Исследовательская работа по физике Выполнила ученица 8 «А» класса




Скачать 191,96 Kb.
НазваниеИсследовательская работа по физике Выполнила ученица 8 «А» класса
Дата публикации06.08.2013
Размер191,96 Kb.
ТипИсследовательская работа
pochit.ru > Биология > Исследовательская работа


МАОУ гимназия «Мариинская»

Влияние музыки на организм человека.

Исследовательская работа по физике

Выполнила ученица 8 «А» класса

Негоденко Анастасия

Руководитель исследовательской работы

Учитель физики Бочарова И.Л.

Таганрог 2012

Содержание.

  1. Введение………………………………………………………………………………………………3-4

  2. Основная часть

  1. Музыка с физической точки зрения…………………………………………………5

  2. Звук с физической точки зрения………………………………………………………6-8

  3. Характеристики звука……………………………………………………………………….9-12

  4. Исследование основных характеристик звука………………………………13-18

  5. Влияние громкого звука на организм человека………………………………..19

  6. Влияние звука на организм человека в зависимости от высоты………20

  7. Влияние музыки на организм человека………………………………………21-23

  1. Заключение. Основные выводы по теме исследования……………………24-25

  2. Список использованной литературы……………………………………………………..26


"^ Музыкальное воспитание - самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души".

Древнегреческие рукописи.

^ I. Введение

Наверное, многие из вас замечали влияние музыки на себе, но как-то не придавали этому значения. Вспомните, как услышали когда-то популярную не замысловатую песенку, начинали буквально напевать её себе под нос, просто услышав знакомые нотки, где-нибудь в общественном транспорте. Это влияние не оставалась без внимания ещё в древности. Ритмичные удары палок, камней поднимали боевой дух и настраивали древних людей на охоту. Барабанный марш, протяжные звуки горна сопровождали, настраивали на победу многих солдат. Принцип влияния музыки на организм человека шаманы использовали для вхождения в транс или введение в транс другого человека. Да и на всём протяжении развития человечество не раз встречалось воздействие музыки. К сожалению, оно не всегда было положительным. Например, в фашистской Германии огромному количеству людей перед выступлением Гитлера проигрывали возбуждающие марши. Этим и объясняется гипнотический талант Гитлера. После такой обработки немцы были готовы воевать со всем миром. 

Почему музыка так на нас влияет? И только ли на нас? Может быть это потому, что музыка… А что такое музыка? Это нам и предстоит узнать.

^ Цели работы.

  1. Рассмотреть влияние музыки на организм человека.

Данная цель работы предполагает решение следующих задач.

Задачи работы.

  1. Изучить музыку с физической точки зрения.

  2. Изучить звуковые волны и их характеристики.

  3. Выяснить принцип получения звука с помощью фортепиано.


II. Основная часть.

  1. Музыка с физической точки зрения.

Дать одно исчерпывающе точное определение явлению (или субстанции), называемому «музыка» невозможно. Материалом музыки (с точки зрения физической) является звук, возникающий из колебания струны, столба воздуха (принцип духовых инструментов), мембраны – кожи, пузыря, дерева, металла. И с этой точки зрения звуки (так же, как и ритмы) – явление самой природы: пение птиц и голоса животных и людей, журчание воды и т.п. Таким образом, через общность звуковой природной среды устанавливается связь со звуковой природой речи человека, с психикой, эмоциональным миром и физиологией человека (известно, что ритмической пульсацией не ограничена работой сердца, каждый орган человека имеет свою частоту вибрации).

Форма музыки – это организация отдельных звуков, звучаний, интонаций (соотносящихся друг с другом тонов – интервалов) или музыкальных тем во времени. Музыка - искусство временное, разворачивающееся во времени, и ритм есть основной принцип ее временной организации. Характер интонаций, мотивов и тем, их последовательность, смена, менее и более значительные изменения, трансформации, контрастные сопоставления (движение во времени музыкальных структур) – составляют драматургию музыкального процесса, придают ему особое художественное содержание и художественную целостность. В этом смысле музыка (ее форма) всегда есть процесс (Б.Асафьев).

  1. ^ Звук с физической точки зрения.

Самое общее определение можно сформулировать так: звук – это процесс распространения колебаний (или волн) определенной частоты в упругой среде. Источником механической волны является колеблющееся тело. Например, распространение звука в воздухе представляет собой колебательный процесс в виде возвратно-поступательного смещения частиц воздуха (молекул газов). Механический источник колебаний – пусть это будет, например, барабан – при изгибании диафрагмы смещает близлежащие частицы воздуха, как бы спрессовывает их, и в месте скопления частиц повышается давление. Область повышенного давления, стремясь понизить давление до равновесного, воздействует на соседнюю область с пониженным давлением, сжимая ее, та, в свою очередь передает энергию на следующую область низкого давления. Эти действия повторяются во времени с той или иной частотой, определяемой источником колебаний. Таким образом и происходит передача энергии колебаний, то есть, звука. Сами же молекулы воздуха остаются при этом на своих местах. Закономерности, присущие этим процессам описаны математически.

Слуховой аппарат человека умеет воспринимать звуковые колебания, распространяющиеся в воздушной среде и является приемником волн. Здесь происходит обратный процесс: области высокого давления, чередующиеся с областями низкого давления, последовательно воздействуют на слуховую мембрану, возбуждая ее колебания, которые, в свою очередь, преобразуются в нервные импульсы, распознаваемые мозгом. Чем чаще чередуются области сжатого и разреженного воздуха, то есть, чем больше частота звуковых колебаний, тем более высокий тон распознает ухо.

Чувствительность слухового аппарата человека распространяется на колебания в относительно узком диапазоне частот. Обычно его принято ограничивать значениями от 20 Гц до 20 кГц. Считается, что в этих пределах наше ухо воспринимать звуки. Однако способность определять высоту тона и его тембровую окраску находится в более узкой частотной полосе. Звуки с основным тоном ниже 10 – 12 кГц определяются достаточно хорошо, во многом потому, что имеют много слышимых гармоник, в том числе выше этой границы частот. Частоты выше указанной границы определяются хуже, поскольку имеют меньшую обертональную насыщенность и находятся в зоне низкой чувствительности уха. У разных людей могут быть индивидуальные особенности слуха, отличающиеся от приведенных данных. Кто-то, например, совсем не слышит колебания с частотой 16 кГц и выше. Кроме того, с возрастом у человека сужается слышимый диапазон частот. Тем не менее, производители музыкальной звуковоспроизводящей техники ориентируются именно на диапазон 20 Гц – 20 кГц. Несмотря на малую слышимость высших гармоник, расположенных вблизи верхней частотной границы, они полноправно участвуют в формировании тембра звука.

^ Частота колебаний f представляет собой число колебаний, совершаемых телом за секунду, и измеряется в герцах. Период колебания – величина обратная частоте: T=1/f. Это отрезок времени, в течение которого происходит полный цикл движения колеблющегося тела. Он измеряется в секундах. Если колебание незатухающее, то один период ничем не отличается от другого. В затухающих колебаниях из периода в период амплитуда колебания будет уменьшаться, сама же продолжительность периода остается неизменной.

Одной из характеристик звука является длина волны. ^ Длина волны -линейное расстояние, которое проходит волна в течение одного периода. Или, другими словами, это расстояние между соседними фронтами волны, находящимися в одинаковой фазе. Длину волны (в метрах) можно вычислить как произведение скорости ее распространения (в нашем случае речь идет о скорости звука в воздушной среде, примерно 340 м/с) на длительность периода, выраженную в секундах, или как частное от деления скорости звука на частоту звуковых колебаний.

Частоты ниже 20 Гц принято называть инфразвуком, частоты выше 20 кГц – ультразвуком. Ухо непосредственно не определяет эти колебания, хотя в какой-то степени человек способен их воспринимать. Инфразвуки обычно ощущаются как механическая вибрация и чаще всего вызывают чувство тревоги. Чем больше их амплитуда, тем сильнее тревожность. Чувствительностью к инфразвукам обладает не только человек, но и животные. Этот механизм закрепился в процессе эволюции как сигнал опасности. Он срабатывает, например, перед началом землетрясений. Ультразвуковые колебания мы ощущаем не столь явно, но это происходит потому, что в природе сложно найти источники с достаточной амплитудой, и слуховому аппарату просто не на чем было тренироваться. Скажем, летучие мыши с их звуковой локацией для нас беззвучны. Но искусственные ультразвуковые сигналы средней мощности человек уже способен воспринять.
Низший по частоте компонент сложного периодического колебания называют основным тоном или первой гармоникой. А высшие по частоте – обертонами или высшими гармониками. Сложное колебание, в состав которого входят два или более простых колебания с частотами, кратными некоторому общему числу (наибольшему общему делителю) также будет периодическим.

^ Характеристики звука.

  1. Громкость звука.

Физическая характеристика громкости звука - уровень звукового давления, в децибелах (дБ). «Шум» - это беспорядочное смешение звуков.

Громкость зависит от амплитуды колебаний в звуковой волне. За единицу громкости звука принят 1 Бел(в честь Александра Грэхема Белла, изобретателя телефона).  На практике громкость измеряют в децибелах (дБ).

1дБ=0,1Б.

10дБ – шепот;
20–30дБ –норма шума в жилых помещениях;
50дБ – разговор средней громкости;
80дБ – шум работающего двигателя грузового автомобиля;
130дБ – порог болевого ощущения.

Звук громкостью свыше 180 дБ может даже вызвать разрыв барабанной перепонки.


2) Тембр звука.

Если колебание не является гармоническим, то на слух оно имеет еще одно качество, кроме высоты и громкости, а именно — специфический оттенок, называемый тембром. По различному тембру мы легко распознаем звук голоса, свист, звучание струны рояля, скрипичной струны, звук флейты, гармонии и т. д., хотя бы все эти звуки имели одну и ту же высоту и громкость. По тембру же мы можем узнать голоса разных людей.
С чем же связан тембр звука, с какой особенностью колебаний?
На рис. 1 показаны осциллограммы звуковых колебаний, создаваемых роялем и кларнетом, причем для одной и той же ноты, т. е. для звука одной и той же высоты, соответствующей периоду 0,01 с. Осциллограммы показывают, что период обоих колебаний одинаков, но они сильно отличаются друг от друга по форме и, следовательно, различаются своим гармоническим составом. Оба звука состоят из одних и тех же гармонических колебаний (тонов), но в каждом из них эти тоны — основной и его обертоны — представлены с разными амплитудами и фазами.

Вопрос заключается, таким образом, в том, что же именно создает ощущение того или иного тембра: амплитуды ли гармоник, или их фазы, или и то и другое вместе.
http://www.physel.ru/images/stories/physel2/kniga3/ris38.gif
Рис. 1. Осциллограммы звуков рояля и кларнета
Исследование этого вопроса показало, что для нашего уха существенны только частоты и амплитуды тонов, входящих в состав звука, т. е. тембр звука определяется его гармоническим спектром. Сдвиги отдельных тонов по времени, другими словами, изменения фаз тонов, никак не воспринимаются на слух, хотя и могут очень сильно менять форму результирующего колебания. Таким образом, один и тот же звук может восприниматься при очень различных формах колебания. Важно только, чтобы сохранялся спектр, т. е. частоты и амплитуды составляющих тонов.

На рис. 2 изображены спектры тех звуков, осциллограммы которых показаны на рис. 1. Так как высоты звуков одинаковы, то и частоты тонов — основного и обертонов — одни и те же. Однако амплитуды отдельных гармоник в каждом спектре сильно различаются. В звуке рояля заметны гармоники до 18-й, причем 15-я и 16-я практически отсутствуют, в то время как у кларнета налицо гармоники лишь до 12-й и отсутствуют вторая и четвертая гармоники.
http://www.physel.ru/images/stories/physel2/kniga3/ris39.gif
Рис. 2. Спектры звуков рояля и кларнета

3) Высота звука.

Когда мы слышим чистый тон, то воспринимаем не только его громкость, но и высоту. Высота — главное качество звука, ранжированного по шкале от низкого до высокого. При возрастании частоты колебаний высота увеличивается. Как и длину световой волны, частоту звука человек различает очень хорошо. Молодой взрослый может слышать частоты в диапазоне от 20 до 20 000 герц (колебаний в секунду). Когда две и более частот звучат одновременно, можно слышать высоту каждой частоты при условии, что они достаточно различаются. Если частоты различаются несильно, ощущение будет более сложным, но все равно звук не будет похож на один чистый тон.

С физической точки зрения высота звука — субъективное качество слухового ощущения, наряду с громкостью и тембром, позволяющее располагать все звуки по шкале от низких к высоким.

Высота звука это одно из основных свойств музыкального звука. Высота зависит от частоты колебаний звучащего тела: чем больше это число, тем выше звук. В музыке применяются звуки с частотой примерно от 20 до 5000 колебаний в секунду. Следует подчеркнуть, что основную роль в музыке играет не абсолютная высота звука, а соотношение звуков между собой, т. е. высота относительная. Именно на способности человеческого уха легко улавливать и оценивать относительную высоту звуков основывается возможность создания, исполнения и восприятия музыки. Шумовые звуки также обладают высотой, хотя она не может быть измерена с той же точностью, что и высота музыкального звука (говорят, например, о низких, “гудящих” шумовых звуках или о высоких, пронзительных).



  1. ^ Исследование основных характеристик звука.

Мы провели исследования характеристик звука с помощью программы «Audacity» звуков, записанных с помощью микрофона.

  1. Сравнение громкого и тихого звука.

4.png

Описание исследования.

С помощью микрофона мы записали звучание громкого и тихого звука. В обоих случаях это было нота До первой октавы. В программе «Audacity» была сделана развертка звуков. По данной развертке мы можем сравнить амплитуды в двух случаях. В первом случаи амплитуда равна единицы. Во втором – 0,7. Из этих показателей можно сделать следующий вывод.

Вывод. Чем больше амплитуда колебаний, тем больше громкость звука.

  1. Отличие длительности звука.

- без педали

5.png

- с левой педалью (soft pedal)

11.png

- с правой педалью (sustain pedal)

13.png

Описание исследования.

С помощью микрофона мы записали звучание ноты До первой октавы в трёх вариантах:

  1. Без педали

  2. С левой педалью (soft pedal)

  3. С правой педалью (sustain pedal)

Левая педаль используется для ослабления звучания. В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и красивым за счет вибрации освободившихся струн хора.

Правая педаль поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами.

По развертки звуков мы можем сделать следующую таблицу.

^ Способ извлечения ноты

Продолжительность звучания

Без педали

2,9 секунды

С левой педалью (soft pedal)

2,4 секунды

С правой педалью (sustain pedal)

1,8 секунды

Также следует отметить то, амплитуда колебаний меньше при использовании левой педали.

Вывод.

Использование педалей при игре на фортепиано может изменять:

  1. Громкость, за счёт уменьшения амплитуды колебаний. (левая педаль)

  2. Продолжительность звука (правая педаль и левая педаль)

3) Тембр

- получение одного и того же звука с помощью фортепиано и голоса

10.png

Описание исследования.

Для данного исследования мы сыграли ноту Ля первой октавы на фортепиано и спели эту ноту. Использовав программу «Audacity» была сделана развертка звуков.

- отличие звучание камертона от фортепиано

9.png

В данном исследовании мы использовали музыкальный камертон и фортепиано. Т.к. музыкальный камертон настроен на ноту ля, то и на фортепиано была сыграна нота Ля первой октавы. На полученной развёртке мы видим отличие между звуками: в случаи с камертоном колебания длительно сохраняют свою амплитуду. А в случаи с фортепиано колебания быстро затухают.

Но если взять отдельно развёртку этих звуков, то мы убедимся в том, что они одинаковы.

- фортепиано

7.png

- камертон

6.png

Вывод. На всех трех развертках виден основной тон и обертоны, которые отличаются в зависимости от источника звука. Наличие обертонов - это и есть своеобразная окраска звука, называемая тембром, что и наблюдается на картинках.

  1. Зависимость высоты тона от частоты колебаний.

- нота Ля первой октавы

3.png

- нота До первой октавы

2.png

Описание исследования.

Для данного исследования мы записали и сделали развёртку нот До и Ля первой октавы. По данным развёртки можно составить следующую таблицу.

Нота

Число колебаний

Время, сек

Частота

Ля первой октавы

60

0,14 секунды

428,6

До первой октавы

59

0,16 секунды

386,8

Вывод. Высота тона зависит от частоты колебаний следующим образом: чем больше частота колебаний, тем больше высота тона.


^ Влияние музыки и звука на организм человека.

  1. Влияние громкого звука на организм человека.

Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.

Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания.

Шум обладает аккумулятивным эффектов, то есть акустические раздражение, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему.

Поэтому перед потерей слуха от воздействия шумов возникает функциональное расстройство центральной нервной системы. Особенно вредной влияние шум оказывает на нервно-психическую деятельность организма.

Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.



  1. ^ Влияние звука на организм человека в зависимости от высоты.

Как показали исследования, неслышимые звуки также могут оказать вредное воздействие на здоровье человека. Так, инфразвуки особое влияние оказывают на психическую сферу человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности, ухудшаются настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности - чувство слабости, как после сильного нервного потрясения.

Даже слабые звуки инфразвуки могут оказывать на человека существенное воздействие, в особенности если они носят длительный характер. По мнению ученых, именно инфразвуками, неслышно проникающими сквозь самые толстые стены, вызываются многие нервные болезни жителей крупных городов.
Ультразвуки, занимающие заметное место в гамме производственных шумов, также опасны. Механизмы их действия на живые организмы крайне многообразны. Особенно сильно их отрицательному воздействию подвержены клетки нервной системы.


  1. ^ Влияние музыки на организм человека.

Все мы прекрасно знаем о том, что музыка способна поднять настроение, разбудить или наоборот усыпить. Учёные доказали, что влияние музыки на человека намного больше, чем мы могли бы себе представить.

Наверное, у каждого из нас есть любимые музыкальные композиции для прослушивания в разные периоды жизни, под разное настроение. Восприятие различных стилей музыки у каждого своё: кто-то любит засыпать под классику, а для кого-то необходимо услышать аккорды тяжёлого рока, чтобы проснуться. Тем не менее, наукой были установлены определённые закономерности влияния различной музыки на психическое и физическое состояние человека.

Различные стили музыки способны оказывать различное воздействие на эмоциональное и даже физическое здоровье человека. Влияние музыки на человека обусловлено прежде всего его психоэмоциональным состоянием. Если музыка гармонирует с этим состоянием, то она способна оказать положительное влияние. Если же гармонии нет, то влияние музыки на человека будет крайне негативным.

Кроме того, фактором восприятия музыки является также и национально-культурная принадлежность. Например, европеец не всегда будет чувствовать себя комфортно, слушая восточные мотивы, а длительное воздействие подобной музыки может вызвать у него сильное психическое расстройство. В то время как жителям Азии вряд ли придётся по душе западная музыка.

И всё же благотворное влияние музыки на человека уже доказано. Специалисты утверждают, что имеет значение не только стиль музыки, ритм и тональность, а и то, на каком музыкальном инструменте было исполнено произведение. Звучание каждого музыкального инструмента оказывает влияние на определённую систему организма человека.

Так, игра на фортепиано помогает гармонизировать психику, нормализует работу почек и мочевого пузыря, очищает щитовидную железу. Звуки органа стимулируют мозговую деятельность, способствуют нормализации энергетических потоков в позвоночнике.

^ Струнные инструменты: гитара, арфа, скрипка, виолончель — нормализуют работу сердечно-сосудистой системы. Кроме того, звучание этой группы инструментов вызывают у человека сострадание, готовность к самопожертвованию.

^ Духовые инструменты способствуют работе дыхательной системы, очищают лёгкие и бронхи. Благотворно влияют на кровообращение.

Ударные инструменты, в свою очередь, помогают восстановить ритм сердца, лечат печень и кровеносную систему.

Любая музыка снимает мышечное напряжение и повышает подвижность. Способствует более чёткому и конкретному восприятию информации.

Изучая влияние музыки на человека, учёные установили чудодейственный эффект многих классических произведений. Особенно огромное количество разговоров ведётся вокруг творений таких гениев как Моцарт, Вивальди, Григ, Бетховен, Шуберт, Шуман, Чайковский и Дебюсси. Считается, что музыка Моцарта активизирует мозговую деятельность и способствуют быстрому усваиванию информации. Снять головную боль помогут «Фиделио» Бетховена, Полонез Огинского и «Венгерская рапсодия» Листа. Лучшим лекарством от бессонницы можно считать пьесы Чайковского, Грига и Сибелиуса. Регулярное прослушивание произведений из цикла «Времена года» Вивальди улучшает память.

Кроме того, классическая музыка — лучшее лекарство при ревматизме. Проведя ряд экспериментов, учёные доказали, что больные, которые слушали музыку, выздоравливали в два раза быстрее, чем те, кто классику не слушал.

Положительное влияние музыки на человека оказывают и народные композиции. Этническая музыка помогает расслабиться и успокоиться. Возвращая человека к его историческим корням, народная музыка способствует открытию энергетических центров и нормализации жизненных потоков. Очищает пространство от негативного воздействия, насыщает энергией биополе человека.

^ III. Заключение.

Основные выводы по теме исследования.

Проанализировав результаты исследований мы можем сформулировать следующие характеристики звука:

  1. Чем больше амплитуда колебаний, тем больше громкость звука.

  2. Использование педалей при игре на фортепиано может изменять:

  • Громкость, за счёт уменьшения амплитуды колебаний. (левая педаль)

  • Продолжительность звука (правая педаль и левая педаль)




  1. Наличие обертонов - это и есть своеобразная окраска звука, называемая тембром.

  2. Высота тона зависит от частоты колебаний следующим образом: чем больше частота колебаний, тем больше высота тона.

О влиянии музыки и звука на организм человека мы выявили следующее:

Влияние музыки и звука может быть как и отрицательным, так и положительным.

Влияние музыки зависит от стиля музыки и от инструментов, задействованных в композиции.

Влияние звука зависит от высоты и громкости.

Советы.

Для стабилизации и активизации деятельности мозга подходят произведения Моцарта. Это могут быть первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».

От головной боли спасет полонез Огинского, «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена.

Бессонницу можно вылечить сюитой «Пер Гюнт» Грига, «Грустный вальс» Сибелиуса, пьесами Чайковского.

Гипертоникам полезно слушать «Ноктюрн ре-минор» Шопена, «Свадебный марш» Мендельсона и «Концерт ре-минор» для скрипки Баха

Приятная музыка благотворно действует и на кровь. Любимая мелодия вызывает увеличение в крови лимфоцитов, организму становится легче бороться с болезнями.

Прослушивание классики помогает легкому запоминанию информации.

Весьма неблагоприятное влияние на слух человека оказывает длительное прослушивание громкой музыке в наушниках. Учёные доказали, что слушая в день более 90 минут громкой музыки в день, может привести к частичное или даже полной потери слуха.

Список использованной литературы.

1. Дущенко В. П., Кучерук И. М. Общая физика. – К.: Высшая школа, 1995. – 430 с.

2.   Исакович М. А.Общая акустика. – М.: Наука, 1973. – 495 с.

3.   Зисман Г. А., Тодес О. М. Курс общей физики. В 3 т. – М.: Наука, 1995. – 343 с.

4.   Клюкин И. И. Удивительный мир звука. – Л.: Судостроение, 1978. – 166 с.

5.   Кухлинг Х. Справочник по физике: Пер. с нем. – М.: Мир, 1983. – 520 с.

6.   Лепендин Л. Ф. Акустика. – М.: Высшая школа, 1978. – 448 с.

7.   Яворский Б. М., Детлаф А. А. Справочник по физике. – М.: Наука, 1982. – 846 с.

8.   Шебалин О. Д. Физические основы механики и акустики. – М.: Высшая школа, 1981. – 263 с.

Похожие:

Исследовательская работа по физике Выполнила ученица 8 «А» класса iconНаучно-исследовательская работа «Качественные характеристики мёда...
Сравнение результатов испытаний мёда в фбу «Алтайского цсм» полученных качественных характеристик
Исследовательская работа по физике Выполнила ученица 8 «А» класса iconУчебно-исследовательская конференция «Юность Поморья» Направление...
Выполнила ученица 8 класса муниципального образовательного учреждения «Едемская основная общеобразовательная школа» Устьянского района...
Исследовательская работа по физике Выполнила ученица 8 «А» класса iconИсследовательская работа по литературе автор: ученица 7 класса
Семейная тема в произведениях А. С. Пушкина (на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка»)
Исследовательская работа по физике Выполнила ученица 8 «А» класса iconИсследовательская работа «Сухарики: вред или польза?» ученица 8 класса...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «дороховская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа по физике Выполнила ученица 8 «А» класса iconИсследовательская работа Возрастная категория: 14-16 лет Работу Кузнецова...
Цель исследования: Собрать информацию об абанских ветеранах 510 гап для сохранения ее на электронных носителях
Исследовательская работа по физике Выполнила ученица 8 «А» класса iconИсследовательская работа «Слово о настоящем человеке» ( о выпускнике...
Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Воркута»
Исследовательская работа по физике Выполнила ученица 8 «А» класса iconНаучно-исследовательская работа Автор: Самойленко Мария ученица 7 класса
Из простых веществ – воды и углекислого газа образуются сложные химические соединения – сахара, которые потом превращаются в крахмал,...
Исследовательская работа по физике Выполнила ученица 8 «А» класса iconНоу сош «Таланъ» Эффективные приёмы мнемотехники выполнила ученица 6 класса Соболева Е
Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации. Использование приёмов мнемотехники,...
Исследовательская работа по физике Выполнила ученица 8 «А» класса iconПрограмма конференции была интересной и насыщенной. Прибыли в Ярославль...
Ракитянского района участвовали в работе XIV научно – практической конференции «Открытие» в г. Ярославле. В состав делегации вошли...
Исследовательская работа по физике Выполнила ученица 8 «А» класса iconВыполнила работу: ученица 10 класса Щербакова Света
Обнаружил действие магнитного поля Земли на движущиеся проводники с током. Открыл (1820) механическое взаимодействие токов и установил...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница