Скачать 101,04 Kb.
|
Программа курса «Человек и его здоровье» 5 класс. 1. Вводный курс в предмет «Человек и здоровье». Понятие о человеке как живом организме. Отличие человека от животных. Происхождение человека. Развитие знаний о природе человека. Значение знаний о человеке для охраны его здоровья. Особенности жизни на Севере. 2. Общий план строения человеческого организма. Понятие об органах, система органов, их расположении в организме. 3. Гигиена, режим, физические упражнения и здоровый образ жизни. Понятие здорового образа жизни. Гигиена – наука о взаимосвязи человека и окружающей среды. Личная гигиена. История вопроса и развитие понятий личной гигиены. Понятие о режиме дня. «Жаворонки» и «Совы». Режим питания. Роль физических упражнений для здоровья. Утренняя зарядка. Значение пребывания на свежем воздухе. Закаливание. Практические работы: Выяснение моющих свойств мыла. Практикум измерения силы. Комплекс утренней гимнастики. 4. Основы сексологии. 7ч. Начало жизни. Понятие о половых клетках. Оплодотворение. Почему дети похожи на родителей. Значение наследственной генетической программы. Способность к размножению. 5. Здоровье человека и живая и неживая природа. Влияние условий окружающей среды на здоровье человека. Деятельность человека и его влияние на природу. Человек – часть живой природы. Понятие экологии. 6. Оказание первой помощи. Определение пульса. Проведение искусственного дыхания. Остановка кровотечений. Способы перевязки. 6 класс. 1. Особенности развития организма подростка среднего школьного возраста. 2. Физиология органов и систем органов человека. 1. Пищеварительная система. Значение пищеварения. Физиология питания. Высказывания великих о пищеварении. Гигиена питания. Значение диеты. Особенности питания на Севере. Понятия о вирусах, бактериях, паразитических животных, вызывающих заболевания желудочно-кишечного тракта. Значение гигиены в профилактике кишечных заболеваний. Особенности национальной кухни северных народов. Ботулизм. Питьевой и пищевой режим в различное время года. Отравления. Первая помощь при отравлении. Потребность организма в питательных веществах и их влиянии на растущий организм. Питательная ценность различных продуктов. Влияние алкоголя на организм. Эстетика питания. Практические занятия:
2. Опорно – двигательная система. Значение и функции. Мышцы и условия их развития. Понятия антропометрии. Пропорции тела. Представление о красоте тела в разные исторические эпохи. Осанка. Зубы. Способы укрепления зубов. Профилактика болезней опорно – двигательной системы. Ревматизм. Боли в суставах. Различные искривления позвоночника. Роль физических упражнений. Переломы и вывихи. Способы оказания первой помощи. Практическая работа: 1.Определение окончательной длины тела. Измерение окружности грудной клетки. Определение места нахождения седьмого шейного позвонка.
3. Сердечно – сосудистая система. Функции и значение. Понятие гипотонии и гипертонии. Профилактика болезней сердечно – сосудистой системы. Роль движений и правильного питания. Первая помощь при артериальном и венозном кровотечении. Первая помощь при острых болях в сердце. 3. Основы сексологии. 1. Половое созревание у девочек. Понятие гипотонии и гипертонии. Профилактика болезней сердечно – сосудистой системы. Роль движений и правильного питания. Первая помощь при артериальном и венозном кровотечении. Первая помощь при острых болях в сердце. 2. Половое созревание у мальчиков. Понятие о гормонах. Никотин алкоголь и наркотические вещества, их влияние на половые гормоны. Особенности протекания полового созревания у мужчин. Девочки как «слабый пол» и бережное отношение к ним. 3. Гигиена девочек. Общегигиенические и косметические советы для девочек. Чистота, физическое здоровье и рацион питания, как основа красоты. Способы борьбы с подростковой истероидностью. Женственность как стиль поведения. Культура внешнего вида (одежда, прическа, украшения). 4. Гигиена мальчиков. Общегигиенические навыки. Спорт и душ – основы борьбы с напряжением. Мужчины в разные исторические эпохи. Понятие о мужественности. Спортивный и гипертрофированно – мускулистый тип фигуры. 5. Как беречь себя и друг друга. Опасность общения с незнакомыми людьми. Представление о гомосексуалистах и эксгибиционистах. Как избежать опасности. 6. Общение. Определение понятия «общение». Культура общения. Советы Д.Карнеги. Общение и его средства. Речь как средство общения. 4. Влияние окружающей среды на организм человека. Результат деятельности человека по отношению к окружающей природе. 7 класс. 1. Физиология человека. 1. Выделительная система. Кожа. Значение, функции. Соблюдение гигиены кожи. Уход за волосами и ногтями. Болезни почек. Диабет. Болезни кожи. Эпидермофигия. Признаки и профилактика мочевыделительных заболеваний. Паразитические заболевания кожи. Ожоги, обмораживания и первая помощь при них. 2. Дыхательная система. Значение, функции. Заболевание и профилактика заболеваний органов дыхания. Болезни, передающиеся воздушным путем: ОРЗ, грипп, туберкулез. Способы правильного дыхания. Влияние никотина на органы дыхания. Практическая работа: Гигиена жилища. Профилактический массаж против ОРЗ. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательную систему. Первая помощь при утоплении, удушении, заваливании землей, электрошоке. Упражнение для развития голоса. 3. Анализаторы. Значение, функции. Нарушение органов зрения (астигматизм, близорукость, дальнозоркость). Как смотреть телевизор. Компьютерные игры. Гигиена чтения, письма. Болезни зрения и слуха. Шум. Профилактика. Практическая работа: Инородные тела в глазах и органах слуха – приемы удаления. Гимнастика зрения. 4.Нервная система. Значение, функции. Настроение. Типы характеров. Возможности человека. Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на нервную систему. Практическая работа: Упражнения йогов равновесия. Расслабление мышц. Головные боли. 2. Основы сексологии. 8ч. Интимный мир мужчины (1). Интимный мир женщины (1). Тренинг общения (2).
3. 1. Естественная среда и здоровье человека. (7ч). Медицинская география (геохимические особи и здоровье человека). 2. Человек и климат. Определения понятия и климат. Влияние климатических условиях. Жизнь в экстремальных климатических условиях. Влияние изменений погоды на здоровье человека. Магнитные бури, метеочувствительность. 3. Животные - переносчики заболеваний. (2). Инфекционные и паразитические болезни. Условия, благоприятные для развития массовых инфекционных болезней. Профилактика. Пути борьбы человека с переносчиками заболеваний и последствия этой борьбы для окружающей среды. Вирусные заболевания. СПИД – болезнь века. Практические работы: Обсуждение информации о наличии или отсутствии эндемических заболеваний в своем регионе. Выделение на карте стран наиболее благоприятных. Оценка климата условий совей местности. Ознакомление бурь, днях. Составление графика. 8 класс. ^ I/ Физическое здоровье. Понятие. Основы регуляции здоровья. Самооценка здоровья. "Размер здоровья" по Н.М.Амосову. Оценка пульса. 2/ Психическое здоровье. Понятие. Нравственность. Общение. Пороки человека. Значение умеренности и воздержания для психического здоровья. Понятие о психологии. Человеческие темпераменты. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Тесты на психологическую совместимость. 2. ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ. /9ч./ Половое созревание/2ч./. Особенности полового созревания. Менструальный цикл и его физиологический механизм. Понятие о контрацепции. Противозачаточные средства и их механизм. Аборт - как причина бесплодия. Проблемы сексуального здоровья. Любовь и его влияние на жизнь. Половое созревание юношей. Ответственность мужчины перед женщиной. /2ч./ Представление о мужской физиологической и психологической организации /для девочек/. /1ч./ Сексуальный и социальный статус человека /для мальчиков/. /1ч./ Теневая сторона сексуальной жизни человека. /2ч./ Этика поведения в общественных местах. /1ч./ ^ Технология сбора, сушки. Лекарственные средства, приготовленные из трав. Понятие о витаминах. Способы сохранения витаминов. Грибы. Ботулизм. Растения и косметика. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Изготовление отваров. Методы оптимальной технологии изготовления блюд, консервирования, сушки, засола. ^ Глобальные проблемы человечества. /4ч./ Демографическая ситуация в мире. Истощение природных ресурсов. Парниковый эффект, выпадение кислотных осадков, возникновение озоновых дыр. Причина возникновения, связь со здоровьем, пути решения. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Выяснение информации об источниках кислотных осадков в Якутии. Составление карт. 9 класс. ^ I/ Классификации болезней. Причины, вызывающие болезни. Признаки болезней /по Аюрведе/. Симптомы болезней по головной боли, боли в глазу, в ушах /по А.Розенфельду/. Профилактика заболеваний. 2/ Инфекционные болезни. Причины их вызывающие. Профилактика инфекционных болезней. Болезни, передающиеся через воздух, пищу, кровь и поврежденную кожу /туберкулез, грипп, дизентерия, скарлатина, дифтерия, полиомиелит, клещевой энцефалит/. Признаки инфекционных заболеваний. 3/ Лекарственные болезни. Классификация болезней. Действия лекарств на системы органов и органы. Наркомания. Аллергия. Правило использования лекарств. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Лечение насморка без лекарств. 4/ Наследственные болезни. Классификация и причины их вызывающие. Наследственная предрасположенность. Медико-генетическая консультация. 2. ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ. /17ч./ Сексуальная физиология и психология человека. /2ч./ Любовь. /Зч./ Межличностные отношения в семье. /4ч./ Беременность и профилактика бесплодия. /2ч./ Репродуктивное здоровье и его сохранность. /2ч./ Основы межличностных отношений. /3ч./ Сексологическая аутоидентификаций /1ч./ 3. АНТРОПОГЕННАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. /5ч./ 10 класс. ^ I/ Лечебные факторы среды. Воздействие солнечного излучения. Воздушные ванны. Водные процедуры. 2/ Повреждающие факторы среды. Передозировка при загорании, принятии воздушных ванн. Действие разреженного воздуха. Опасность переохлаждения и перегрева. Радиация. Санзоны. Электромагнитные излучения. Озоновые дыры. Участки водоёмов, опасные для купания. Аллергия. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Выявить источники экологической опасности. а/ в своём районе, улусе б/ в своём микрорайоне школы. З/ Экология в быту. /4ч./ Источники экологической опасности в быту. Микроклимат в квартире. Материалы, используемые для обустройства квартиры с точки зрения влияния на здоровье. Обращение с бытовыми химическими веществами. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: 1/ Анализ внутреннего обустройства школы. 2/ Оценка экологической обстановки в квар тире. Химические вещества и их применение в домашних условиях. 4/ Растения и здоровье человека. /4ч./ Оздоровительная роль леса. Влияние растений на состав воздуха, микроклимат и здоровье человека. Рекреационные ресурсы. Охрана природной территории. Роль зелёных насаждений. Растения - фильтры и накопители вредных веществ. Растения - индикаторы, состояние среды. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: 1/ Оценка территории. 2/ Оценка состояния и роль зелёных насаждений вблизи школы. ^ I/ Загрязнение ресурсов и здоровье. /5ч./ Значение воды в жизни человека. Загрязнение вод Мирового океана. Загрязнённые воды - одна из причин заболеваемости населения. Химические и радиоактивные загрязнения. Источники питьевых ресурсов. Источники загрязнённых подземных вод. Питьевые источники и здоровье. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: 1/ Оценки состояния водных ресурсов региона и выявления источников загрязнения. 2/ Выделение на карте регионов, районов, наиболее опасных с точки зрения здоровья человека. 2/ Загрязнение пищевых продуктов. /5ч./ Источники загрязнения почвы, атмосферы, воды. Нормы содержания вредных веществ в продуктах и контроль за соблюдением нормативов. Ядохимикаты и здоровье. Наиболее опасные пестициды и их влияние на здоровье. Правила применения ядохимикатов. Опасность избыточного накопления нитратов. Особенности накопления нитратов в растениях различных семейств. Способы уменьшения содержания нитратов в растениях - во время выращивания и кулинарной обработки. Влияние нитратов на здоровье человека. Загрязнение нитратами окружающей среды. Понятие экологически чистого продукта. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: 1/ Выяснения источников накопления нитратов на своих огородах, дачных участках. 2/ Способы химического анализа и определения нитратов. 5. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА. Поведение в обществе. Стрессы. Познание самого себя. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: 1/ Тестирование. 2/ Моделирование системы. 3/ Тесты по профориентации. 6. КУРС МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ. РЕБЁНОК ДО ГОДА И УХОД ЗА НИМ. |
![]() | Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного... «Человек и его здоровье», авторы Драгомилов А. Г., Маш Р. Д рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрено... | ![]() | Рабочая программа пропедевтического курса «Химия. Вводный курс. 7 класс» О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, А. К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс» (М.: Дрофа, 2006-2011 г). На изучение пропедевтического... |
![]() | Классный час в 3 «Б» классе "Человек и его здоровье" Цели: Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни | ![]() | Сущностные характеристики понятия «здоровье» Одновременно с такими значимыми для человека понятиями, как «жизнь» и «смерть», в далекой древности сформировалось и понятие «здоровье».... |
![]() | Программа элективного курса «Здоровье и химия» Элективный курс «Здоровье и химия» предназначен для учащихся 1 – 2 курсов профессионального училища (с получением среднего образования).... | ![]() | Программа дополнительного образования детей эколого-биологической... Б. Т. Величковский, И. Т. Суравегина и др. (сборник Комплект программ по экологическому образованию учащихся у-1Х классов под редакцией... |
![]() | Пояснительная записка Цель данного курса в формировании экологической... Пользует межпредметные связи с курсами географии, химии. Данный элективный курс расширяет знания учащихся о здоровье, факторах, на... | ![]() | Программа элективного курса по биологии, 9 класс «Здоровье человек и экология Хабаровского края» Помимо объективных причин такая ситуация объясняется недостатками в системе гигиенического обучения и воспитания детей и подростков... |
![]() | Рабочая программа по курсу Химия. Вводный курс Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. С. Габриэляна и И. Г. Остроумова «Химия. Вводный курс. 7 класс» | ![]() | Фамилия, имя ученика «География», «Математика», «Экономика», «Информатика», «Физика», «Ботаника», «Зоология», «Химия», «Человек и его здоровье», «Физическая... |