Урок биологии в 9 классе тема урока : Белки и нуклеиновые кислоты




Скачать 42.35 Kb.
НазваниеУрок биологии в 9 классе тема урока : Белки и нуклеиновые кислоты
Дата публикации23.08.2013
Размер42.35 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Биология > Урок
МОБУ « Жилинская СОШ »

УРОК БИОЛОГИИ

в 9 КЛАССЕ

Тема урока:

Белки и нуклеиновые кислоты

С. Жилинка

Бузулукского района

Оренбургской области

2012 год

Тема урока: Белки и нуклеиновые кислоты. Лабораторная работа по теме « Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках растительных и животных тканей.»

Цели урока:

  1. Повторить химический состав клетки, изучить особенности строения, свойства и функции биополимеров: белков и нуклеиновых кислот.

  2. Продолжить формирование умения выделять существенные признаки, свойства биополимеров;

  3. Развивать познавательный интерес к химии, биологии, самостоятельность учащихся по добыванию и применению знаний.

^ Форма проведения урока: интегрированный ( биология- химия ).

Методы обучения: методы групповой и самостоятельной работы, частично- поисковый, проектный, графический, наглядный.

Оборудование: карточки-задания для работы в группах, таблицы:

« Строение клетки», « Структура белка», «Нуклеиновые кислоты» ;

Шерстяная нить, спиртовка, спички, белок, держатель, вода, растворы ацетата свинца, гидроксида натрия, медного купороса, бульонный кубик, пробирки, песок, побег водного растения элодеи, кусочки сырого и варёного картофеля, кусочки сырого и варёного мяса.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Основная часть урока.

  1. Вступительное слово учителя:

« Я люблю жизнь и хочу жить»- эти слова выражают желание каждого из нас. Жизнь сама по себе чудо. И это чудо находится в наших руках. Все здравомыслящие люди хотят долгой, счастливой и полезной жизни.

На уроках химии и биологии мы лишь слегка прикоснулись к раскрытию тайны живого, пытаясь ответить на вопросы: «Что такое жизнь? Возможна ли жизнь на Земле без полимеров? Какие биополимеры наиболее важные для существования жизни?»

  1. Высказывания- определения « Что такое жизнь?» Ф.Энгельса и М.В. Волькенштейна.

  2. Формулирование темы урока учащимися., запись темы в рабочую тетрадь.

  3. Повторение химического состава клетки:

А – кроссворд,

Б – графический диктант « да – нет » по вопросам:

- В состав микроэлементов клетки входят четыре элемента: H, O, C, N

- Биоэлементы P и S, входящие в состав биополимеров белков и нуклеиновых кислот, относятся ко второй группе химических элементов

- Mg – химический элемент, от которого зависит нормальная свёртываемость крови

- Fe входит в состав гемоглобина – белка эритроцитов, участвующего в переносе кислорода от лёгких к тканям.

- J, Co, Md обеспечивают проницаемость клеточных мембран

- Микроэлементов в клетке содержится 0, 02 %

- Цинк входит в состав гормона и поджелудочной железы – инсулина, который участвует в регуляции обмена углеводов

- Йод входит в состав тироксина – гормона щитовидной железы, регулирующего интенсивность обмена веществ всего организма в целом и его рост в процессе развития

- Углеводы и липиды относятся к неорганическим веществам клетки

- Состояние динамического равновесия природной системы, поддерживаемое деятельностью регуляторных систем, называется буферностью.

^ III Изучение новой темы:

  1. Запись темы урока в тетради.

2. Изучение особенности состава белков. ( Самостоятельная работа)

- Найти ответ на вопрос « Из каких мономеров состоят биополимеры белки?» в учебнике.

- Изобразить общую форму молекулы мономера белка.

- Написать пример реакции соединения аминокислот в первичную цепочку белковой молекулы ( К какому типу относится данная реакция?)

- Структура белка. ( Показать по таблице структуру белка, указать тип химической связи в данной структуре.)

3. Изучение свойств белков: выполнение опытов, инструктаж по Т.Б.

Опыт № 1 « Растворение белков в воде»

Опыт № 2 « Горение шерстяной нити »

Опыт № 3 « Денатурация белка под действием температуры »

Опыт № 4 « Ксантопротеиновая реакция »

Опыт № 5 « Биуретовая реакция на содержание белка : в молоке, в яйце, в бульонном кубике »

Оформление результатов опыта в таблице:

Химические свойства белков

Наблюдаемые явления

Опыт № 1


Большинство белков водорастворимые



Опыт № 2

Запах жжёных перьев, гидролиз до более простых белков и до аминокислот


Опыт № 3

- работа со словарём:

денатурация, ренатурация


Разрушение белковой молекулы под действием температуры ( гидролиз), химических реагентов ( спирта, кислоты, солей тяжёлых металлов)


Опыт № 4


При воздействии азотной кислоты на белок появляется жёлтое окрашивание


Опыт № 5


При воздействии на белок медным купоросом в щелочной среде, появляется фиолетовое окрашивание ( в белке куриного яйца- более интенсивно, в бульонном кубике не появляется вообще)




  1. Применение белков в промышленном производстве ( Самостоятельная работа с помощью учебника, записи в рабочей тетради.)

  2. Изучение функций белка:

- Выполнение лабораторной работы № 1 « Расщепление пероксида ( перекиси ) водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках растительных и животных тканей.»

Выполнение работы по инструктивной карточке, занесение результатов работы в таблицу.

- Самостоятельная работа учащихся по учебнику ( стр. 20): изучение всех функций белка.

5. Изучение строения и функций нуклеиновых кислот:

- объяснение темы учителем с применением настенных таблиц и рисунка 8 в учебнике -

стр.22.

- составление учащимися таблицы « Сравнение ДНК и РНК »

IV Подведение итогов урока. Закрепление изученного материала:

выполнение заданий на стр. 24 учебника.

V Окончание урока.

Оценки за урок, д/з : п. 6, повт.п.5, вопросы на стр.24, творческое задание- подготовить

материал о Лайнусе Полинге.

Похожие:

Урок биологии в 9 классе тема урока : Белки и нуклеиновые кислоты iconУрока Тема урока:  Нуклеиновые кислоты
Цель: создать условия для активного осмысления новой учебной информации о ДНК и рнк
Урок биологии в 9 классе тема урока : Белки и нуклеиновые кислоты iconНуклеиновые кислоты
Но почему клетки определенного организма синтезируют только свойственные им белки? Как происходит механизм передачи наследственной...
Урок биологии в 9 классе тема урока : Белки и нуклеиновые кислоты iconУрок с использованием компьютерных технологий по теме «Белки»
Интегрированный урок химии и биологии в 10 профильном химико – биологическом классе
Урок биологии в 9 классе тема урока : Белки и нуклеиновые кислоты iconНуклеиновые кислоты
Нуклеотид химическое соединение остатков трех веществ: азотистого основания, углевода, фосфорной кислоты
Урок биологии в 9 классе тема урока : Белки и нуклеиновые кислоты iconУрока биологии в 9 классе. Тема: Витамины
Данный урок был проведен в 9 классе в рамках профилактических мероприятий по предупреждению весенних авитаминозов
Урок биологии в 9 классе тема урока : Белки и нуклеиновые кислоты iconУрок биологии в 9 классе Тема урока Генетическое определение пола....
Закрепить и привести в систему знания и умения по теме: “Генетическое определение пола”
Урок биологии в 9 классе тема урока : Белки и нуклеиновые кислоты iconУрок по биологии в 7 классе. Тема урока
Цель урока: Выявить черты приспособленности птиц к различным условиям жизни и познакомиться с многообразием современных птиц
Урок биологии в 9 классе тема урока : Белки и нуклеиновые кислоты iconУрок Биологии в 7 классе Тема урока
Цель урока: Выявить черты приспособленности птиц к различным условиям жизни и познакомиться с многообразием современных птиц
Урок биологии в 9 классе тема урока : Белки и нуклеиновые кислоты iconУрок биологии в 6 классе Тема урока : Обобщение знаний по теме «Лес как растительное сообщество»
Цель урока: Обобщить и закрепить знания учащихся о растительном сообществе леса, взаимосвязи растений с условиями внешней среды
Урок биологии в 9 классе тема урока : Белки и нуклеиновые кислоты iconУрок по биологии в 10-м классе "Экологические законы природопользования"
Тип урока: комбинированный (урок презентации знаний, урок введения нового материала)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница