Учебник, справочники, дидактические пособия




Скачать 110,93 Kb.
НазваниеУчебник, справочники, дидактические пособия
Дата публикации07.09.2013
Размер110,93 Kb.
ТипУчебник
pochit.ru > Биология > Учебник






Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее характер"

Цели:

Общая дидактическая цель: Создать условия для формирования знаний об адаптации организмов, ее формах, характере, результатах.

1. Сформировать у учащихся знания об различных адаптациях как результате эволюционного процесса.

2. Способствовать развитию умений и навыков работать с разными источниками информации, анализировать, обобщать, критически осмысливать полученную информацию, сопоставлять увиденное и услышанное на уроке, уметь определять по описанию форму адаптации.

3.Способствовать формированию научного мировоззрения, познавательного интереса, коммуникативных навыков.

Задачи:

1. Учащиеся должны усвоить понятия "адаптация, относительность адаптаций", знать механизм выработки адаптаций, иметь представление о предостерегающей, покровительственной окраске, мимикрии, морфологических, физиологических и поведенческих адаптациях живых организмов.

2. Учащиеся должны уметь самостоятельно прорабатывать учебный материал, использовать дополнительную информацию из разных источников, определять адаптивные признаки на природных объектах, рисунках, давать аргументированный ответ.

Оборудование:

Образовательные маршруты,

Учебник, справочники, дидактические пособия.

Презентация "Приспособленность организмов и её относительность,

мультимедийная система.

Тип урока: изучение новых знаний.

Структура урока:

  1. Орг. момент.

  2. Целеполагание.

  3. Актуализация знаний.

  4. Введение в тему. Изучение нового материала. Работа с источниками.

  5. Обобщение учебного материала.

  6. Закрепление.

  7. Домашнее задание. Рефлексия.

Ход занятия:

Эпиграф урока: «Полны чудес неистощимых

Природы вечные дела!»… И. Аксаков

  1. Орг. Момент.

  2. Целеполагание.

  3. Актуализация знаний.

Учитель: Существование миллионов видов живых организмов на нашей планете вызывает восхищение. Потрясает еще и тот факт, что каждый организм, независимо от сложности его уровня организации, оптимально устроен для жизни в конкретных условиях среды. Изучение главных факторов эволюции, позволяет объяснить этот феномен, появления новых форм живых организмов в изменяющихся условиях среды. Основные заслуги в объяснении возникновения адаптаций организмов принадлежат Чарльзу Роберту Дарвину.

- Что такое эволюция?

- Каковы движущие силы эволюции?

- Что знаете вы по данной теме?

Ответы учащихся.

4. Введение в тему.

Учитель: В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной…?

Ответы учащихся.

Учитель: В борьбе за существование выживают особи наиболее сильные или приспособленные к условиям окружающей среды?

Ответы учащихся.

Учитель: Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций - приспособлений к среде обитания, т.е. приспособленность - результат действия естественного отбора в данных условиях существования.

Сообщение темы урока.

Обобщение целей учителем. Сегодня мы, познакомимся с разнообразием и относительностью приспособлений организмов к условиям среды, постараемся узнать механизм появления адаптаций.

^ ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

4.1. Работа с разными источниками учебной информации, поиск определения приспособленности, сопоставление с собственным определением. Запись в листе (Слайд).

Подумайте и попытайтесь сформулировать, в чем заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания?

Приспособленность организмов или адаптации (от латинского adaptatio - приспособление) - совокупность особенностей строения, физиологических процессов и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды.

4.2. Классификация адаптаций.

Учитель: На сегодняшний день вопрос о классификации адаптаций - один из нерешенных в эволюционном учении. Существуют следующие классификации адаптаций:

1) пассивные и активные адаптации;

2) морфологические, физиологические, поведенческие (этологические) адаптации;

3) сложные и простые адаптации;

4) устойчивые и неустойчивые;

Невозможно дать полное их описание. Мы попробуем выявить только некоторые типы защитных приспособлений у животных и растений.

4.3. Многообразие адаптаций.

Задание: используя разные источники информации, определите формы приспособленности, назовите их. /Ответы учащихся/

^ 1) Покровительственная окраска тела:

Покровительственная окраска - такой вид окраски, при которой животные становятся незаметными на фоне окружающей среды. В природе распространены 3 вида покровительственной окраски: (слайд).

1. Окраска, скрадывающая противотень. У некоторых животных происходит быстрое (в течение нескольких минут) приспособительное изменение окраски тела, что достигается перераспределением пигментов в хроматофорах покровов тела (камбала, хамелеон).

Велика роль окраски в сезонно меняющихся условиях (белая окраска животных зимой в средних и высоких широтах делает их незаметными на снегу, как это бывает у песца, зайца, горностая, белой куропатки).

2. Криптическая окраска - это окраска, характерная для организмов, обитающих в определенной природной зоне, например, в пустыне - это желтая окраска, в лесу – зеленая.

3. Расчленяющая окраска создается чередованием на теле темных и светлых пятен. Например, зебры и тигры плохо видны на расстоянии 50-70 метров на открытой местности из-за совпадения полос на теле чередованием тени и света в окружающей местности.

^ 2. Предостерегающая окраска:

Очень яркая, характерна для ядовитых и жалящих форм (осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи). Часто сочетается с демонстративным отпугивающим поведением.

3. Маскировка: форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами (слайд). /Морской конек, палочники, гусеницы некоторых бабочек/.

4. Мимикрия

сходство в окраске, форме тела незащищенных организмов с защищенными (крапива двудомная и яснотка белая, муха - осовидка, уж, цветки львиного зева похожи на шмелей - насекомые пытаются завязать брачные отношения, что способствует опылению). Подражатели никогда не превосходят численностью вид-оригинал. Иначе предупреждающая окраска потеряет смысл (Слайд).

^ 5. Поведенческие адаптации (изменения поведения в тех или иных условиях).

  • забота о потомстве улучшает выживание молодых животных, повышает устойчивость их популяций.

  • образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи. Что облегчает пропитание и защиту (волки, многие птицы).

  • сезонные миграции (северный олень, перелетные птицы).

  • птичьи базары (кайра, тупик, чайка-маевка).

  • отпугивающее поведение (жук-бомбардир, скунс).

  • замирание, имитация ранения или смерти (опоссумы, земноводные, птицы).

  • предусмотрительное поведение: спячка, запасание корма (медведи, барсуки, белка, крот).

^ 6. Морфологические адаптации (изменения формы тела, окраски, размеров):

у северных животных увеличены размеры печени и сердца нерпа, морской заяц;

обтекаемая форма тела у рыб и птиц (кайра, тупик, гагара);

копыта широкие, ложкообразные, могут раздвигаться; волос заполнен воздухом; (северный олень, лось);

совместное гнездование гусей и хищных птиц (гусь-гуменник и канюк);

перепонки между пальцами у водоплавающих животных ;

густой шерстный покров, оперение, белая окраска зимой у северных обитателей (песец, заяц, куропатка, горностай);

плоское тело у придонных рыб;

стелящаяся и подушкообразная форма у растений в северных широтах и высокогорных районах.

^ 7. Физиологические адаптации:

Приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания, направленная на сохранение постоянства внутренней среды организма - гомеостаза.

накопление жира пустынными животными перед наступлением засушливого сезона (верблюд)

способность морских зверей подолгу находиться под водой благодаря дыханию (легкие крупнее, в крови больше гемоглобина, запас кислорода в миоглобине) китообразные и ластоногие

смена пищи в зависимости от сезона (летом - листья, цветки, ягоды /вороника, брусника, голубика), зимой - веточный корм, хвоя сосны, хвоя ели, можжевельник, береза, почки и сережки ольхи) птицы отряда куриных: тетерев, рябчик, глухарь, куропатка

расположение вен вблизи артерий "чудесное сплетение" (обогрев венозной крови в лапах у волка)

изменение обмена веществ (способность зимой обходиться без пищи до 40 дней, используя жировой слой) у полярной совы.

железы, избавляющие от избытка солей у рептилий и птиц, обитающих у моря.

восковой налёт на листьях брусники, голубики.

для сохранения влаги листья багульника, вереска свёрнуты в трубочку.

состояние частичного или полного анабиоза.

Спасибо за ответы. Сформулируйте вывод, ответьте на вопрос:

Каково значение приспособлений?

Вывод: Разные виды адаптаций помогают организмам выживать и оставлять плодовитое потомство.

Итак, вы узнали о некоторых приспособлениях организмов к различным условиям обитания.

?Учитель: От чего зависит формирование того или иного приспособления?

Ответ: от действия факторов окружающей среды.

^ Механизм возникновения адаптаций.

Возникает вопрос, как образуются приспособления? Попробуем объяснить образование густой шерсти у песца с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина.

Задание. Какое объяснение более реально? Попробуйте описать механизм возникновения приспособлений (Слайд).

Задание: работая с текстом, определите какой характер имеют адаптации?

Ответ: Относительный характер.

Вывод: Не существует идеальных приспособлений. Ч.Дарвин подчеркивал, что все приспособления, сколько бы совершенными они ни были, носят относительный характер. Естественный отбор формирует приспособление к конкретным условиям существования (в данное время и в данном месте), а не ко всем возможным условиям среды. Пример: заяц (зимой и летом), незаметный для хищников на снегу, хорошо заметен на фоне стволов деревьев. Ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков и летят на огонь, хотя гибнут при этом; ядовитых змей поедают мангусты, ежи. Если кактус обильно поливать - он погибнет.

5. Обобщение

Таким образом, приспособленность - это относительная целесообразность строения и функций организма, являющаяся результатом естественного отбора, устраняющего неприспособленных к данным условиям существования особей.

Давайте посмотрим на слайдах разные формы адаптаций, а затем вернемся к словам И.Аксакова. Как вы их понимаете?

6. Закрепление

Прочитайте примеры и определите форму приспособленности.

Как вы понимаете слова Грассэ?

7. Домашнее задание.

1. Подготовить кроссворд по теме "Приспособленность организмов".

2. Составьте синквейн.

Итог. Рефлексия. Оценки.

- Что узнали на уроке?

- Что запомнилось на уроке?

- Что еще хотите узнать?

Анализ урока биологии в 9 классе

по теме «Приспособленность организмов и ее характер»

Урок по биологии проведен на высоком организационно- методическом уровне. Тип урока - изучение новых знаний, структура урока:

^ 1. Орг. момент.

2. Целеполагание.

3.Актуализация знаний.

  1. Введение в тему. Изучение нового материала. Работа с источниками.

  2. Обобщение учебного материала.

  3. Закрепление.

  4. Домашнее задание. Рефлексия.

Структура соответствует данному типу урока. Урок сконструирован с учетом применения технологии критического мышления, информационно-поисковой технологии, технологии учебных вопросов и самоактуализации личностных качеств учащихся. Цели и задачи урока поставлены следующие:

^ Общая дидактическая цель: Создать условия для формирования знаний об адаптации организмов, ее формах, характере, результатах.

Сформировать у учащихся знания об различных адаптациях как результате эволюционного процесса.

Способствовать развитию умений и навыков работать с разными источниками информации, анализировать, обобщать, критически осмысливать полученную информацию, сопоставлять увиденное и услышанное на уроке, уметь определять по описанию форму адаптации.

^ Способствовать формированию научного мировоззрения, познавательного интереса, коммуникативных навыков.

Задачи:

1. Учащиеся должны усвоить понятия "адаптация, относительность адаптаций", знать механизм выработки адаптаций, иметь представление о предостерегающей, покровительственной окраске, мимикрии, морфологических, физиологических и поведенческих адаптациях живых организмов.

2. Учащиеся должны уметь самостоятельно прорабатывать учебный материал, использовать дополнительную информацию из разных источников, определять адаптивные признаки на природных объектах, рисунках, давать аргументированный ответ.

Оборудование:

Образовательные маршруты,

Учебник, справочники, дидактические пособия.

Презентация "Приспособленность организмов и её относительность,

мультимедийная система.

Цели и задачи соответствуют содержанию учебного материала. Методы, приемы и средства обучения подобраны с учетом поставленных целей. На уроке эффективно использовались такие методы, как: наглядный, словесный, практический, индуктивный, сравнительный, обобщающий, аналитический. Они удачно сочетались с логическими приемами и приемами критического мышления. Деятельность учащихся на протяжении всего урока была активной, все 9 учащихся работали в полную силу, учитель умело направлял их в учебное русло, исполняя роль организатора - консультанта. В течение всего урока использовались красочные слайды, которые носили информативный и демонстрационный характер, отдельные слайды содержали определенные задания. Уместно применялись изречения, которые имели непосредственное отношение к теме урока и ученики их обосновывали. Деятельность учащихся на разных этапах урока была разной: фронтальной, парной, групповой, индивидуальной. Характер деятельности учащихся был репродуктивным, частично-поисковым и проблемным. У учащихся проявлялся устойчивый интерес к изучению темы. На этапе закрепления ученики получили тексты с описанием различных форм приспособленности и фотографии разных организмов, перед ними была поставлена задача – на основе полученных знаний по теме попытаться определить форму адаптации. Все учащиеся сделали это безошибочно. В конце урока учащиеся сами себя оценивали, осуществляли рефлексивную деятельность. Все выводы по уроку фиксировались учащимися в образовательном маршруте. У учеников четко прослеживался хороший уровень сформированности знаний и умений по предмету. Видна системная работа с учащимися по формированию навыков самообразования. Цели урока достигнуты полностью.

Похожие:

Учебник, справочники, дидактические пособия iconНазвание и автор программы
Дидактические карточки-задания, методическое пособие и тематическое и поурочное планирования, наглядные табличные пособия, коллекции...
Учебник, справочники, дидактические пособия iconУрока
Оборудование, дидактические материалы: Учебник «Технология» под ред. В. Д. Симоненко, таблицы, инструкции по от
Учебник, справочники, дидактические пособия iconРабочая учебная программа по литературе
Государственного стандарта среднего (полного) образования по литературе, базисного учебного плана и Примерной программы по литературе....
Учебник, справочники, дидактические пособия iconЛабораторная работа №1 «Особенности работы со справочником Номенклатура»
Все справочники объектов учета имеют иерархическую структуру. Для этого после запуска программы в главном меню выберем Справочники....
Учебник, справочники, дидактические пособия iconЭлектронный учебник является ключевым моментом заочно-дистанционной...
Этот “электронный лектор” призван не только сохранить все достоинства книги или учебного пособия, но и в полной мере использовать...
Учебник, справочники, дидактические пособия iconЮн ити unity москва • 2003
...
Учебник, справочники, дидактические пособия iconУчебное пособие Рекомендовано Департаментом образования Администрации...
Перед вами учебник по новейшей истории Ярославского края, который охватывает события последних 75 лет на­шей истории. Эти события...
Учебник, справочники, дидактические пособия iconТематическое планирование классы -10 «А» Количество часов на год:...
Учебник: «Экономическая и социальная география мира» Учебник для 10 класса. В. П. Максаковский. – М.: Просвещение, ОАО «Московский...
Учебник, справочники, дидактические пособия iconУчебно-методический комплекс определяется учебно-методическим комплектом...
На старшей ступени обучения вводятся два уровня изучения физики: базовый и профильный (естественнонаучный). На базовом уровне на...
Учебник, справочники, дидактические пособия iconПрограммы, учебно-методического пособия
Учебники и учебно-методические пособия для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница