Формирование связного высказывания у детей




НазваниеФормирование связного высказывания у детей
Дата публикации07.09.2013
Размер50.7 Kb.
ТипРассказ
pochit.ru > Биология > Рассказ
Формирование связного высказывания у детей.

Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребёнка в школе. Справедливости ради надо отметить: ряд причин – недостаточная теоретическая разработанность этой проблемы, отсутствие методических рекомендаций, пособий – создаёт трудности в работе по развитию связной речи.

В коррекционной логопедической работе с детьми формирование связной речи – конечная цель всего коррекционного процесса, требующего длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребёнка. Известно: не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важным условием формирования связной речи. Словарь большинства детей беден, предложения в основном простые, неполные, высказывания многих детей отличаются композиционной незавершённостью – перечислением или отдельных частей предмета, или нескольких действий, изображённых на картинке, многим рассказ доступен лишь при наличии наводящих вопросов или указаний педагога. На основе этих данных строится обучение, включающее взаимосвязь речевых задач (словарную работу, формирование грамматически правильной речи, воспитание звуковой культуры) с развитие интонационной выразительности, работой над смысловой стороной слова, его оттенков.
^ Описание предмета.
1. Подготовительные упражнения к описанию предмета:

учить детей при описании видеть и называть его характерные признаки, качества, действия (накопление предметного, глагольного словаря и словаря признаков) с опорой на зрительное и тактильное восприятие предмета. Упражнения проводятся с использованием материала ряда лексических тем («Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Одежда» и др.). Выясняются: цвет, форма, размер, материал, из которого изготовлен предмет, части предмета, вкус (если овощи и фрукты), жилища (если животные) и т.д. Узнавание предмета по его описанию можно проводить в игровой форме

( «Узнай по описанию», «Угадай, что за зверь», «Угадай игрушку», «Что за предмет?», «Что за овощ?», «Кто больше увидит и скажет про медвежонка (про куклу)» и.т.д.)
2. Описание по определённой схеме (сформировать у детей элементарные представления о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т.е. строится по определённой схеме). (Образцы схем описания предметов по разным лексическим схемам).
3. Описание предмета по памяти, собственному рисунку.
4. Сравнительное описание двух предметов (огурец и помидор и т.д.).
Рассказ по картине
Занятия по обучению детей рассказыванию по картинам включают ряд общих элементов:
1. подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение произведений по теме, наблюдение за объектами);
2. разбор её содержания;
3. обучение детей составлению рассказа;
4. анализ детских рассказов.
При обучении рассказыванию по картине или её части применяются следующие методические приёмы:
- образец рассказа взрослого по данной картине или её части;
- направляющие вопросы, предваряющие план рассказа, составление рассказов по фрагментам картины;
- коллективное сочинение рассказа детьми.
Обучение рассказыванию по сериям сюжетных картинок рекомендуется проводить на основе общепринятой методики в следующем варианте:
* на первом занятии:
- проводится последовательный разбор каждой картинки серии;

- картинки в нужном порядке размещаются детьми на наборном полотне;

- по вопросам взрослого определяется общее содержание изображённых событий;

- дети по очереди составляют рассказы по нескольким картинкам и по всей серии в целом;
*на втором занятии дети поочерёдно составляют рассказы по нескольким картинкам и по всей серии в целом.


Пересказ
Особая роль в формировании связной речи отводится пересказу. Большое внимание следует уделять выбору произведений для пересказа. Рекомендуется использовать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с чётким делением на фрагменты-эпизоды в ясной логической последовательности событий. Рекомендуется проводить обучение пересказу на материале каждого произведения на двух занятиях. В общую структуру занятий входит:

- организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений, чтение произведения, разбор текста (первое занятие);

- пересказ текста, упражнение на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала и анализ детских рассказов (второе занятие).

На первом году обучения пересказу дети овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь взрослого. На втором году обучения дети должны овладеть пересказом без опоры на наглядный материал. Эффективным при обучении пересказу является приём использования детского рисунка. После разбора и пересказывания текста по вопросам взрослого на отдельном занятии детям предлагается выполнить рисунок по выбору, после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения с учётом своего рисунка.
^ Рассказы на тему из личного и коллективного опыта.
Такие задания целесообразно строить на основе проводимых в детском саду мероприятий – утренников, экскурсий, а также наблюдений во время прогулок, трудовых процессов. Они рассказывают о празднике в детском саду, об интересной игре, о том, как ходили всей группой в музей, о том, что видели на экскурсии. Рассказы составляются с опорой на образец взрослого, по заранее подготовленным модельным схемам. Применяются: коллективная форма составления рассказа, приём его дополнения другими детьми. Составление рассказов из коллективного опыта может проводиться с использованием фотографий, рисунков самих детей.
^ Творческое рассказывание.
Обучение творческому рассказыванию играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, представляя ,большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. К основным видам творческого рассказывания относятся:

- рассказ по аналогии (могут быть использованы произведения для пересказа с последующей заменой действующих лиц, деталей повествования, действий отдельных персонажей);


- придумывания предложения и завершение рассказа, составление его по нескольким опорным словам и на предложенную тему.

Составление продолжения рассказа (окончания) по заданному началу рекомендуется проводить в двух последовательно используемых вариантах: с опорой и без опоры на наглядный материал. В первом варианте предлагается картина, изображающая кульминационный момент неоконченного рассказа. После разбора её содержания дважды прочитывается текст начала рассказа. Предлагается несколько вариантов возможного его продолжения. Во втором варианте (окончание рассказа без наглядной опоры) текст неоконченного рассказа после двухкратного чтения пересказывается одним - двумя детьми.
Заучивание стихов.
Взрослый применяет разные методы и приёмы при заучивании стихотворных текстов, разнообразные «подсказки», например:

- рисуем (кодируем) стихотворение;

- изображаем в действии;

- показываем;

- играем;

- используем серию картинок;

- используем один рисунок;

- считаем


Похожие:

Формирование связного высказывания у детей iconТема: Истинность высказывания. Отрицание.
Закрепить умения определять истинные и ложные высказывания, распределять элементы по множествам
Формирование связного высказывания у детей iconРабота с дневником трудное и неблагодарное занятие. Попробуйте сделать...
Работа с дневником – трудное и неблагодарное занятие. Попробуйте сделать её интересной и воспитывать детей словами мудрецов! Пусть...
Формирование связного высказывания у детей iconРабочая программа по литературе. 10 класс. №
Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит-го языка
Формирование связного высказывания у детей iconПодготовка к школе ребенка 6-7 лет Главной целью
Главной целью подготовки к школе является всестороннее развитие ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии,...
Формирование связного высказывания у детей iconИгра-путешествие «Летим в космос»
Какое событие будем отмечать 12 апреля? Что вам известно об освоении космоса? (Высказывания детей)
Формирование связного высказывания у детей iconМетодические рекомендации «Формирование у детей культуры здорового...
Особенно серьезной проблемой является дефицит ряда микронутриентов и, в частности, витамина с (у 60-70% обследованных детей), а также...
Формирование связного высказывания у детей iconФормирование произвольности поведения с учетом нравственных норм...
Ми структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – это содержание и организация образовательного процесса...
Формирование связного высказывания у детей iconРазвитие навыков и умений монологического высказывания (говорения) учащихся 10-11 классов
Целью данной работы является решение проблемы формирования навыков и умений монологического высказывания учащихся старших классов...
Формирование связного высказывания у детей iconТема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной...
Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах....
Формирование связного высказывания у детей iconФормирование осанки детей Доклад Родительское собрание 23 10 2008
Формирование осанки у школьников связано с основными задачами предмета «Физическая культура» и проводится с учетом возрастных особенностей...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница