Конспект урока по биологии в 7 классе Тема урока «Внешнее строение насекомых»




Скачать 91,62 Kb.
НазваниеКонспект урока по биологии в 7 классе Тема урока «Внешнее строение насекомых»
Дата публикации27.08.2013
Размер91,62 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Биология > Урок
Конспект урока по биологии в 7 классе

Тема урока «Внешнее строение насекомых»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: восприятие учащимися и первичное осознание особенностей внешнего строения насекомых, осмысливание связей и отношений с другими классами типа Членистоногие.

Задачи:

• Образовательная – познакомиться с особенностями внешнего строения насекомых, их способах питания, строения ротовых аппаратов, способов передвижения; закрепить знания о класса типа Членистоногие;

• Развивающая – развитие познавательного интереса, формирование умений устанавливать причинно-следственные связи;

• Воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе, формирование представления о единстве живой природы.

Оборудование: презентация «Внешнее строение насекомых», компьютер, проектор, экран, инструктивные карты, фото представителей класса Насекомые, маркер.

^ Ход урока.

1. Организационный момент (3 минуты)

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами урок изучения нового материала на тему «Внешнее строение насекомых». Открыли тетради и записали число и тему урока.

На уроке мы с вами закрепим знания о классах Ракообразные и Паукообразные, изучим особенности внешнего и внутреннего строения насекомых.

^ 2. Проверка знаний, умений и навыков.

С целью закрепления изученного ранее материала предлагаю вам графическую работу, при выполнении которой мы с вами повторим основные характеристики классов Ракообразные и Паукообразные. Для этого мы чертим линию и разделяем ее на 12 равных отрезков (слайд). Я читаю утверждение. Если вы с ним согласны, то рисуете домик вверх, если нет – домик вниз (слайд). К доске пойдет Тарасенко Тарас.

  1. Членистоногие - самый крупный по количеству видов тип животных (да).

  2. К членистоногим относятся дождевые черви, слизни, раки, стрекозы (нет).

  3. Тело членистоногих членистое; членики у большинства образуют голову, грудь, брюшко или головогрудь и брюшко (да).

  4. Ракообразные имеют 5 пар ходильных ног (да).

  5. Тело членистоногих покрыто хитиновым покровом (да).

  6. Для ракообразные характерен внекишечный способ пищеварения (нет).

  7. Органы дыхания пауков — трахеи и легкие (да).

  8. Речные раки, как и другие ракообразные, в течение своей жизни периодически линяют (да).

  9. Кровеносная система паукообразных незамкнутая (да).

  10. Выделительная система ракообразных представлена мальпигиевыми сосудами (нет).

  11. Некоторые ракообразные, например, мокрицы, ведут наземный образ жизни (да).

  12. Полость тела Членистоногих – вторичная (нет).


Теперь давайте проверим, какой график у нас получился (если есть ошибки, обсуждаем). Оценка Тарасу.

Таким образом мы повторили с вами основные признаки внешнего и внутреннего строения классов Ракообразные и Паукообразные.
^ 3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Мы продолжаем изучать представителей типа Членистоногие. Членистоногие, как мы уже с вами знаем, самый многочисленные тип животных, насчитывает около 1,5 млн видов. Из них более 1 млн видов приходится на класс Насекомые. Они освоили все среды обитания и встречаются повсеместно, за исключением морей и океанов. Целый комплекс приспособлений позволил им стать неотъемлемой составной частью экосистем суши и пресных вод. Каковы же причины необычайного процветания класса насекомых? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо изучить признаки насекомых.

^ 4. Изучение нового материала.

Насекомые (Класс Insecta) - главная группа членистоногих и самая разнообразная группа живых существ на Земле. Свое название насекомые получили за характерные насечки на брюшке. Насекомые обнаружены почти везде на планете. Распространение насекомых очень неравномерно. Так, например, в Индии живет примерно 40 тыс. видов, а в Гренландии – всего около 450 видов. Насекомые водятся в полярных зонах Арктики и Антарктики, которые активны на короткий срок полярного лета. Насекомые устойчивы к неблагоприятным условиям среды: температурный интервал от –30 до +50 . У насекомых температура тела равна температуре окружающей среды. Вот почему они так боятся холода. Насекомые — настоящие дети солнца. Если солнце греет — они деятельны и подвижны. Но стоит потянуть холодку, как их движения делаются вялыми. Еще ниже температура — и они засыпают. А в жару их мышцы могут сокращаться с удивительной быстротой.

Особенности внешнего строения насекомых мы изучим в ходе лабораторной работы. У вас на столах лежат рисунки некоторых представителей насекомых. На слайде представлен ход вашей работы.

Лабораторная работа

^ Внешнее строение насекомых

Цель: найти признаки, по которым насекомые относятся к типу Членистоногие.

Ход работы.

  1. Выпишите, чем покрыто тело насекомого, окраска тела.

  2. Найдите три отдела: голову, грудь и брюшко.

  3. Рассмотрите голову насекомого, найдите на ней усики – органы осязания, обоняния, глаза – органы зрения и ротовые органы.

  4. Обратите внимание на особенности строения ног насекомого, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.

  5. На груди насекомого найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару.

  6. Заполните схему «Особенности внешнего строения насекомого».


Особенности строения насекомых



Кол-во пар конечностей?

^ Количество усиков?

Глаза ?



Отделы тела

тела



?

?

?




  1. Сделайте вывод, почему насекомых относят к типу Членистоногих?

^ Прежде чем приступить к обсуждению результатов лабораторной работы, небольшая физкультминутка.

(после физкультминутки выясняем признаки характерные для Класса насекомых).

^ А как устроено тело насекомых? Тело насекомого покрыто хитиновым панцирем (кутикулой), которая выполняет барьерную функцию, препятствует излишнему испарению воды и играет роль наружного скелета, обеспечивая механическую защиту организма. Наличие хитиновой капсулы препятствует постоянному росту тела, поэтому насекомые линяют: старый хитиновый панцирь отстает от тела, а эпителий выделяет новый и пока он не приобрел нормальной прочности, организм быстро растет

^ Какие отделы тела есть у насекомых?

Тело насекомого четко поделено на голову, грудь, брюшко.

Какие органы расположены на голове.

На голове насекомого – сложные глаза, между которыми могут находиться несколько простых глазков, антенны, ротовой аппарат. Сложные глаза могут включать от нескольких сотен до 28 000 (у стрекозы) глазков, каждый способен воспринимать узкий пучок световых лучей. В результате изображение объекта складывается из отдельных «точек» (носит мозаичный характер). Такое изображение получается расплывчатым и плохо характеризует форму объекта. Но преимуществом фасеточного глаза является очень широкое поле зрения, что позволяет уловить любое движение и вовремя заметить добычу или врага. У многих насекомых есть и простые глазки Насекомые наслаждаются разнообразием красок планеты. У них цветное зрение – большая редкость в мире животных. Им «видны» ультрафиолетовые лучи. У насекомых есть чувство ориентировки в пространстве, есть чувство времени, слух. Орган слуха может быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге.

^ Одинаковые ли усики у насекомых? С чем это связано?

Антенны являются придатками головной лопасти. Они представляют собой ряд члеников различной формы: щетинковидные (сетчатокрылые, бабочки, таракановые), нитевидные (осы, пчелы, жуки), пильчатые (ночные бабочки), гребенчатые (бабочки, жуки), перистые (бабочки, двукрылые), коленчатые (пластинчатоусые жуки), булавовидные (бабочки, жуки). Антенны выполняют осязательную и обонятельную функцию. Обоняние и вкус у них тоньше нашего. Пчела за несколько километров отыскивает по запаху медоносное растение. Бабочки способны обнаружить концентрацию сахаpa в одну двенадцатитысячную, а мы различаем вкус сахара при концентрации в одну пятидесятую. Значит, у бабочек орган вкуса в двести сорок раз чувствительнее, чем у человека. У различных видов насекомых усики служат для восприятия температуры, влажности воздуха, ультразвука, притяжения Земли. У бабочек-мешочниц усики редуцированы до небольших бугорков.

^ Почему ротовые органы насекомых имеют разное строение?

Чтобы это выяснить, предлагаю посмотреть ВИДЕО РОЛИК «Ротовые органы Насекомых». После: Какие ротовые органы насекомых вы увидели в данном отрывке? (Перечисляют)

Насекомые освоили все среды жизни – наземную, воздушную, водную, почвенную. Пища насекомых очень разнообразна. Рот насекомых имеет различное строение в зависимости от способа питания. Выделяют ротовой аппарат грызущего (жуки, муравьи, прямокрылые), лакающего (пчелы, шмели), колющего (комары, клопы), сосущего (бабочки), лижущего типа (мухи). Запишем это в тетради.

^ На вопросы какие среды жизни освоили насекомые и как передвигаются насекомые, нам ответит Мосолов Павел, который подготовил сообщение на эту тему.

СООБЩЕНИЕ. Разнообразие условий обитания насекомых привело к возникновению различных типов конечностей: ходильной (тараканы, мухи, жужелицы; наиболее характерный тип), прыгательной (кузнечики, саранча), хватательной (богомолы), прицепной (паразиты), собирательной (пчелы, шмели), плавательной (водные жуки и клопы), копательной ноги (жуки-навозники, личинки певчих цикад, медведки). Грудной отдел несет 3 пары членистых конечностей. На спинной стороне груди расположены две пары крыльев, представляющих собой выпячивания кожных покровов. У разных отрядов насекомых строение крыльев имеет свои отличительные черты. Так, у жуков передние крылья превращены в жесткие надкрылья. Для полета у них служит задняя пара крыльев, которые в покоящемся состоянии спрятаны под надкрыльями. У насекомых отряда двукрылые (мухи, комары) развита лишь передняя пара, а задняя редуцирована до небольших жужжалец. У группы паразитических насекомых (вшей, блох) крылья утрачены.
Учитель: спасибо Павел. Итак, можно сделать вывод, что у насекомых развиты различные виды конечностей в зависимости от образа жизни и среды обитания. Запишем в тетрадь типы конечностей: прыгательные (кузнечик), ходильные (тараканы), плавательные (водные жуки), копательные (медведка, жук-навозник), хватательные (богомолы), собирательные (пчелы, шмели), прицепной (вши). Отметим, что Насекомые - единственная группа беспозвоночных, развившая умение летать.

^ 5. Проверка усвоения и закрепления знаний.

Напоминаю вам, что на нашей планете свыше миллиона различных насекомых. Есть полезные и есть вредные (по отношению к человеку), но все очень интересны, о всех хочется знать как можно больше. В их жизни, в строении их тела еще много загадочного. Сейчас на слайде вы видите стихотворение. Я вам его прочитаю, а вы должны выделить основные признаки внешнего строения насекомых.
^ Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют,
Все это насекомые, они и там, и тут.
Отрядов очень много, нам все не перечесть,
Но все-таки особенности у них есть:
У насекомых
тело состоит из трех отделов,
На голове два усика и сложные глаза,
Особенно большие имеет стрекоза.
А как же насекомые по свету расселились?
Да дело в том, что
крылья у многих появились.
Они
отходят от груди, внимательнее посмотри.
Три пары ног еще у них отходят от груди,
Так быстро
бегают, к примеру, трудяги муравьи.
Огромное значение имеют насекомые:


Вредят и помогают, и служат человеку!

- Давайте вместе с вами найдем признаки класса Насекомые в стихотворении и ответим на вопрос поставленный в начале урока.

- Каковы же причины необычайного процветания класса насекомых?
^ 6. Подведение итогов урока

Признаки насекомых, обусловливающие их широкое распространение в природе:


  • Наличие крыльев и трех пар ног (бегательных, плавательных, прыгательных и др.);

  • Деление тела на 3 отдела: голову, грудь и брюшко;

  • Разнообразное строение ротовых органов (грызущий ротовой аппарат, сосущий, лижущий и др.);

  • Наличие развитых органов чувств: органов зрения, слуха, обоняния, осязания и др.;

  • Небольшие размеры.


Вывод: Наличие большого количества эволюционно закрепленных признаков позволило насекомым широко распространиться на Земле. Мы ответили вместе с вами на вопрос, поставленный в начале нашего урока.

^ Оценки за урок!

На всякий случай! Биологические задачи.

  1. Один английский зоолог сказал, что «большая часть животной жизни на материках и островах облечена именно в форму насекомых». Объясните смысл данного высказывания.

  2. Если голодной мухе поднести раствор сахара так, чтобы она коснулась его лапками, то муха выдвинет хоботок для слизывания пищи. Когда же раствор сахара заменяют водой, муха никак на него не реагирует. С чем это может быть связано?

  3. Лес дает пищу армаде насекомых. Но едят они не все подряд – у каждого вида своя пища. Есть короеды, есть кровососы. Какое значение имеют отличия в кормовом рационе насекомых?

7. Домашнее задание.

Параграф 26 учебника, читать, отвечать на вопросы в конце параграфа. 2-3 фотографии насекомых.

Похожие:

Конспект урока по биологии в 7 классе Тема урока «Внешнее строение насекомых» iconЛабораторная работа «Внешнее строение насекомого»
Цели урока: расширить и углубить знания о типе членистоногих путем изу­чения строения насекомых, выявить причины необычайного процветания...
Конспект урока по биологии в 7 классе Тема урока «Внешнее строение насекомых» iconТема урока: «Внешнее строение листа»
Цель урока: создать условия для формирования представлений о листе как о вегетативном органе, особенностях его внешнего строения
Конспект урока по биологии в 7 классе Тема урока «Внешнее строение насекомых» iconУрок по биологии в 7 классе по теме «Класс птицы. Внешнее строение. Отряд пингвины»
Открытый урок по биологии в 7 классе по теме «Класс птицы. Внешнее строение. Отряд пингвины» (учитель биологии и географии Шептала...
Конспект урока по биологии в 7 классе Тема урока «Внешнее строение насекомых» iconКонспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"
Тип урока: изучение нового материала. Технология развития критического мышления
Конспект урока по биологии в 7 классе Тема урока «Внешнее строение насекомых» iconУрок биологии в 8 классе Тема: Мышцы, их строение и функции
Цель урока: выяснить особенности мышечной системы человека, связанные с вертикальным положением и трудом
Конспект урока по биологии в 7 классе Тема урока «Внешнее строение насекомых» iconУрока: познавательная
Тема. Класс Земноводных. Экологическая характеристика и внешнее строение земноводных
Конспект урока по биологии в 7 классе Тема урока «Внешнее строение насекомых» iconУрок биологии 7 класс Тема: Типы развития насекомых
Цель урока: сформировать знания об особенностях размножения и развития насекомых; обобщить, систематизировать и проверить знания...
Конспект урока по биологии в 7 классе Тема урока «Внешнее строение насекомых» iconПлан конспект открытого урока биологии с использованием тестовых технологий в 10а классе
...
Конспект урока по биологии в 7 классе Тема урока «Внешнее строение насекомых» iconКонспект по окружающему миру в 1-м классе (Учитель Новикова О. В) Тема "Насекомые"
Обучающая: познакомить учащихся с признаками насекомых, сформировать умение отличать насекомых от других групп животных
Конспект урока по биологии в 7 классе Тема урока «Внешнее строение насекомых» iconУрок. Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных Тема урока...
Цель урока: Раскрытие особенностей внешнего строения и приспособления к среде обитания земноводных, как первых наземных позвоночных;...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница