Исследование видового состава комнатных растений в школе




Скачать 243,85 Kb.
НазваниеИсследование видового состава комнатных растений в школе
Дата публикации26.07.2013
Размер243,85 Kb.
ТипИсследование
pochit.ru > Биология > Исследование

Научное общество учащихся 658980 ул. Делегатская-3

МОУ «Ключевская средняя с. Ключи Ключевского района

общеобразовательная школа №1» Алтайского края
_________________________________________________

т. 8(38578) 22-1-72, е-mail: iskatel-ksh1@rambler.ru

Экология жилых и общественных помещений: значение комнатных растений

Работу выполнила:

Силкина Ольга Петровна, ученица 10Б класса МОУ «Ключевская СОШ №1», 658098 Алтайский кр., Ключевской р-н, с. Ключи, ул. Р.Люксембург - 38 , т. 21-2-19


Руководитель:

Пилипенко Олег Михайлович, учитель биологии

Ключи 2009



Оглавление


  1. Введение…………………………………………………………...………….3

  2. Обзор литературы…………………………………………………………….5

    1. Влияние энергетики растений на человека…………………………….5

    2. Воздействие комнатных растений на состояние воздуха……………..7

    3. Растений для жилых и общественных помещений……………………9

      1. Растения для дома……………………….………………………….9

      2. Растения для школы……………………………………………....10

    4. Роль комнатных растений в сохранении здоровья учащихся……….12

  3. Материалы и методы исследования………………………………………..15

    1. Исследование видового состава комнатных растений в школе……..15

    2. Изучение фитонцидной активности комнатных растений…………..18

  4. Выводы…………………………………………………………………….…22

  5. Источники и литература………………………………………………….....24

  6. Приложения

Приложение 1............................................................................................25

Приложение 2...........................................................................................26

Приложение 3…………………………………………………………..27


1. Введение.
Каждый день в суете повседневных забот люди мельком видят различные растения на улицах, в магазинах, в офисах, но только видят. Современным человеком часто эгоистично недооценивается значение растений, он привычно воспринимает их лишь как украшение, лекарство или сырье для многих отраслей промышленности. Чудесная, преображающая энергия гармонии, в которой живут растения, в мельтешении жизни может остаться не замеченной, не прочувствованной человеком

Растения являются одними из самых «коммуникабельных» живых организмов Земли, они общаются между собой, а так же с животным миром, частью которого является человек. Уже в древности люди тонко чувствовали свою взаимосвязь с природой, изучали ее закономерности, обобщали ее свои знания и обращались к ней за помощью. Растения приближают человека к пониманию законов природы.

Комнатные растения играют важную роль: увлажнение воздуха, обогащение его кислородом. Приобретая и принося в свой дом комнатные растения, ни в коем случае нельзя забывать о том, что они становятся очень активной частью общей биоэнергетики, чутко реагируют на изменения информационных потоков, способные либо смягчить, либо сделать более жестким негативные воздействия. Вряд ли случайно то, что одни растения улучшают настроение людей, восстанавливают, снимают усталость, а другие, наоборот, обессиливают, угнетают, вызывают ощущения физического и душевного дискомфорта. Лишь имея некоторые познания в области домашнего цветоводства, можно в определенной степени сохранить и даже укрепить свое здоровье.

В нашей школе озеленению уделяется большое внимание, разнообразные растения выращиваются в кабинетах и коридорах школы. И мне стало интересно, какую пользу они приносят или же они цветут в стенах нашей школы исключительно для красоты. С учётом тенденции резкого снижения численности населения выдвигается проблема создания и сохранения здорового общества. Это повышает ответственность системы образования не только за духовное, но и за физическое развитие нового поколения, укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценности здорового образа жизни. Состояние здоровья детей, подростков и молодёжи вызывает обоснованную тревогу у всего общества в целом. В связи с этим, такое направление работы как охрана здоровья и внедрения здоровьесберегающих технологий обучения становится важнейшим для школы и всех участников учебно-воспитательного процесса.

На основании вышеизложенного целью настоящего исследования явилось изучение значения комнатных растений.

Задачами исследования были определены следующие:

  1. Исследовать видовой состав комнатных растений, выращиваемых в школе.

  2. Изучить фитонцидную активность комнатных растений на примере бегонии и пеларгонии.

  3. Разработать рекомендации по видовому составу комнатных растений для жилых и общественных помещений.


^ Объект исследования: экологическая микросреда МОУ «Ключевская СОШ №1».

Предмет исследования: комнатные растения, микрофлора воздуха.
Методы исследования: описательный, метод анализа, эксперимент, наблюдение.


^

2. Обзор литературы


2.1. Влияние энергетики растений на человека

Привычные всем нам комнатные растения в жилых и служебных помещениях не только объект восхищения формой цветом и ароматом, но и могучая сила, способная при правильном использовании превратиться в добрую соратницу, а при недостатке знания навлечь неприятности.
Цветы, подобранные в соответствии с индивидуальными особенности своего хозяина раскрывают его творческий потенциал, благотворно воздействуют и на психологическое и на энергетическое и на физическое состояние человека в целом. Энергетика комнатных растений способна нейтрализовать вредное воздействие излучения от бытовых приборов, негативное воздействие химически вредных синтетических материалов, оживить атмосферу помещения, придав ей особый комфорт и уют. Цветы не просто прекрасные и совершенные создания, они живые существа, нуждающиеся в уходе, любви и внимании. Получив ее в достаточной степени, они становятся вашими верными друзьями и надежными защитниками.
Энергетика домашних растений способна творить настоящие чудеса. Основной орган цветка, выполняющий защитное и очищающее действие, - его лист. Остальная часть цветка - сложнейшая лаборатория по преобразованию энергии, каждое звено которой играет строго определенную роль в построении нормальной энергетики дома, препятствовании проникновения вредных и отрицательных энергий, привлечению и усиливанию энергий благотворных и полезных для всех, живущих в стенах этого дома. Каждое растение несет свои возможности и свою энергетику, имеет свой неповторимый характер. Например, азалия насыщает дом "бодрой" и жизнеутверждающей энергией. Способствует концентрации на поставленных целях, являясь в то же время прекрасной защитницей от сплетников и лжецов, препятствует проявлению таких негативных проявлений в настроении, как нервозность, непоследовательность, беспорядочность, неуверенность. А вот алое известно, как растение, проявляющее свои целительные свойства в настойках и экстрактах. Оказывается алоэ еще и донор, отдающий свою энергию для поддержания нашего энергетического иммунитета, страж на вратах, не пропускающий и безжалостно расправляющийся с болезнетворными энергиями, которые стремятся обуздать нас и наш дом [4].

Аспарагус и спаржевый плющ латают наши черные энергетические дыры, которые оставляют вокруг себя слабохарактерные и неуверенные в себе люди. Эти дыры опасны тем, что появившись раз, становятся энергетическими вампирами, извлекающими вовне полезную энергию, которая могла бы быть использована для каких - либо дел. Эти растения помогают человеку стать увереннее в собственных силах, поднимают настроение и настраивают на удачу.

Бальзамин - источник мощнейшего энергетического потока, несущего ощущение радости, гармонии и единства с космосом. Аккумулятор и усилитель творческих энергий. Помогает человеку раскрыть и проявить свои лучшие качества [5]. Кактус - громоотвод отрицательных энергий. Будучи поставлен напротив двери, кактус не позволит надолго задержаться в доме человеку, пришедшему к вам со злыми намерениями. Ненависть, злоба, раздражение, зависть поглощаются кактусом и преобразуются им. Папоротник - растение, несущее гармонию, как никакое другое растение, способен уравновесить энергетические потоки внешнего мира и собственные, "внутренние" потоки энергетического тела человека. Энергия папоротника способствует раскрытию внутренних способностей человека, создает в душе ощущение покоя и гармонии.


^ 2.2. Воздействие комнатных растений на состояние воздуха
Преуспев в создании комфорта в своих домах, мы добровольно сделали атмосферу в них вредной для здоровья, ведь все блага цивилизации имеют и обратную сторону. Исправить ситуацию помогут комнатные растения, но подобрать их нужно с учетом условий, в которых им придется жить. Только здоровое, крепкое растение обладает чудесными свойствами делать воздух чистым.

В воздухе наших квартир обнаружено около ста весьма ядовитых химических соединений. Постепенно мы пустили в свой дом искусственные покрытия, стиральные порошки, микроволновые печи и прочие чудеса бытовой химии и техники. А с ними – формальдегид и фенол, ацетон и аммиак, оксиды азота и углерода, аэрозоли тяжелых металлов. Почти за 80 % химических веществ, обнаруженных в воздухе квартир, «ответственны» строительные и отделочные материалы. Причем большинство из них рекламируют как «экологически чистые». Концентрация некоторых летучих органических веществ внутри помещений значительно превышает их содержание в атмосферном воздухе. В целом, воздух внутри помещения загрязнен сильнее наружного в 1,5 – 4 раза! [2, 8, 9]

Помимо всего прочего, современный интерьер несет в себе слишком много жестких прямых углов. Это сочетание вертикальных линий слишком агрессивно. Оно давит на психику, вызывая нервные срывы и стрессы.
На выручку к нам приходят комнатные растения. Их мягкая зелень, очертания листьев, нежные цветы и даже колючки успокаивают нас, уменьшают физическое и психическое утомление, помогают выйти из стресса. Создавая благотворный душевный настрой, растения к тому же увеличивают количество кислорода, ионизируют воздух, что весьма важно для здоровья. И не просто ионизируют. Они повышают содержание отрицательных легких ионов, одновременно снижая концентрацию тяжелых. Отрицательные легкие ионы, которых так не хватает в загрязненной атмосфере, влияют на активность дыхательных ферментов, обмен веществ, кислотно-щелочное равновесие крови, снижают артериальное давление и обладают успокаивающим действием, повышают мышечную силу и выносливость организма к воздействию неблагоприятных факторов. Их количество резко снижается, когда в комнате работает телевизор или компьютер. В такой комнате нужно разместить хвойные (кипарис, туя), а также кактусы, которые помогают нейтрализовать радиационное воздействие на ваш организм [10]. Комнатные растения еще и очищают воздух с феноменальной эффективностью. Им тоже приходится выживать, поэтому они чутко улавливают изменения в состоянии среды и приспосабливаются к ним. Создавая благоприятные условия для себя, цветы заботятся и о нас. Разными способами они уничтожают вредные элементы, некоторые выводятся в почву, а иные даже используются для жизнедеятельности.
Рекордсменом по эффективности очистки воздуха является хлорофитум [2,8]. Он даже превосходит специально созданные для этой цели технические устройства. Это растение неприхотливо и выглядит великолепно. При правильном уходе оно дает много усов с детками и получается буйство зелени. Но если вы хотите разнообразить интерьер – создайте композицию из разных растений. Ненамного уступают хлорофитуму по эффективности очистки воздуха такие растения как плющ, спатифиллум и алоэ.
Комнатные растения обладают еще одним оздоравливающим средством - фитонцидами. В помещении, где находятся цитрусовые, розмарин, мирт, инжир, герань - в воздухе содержится значительно меньше микробов. Всем известный столетник так сильно воздействует на вредные микробы, что их количество снижается почти в 4 раза [4].
В лечебных целях очень важно, что фитонцидная активность комнатных растений проявляется особенно в зимне-весенний период, т.к. именно в это время возрастает число острых респираторных заболеваний.
^ 2.3. Растения для жилых и общественных помещений

2.3.1. Растения для дома

Растения для кухни.

На кухне, конечно, лучше держать растения, которые выдержат проветривание комнаты, резкий перепад температуры, с жесткими кожистыми листьями, которые не требуют постоянных опрыскиваний.

На состояние воздуха здесь влияют работа электроприборов и горение газа во время приготовления пищи. Тут прекрасно будут себя чувствовать акалифа, плющ, хлорофитум, а пышным папоротникам и фикусам вполне комфортно проживать рядом с раковиной, где влажность всегда повышена. Эти растения не только декоративны, но и являются живыми воздухоочистителями. Надо только помнить, что цветы должны стоять подальше от плиты. К жизни в кухне пригодны растения с блестящими кожистыми листьями, которые легко протирать (каланхоэ), однако они не должны быть «капризными». В оформлении кухни желательно ограничиться несколькими растениями, причем поставить их лучше на подоконнике.

Растения для спальни.

Для спальни лучше выбирать растения без резких ароматов. Здесь лучше обойтись без растений с острыми листочками и колючками (кактусы). Благоприятную для спальни энергию излучают растения с круглыми и ниспадающими листьями [5] .

Особую славу заслужил фикус. Он помогает снять раздражительность, передает человеку состояние покоя, ощущение стабильности жизни, гасит агрессию (к тому же его листья способны поглощать формальдегид, толуол, ксилол и аммиак) [3, 5].

Можно поставить древовидное каланхоэ (это растение отодвигает геопатогенную зону) и хлорофитум (благоприятствует покою).

Для создания расслабляющего эффекта могут использоваться растения, источающие легкий аромат – пеларгония, лаванда. А прикроватные тумбочки – идеальное место для проживания миниатюрных растений, таких как фиттония, криптантус или цветущих бегоний и примул. Но и здесь должна быть умеренность – спальня не должна «тонуть» в цветах.

Для того чтобы получить от комнатных растений максимальный эффект, им необходимо обеспечить наилучшие условия существования, включающие в себя режим освещения, температуры, влажности, а также состав почвы. Их необходимо вовремя подкармливать и пересаживать. Особенно важно регулярно смывать пыль с растений. Эта несложная процедура повышает эффективность использования растений. В результате воздух в комнате станет в среднем на 40% чище, чем там, где растений нет.
^ 2.3.2. Растения для школы

Комнатные растения на протяжении многих лет сопровождают и украшают жизнь человека. Ничто так не украшает школу как комнатные растения. Никакие искусственные запахи не могут заменить живой запах цветов. Растения нужно правильно подобрать и разместить, тогда они будут иметь эстетическое и эмоциональное воздействие. Комнатные растения играют санитарно-гигиеническую роль: очищают воздух. Улучшая воздух, они увлажняют его, испаряя листьями воду, облегчают дыхание. Сам цвет зеленых листьев успокаивает нервную систему, вызывая положительные эмоции, а это сказывается благотворно на работоспособность учащихся. Растения выделяют фитонциды - защитные вещества. Эти фитонциды способны подавлять рост бактерий, грибков и простейших микроорганизмов. Но есть растения, которые не рекомендуется выращивать в комнатных условиях. Это олеандр, сок его ядовитый [1].

Комнатные растения - это возможность общения с живой природой. Ученики большую часть времени находятся в помещении школы. Поэтому нужно выбрать растение, которые будут не только декоративные, но и в первую очередь полезные для здоровья человека. При подборе комнатных растений надо учитывать, смогут ли эти растения жить в конкретных условиях. Первым показателем при подборе - это внешний вид растения. Растения с жесткими листьями медленно растут и для них подойдут кабинеты с хорошим освещением. А с мягкими, нежными листьями – это растения быстрорастущие, но имеющие привлекательный вид не так долго. Они не выносят прямых солнечных лучей, им нужна равномерная влажность, хорошо растут в полутени, не переносят резких колебаний температуры. Растения с листьями, которые покрыты волосками, растут лучше на свету, чем в тени. Опущение защищает их от испарения и солнечного света. Эти растения требовательны к условиям микроклимата в помещении.

Для полутемных холодных и сухих кабинетов рекомендуются растения с кожистыми и гладкими листьями: бегония краснолистая, сансевьера, плющ комнатный, традесканция. Для не достаточно освещенных, но влажных и теплых кабинетов - растения с тонкими, нежными листовыми пластинками разной формы: бегония королевская, камнеломка, монстера, плющ восковой, папоротники, сциндапсус. Для светлых, теплых и влажных- растения с разнообразной окраской и формой: колеус, бальзамин, бегонии, примулы, герань, калла. Для светлых жарких и сухих кабинетов - суккуленты с сочными листьями и стеблями, а также кактусы.
^

2.4. Роль комнатных растений в сохранении здоровья учащихся



Любой растительный организм в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает вещества различной химической природы, в том числе и те, которые помогают в борьбе с болезнетворными микроорганизмами, способствуют выработке у растений иммунитета против различных заболеваний. К таким веществам относятся фитонциды - биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие не только различных микроорганизмов, но и паразитических червей, насекомых - переносчиков и возбудителей инфекционных заболеваний. Они выделяются как неповрежденными, так и механически разрушенными растительными тканями. По своей химической природе фитонциды чрезвычайно разнообразны: гликозиды, терпеноиды, другие вторичные метаболиты. Фитонциды - термин, предложенный Б.П. Токиным в 1934 году для обозначения класса летучих веществ, выделяемых растениями, обладающих антимикробными свойствами [7]. Он заметил, что пищевые продукты, приготовленные на восточных базарах, порой в совершенно антисанитарных условиях, почему-то не вызывают вспышек инфекционных заболеваний. Б. Токин предположил, что обилие восточных пряностей каким-то образом предохраняет продукты от порчи, а людей - от заражения кишечными инфекциями. Он исследовал вещества, содержащиеся в пряностях, и обнаружил, что значительный антисептический эффект вызывают именно летучие компоненты. Эти "летучие яды растений" он предложил назвать фитонцидами. Характерными представителями фитонцидов являются эфирные масла, извлекаемые из растительного сырья промышленными методами, - но также и другие летучие компоненты растений, которые практически невозможно собрать в заметных количествах. Эти фитонциды обычно называют "наивными антимикробными веществами растений". Расцвет в области изучения фитонцидов приходится на 1950-1980 гг. В эти годы в СССР были проведены обширные исследования антивирусного, противобактериального, иммунтропного и др. эффектов веществ, выделенных из растений при помощи экстракции и др. методов. Фитонциды растений были обнаружены в 1928-1930 гг. Одними из первых исследователей фитонцидов были Б.П. Токин, А.Г. Филатов и А.Е. Тебякина. Эти исследователи доказали, что некоторые вещества, содержащиеся в пищевых растениях, обладают мощными фитонцидными свойствами по отношению к болезнетворным для человека бактериям [7]. Фитонциды были обнаружены во всех растениях. Например, бактерицидные вещества, убивающие многие бактерии, обнаружены в чесноке, хрене, алоэ, некоторых водорослях. Фитонциды около 50 видов растений способны убивать одноклеточные организмы. Фитонциды разных растений имеют различный химический состав. Одни растения вырабатывают летучие фитонциды, другие - нелетучие. Фитонциды одних растений обладают бактерицидными свойствами, т.е. могут убивать бактерии, фитонциды других растений лишь задерживают рост и размножение микроорганизмов, но не убивают их. Фитонциды защищают и человека от многих заболеваний, улучшают его самочувствие и работоспособность. Активными продуцентами этих летучих веществ являются многие древесные и кустарниковые растения: сосна, ель, эвкалипт, черемуха обыкновенная, орех грецкий, абрикос, полынь, розмарин; травянистые растения - шалфей, анис, мята перечная и др. Из фитонцидов высших и низших растений в настоящее время получены многие антибиотики, обладающие различной антимикробной активностью: из чеснока - аллицин, из шалфея лекарственного - сальвин, из зверобоя - иманин, из чистотела - сагвинарин, из хлопчатника - госсипол и т.д. Фитонциды - один из многих факторов, влияющих на микрофлору воздуха. Воздух закрытых помещений насыщен микроорганизмами, в том числе и болезнетворными. Для оздоровления воздушной среды применяют комнатные цветочные растения, многие из которых обладают высокой фитонцидной активностью. Это различные виды рода бегония, герань, хлорофитум, колеус и др. Вот почему при подборе цветов для озеленения школьных помещений необходимо учитывать не только их декоративность, но и фитонцидные свойства.

Как утверждают ученые, комнатные цветы и растения отлично выполняют роль психотерапевтов и экологов. В большинстве своем растения "подпитывают" нас. Не зря же в городах, где мало "зеленых друзей", люди чувствуют себя дискомфортно и рвутся "на природу". Врачи тоже настоятельно рекомендуют больше бывать за городом, гулять в лесу. Наши предки интуитивно чувствовали, что комнатные растения и цветы нужны человеку для поддержания здоровья. Современные панельные дома из железобетона неэкологичны. Один из существенных их недостатков - низкая влажность воздуха в помещениях с центральным отоплением. Она составляет всего 20-30% - почти как в пустыне или полупустыне. В этом случае на помощь может прийти уникальное растение - циперус, филодендрон, монтера. К тому же эти растения украшают интерьер: у них крупные листья необычной формы, замечательная пестрая или однотонная окраска. Целая группа растений обладает фитонцидными свойствами. Воздух, обедненный фитонцидами, буквально кишит микробами. Фитонциды выделяют практически все растения. Дело в количестве, в концентрации. Это касается привычных и, казалось бы, чисто декоративных комнатных растений. Кактусы (это достаточно широко известно) выделяют летучие вещества, защищают от излучений телевизора и компьютера. В детской комнате лучше всего держать герань: она позитивно влияет на нервную систему ребенка. В душном помещении в недостатке кислорода и в мизерном числе его отрицательных ионов, которые совсем исчезают во время работы в комнате телевизора или компьютера. Некоторые комнатные растения способны выделять такие же ионы, делая воздух свежим и легким для дыхания.


^ 3. Материалы и методы исследования

3.1. Исследование видового состава комнатных растений в школе

В результате изучения видового состава комнатных растений, выращиваемых в школе, было выяснено, что они представлены следующими семействами и родами:

  1. АГАВОВЫЕ (Agavaceae): драцена, сансевиерия;

  2. АКАНТОВЫЕ (Acantaceae): пахистахис, санхеция;

  3. АМАРИЛЛИСОВЫЕ (Amaryllidaceae): валлота, гиппеаструм, кливия, эухарис;

  4. АРАЛИЕВЫЕ (Araliaceae): плющ, шеффлера;

  5. АРЕКОВЫЕ (Arecaceae): финик, вашингтония;

  6. АРОИДНЫЕ (Araceae): аглаонема, диффенбахия, алоказия, кала, монстера, сингониум, спатифиллум, эпипремнум;

  7. БАЛЬЗАМИНОВЫЕ (Balsaminaceae): импатиенс (бальзамин);

  8. БЕГОНИЕВЫЕ (Begoniaceae): бегония;

  9. ВИНОГРАДОВЫЕ (Vitaceae): циссус;

  10. ГЕРАНИЕВЫЕ (Geraniaceae): пеларгония;

  11. ГЕСНЕРИЕВЫЕ (Gesneriaceae): сенполия, глоксиния, эписция;

  12. ГУБОЦВЕТНЫЕ (Lamiaceae): колеус;

  13. ДАВАЛЛИЕВЫЕ (Davalliaceae): нефролепис (папоротник);

  14. КАККТУСОВЫЕ (Cactaceae): зигокактус (декабрист), маммиллярия, опунция, цереус, пародия, эпифиллум;

  15. КИСЛИЧНЫЕ (Oxalidaceae): кислица;

  16. КОММЕЛИНОВЫЕ (Commelinaceae): зебрина, рео, традесканция;

  17. КУТРОВЫЕ (Apocynaceae): олеандр;

  18. ЛАСТОВНЕВЫЕ (Asclepiadaceae): стапелия, хойя (восковой плющ);

  19. ЛИЛЕЙНЫЕ (Liliaceae): алоэ, гастерия, хавортия, хлорофитум;

  20. МАЛЬВОВЫЕ (Malvaceae): абутилон (комнатный клён), гибискус (китайская роза);

  21. МАРЕНОВЫЕ (Rubiaceae): кофейное дерево;

  22. МОЛОЧАЙНЫЕ (Euphorbiaceae): молочай, пуансеттия;

  23. ОСЛИННИКОВЫЕ (Onagraceae): фуксия;

  24. ОСОКОВЫЕ (Cyperaceae): циперус;

  25. ПЕРВОЦВЕТНЫЕ (Primulaceae): цикламен;

  26. ПЕРЦЕВЫЕ (Peperaceae): пеперомия;

  27. РУТОВЫЕ (Rutaceae): лимон;

  28. СТРЕЛИТЦЕВЫЕ (Streliziaceae): стрелитция;

  29. ТОЛСТЯНКОВЫЕ (Crassulaceae): каланхоэ, крассула (толстянка);

  30. ТУТОВЫЕ (Moraceae): фикус.

Изучение видового разнообразия показало, что наибольшим числом видов представлены семейства: Ароидных, Кактусовых, Амариллисовых и Лилейных (см. рис. 1)




8


6


4

4

При сравнении количества сортов, оказалось, что наиболее многочисленны сорта семейств: Тутовые (фикусы), Бегониевые, Амариллисовые, (см. рис 2., приложение 1, 2, 3).



11

8

8

Количественный анализ выращиваемых в школе комнатных растений показал, что самую многочисленную группу представляют:

Хлорофитум хохлатый – 47 шт.;

Пеларгония садовая – 38 шт.;

Бегония королевская – 31 шт.;

Валлота прекрасная – 27 шт.;

Колеус гибридный – 22 шт..


^ 3.2. Изучение фитонцидной активности комнатных растений

Мы провели исследование влияния растений рода пеларгонии и бегоний на общее содержание бактерий в учебных кабинетах. Эти растения, как и многие другие, обладают фитонцидными свойствами. Роль комнатных растений в улучшении экологии помещения исследовалось через определение бактериальной загрязненности воздуха в учебных кабинетах. Для санитарно-гигиенической оценки воздуха определяют общее количество микробов, находящихся в 1 куб.м. воздуха. При исследовании воздуха закрытых помещений большое значение имеет способ выделения микроорганизмов из воздуха. В зависимости от принципа улавливания бактерий микробиологические методы исследования воздуха разделяют на седиментационные, фильтрационные и аспирационные. Аспирационный метод связан с применением аппарата Кротова, ПАБ, ПОВ - 1 и других аналогичных моделей. Конструкция аппарата основана на принципе ударного действия струи воздуха. Скорость протягивания воздуха 25 л/мин. Для определения общего содержания микроорганизмов пропускают 100 л воздуха. При отсутствии пробоотборников допускается производить исследования микрофлоры воздуха закрытых помещений методом седиментации (оседания) на чашку Петри с мясопептонным агаром для определения общей обсемененности воздуха в течение 10 минут. Посевы инкубируют при 37 С в течение 24 часов, после чего подсчитывают количество выросших колоний и производят пересчет на 1 куб. м. воздуха. Это проводится в соответствии с инструкцией по бактериологическому контролю качества проведения противоэпидемических мероприятий (приложение к приказу Комитета здравоохранения №420 от 17.08.98.). Мной был использован метод седиментации так как он проще в проведении, не требует применения приборов.

Описание опыта. Исследования воздуха проводилось в учебное время в трех учебных кабинетах №10, 18, 21, имеющих одинаковую площадь 54 кв. м., расположенных с южной стороны здания, одинаковая освещенность и температурный режим, типовая мебель. Исходя из литературных данных об уровне фитонцидности, были выбраны растения из рода бегоний и пеларгониум (герани). За неделю до начала исследования была подготовка помещений: убраны комнатные цветы и помещены растения в соответствии с опытом.

^ Варианты опыта:

I - кабинет математики (№21) - 20 растений герани

II - кабинет немецкого языка (№18) - 20 растений бегонии

III - кабинет истории(№10) - контроль (растений нет, убраны за неделю до опыта).

Рис. 3. Посев в кабинете №18 Рис. 4. Посев в кабинете №21

Растения были выбраны примерно с одинаковой зеленой массой (см. рис. 3, 4). Определение фитонцидной активности проводилось по исследованию содержания бактерий в учебных кабинетах в дни с полной нагрузкой (6 уроков) и учащихся одних и тех же классов. Для проведения опыта в лаборатории СЭС были взяты 6 стерильных чашек с питательной средой (мясопептонный агар).

Посев производился до занятий в 8:20 - 8:30 и после 6 урока до влажной уборке. После посева чашки завертывали в бумагу по отдельности, помещали в целлофановый пакет и отправлялись в лабораторию СЭС, где в течение 24 часов они выдерживались в термостате при 37 С. Через сутки подсчитывали число колоний в каждой чашке (см рис. 5, 6, 7) и умножая на расчетный коэффициент 54 определялось число бактерий в 1 куб. м.

Определили объём воздушного столба над чашками Петри.

Rчашки Петри= 4,75 см

Sчашки Петри= 3,14 * 4,752 =70,85 (см2)

Высота воздушного столба над чашками петри – 260 см.

Vвоздушного столба= 70,85*260 = 18420 (см3)

Расчет коэффициента перевода количества бактерий на 1 м3

К=1000000 : 18420 = 54

^ Таблица 1. Результаты опыта.

Вариант

Наличие растений

Посев бактерий

Число бактерий в 1м3 воздуха

До занятий/

кол-во колоний

После занятий/

кол-во колоний

До занятий, шт

После занятий. шт

Кабинет истории №10

Нет растений (контроль)

1

8

54

432

Кабинет немецкого языка №18

Бегония 20 шт

нет

3

нет

162

Кабинет математики №21

Герань 20 шт

1

4

54

216

Из результатов, приведенных в таблице, видно, что содержание бактерий в воздухе учебных кабинетов невысоко и соответствует санитарным требованиям [6]. Использование в озеленении кабинетов герани и бегоний позволяет значительно снизить количество бактерий в воздухе.



^ Рис. №.5 результаты посева в кабинете № 10 (после занятий, контроль)


Рис. №.6 результаты посева в кабинете № 18 (после занятий, бегония)


^ Рис. №.7 результаты посева в кабинете № 21 (после занятий, герань)
Виды бактерий не определялись. Они могли быть почвенными сапрофитами и бактериями, выделяемыми со слизистых оболочек детей.

4.Выводы

1) Самым большим разнообразием видов представлены семейства: Ароидных, Кактусовых, Амариллисовых и Лилейных. Самое высокое сортовое разнообразие у семейств: Тутовые (фикусы), Бегониевые, Амариллисовые. Самыми распространенными видами растений, выращиваемых в школе, являются: хлорофитум хохлатый, пеларгония садовая, бегония королевская, колеус гибридный, валлота прекрасная.

2) Бегония и пеларгония обладают выраженной фитонцидной активностью, что проявляется в меньшем содержании бактерий в воздухе в кабинетах с комнатными цветами. Бегонии являются хорошими фитонцидными растениями и могут быть рекомендованы для озеленения, так как обладают преимуществом перед геранями - отсутствием запаха.

3) В результате проведенного исследования было выявлено, что наиболее подходящими для выращивания являются комнатными растениями следующих видов: в школьных кабинетах: - для прохладных кабинетов с недостаточным освещением: бегония краснолистная, сансевиерия, плющ комнатный, традесканция;

- для влажных и теплых кабинетов с окнами, выходящими на север и запад: бегония королевская, камнеломка, монстера, плющ восковой, папоротники, сциндапсус.

- для светлых, теплых и влажных кабинетов: колеус, бальзамин, бегонии, примулы, герань, калла.

- для светлых жарких и сухих кабинетов: суккуленты с сочными листьями и стеблями, а также кактусы.

в жилых помещениях: - спальня: фикус, древовидное каланхоэ, пеларгония, лаванда, фиттония, криптантус, бегония, примула.

- кухня: акалифа, плющ, хлорофитум, папоротники, фикусы.

^ 5. Источники и литература

1. Головкин Б.Н., Энциклопедия комнатного цветоводства, Издательство «Колос», М, 1993.

2. Павлов С.А., Растения – целители. Пеларгония, Лениздат, 2005.

3. Павлов С.А., Растения – целители. Фикусы, Лениздат, 2005.

4. Павлов С.А., Растения – целители. Алоэ, Лениздат, 2005.

5. Певная Т.К., Комнатные растения. Энергетические защитники или вампиры, РИПОЛ КЛАССИК, М, 2006.

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 12 марта 2003 г. N 15 "О введении в действие СанПиН 2.1.2.1199-03"

7. Серия «Эрудит». Мир растений, М., ООО ТД «Издательство Мир книги», 2006.

Интернет-ресурсы

  1. Сайт «Комнатное цветоводство» статья «Растения очищают воздух»: http://www.floriculture.ru/rast/razn/rast_filtry.shtml

  2. Сайт «Приточная вентиляция» статья «Комнатные растения очищают воздух»: http://www.oknoventil.ru/index75.html

  3. Сайт «Комнатные растения» статья «Экология жилища. Факторы риска»: http://www.treeland.ru/article/home/plant/factor.htm


Приложение 1.

Сортовое разнообразие комнатных растений семейства

Тутовые (фикусы)


Рис. 8. Многообразие сортов фикусов









Рис. 9. Фикус каучуконосный

Рис. 10. Фикусы Бенджамина: «Сафари», «Натали»


Приложение 2.

Сортовое разнообразие комнатных растений семейств

Амариллисовые.



Рис. 11. Многообразие сортов гиппеаструмов









Рис. 12. Сорт «Apple-Blossom»

Рис. 13. Сорта «Passadena», «Solomon»

Приложение 3.

Сортовое разнообразие комнатных растений семейств

Бегониевые.





Рис. 14. Разнообразие сортов бегонии королевской


Похожие:

Исследование видового состава комнатных растений в школе iconИсследовательская работа Тема «Сравнительная характеристика видового...
«Сравнительная характеристика видового состава растений в березняках в пределах г. Саров»
Исследование видового состава комнатных растений в школе iconПрограмма «Экология комнатных растений»
Мы рады приветствовать тебя в очно-заочной школе для одарённых детей «Звёздное поколение» эколого-биологического направления
Исследование видового состава комнатных растений в школе iconЧрмоо эколого-краеведческий центр «Маленькая планета» Определение...
У водных растений, например у кувшинок, устьица расположены только на верхней стороне листа с плотностью около 500 на 1 м у подводных...
Исследование видового состава комнатных растений в школе iconЧто растет на подоконнике?
Расширить знания учащихся о разнообразии комнатных растений, показать особенности их жизни в сравнении с жизненными условиями растений...
Исследование видового состава комнатных растений в школе iconИсследование имеет тему: «Какие секреты есть у комнатных растений?»
А помочь создать это могут комнатные растения. Но для того чтобы растения радовали нас нужно знать не только как правильно за ними...
Исследование видового состава комнатных растений в школе iconМоей работы: «Влияние абиотических факторов на различные виды растений»
Изучение влияния абиотических факторов на примере дикорастущих и комнатных растений
Исследование видового состава комнатных растений в школе iconМаликова Валентина Владимировна Приложение №5
Чистый воздух необходим для жизни человека, растений и животных. Однако атмосферные загрязнения оказывают отрицательное влияние на...
Исследование видового состава комнатных растений в школе iconСписок комнатных растений кабинета биологии алоказия алоэ древовидное

Исследование видового состава комнатных растений в школе iconВлияние комнатных растений с фитонцидными свойствами на состав воздуха в закрытых помещениях
Изучено строение фитонцидов, растения обладающие данным эффектом. Все внимание сосредоточено на определении растений обладающих наибольшим...
Исследование видового состава комнатных растений в школе iconИсследовательская работа «Определение фитонцидности комнатных растений...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница