Пояснительная записка пояснительная записка начинается с введения или вводной части, которая является педагогическим обоснованием общеобразовательной программы дополнительного образования детей.




Скачать 251.01 Kb.
НазваниеПояснительная записка пояснительная записка начинается с введения или вводной части, которая является педагогическим обоснованием общеобразовательной программы дополнительного образования детей.
Дата публикации23.08.2013
Размер251.01 Kb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Биология > Пояснительная записка

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пояснительная записка начинается с введения или вводной части, которая является педагогическим обоснованием общеобразовательной программы дополнительного образования детей. В пояснительной записке педагог раскрывает направленность, актуальность, новизну, педагогическую целесообразность, цель и задачи дополнительной образовательной программы, отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ; возраст воспитанников, участвующих в реализации данной программы, сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы) формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы их проверки; формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)

Направленность дополнительной образовательной программы

Требования, предъявляемые к учреждениям дополнительного образования детей при аккредитации образовательных учреждений, предлагают следующий перечень направленностей дополнительных образовательных программ: художественно-эстетическая, военно-патриотическая, научно-техническая, физкультурно-спортивная, эколого-биологическая, естественнонаучная, социально-педагогическая, культурологическая, спортивно-техническая, туристско-краеведческая.

Направленность образовательной программы должна соответствовать ее содержанию. При формулировке цели и задач образовательной программы необходимо также учитывать направленность.

Например, образовательная программа под названием «Юный энтомолог» может быть отнесена к программам эколого-биологической или естественнонаучной направленности. Если образовательная программа строится в рамках естественнонаучной направленности, то ее цель и задачи могут быть направлены на формирование научного мировоззрения, опыта научно-исследовательской деятельности и т.д. Если образовательная программа строится в рамках эколого-биологической направленности, то ее цель и задачи могут быть направлены на формирование экологического и системного мышления, экологических представлений о взаимосвязях и взаимозависимости окружающего мира и т.д.

^ Уровень освоения: общекультурный, углубленный, профессионально-ориентированный.

Новизна дополнительной образовательной программы предполагает:

новое решение проблем дополнительного образования;

новые методики преподавания;

новые педагогические технологии в проведении занятий;

нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д. Новизна указывается в случае, если она действительно имеется.

Актуальность программы состоит в том, чтобы отвечать потребностям современных детей и их родителей, быть ориентированной на эффективное решение актуальных проблем ребенка и соответствовать социальному заказу общества.

Актуальность может базироваться на:

анализе социальных проблем,

материалах научных исследований,

анализе педагогического опыта,

анализе детского или родительского спроса,

современных требованиях модернизации системы образования,

потенциале образовательного учреждения и т.п.

^ Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения.

В этом разделе дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках организации и реализации дополнительной образовательной программы, конкретно выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности (в соответствии с поставленными целя­ми и задачами).

^ Цель дополнительной образовательной программы

«ЦЕЛЬ - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить.» (Ожегов СИ., Словарь русского языка).

Цель программы должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы и должны отражать специфику конкретной программы.

Приведем ПРИМЕРЫ формулировок цели:

Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков.

Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом.

Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историче­ским краеведением, историей родного края.

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его к прикладным видам искусства.

Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии.

^ Задачи дополнительной образовательной программы

«ЗАДАЧА - это то, что требует выполнения, разрешения» (Ожегов СИ.. Словарь русского языка). Задача - поэтапный способ достижения цели, т.е. тактика педагогических действий.

Задачи должны соответствовать цели и быть конкретными, четко сформулированными, понятными всем участникам образовательного процесса.

Обучающие: отвечают на вопросы: «Что узнает, в чем разберется?», «Какие представле­ния получит?», «Чем овладеет, чему научится обучающийся?», освоив программу;

Развивающие.* должны быть связаны с развитием творческих способностей, возможно­стей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;

Воспитательные: отвечают на вопрос: «Какие ценностные ориентиры, отношения, лич­ностные качества будут сформированы у обучающихся?».

Задач должно быть столько, сколько нужно для решения поставленной цели.

^ Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы ука­зываются, если конкретная программа чем-то отличается от уже существующих.

^ В условиях реализации образовательной программы указывается:

возраст детей, участвующих в освоении данной образовательной программы;

условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие или существует отбор на

основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в области и т. д.

• условия формирования групп: одновозрастные, разновозрастные; допускается ли допол-

нительный набор обучающихся на второй, третий и т.д. годы обучения на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования и т.д.

^ В сроках реализации образовательной программы указывается продолжительность об­разовательного процесса, срок обучения и часы обучения на каждый год.

В режиме занятий указывается количество занятий в неделю и количество часов на одно занятие по каждому году обучения.

НАПРИМЕР: 1 год обучения: 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа; 2 год обучения: 216 часов, 3 раза в неделю по 2 часа.

^ К возможным формам организации деятельности детей на занятии относятся:

групповые, индивидуально-групповые, по звеньям, индивидуальные, коллективные и др.

В практике работы педагог дополнительного образования использует различные формы занятий: акция, аукцион, встреча, выставка, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, конкурс, конференция, круглый стол, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, олимпиада, поход, праздник, презентация, семинар, соревнование, спектакль, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, турнир, фестиваль, чемпионат, экзамен, экскурсия, экспедиция, ярмарка и др.

^ Ожидаемый результат освоения образовательной программы подводит итог тем знаниям, умениям, практическим и коммуникативным навыкам, которыми овладели обучающиеся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания.

Если образовательная программа рассчитана более чем на 1 год, то необходимо для каждого года обучения определить критерии оценки результатов.

Для отслеживания результативности образовательного процесса удобно использовать следующие этапы контроля:

начальный контроль (сентябрь);

текущий контроль (в течение всего учебного года)

промежуточный контроль (по изучаемым темам, разделам и др.);

итоговый контроль (май).

Спрогнозировав ожидаемый результат, проверьте, отражает ли он выполнение поставлен­ных ранее задач!

^ Подведение итогов реализации образовательной программы может осуществляться с по­мощью таких форм занятий: выставка, концерт, открытое занятие, показ детских достижений (моделей, спектакля, работ и т.д.), зачетная работа, взаимозачет, экзамен, тест, игра и др.

^ 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает:

• перечень разделов, тем;

•количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий. Теоретические занятия и практическая работа могут проводиться одновременно при изучении каждой темы, предусмотренной программой.

Приведем схему учебно-тематического плана на один год обучения:



№Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика


Вводное занятие

2

1

1


2

2

2

-


3











4











5











6











7











Итого часов:

V

V

V

В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», теоретические занятия - «Теория», практические занятия - «Практика».

Если образовательная программа составлена более чем на один год обучения, то учебно-

гематический план составляется на каждый год. В этом случае он должен отражать

особенности каждого года обучения (распределение новых тем, включение экскурсий и т. п.).

^ Учебно-тематический план не надо превращать в поурочное планирование.

Составляя учебно-тематический план, педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. Количество часов в учебно-тематическом плане указывается из расчета на одну учебную группу (или на 1 ученика, если это группа индивидуального обучения).

В учебно-тематическом плане рекомендуется учитывать часы на:

комплектование группы (для детей первого года обучения);

вводное занятие (введение в программу);

концертную или выставочную деятельность;

мероприятия воспитательно-познавательного характера;

• итоговое занятие, отчетное мероприятие.

В учебно-тематический план не включаются:

часы на проведение родительских собраний;

«резерв» (как это встречается в школьных учебных программах).

Итоговое количество часов в год зависит от количества часов занятий в неделю. В системе дополнительного образования принята следующая формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на 4 недели (месячная норма) и умножается на 9 месяцев (годовая норма).


^ Количество часов в неделю

Количество часов в год

1

36

2

72

3

108

4

144

6

216

8

288

9

324

10

360

12 (для комплексных программ)

432

^ 4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание общеобразовательной программы дополнительного образования детей раскрывается через краткое описание тем. Раскрьвать содержание программы необходимо в том же порядке, в каком разделы и темы представлены в учебно-тематическом плане. Изложение материалов ведется в именительном падеже. Количество часов, отведенных на данный раздел или тему, в этом разделе программы не указывается.

В содержании программы указывается:

название раздела, темы;

«телеграфным» стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему;

указываются основные теоретические понятия и практическая деятельность обучающихся на занятии.

При включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, досугово-массовых мероприятий в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии и мероприятия.

НАПРИМЕР:

Тема 5.1. Холодный батик

Теория

Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент». Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение орнамента. Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками.

Практика

Выполнить роспись в технике холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ дополнительного образования детей

Методическое обеспечение (сопровождение) программы представляет собой пакет методической продукции, используемой в процессе обучения.

В «Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006 г. раздел «Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей» предложен в 2-х вариантах.

Вариант №1

обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.;

дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т. д.
Вариант Na 2

Описание:

форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

форм подведения итогов по каждой теме или разделу программы.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы может быть представлено в виде таблицы:




п/п

Раздел или тема

программы

Формы

занятий1

Приемы и методы организации образовательного процесса (в рамках

занятия)

Дидактический материал

Формы

подведения

итогов

Техническое

оснащение

занятия























Напомним, что к дидактическим материалам относятся:

наглядные пособия,

таблицы, схемы, плакаты,

картины, фотографии,

дидактические карточки,

диафильмы, диапозитивы, видеозаписи,

аудиозаписи, фонотека

другие материалы, необходимые для проведения занятий.

В требованиях Министерства к образовательной программе отдельно не выделен раздел «Материально-техническое обеспечение образовательной программы дополнительного образования детей». Однако, для реализации образовательной программы необходимо иметь средства обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

Рекомендуем в данном разделе образовательной программы указывать все необходимое для реализации программы: сведения о помещении, в котором должно проводиться занятие; перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий (оборудование, ТСО, электронные образовательные ресурсы, инструменты, декорации, костюмы, приборы, станки, химические реактивы, зеркала, грим, микрофоны и т.п.).

^ 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Списки литературы могут предназначаться для разных категорий участников образовательного процесса: для обучающихся, родителей, коллег. В дополнительной образовательной программе можно представить список литературы, используемой педагогом при обучении, литературы, используемой при написании образовательной программы. Рекомендовано представлять список литературы, состоящий из двух разделов: «Список литературы, используемой педагогом в своей работе» и «Список литературы для обучающихся».

При написании списка литературы рекомендуется использовать общую схему описания изданий: фамилию, имя, отчество автора (авторов) или наименование авторского коллектива, название, сведения о месте издания, издательстве и годе издания, сведения об объеме документа (количестве страниц). Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется. В комплексной программе целесообразно составлять списки литературы к каждому образовательному комплексу.

Для разграничения областей и элементов описания используют единую систему разделительных знаков:

- (точка и тире) - предшествуют каждой, кроме первой области описания;

: (двоеточие) - ставится перед сведениями, относящимися к заглавию, перед наименованием издательства;

/ (косая черта) - предшествует сведениям об ответственности (авторы, составители, редакторы, переводчики, организации, принимавшие участие в издании);

// (две косые черты) - ставятся перед сведениями о документе, в котором помещена статья или раздел.

Примеры оформления библиографического описания в списке литературы

Книга

^ ФАМИЛИЯ И.О. НАЗВАНИЕ. - МЕСТО: ИЗДАТЕЛЬСТВО, ГОД. - С.

Воспоминания об Эрмитажном театре / Под ред. М.Б.Пиотровского. - СПб: Гос. Эрмитаж, 1990. - 224 с.

Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу: По берегам Медвежьей речки. - СПб.: Химия, 1992. - 47 с.

Коковцев В.Н. Из моего прошлого: Воспоминания, 1903-1919 гг. - М., Наука, 1992. - 456 с.

Сидельников Л.С. П.И.Чайковский. - М.: Искусство, 1992. - 225 с. - (Жизнь в искусстве).

Статья из сборника

^ ФАМИЛИЯ И.О. НАЗВАНИЕ СТАТЬИ (РАЗДЕЛА) // НАЗВАНИЕ СБОРНИКА. - МЕСТО,

ГОД.-С.

Бартенева М.И. К вопросу планировки и застройки Петербурга //Проблемы русской и зарубежной архитектуры. - Л., 1988. - с.3-14.

Кириков Б.М. Петербургский модерн: Заметки об архитектуре //Панорама искусств. -М., 1987. - Вып. 10. - с.99-148.

Пирютко Ю.М. Братья Трискони // Невский архив: Ист.-краевед, сб. - СПб, 1993. - с. 159-172.

Статья из журнала

^ ФАМИЛИЯ И.О. НАЗВАНИЕ // НАЗВАНИЕ ЖУРНАЛА. - ГОД. - №. - С.

1. Балагуров Е.П. Формы детских образовательных объединений в УВДО //Внешкольник. -1997. - №2. - с.24-28.
Приложение

Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844

^ ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к программам дополнительного образования детей

Нормативно-правовой аспект

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее -Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Основные и дополнительные общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), согласно пункту 1 статьи 17 Закона.

Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства (статья 26 Закона).

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования, за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования детей (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233) и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.

Содержание дополнительных образовательных программ Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном

образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными

программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным

учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального

прогресса общества и должно быть ориентировано на:

• обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
•формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню

образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

• интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Цели и задачи дополнительных образовательных программ

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно: соответствовать:

достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

• направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической,
спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-
краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-
педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

• современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения
(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах
обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения,
занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и
управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей);
средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в
расчете на каждого обучающегося в объединении).

быть направлено на:

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

-создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,

творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

• - целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития

личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья детей;

- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:

Титульный лист.

Пояснительную записку.

Учебно-тематический план.

Содержание изучаемого курса.

Методическое обеспечение.

Список литературы.
Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной образовательной программы

l.Ha титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется указывать:

наименование образовательного учреждения;

где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

название дополнительной образовательной программы;

возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

срок реализации дополнительной образовательной программы;

Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к дополнительной образовательной программе следует раскрыть:

направленность дополнительной образовательной программы;

новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

цель и задачи дополнительной образовательной программы;

-отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ;

- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы;

-сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

формы и режим занятий;

ожидаемые результаты и способы их проверки;

-формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

перечень разделов, тем дополнительной образовательной программы;

количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы возможно
отразить через:

- краткое описание тем дополнительной образовательной программы (теоретических и
практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение может включать описание:

форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

-форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы.

6. Список использованной литературы.

Похожие:

Пояснительная записка пояснительная записка начинается с введения или вводной части, которая является педагогическим обоснованием общеобразовательной программы дополнительного образования детей. iconПояснительная записка Данный документ разработан педагогическим коллективом...
Пояснительная записка 3
Пояснительная записка пояснительная записка начинается с введения или вводной части, которая является педагогическим обоснованием общеобразовательной программы дополнительного образования детей. iconПрограмма дополнительного образования детей физкультурно-спортивной...
Программа разработана на основе примерной программы «Баскетбол для системы дополнительного образования детей: дюсш, сдюшор». – М.:...
Пояснительная записка пояснительная записка начинается с введения или вводной части, которая является педагогическим обоснованием общеобразовательной программы дополнительного образования детей. iconПрограмма дополнительного образования детей физкультурно-спортивной...
Программа разработана на основе примерной программы Железняка Ю. Д., Чачина А. В. «Волейбол для системы дополнительного образования...
Пояснительная записка пояснительная записка начинается с введения или вводной части, которая является педагогическим обоснованием общеобразовательной программы дополнительного образования детей. iconПринципы и подходы к формированию программы. 4 Возрастные особенности...
Цели и задачи образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка пояснительная записка начинается с введения или вводной части, которая является педагогическим обоснованием общеобразовательной программы дополнительного образования детей. iconПояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента...
Образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка пояснительная записка начинается с введения или вводной части, которая является педагогическим обоснованием общеобразовательной программы дополнительного образования детей. iconПояснительная записка стр. 3 Учебно-тематический план дополнительной...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Созвездие»
Пояснительная записка пояснительная записка начинается с введения или вводной части, которая является педагогическим обоснованием общеобразовательной программы дополнительного образования детей. iconПояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента...
...
Пояснительная записка пояснительная записка начинается с введения или вводной части, которая является педагогическим обоснованием общеобразовательной программы дополнительного образования детей. iconПояснительная записка стр. 3 Учебно-тематический план стр. 7 Содержание...
Программа предназначена для групп начальной подготовки, учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования Муниципального...
Пояснительная записка пояснительная записка начинается с введения или вводной части, которая является педагогическим обоснованием общеобразовательной программы дополнительного образования детей. iconОбязательная часть Программы Пояснительная записка. Организация режима...
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка пояснительная записка начинается с введения или вводной части, которая является педагогическим обоснованием общеобразовательной программы дополнительного образования детей. iconСодержание общеобразовательной программы дошкольного образования Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения общеобразовательной программы дошкольного образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница