«Здоровьесберегающие технологии – один из факторов сохранения и укрепления здоровья обучающихся»




Скачать 87,76 Kb.
Название«Здоровьесберегающие технологии – один из факторов сохранения и укрепления здоровья обучающихся»
Дата публикации17.08.2013
Размер87,76 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Биология > Урок
Открытое внеклассное занятие в 6 классе «Лечение силой искусства»

на семинаре зам. руководителей по воспитательной работе по теме

«Здоровьесберегающие технологии – один из факторов сохранения

и укрепления здоровья обучающихся»

(Учитель музыки Дуганова Юлия Александровна, учитель изо Птицына Ирина Алексеевна)

Цель урока: повысить эмоциональный уровень учащихся, наиболее полно раскрыть творческую природу личности. Рассмотреть силу искусства с точки зрения оздоравливающего его воздействия на человека.

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с понятиями «музыкотерапия», «арт-терапия».

2. Развивать умение прислушиваться к своим внутренним ощущениям в процессе слушания музыки.

3. Воспитывать эстетический вкус восприятия современной и классической музыки.

Ход урока: (слайд)

Учитель музыки: Здравствуйте, ребята!- музыкальное приветствие.

(ответ учеников: Здравствуйте учитель и гости!)

- Садитесь пожалуйста. Очень рада вас видеть! Ребята, как вы себя чувствуете? (ответы)

Каждую нашу встречу, мы начинаем приветствием – пожеланием:

Здравствуйте, значит, будьте здоровы!

Совсем неслучайно я поинтересовалась вашим самочувствием, так как тема нашего сегодняшнего разговора: «Лечебная сила искусства».(слайд)

- Как вы считаете, способна ли музыка оказывать влияние на наше здоровье? (ответы).

-Слышали ли вы, когда-нибудь такое понятие, как музыкотерапия? (ответы) (слайд) Музыкотерапия – это метод лечения музыкой. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, при активной исполнять.

- Ребята, подумайте, что можно лечить музыкой? (ответы)

О благоприятном влиянии музыки на человека известно с древних времен. (слайд)

Согласно исследованию учёных: музыкальные паузы, мелодичность, характер звука, громкость влияют на ритм сердца, дыхание, изменяют обмен веществ, состав крови, избавляют от нервных срывов. И, конечно, люди, которые слушают музыку, дольше живут. Уже много лет врачи всего мира лечат пациентов музыкой, которая, как теперь выяснилось, может не только предупреждать болезнь, но и останавливать её развитие. Связь между музыкой и медициной существует тысячелетия.

^ Об этом нам расскажут ребята. Пожалуйста.

  • (слайд)Великий Пифагор – древнегреческий мудрец, математик и теоретик музыки каждый день начинал и заканчивал занятия с учениками пением. Он проводил занятия математикой под музыку, потому что заметил, что она благотворно влияет на интеллект.

  • (слайд)Музыка Моцарта, выдающегося австрийского композитора, оказывает положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующиеся для математики и шахмат. В Канаде струнные квартеты Моцарта исполняются прямо на городских площадках, чтобы упорядочить уличное движение. Монахи из монастыря Бриттани обнаружили, что коровы, получая вместе с кормами еще и музыку Моцарта, дают больше молока.

  • (слайд)Царь Давид- правитель древнееврейского государства, своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саула.

^ Эскулап -бог врачевания, лечил радикулит громкими звуками трубы.

В 3 веке до нашей эры в Парфянском царстве музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

-Кто ещё может привести пример воздействия музыки на человека? (с места)

  • Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья.

  • Растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.

  • Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны.


Сейчас я предлагаю посмотреть небольшой фильм (просмотр фильма «Лечение музыкой»)

Музыкальный рецепт, о котором говорилось в фильме, я раздам всем после занятия. А лечебное меню представлено на выставке и прописано в нашей газете, которую на досуге вы можете внимательно почитать (показать на выставку и на газету).

Было установлено давным-давно, что существует связь между голосом, любым звуком и здоровьем человека. Дело в том, что разные звуки порождают разные вибрации, которые, в свою очередь, по-разному влияют на наше самочувствие. Поэтому при том или ином недомогании можно использовать звуковую терапию. Для этого нужно всего лишь произнести определенный звук. Но прежде мы поработаем над дыханием. Перед вами лежат воздушные шарики, давайте с вами выполним упражнение на укрепление дыхания. Я читаю четверостишье, а вы выполняете упражнение. Готовы?
^ Упражнение «Воздушный шарик»:

Воздух мягко набираем –

Шарик смело надуваем.

Пусть летит он к облакам,

Помогу ему я сам.
Прошу всех встать. Давайте немного распоёмся. Прошу вас открыть рот и неплотно сомкнуть губы. При правильном выполнении упражнения у вас должны щекотать губы. («ММММ…» - закрытым ртом по тонам) Спасибо, ребята.
А теперь давайте споем ряд целительных гласных звуков, которые полезно пропевать 5 раз подряд в течение дня при любых заболеваниях, а также для профилактики. («АОУИ» - на одной ноте)

Достаточно, садитесь.
^ О целебной силе звуков и звукосочетаний ребята нам подготовили небольшие сообщения. Пожалуйста.

(слайд)

«ММММ…» - производит эффект на внутренние органы;

«ННННН…» - лечит болезни головного мозга, активизирует интуитивные процессы и творческие способности;

«ВВВВВ…» - исправляет неполадки в нервной системе;

«ЦЦЦЦ…», «КККК….», «ЩЩЩЩ…» - лечат уши;

(слайд)

«ИИИИИ…» - прочищает нос, лечит глаза;

«ЭЭЭЭЭ…» - улучшает работу головного мозга;

«АААА….», «ОООО…» - помогает при заболеваниях сердца;

«УУУУ…» - укрепляет горло и голосовые связки.

(слайд)

Не менее целебными свойствами обладают различные звукосочетания, так называемые «МАНТРЫ». Они основаны не на смысловом значении, а на целебном воздействии колебаний, возникающих при их произнесении:

«ОМ» - снижает кровяное давление;

«ПА» - очищает сердце;
«АП», «АМ», «АТ», «ИТ», «УТ» - исправляют речь;


«НГОНГ» - лечит гайморит, печень и желудок.

А приходилось ли вам ловить себя на том, что когда звучит музыка, вы ее не слушая, стучите ногой в такт или качаете головой? Бывало, очень часто. Все это происходит бессознательно, независимо от вас, хотите вы того или нет. Так же бессознательно на музыкальный ритм реагирует сердечно – сосудистая система и дыхание. Поэтому воспринимаемый бессознательно музыкальный ритм нормализует работу организма, способствует хорошему самочувствию.

Предлагаю вам проверить, как вы себя чувствуете, проделав следующее упражнение.

^ Постучите указательными пальцами обеих рук по столу, как «заяц в барабан» в течение половины минуты и сосчитайте количество ударов. Время пошло, начали!

– Сколько насчитали?

Мальчики, которые насчитали 55 ударов, а девочки 60 - могут не волноваться за протекание биологических процессов в своем организме. У вас здоровье в порядке. А вот кто не смог уложиться в это количество ударов не расстраивайтесь. В таких случаях врачи прописывают в своих рецептах музыку.

(слайд) Ребята, в моих руках находится музыкальная таблетка, которая вам подарит хорошее настроение и нормализует пульс (показ балалайки). Лечить вас будет Гусев Андрей с помощью русской народной песни. Ведь народная песня – это вкусный и полезный витамин.

Слушание русской народной песни «Коробейники»

Большое спасибо, Андрей. А мы с вами продолжаем разговор о нетрадиционном способе лечения – музыкотерапии.

У каждого организма свой ритм. Он определяется конституцией, наследственностью. В зависимости от мелодии, ее темпа и ритма организм по–разному реагирует на музыку. Иногда она может оказаться вредной для здоровья.

^ Скажите, какую музыку можно назвать вредной для здоровья? (ответы)

Музыка, которую можно назвать вредной для здоровья отличается большой громкостью и «бешенностью» ритмов. (слайд)

Ещё несколько лет назад американские учёные – медики доказали, что пронзительный звук большой громкости способен сворачиванию белка: сырое яйцо, положенное перед динамиком на одном из концертов оказалось через 3 часа «сваренным» всмятку.

Ученые доказали, что рок – музыка замедляет рост пшеницы, под воздействием рэпа число молока у кормящих матерей снижается, ритмы «тяжелого рока» вызывают в мозгу синтез – соединение сложных органических веществ, действие которых аналогично действию наркотиков.

Под звуки современной «попсы» коровы ложатся и отказываются есть, растения быстрее вянут. Кстати, использование наушников резко снижает слух.

Наверняка кто–то из вас возразит и скажет: « Если такая музыка есть, значит, она кому–то нужна. Каждый человек волен выбирать то, что ему ближе, понятнее. Давайте послушаем музыкальный пример рок-музыки и сравним. (слайд)

Слушание рок – музыки (фрагмент)

Как вы чувствуете? (ответы) Вам было комфортно во время звучания музыки или вы ощущали некоторые неудобства? (ответы)

У любителей рок – музыки наблюдаются такие симптомы, как: бессонница, неврозы, раздражительность, страхи, агрессия. Вот такие «сюрпризы» нам преподносит «тяжёлый» рок.

^ Кто ещё может привести пример отрицательного воздействия рок-музыки на человека?

(Примеры приводят учащиеся с места)

  • В Древнем Китае существовала казнь музыкой. Преступников так долго «мучили» музыкальными ритмами, вызывающими болезненную реакцию, что они, в конце концов умирали.

  • Африканские племена приводя в исполнение смертный приговор – убивали барабанным боем и криками.

  • ^ В России существовала казнь под звуки колокола.

(слайд)Правильно подобранная мелодия ускоряет выздоравливание и укрепляет иммунитет. Для того чтобы «лекарство» подействовало, нужно просто захотеть этого. А если слушание хорошей музыки совмещать с рисованием. То это двойной эффект на ваше здоровье.

^ Учитель изо: Метод лечения изобразительным искусством называется арт–терапия. (слайд) Изобразительное искусство очень важно в жизни человека. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для всестороннего развития человека. Особенно велика роль в этом деле занятий рисованием. Рисование развивает и умственно и эстетически, помогает познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов. Оно учит точности расчёта, учит познавать красоту природы, учит мыслить и чувствовать. Прекрасное воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир человека. Этот предмет сначала излечивает душу, а потом и тело.
Умение рисовать необходимо в любом деле, в любой профессии. Например, даём кому – то адрес и хотим подробнее объяснить как туда пройти, - легче всего показать это рисунком; девушка увидела интересный фасон платья – она берётся за карандаш. Всем известно, как помогало умение рисовать нашим учёным: Ломоносову, Менделееву. Великий артист Фёдор Шаляпин в набросках создавал образы тех действующих лиц, которых ему надо было исполнять, и по этим рисункам гримировался. Лётчик - трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб признавался: умение рисовать помогало ему в многочисленных воздушных боях. И это можно понять. Рисование развивает координацию между рукой и глазом. Выполнение набросков и зарисовок на уроке активизирует мысль, волю, внимание, эмоции ученика. Занятия рисунком и живописью – лучшее средство развития зрительной памяти и наблюдательности.


Чтобы передать нам свои мысли, чувства, переживания, писатели и поэты используют - слово, музыканты – звук, художники – цвет и линии.
Сейчас будет звучать музыка, а вы в это время будете выполнять рисунок, в котором с помощью красок сможете передать свои эмоции, впечатления от прослушивания этого произведения.


Слушание музыкального произведения Ф. Шопена и работа с красками. (видео)

Учитель музыки: Вам было комфортно во время звучания музыки? Что вы чувствовали? (ответы)

(слайд) Ребята, из всех музыкальных форм самой эффективной для нашего здоровья является песня. В этом случае энергия звуков, воздействующих на человека, усиливается активной работой внутренних органов, вызванных движением грудной клетки, мышц брюшного пресса. Давайте с вами споём.

Исполнение песни «Школьное попурри»

(слайд) Искусство подарит вам хорошее настроение, избавит от депрессии, укрепит иммунитет. Под влиянием ее люди становятся более приветливыми, внимательными. Пойте песни, танцуйте, рисуйте, слушайте музыку. Будьте здоровы.

Учитель раздаёт под музыку детям и гостям музыкальные рецепты.


Похожие:

«Здоровьесберегающие технологии – один из факторов сохранения и укрепления здоровья обучающихся» iconЗдоровьесберегающие технологии Ануфриев В. В
Физкультура в школе имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника, решает задачи не только сохранения...
«Здоровьесберегающие технологии – один из факторов сохранения и укрепления здоровья обучающихся» icon"Здоровьесберегающие технологии" интегрирует все направления работы...
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся,...
«Здоровьесберегающие технологии – один из факторов сохранения и укрепления здоровья обучающихся» icon1. Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Цель педсовета: оценить педагогическую деятельность учреждения по формированию здорового образа жизни учащихся, сохранению и укреплению...
«Здоровьесберегающие технологии – один из факторов сохранения и укрепления здоровья обучающихся» iconСоздание здоровьесберегающей образовательной среды в школе
Цель – разработка и реализация системного, комплексного подхода к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья обучающихся
«Здоровьесберегающие технологии – один из факторов сохранения и укрепления здоровья обучающихся» iconШколы: «Формирование здоровьесберегающей среды школы как основного...
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными...
«Здоровьесберегающие технологии – один из факторов сохранения и укрепления здоровья обучающихся» iconИспользование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии”...
«Здоровьесберегающие технологии – один из факторов сохранения и укрепления здоровья обучающихся» iconПрограмма «здоровьесберегающие технологии как средство сохранения...
В результате анализа медицинских карт, наблюдений школьного врача, ежегодных диспансеризаций установлено распределение наиболее часто...
«Здоровьесберегающие технологии – один из факторов сохранения и укрепления здоровья обучающихся» iconПрограмма сохранения и укрепления здоровья учащихся «Школа центр здоровья»
...
«Здоровьесберегающие технологии – один из факторов сохранения и укрепления здоровья обучающихся» iconФормирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Здоровый образ жизни является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья младших школьников. Современная концепция здорового...
«Здоровьесберегающие технологии – один из факторов сохранения и укрепления здоровья обучающихся» icon“Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы”
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница