Доклад «Групповая работа на уроках биологии»




Скачать 157.35 Kb.
НазваниеДоклад «Групповая работа на уроках биологии»
Дата публикации16.04.2013
Размер157.35 Kb.
ТипДоклад
pochit.ru > Биология > Доклад
ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра

Естественнонаучного

Образования

Доклад

«Групповая работа на уроках биологии»

Выполнил: учитель МОУ-СОШ №2

р.п. Степное, Советского р-на,

Саратовской обл.

Закрой Наталья Евгеньевна

Саратов 2007

ПЛАН

Введение:

  1. Технологический процесс групповой работы:

- подготовка к выполнению группового задания;

- групповая работа;

- заключительная часть.

2. Особенности организации групповой работы учащихся на:

- обобщающем уроке;

- групповом опросе;

- общественном смотре знаний.

Заключение.

Литература.

АНОТАЦИЯ

В данной работе рассматриваются механизм и условия

оптимальной реализации групповой технологии на

уроках биологии при обобщении и систематизации знаний.

«Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились, в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше радостей и основательного успеха».

^ Я.А. Каменский

Введение

В системе школьного образования курс биологии играет большую роль в развитии и воспитании подрастающего поколения: в формировании их общей культуры, воспитании творческой личности, осознании своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле.

Задачи, стоящие перед школьным образованием, реализуются через учебные программы и учебники, разработанные на основе документов Минобразования РФ:

- Базисный учебный план (БУП) общеобразовательных учреждений

(Приказ № 322 от 09.02.1998 г.);

- Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (Приказ № 1236 от 19.05.1998 г.);

- Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (Приказ № 56 от 30.06.1999 г.).

В Базисном учебном плане на изучение курса биологии в неделю в основной школе предусмотрено 8 ч. (с VI по IX класс) и в средней (полной) школе 3 ч. (X-XI классы). Курс биологии входит в федеральный компонент БУПа и относится к числу предметов общекультурного и общенационального значения. Учитель получает возможность работать по разным, в том числе авторским программам, выбирать учебники и строить учебный процесс в соответствии с интересами учащихся, особенностями региона, специализацией обучения.

С 1999 года я работаю по программе: Биология V-XI классы. Автор

А.А. Плешаков, В.И. Сивовглазов, Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Теперь мои ученики учатся уже в IX классе по учебнику: Биология. Общие закономерности. В.Б. Захаров и др. М.,; Дрофа. Опыт работы позволяет отметить сильные и слабые стороны этой программы и учебников. Положительным является то, что обучение на интерактивной основе позволяет показать школьникам целостность природы, подвести их к выводу о единстве органического мира, решать задачи гигиенического и полового воспитания.

Учебно - методический комплект включает кроме программы и учебника рабочую тетрадь, дидактические материалы и методические рекомендации учителю. Красочность рисунков учебников, разнообразие заданий и упражнений в рабочей тетради вызывают живой интерес школьников к изучению биологии. К недостаткам этой программы, на мой взгляд, можно отнести чрезмерное усиление теоретической направленности содержания курса биологии без учета возрастных особенностей и мышления учащихся подросткового возраста.

Все это заставляет учителя активно искать более эффективные формы организации учебно – воспитательного процесса. Предпочтение следует отдавать развивающим технологиям, которые обеспечивают ученику необходимое пространство свободы, свободу выбора, с другой стороны гибким технологиям, которые бы обеспечивали пространство свободы учителю.

Для решения проблемы мыслительных умений самостоятельной

учебно - познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, я использую блочное изучение материала, а в конце каждого блока провожу обобщающий урок. На обобщающих уроках, как правило, повторяется обширный материал, поэтому, для того чтобы урок был эффективен, нужно заинтересовать учащихся. Имеет смысл не только использовать обычные методы, но и включать элемент игры, занимательные вопросы, кроссворды, некоторые познавательные факты. Так я пришла в своем выборе к индивидуально- групповой форме организации познавательной деятельности школьников.

Деловое общение, соответствующее по характеру «ведущей деятельности» подросткового возраста, обеспечивает высокую познавательную активность ребят, что несомненно сказывается на эффективности процесса обучения. Групповая технология легко сочетается с технологией уровневой дифференциации, игровыми технологиями, коллективным способом обучения КСО (Н.Г. Ривин, В.К. Дьяченко).

^ Глава I. Технологический процесс групповой работы.

Разрабатывая методику организации индивидуально- групповой познавательной деятельности учащихся, я познакомилась с работами ряда учителей биологии и химии, применяющими эту технологию. Это учитель биологии СОШ № 2 г. Инта, Республика Коми, В.М. Понуркевич, учителя химии: Э.А. Соболева из г. Екатеринбурга и А.Г. Звездин из г. Сочи, гимназии № 8. Как показывает опыт, групповая форма работы наиболее приемлема на заключительных уроках по теме, цель которых – обобщение и систематизация материала, оценка знаний учащихся.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по биологии, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинаковых для всех заданий, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг другу.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

  1. ^ Подготовка к выполнению группового задания:

а) постановка познавательной задачи ( проблемной ситуации);

б) инструктаж о последовательности работы;

в) раздача дидактического материала по группам.

Групповая работа идет уже в процессе подготовки обобщающего урока. В каждой группе назначаются консультанты, которые выполняют контролирующую и координирующую функции: помогают подобрать литературу, наглядный материал, следят за ходом подготовки каждого члена группы, оценивают его работу, устанавливают взаимосвязь учащихся и учителя. Эффективности работы консультантов способствует подготовленная учителем инструктивная карточка, содержащая рекомендации по организации самостоятельной работы к конкретному уроку. Карточка нацеливает учащихся на активную деятельность в процессе урока (см. приложение).

Вопросы к обобщающему уроку готовят все учащиеся. Однако на уроке во вводной беседе учитель конкретизирует задание для каждой группы. Вот почему важно, чтобы тема обобщающего урока позволяла разделить учебную информацию на самостоятельные подтемы для работы в группах.

  1. ^ Групповая работа.

а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;

б) распределение заданий внутри группы;

в) индивидуальное выполнение заданий;

г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

д) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

е) подведение итогов группового задания.

3^ . Заключительная част.

а) сообщение о результатах работы в группах;

б) анализ познавательной задачи;

в) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Дополнительная информация учителя на группу.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

^ Глава II. Особенности организации групповой работы учащихся.

Рассмотрим подробную методику организации индивидуально- групповой познавательной деятельности учащихся на примере обобщающего урока на тему: «Химический состав клетки» (органические вещества).

За 2 недели до проведения урока в кабинете биологии вывешиваются вопросы для подготовки по заданной теме.

Основные вопросы для повторения.

«Химический состав клетки»

Органические вещества.

  1. Напишите подробную формулу аминокислоты.

  2. Напишите структурную формулу дипептида.

  3. Как называется связь между двумя аминокислотами?

  4. Чем представлена первичная, вторичная, третичные структуры белков?

  5. Какие белки называются полноценными?

  6. Сколько энергии выделяется при расщеплении 1 белков, углеводов, липидов?

  7. Перечислите функции белков.

  8. На какие группы делятся углеводы?

  9. Напишите формулы важнейших пентоз.

  10. Какие вещества относятся к полисахаридам?

  11. Что является мономером гликогена, клетчатки?

  12. Какие функции выполняют углеводы?

  13. Что представляют, из себя жиры?

  14. Какие липиды входят в состав мембран?

  15. Перечислите функции жиров.

  16. Из остатков каких веществ,состоит нуклеотид ДНК?

  17. Какие азотистые основания входят в состав нуклеотидов ДНК? РНК?

  18. Как нуклеотиды ДНК соединены в одну цепь?

  19. Как две цепи нуклеотидов соединены в молекулу ДНК?

  20. Что такое «принцип комплементарности»?

  21. Запишите структурную формулу нуклеотида РНК.

  22. Запишите структурную формулу АТФ.

Урок начинается со вступительного слова учителя, перед учащимися ставятся цели и задачи урока.

Класс поделен на 5 групп. Каждая группа учащихся получает инструктивную карточку (прилагается) и задания для самостоятельной работы.

Задание группе № 1.

  1. Обсудите вопросы в группе:

а) Каково строение молекулы белка, их химический состав?

б) Чем представлены: первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белка?

в) Чем объясняется многообразие белков?

г) Объясните, почему пересаженные от одного организма ткани или органы подвергаются отторжению?

^ 2. Выполните практическое задание:

а) докажите, что белки- азотсодержащие вещества.

Оборудование: куриный белок, раствор щелочи, спиртовка, держатель, лакмусовая бумажка.

б) с помощью гибкого провода и металлического стержня смоделируйте структуры белка.

Задание группе № 2.

  1. Обсудите вопросы в группе:

а) какова роль белков в живых системах?

б) что такое денатурация белка? Чем она вызывается?

в) почему при стирке шерстяных изделий в горячей воде они садятся?

г) каково биологическое значение вакцинации населения?

2. Выполните практическую работу:

Прилейте по 2 мл Н2О2 в пробирки с сырым и вареным картофелем. Наблюдаемые явления объясните.

Задание группе № 3.

  1. Обсудите вопросы в группе:

а) что вы знаете об истории открытия молекул ДНК?

б) каковы строение и функции молекул ДНК?

2. Решите биологические задачи:

а) дана полипептидная цепь:

ала-гли-лиз-лей-блу-асп-сер-циз-лей-иле

Определите структуру гена(две цепи ДНК), на котором синтезирован этот белок.

б) в молекуле ДНК аденининовых нуклеотидов насчитывается 23 % от общего числа нуклеотидов. Определите количество тиминовых и цитозиновых нуклеотидов.

Задание группе № 4.

  1. Обсудите вопросы в группе:

а) каково строение молекул углеводов?

б) каковы функции углеводов в организме?

в) каковы строение и функции липидов?

2. Выполнить практическое задание:

а) проведите опыты по выявлению физических свойств углеводов.

Оборудование: стаканы с Н2О, крахмал, глюкоза, сахар, вата.

б) напишите формулы важнейших пентоз.

Задание группе № 5.

  1. Обсудите вопросы в группе:

а) каково строение молекулы РНК?

б) какие виды РНК существуют и какие они выполняют функции?

в) какова роль АТФ в клетках?

2. Выполните практическое задание:

а) сравните ДНК и РНК по плану:

Признаки

ДНК

РНК

  1. Местонахождение в клетке







  1. Местонахождение в ядре







  1. Строение макромолекулы







  1. Мономеры







  1. Состав нуклеотидов







  1. Типы нуклеотидов







  1. Свойства







  1. Функции







Обсуждение вопросов в группе идет в полголоса, чтобы не мешать друг другу. Учащиеся чувствуют себя раскованно, свободно. Задача учителя – не допустить безответственности, разболтанности.

Через 15 минут группы переходят к отчету о проделанной работе.

В конце урока учитель с учениками обсуждают и оценивают работу как каждой группы в целом, так и отдельно учащихся. Таким образом, ученик на этом уроке может получить две оценки: одну - за коллективную работу в группе и другую за индивидуальную. Оценки заносит лидер группы в заранее заготовленный рейтинговый лист:

Состав

группы


Оценка

Теоретические

вопросы

Практическая

работа

Дополнительные

вопросы

1.










2.










3.










4.










Подпись лидера:



Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который производится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Он может быть организован как на уроке, так и после урока. Например: групповой опрос по теме «Обмен веществ и энергии» в X классе организуется следующим образом. Учитель составляет вопросы и задания к занятию, которые вывешиваются в кабинете биологии. Все учащиеся класса имеют возможность ознакомиться с ними заранее.

С лидерами групп мы встречаемся до урока и обсуждаем контрольные вопросы, уточняем детали предстоящего группового опроса, а на уроке они выступают уже в роли контролеров.

Во время группового опроса лидеры спрашивают каждого члена своей группы, ответы комментируются, дополняются и совместно оцениваются всеми членами группы. После устного опроса каждому члену группы дается индивидуальный разноуровневый тест (см. приложение).

Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.

В системе различных форм познавательной деятельности общественный смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период.

Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся. Я предлагаю разработку смотра знаний семиклассников по теме «Систематика растений» (курс Биология. Живой организм. Программа авт. А.А. Плешаков, В.И. Сивоглазов, Н.И. Сонин, В.Б. Захаров).

На подготовку этого смотра знаний потребовалось 10 дней. Вся подготовка велась в группах по 5- 6 человек во внеурочное время (задания прилагаются). Общественный смотр знаний открывает председатель жюри. В состав жюри вошли члены администрации школы, учителя биологии, старшеклассники, родители. Помещение, где проводился смотр знаний, оформлялось силами учащихся и их родителей, делалась выставка работ учащихся по теме: «Значение растений в жизни человека» (задание давалось заблаговременно по группам: «Ядовитые растения», «Витаминные растения», «Технические культуры», «Лекарственные растения», «Пряные растения»).

В программу смотров включаются развлекательные моменты, игры, домашние заготовки.

Результаты общественного смотра зачитываются перед классом, председателем жюри.

Опыт показывает, что проведение таких уроков побуждает к творчеству учащихся с разными способностями, у них исчезает неуверенность, появляется вера в свои силы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Нестандартные формы проведения урока – это не самоцель, они довольно точно отражают многие важные особенности нашей жизни и позволяют учителю творчески подойти к планированию урока с тем, чтобы он был насыщенным, интересным для ребят.

Подход, используемый мною для проведения обобщающих уроков, способствует организации четкой и эффективной работы учащихся, вызывает у них интерес и потребность в общении в ходе обсуждения задания, а это в целом позволяет достичь нового уровня усвоения материала раннее изученной темы. Обучавшиеся по этой технологии демонстрируют более глубокие знания по сравнению с контрольной группой учащихся, где эта методика не применяется.

Для сравнения привожу результаты, полученные в 10-х классах на уроке на тему:

«Обмен веществ и энергии».

10 «А» класс / применялась групповая технология /

10 «Б» класс / обычная форма

работы /

Количество учеников - 23

Количество учеников - 25

«5» - 7

«4» - 10

«3» - 6

«5» - 4

«4» - 6

«3» - 5

Все ученики получили оценку

10 человек не получили оценку

Пятилетний опыт работы в классах по групповой технологии позволяет заметить возросший интерес к предмету. Ежегодно увеличивается число учеников, которые выбирают экзамен по биологии на итоговой аттестации в школе, а также число выпускников, поступающих в учебные заведения, где биология – профильный предмет.

За последние три года 24 моих выпускника сдавали вступительные экзамены по биологии в высшие учебные заведения и подтвердили свои знания.

Сравнительный анализ качества знаний на экзаменах по биологии за 3 года

(устно) в 9 – 11 классах.

Предмет

1999-2000 уч. год

2000-2001 уч. Год

2001-2002 уч. год

Сдавало

Качество

Сдавало

Качество

Сдавало

Качество

1

2

3

4

5

6

7

Биология

26

50

28

74

32

75

Положительные результаты работы дает эта технология и на занятиях в лицейском классе при СГАУ, где я работала последние три года. Все лицеисты успешно сдают экзамен по биологии и поступают в университет.

Подобная форма обучения школьников достаточно широко распространена в сфере образования. С целью ознакомления с ней я делилась опытом работы в этом направлении на заседании РМО учителей биологии. Опыт работы позволил выявить определенные положения, которые рекомендую учесть преподавателям, начинающим осваивать эту технологию.

Во - первых, учитель должен достаточно четко представлять уровень познавательной самостоятельности, как отдельных учащихся, так и класса в целом.

Во - вторых, педагог должен очень хорошо знать особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе.

В - третьих, план работы группы целесообразно детализировать настолько, чтобы предусмотреть и подготовить весь объем информации, которую могут запросить ученики в процессе работы.

И последнее, для успешного применения групповой технологии надо помнить, что на проведение подобных занятий необходимо, как правило, не менее 2-х спаренных уроков.

В заключение хочется отметить, что прочное усвоение программного материала учащимися, положительное влияние на их развитие и воспитание будут достигнуты лишь в том случае, когда индивидуально- групповая организация работы в деятельности учителя и учащихся станет системой, а не эпизодически явлением. Желательно, чтобы эта технология имела место на всех уроках политехнического цикла, к которым относится биология.

Похожие:

Доклад «Групповая работа на уроках биологии» iconГрупповая деятельность и дифференцированный подход на уроках физики
Для успешного усвоения курса физики, я на своих уроках использую различные приемы и технологии: групповая деятельность и индивидуально-дифференцированный...
Доклад «Групповая работа на уроках биологии» iconГрупповая работа по проблеме коррекции школьной тревожности для воспитанников...
Данная коррекционная групповая работа предназначена для работы с детьми, с выраженной школьной тревожностью
Доклад «Групповая работа на уроках биологии» iconГрупповая форма работы на уроках литературы
Наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике позволяет групповая форма работы
Доклад «Групповая работа на уроках биологии» iconСмысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии
Организация познавательной деятельности на основе смыслового чтения на уроках биологии
Доклад «Групповая работа на уроках биологии» iconПубликации учителей моу «Намская средняя общеобразовательная школа №2»
Сборник материалов пятых Ксенофонтовских чтений, «Групповая работа на уроках литературы (модульное обучение)», Санкт-Петербург, журнал...
Доклад «Групповая работа на уроках биологии» iconПлан работы на 2012-2013 учебный год мбоу дод «дмш» п. Яйва Внутришкольная...
Ноябрь Смирнова Л. В. «Ладоинтонационная работа на уроках сольфеджио в старших классах»
Доклад «Групповая работа на уроках биологии» icon«самостоятельная работа на уроках биологии». учителя биологии Капалиной Валентины Сергеевны
Целью обучения в школе является формирование всесторонне развитой личности, которое предполагает интеллектуальное и нравственное...
Доклад «Групповая работа на уроках биологии» iconДоклад учителя биологии и химии Голдобиной Галины Николаевны Тема...
При системно-деятельностном подходе перед учителем стоит задача гораздо более сложная, чем просто «вложить» в ученика определенную...
Доклад «Групповая работа на уроках биологии» icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии...
Уважаемые коллеги. Меня зовут Андрус Е. И. Я работаю учителем биологии моу «Новоуколовская сош». Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс...
Доклад «Групповая работа на уроках биологии» iconРабота с учебником на уроках биологии
Полезно организовать работу с учебником в том случае, когда текст сложен и требует разъяснения по частям с привлечением средств наглядности....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница