена система уроков по теме «Предложения с обособленными членами». Автором детально разработана...
Уроков по теме: Тип Моллюски iconУрок 44. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала тип урока
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и тестовый контроль по теме в конце урока)
Уроков по теме: Тип Моллюски iconДом задание– ткм– рк9– 5 сем
Для заданных условий (см таблицу вариантов): тип детали; тип производства; тип и характеристики основной поверхности
Уроков по теме: Тип Моллюски iconПрограммы Тема урока Кол-во часов Тип
Тематика уроков по антикоррупционному воспитанию в моу никулинской оош по обществознанию 8 класс
Уроков по теме: Тип Моллюски iconУрок "Почвенные ресурсы Белоруссии" Тип урока
Методическая тема учителя: Разнообразие форм и методов ведения уроков географии
Уроков по теме: Тип Моллюски iconУроков. Первый урок по теме «Глагол»
Вспомнить изученное в начальной школе по теме «Глагол»: определение глагола, морфологические признаки и синтаксическую роль
Уроков по теме: Тип Моллюски iconУрока по истории средних веков по теме «Начало капиталистического развития Англии»
Алгоритмы уроков истории отечества, посвящённых теме «Отечественная война 1812г.»
Уроков по теме: Тип Моллюски iconУрок-зачет по теме «Информация и информационные процессы»
Время проведения: последний из трех уроков по теме «Информация и информационные процессы» (базовый курс)
Уроков по теме: Тип Моллюски iconУрок по теме «Нефть»
Тип урока: комбинированный, с этапами изучения нового материала, систематизации и контроля знаний
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница