Скачать 71,07 Kb.
|
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи) Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» Цели урока:
Оборудование: доска, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал. Ход урока: ^ Улыбки подарим гостям! К уроку готовы! Тогда - за работу! Удачи желаю я Вам!
Начнём урок со сценки в магазине. Мама, покупая Кате материал на платье, обратилась к продавцу: «Мне вон ту ткань, пожалуйста» - Понял продавец маму? (Нет, т.к. не названы признаки понравившейся ткани) - Действительно, продавец задал вопрос: «Какую?» -Красную, в белую полосочку, - пояснила покупательница. ^ - Итак, чтобы узнать предмет, точно его характеризовать, потребуются слова какой части речи? (прилагательные) 2. Формулирование темы цели урока Значит тема урока: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ По опорным фразам сформулируйте цель урока. Опорные фразы:
2. Учиться .…… ..….. в речи ^ Прежде чем повторим изученное об имени прилагательном, я приглашаю Вас на экзамен, на котором мальчик, по имени Митрофан, демонстрирует своё знание имени прилагательного. ^ (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь, котора дверь? Правдин. …Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему же? Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна. Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку? Митрофан. И ведомо. (Д.И. Фонвизин «Недоросль») - Правильно ответил Митрофан, что такое имя прилагательное? (Нет) - Дайте точное определение имени прилагательного как части речи. Если вы внимательно слушали сценку из комедии Фонвизина «Недоросль», то в нелепом ответе Митрофана уловили долю истины. Найдите в реплике Митрофана главное слово, которое относится к имени прилагательному. (прилагается) - К словам какой части речи прилагается прилагательное? - Почему к именам существительным? (существительное обозначает предмет, а прилагательное - признак предмета) Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой». В этом вы убедитесь в течение урока. ^ Упражнение 1 Отгадайте, о каком животном идёт речь в тексте Г. Скребитского? Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки. (о лосе) - Какие слова помогли вам узнать лося, хотя в тексте ни разу о нём не упомянуто? (длинная горбоносая морда, тяжёлый, грузный, ноги высокие, стройные, тёмно-бурый). - Возникло у кого-нибудь предположение, что это олень? Олень – красивое, стройное животное, с высокими ветвистыми рогами. Лось – огромное животное, с широкими, развесистыми рогами. Если провести количественный анализ частей речи в этом отрывке, то 15 слов - имена прилагательные. Почему? (чтобы указать отличительные признаки лося) - Сформулируйте задание к тексту. (из текста нужно выписать прилагательные, которые характеризуют животное)
- Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку) Неслучайно прилагательные говорят о себе так: С существительными подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука. Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить. ^ Упражнение 2 - Сформулируйте задание к упражнению. (нужно вставить прилагательные, которые согласуются со всеми существительными) - конура Собачий - хвост - холод - кольцо ? - перстень - характер ? - шуба - услуга ? - нервы - прутья
- Сгруппируйте словосочетания по одному общему признаку. Сколько групп получилось? Какие прилагательные входят в первую группу, какие – во вторую? - Внимательно посмотрите на словосочетания в переносном значении во второй группе. Как называются устойчивые сочетания в переносном значении? (фразеологизмы) - Назовите фразеологизмы. (медвежья услуга, собачий холод) - Какое значение имеет фразеологизм медвежья услуга? (услуга, приносящая вред) - Как называются образные определения, выраженные прилагательными? (эпитеты) Назовите их (золотой характер, стальные нервы) - Вы используете фразеологизмы и эпитеты в речи? Составьте предложения с ними. Вывод: какую роль играют слова в переносном значении? (уместное употребление слов в переносном значении делаю речь поэтичнее, ярче, выразительнее) По частотности употребления прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. Но то, что выражается двумя важными частями речи, нуждается в дополнительной информации. Для этого и нужны прилагательные, которые распространяют предложение. В этом вы убедитесь, выполнив следующее задание. Упражнение 3 Прочитайте текст. Наступил вечер. Синь играет в зареве заката. Дымкой сгущаются по г…ризонту сумерки. Закат торжественен, строг и пока еще горяч. И грус…но думать в этот миг, что скоро не станет этого чуда. (зимний, фиолетовый, поднебесная, звонкий, б…гряный, думать, хорошо, хрупкого) А) Определите тему текста (закат). Какова основная мысль? (последнее предложение) Б) Добавьте прилагательные в текст и прочитайте его - Какой текст понравился больше и почему? (первое описание заката бледное, скучное, невыразительное) Многообразие оттенков цвета (багряный закат, фиолетовая дымка) помогают зримо представить картину заката, нарисованную автором. Какие прилагательные помогают передать авторское отношение к изображаемому? (Закат торжественен, строг, незабываемое чудо) - Какой бы была наша речь без прилагательных? Неслучайно Константин Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».
зимний вечер (м.р., ед.ч., И.п.)
В 4 предложении сказуемое выражено кратким прилагательным
1 группа багряный горизонт 2 группа грустная Упражнение 4 Начался урок со сценки в магазине, а теперь предложу сценку из школьной жизни. Вова Синичкин не слушал учительницу, которая объясняла тему имя прилагательное. И когда Полина Ивановна попросила вставить вместо пропущенных слов имена прилагательные с надеждой посмотрел на соседа Ваську. Васька написал прилагательные на листке и бросил Синичкину. Вот что у него получилось: Три друга пошли в косолапый лес за развесистыми грибами. У голубого Миши была неумытая корзинка, а у раннего Коли и продолговатого Вани незнакомые лукошки. Она собирали счастливые грибы и перекликались квадратными голосами. Вдруг первое небо потемнело и пошёл вчерашний дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под жизнерадостным деревом. Почему вы заулыбались? Вставьте в текст нужные имена прилагательные. Три друга пошли в косолапый лес за развесистыми грибами. У маленького Миши была неумытая корзинка, а у раннего Коли и продолговатого Вани незнакомые лукошки. Они собирали счастливые грибы и перекликались квадратными голосами. Вдруг первое небо потемнело и пошёл вчерашний дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под жизнерадостным деревом. - Сравните 2 текста. Что вы можете сказать о роли прилагательных? (неуместное употребление прилагательных искажает текст,) 5.Итог урока. В соответствии с планом составьте высказывание на тему: «Имя прилагательное». Подберите по 1 прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока. И закончить урок мне хочется напутственным словом от прилагательного: Определяю я предметы, Они со мной всегда приметны. Я украшаю Вашу речь, Меня Вам нужно знать, беречь! |
![]() | Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя числительное как часть речи» Цель урока: знакомство с морфологическими и синтаксическими особенностями имени числительного | ![]() | Урок русского языка в 3 классе Учитель Неборачко Н. Б Цель: настроить детей на работу, научиться отличать имя прилагательное от других частей речи |
![]() | Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя числительное как часть речи» На уроках математики, истории, географии и других предметов, а также в быту все вы сталкиваетесь с огромным количеством различных... | ![]() | Урок русского языка в 7 классе по теме: «Наречие как часть речи» Дать определение наречию. Акцентировать внимание учащихся на общем грамматическом значении наречий |
![]() | Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Употребление фразеологизмов в речи» Заключительный урок русского языка в 5 классе по теме «Употребление фразеологизмов в речи» в нетрадиционной форме игры-путешествия... | ![]() | Урок! Тема : Союз как часть речи Открытый урок русского языка в 7 классе в рамках фестиваля педагогических идей «Ура! Урок!» |
![]() | Тема: «Имя прилагательное как часть речи» Цель: ознакомление с существенными признаками прилагательного и его ролью в речи | ![]() | Имя прилагательное Имя прилагательное — часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос «какой? / чей?». В русском языке прилагательные... |
![]() | Урок русского языка по теме: «Деепричастие как часть речи» Создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии развивающего обучения | ![]() | Сценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста» Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование... |