Программа курса «Человек и его здоровье» 5 класс. Вводный курс в предмет «Человек и здоровье»




Скачать 101,04 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Человек и его здоровье» 5 класс. Вводный курс в предмет «Человек и здоровье»
Дата публикации25.07.2013
Размер101,04 Kb.
ТипПрограмма курса
pochit.ru > Биология > Программа курса
Программа курса «Человек и его здоровье»
5 класс.
1. Вводный курс в предмет «Человек и здоровье».

Понятие о человеке как живом организме. Отличие человека от животных. Происхождение человека. Развитие знаний о природе человека. Значение знаний о человеке для охраны его здоровья. Особенности жизни на Севере.
2. Общий план строения человеческого организма.

Понятие об органах, система органов, их расположении в организме.
3. Гигиена, режим, физические упражнения и здоровый образ жизни.

Понятие здорового образа жизни. Гигиена – наука о взаимосвязи человека и окружающей среды. Личная гигиена. История вопроса и развитие понятий личной гигиены. Понятие о режиме дня. «Жаворонки» и «Совы». Режим питания. Роль физических упражнений для здоровья. Утренняя зарядка. Значение пребывания на свежем воздухе. Закаливание.

Практические работы: Выяснение моющих свойств мыла. Практикум измерения силы. Комплекс утренней гимнастики.
4. Основы сексологии. 7ч.

Начало жизни. Понятие о половых клетках. Оплодотворение. Почему дети похожи на родителей. Значение наследственной генетической программы. Способность к размножению.
5. Здоровье человека и живая и неживая природа.

Влияние условий окружающей среды на здоровье человека. Деятельность человека и его влияние на природу. Человек – часть живой природы. Понятие экологии.
6. Оказание первой помощи.

Определение пульса. Проведение искусственного дыхания. Остановка кровотечений. Способы перевязки.

6 класс.
1. Особенности развития организма подростка среднего школьного возраста.
2. Физиология органов и систем органов человека.
1. Пищеварительная система.

Значение пищеварения. Физиология питания. Высказывания великих о пищеварении. Гигиена питания. Значение диеты. Особенности питания на Севере. Понятия о вирусах, бактериях, паразитических животных, вызывающих заболевания желудочно-кишечного тракта. Значение гигиены в профилактике кишечных заболеваний. Особенности национальной кухни северных народов. Ботулизм. Питьевой и пищевой режим в различное время года. Отравления. Первая помощь при отравлении. Потребность организма в питательных веществах и их влиянии на растущий организм. Питательная ценность различных продуктов. Влияние алкоголя на организм. Эстетика питания.
Практические занятия:

  1. Измерение и проверка соотношение веса.

  2. Приемы упражнений для нормальной работы кишечника.

  3. Исследование воды.

  4. Распределение продуктов по группам и калорийности.

  5. Размещение продуктов в холодильнике по срокам хранения.

  6. Проектировка места для приема пищи.


2. Опорно – двигательная система.

Значение и функции. Мышцы и условия их развития. Понятия антропометрии. Пропорции тела. Представление о красоте тела в разные исторические эпохи. Осанка. Зубы. Способы укрепления зубов. Профилактика болезней опорно – двигательной системы. Ревматизм. Боли в суставах. Различные искривления позвоночника. Роль физических упражнений. Переломы и вывихи. Способы оказания первой помощи.
Практическая работа:

1.Определение окончательной длины тела. Измерение окружности грудной клетки. Определение места нахождения седьмого шейного позвонка.

  1. Упражнения, ускоряющие рост.

  2. Способы наложения шин, тугой повязки; вправление вывихов.

  3. Измерение правильной осанки. Комплекс упражнений.


3. Сердечно – сосудистая система.

Функции и значение. Понятие гипотонии и гипертонии. Профилактика болезней сердечно – сосудистой системы. Роль движений и правильного питания. Первая помощь при артериальном и венозном кровотечении. Первая помощь при острых болях в сердце.
3. Основы сексологии.

1. Половое созревание у девочек. Понятие гипотонии и гипертонии. Профилактика болезней сердечно – сосудистой системы. Роль движений и правильного питания. Первая помощь при артериальном и венозном кровотечении. Первая помощь при острых болях в сердце.

2. Половое созревание у мальчиков. Понятие о гормонах. Никотин алкоголь и наркотические вещества, их влияние на половые гормоны. Особенности протекания полового созревания у мужчин. Девочки как «слабый пол» и бережное отношение к ним.

3. Гигиена девочек. Общегигиенические и косметические советы для девочек. Чистота, физическое здоровье и рацион питания, как основа красоты. Способы борьбы с подростковой истероидностью. Женственность как стиль поведения. Культура внешнего вида (одежда, прическа, украшения).

4. Гигиена мальчиков. Общегигиенические навыки. Спорт и душ – основы борьбы с напряжением. Мужчины в разные исторические эпохи. Понятие о мужественности. Спортивный и гипертрофированно – мускулистый тип фигуры.

5. Как беречь себя и друг друга. Опасность общения с незнакомыми людьми. Представление о гомосексуалистах и эксгибиционистах. Как избежать опасности.

6. Общение. Определение понятия «общение». Культура общения. Советы Д.Карнеги. Общение и его средства. Речь как средство общения.
4. Влияние окружающей среды на организм человека. Результат деятельности человека по отношению к окружающей природе.

7 класс.

1. Физиология человека.

1. Выделительная система. Кожа. Значение, функции. Соблюдение гигиены кожи. Уход за волосами и ногтями. Болезни почек. Диабет. Болезни кожи. Эпидермофигия. Признаки и профилактика мочевыделительных заболеваний. Паразитические заболевания кожи. Ожоги, обмораживания и первая помощь при них.

2. Дыхательная система. Значение, функции. Заболевание и профилактика заболеваний органов дыхания. Болезни, передающиеся воздушным путем: ОРЗ, грипп, туберкулез. Способы правильного дыхания. Влияние никотина на органы дыхания.
Практическая работа: Гигиена жилища. Профилактический массаж против ОРЗ. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательную систему. Первая помощь при утоплении, удушении, заваливании землей, электрошоке. Упражнение для развития голоса.

3. Анализаторы. Значение, функции. Нарушение органов зрения (астигматизм, близорукость, дальнозоркость). Как смотреть телевизор. Компьютерные игры. Гигиена чтения, письма. Болезни зрения и слуха. Шум. Профилактика.
Практическая работа: Инородные тела в глазах и органах слуха – приемы удаления. Гимнастика зрения.

4.Нервная система. Значение, функции. Настроение. Типы характеров. Возможности человека. Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на нервную систему.
Практическая работа: Упражнения йогов равновесия. Расслабление мышц. Головные боли.
2. Основы сексологии. 8ч.

Интимный мир мужчины (1). Интимный мир женщины (1). Тренинг общения (2).

  1. Понятие этикета. Предписание этикета.

  2. Речь как средство общения.

3.

1. Естественная среда и здоровье человека. (7ч). Медицинская география (геохимические особи и здоровье человека).

2. Человек и климат. Определения понятия и климат. Влияние климатических условиях. Жизнь в экстремальных климатических условиях. Влияние изменений погоды на здоровье человека. Магнитные бури, метеочувствительность.

3. Животные - переносчики заболеваний. (2). Инфекционные и паразитические болезни. Условия, благоприятные для развития массовых инфекционных болезней. Профилактика. Пути борьбы человека с переносчиками заболеваний и последствия этой борьбы для окружающей среды. Вирусные заболевания. СПИД – болезнь века.
Практические работы: Обсуждение информации о наличии или отсутствии эндемических заболеваний в своем регионе. Выделение на карте стран наиболее благоприятных. Оценка климата условий совей местности. Ознакомление бурь, днях. Составление графика.
8 класс.
^ 1. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. ПОНЯТИЯ ЗДОРОВЬЯ.

I/ Физическое здоровье. Понятие. Основы регуляции здоровья. Самооценка здоровья. "Размер здоровья" по Н.М.Амосову. Оценка пульса.

2/ Психическое здоровье. Понятие. Нравственность. Общение. По­роки человека. Значение умеренности и воздержания для психичес­кого здоровья. Понятие о психологии. Человеческие темпераменты.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Тесты на психологическую совместимость.
2. ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ. /9ч./

Половое созревание/2ч./. Особенности полового созревания. Менструальный цикл и его физиологический механизм. Понятие о кон­трацепции. Противозачаточные средства и их механизм. Аборт - как причина бесплодия. Проблемы сексуального здоровья. Любовь и его влияние на жизнь.

Половое созревание юношей. Ответственность мужчины перед женщиной. /2ч./

Представление о мужской физиологической и психологической организации /для девочек/. /1ч./

Сексуальный и социальный статус человека /для мальчиков/. /1ч./

Теневая сторона сексуальной жизни человека. /2ч./

Этика поведения в общественных местах. /1ч./
^ 3. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ.

Технология сбора, сушки. Лекарственные средства, приготов­ленные из трав. Понятие о витаминах. Способы сохранения витами­нов. Грибы. Ботулизм. Растения и косметика.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Изготовление отваров. Методы оптимальной технологии изготовления блюд, консервирования, сушки, засола.
^ 4. АНТРОПОГЕННАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.

Глобальные проблемы человечества. /4ч./

Демографическая ситуация в мире. Истощение природных ресур­сов. Парниковый эффект, выпадение кислотных осадков, возникнове­ние озоновых дыр. Причина возникновения, связь со здоровьем, пу­ти решения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Выяснение информации об источниках кислот­ных осадков в Якутии. Составление карт.
9 класс.
^ 1. БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

I/ Классификации болезней. Причины, вызывающие болезни. Приз­наки болезней /по Аюрведе/. Симптомы болезней по головной боли, боли в глазу, в ушах /по А.Розенфельду/. Профилактика забо­леваний.
2/ Инфекционные болезни.

Причины их вызывающие. Профилактика инфекционных болезней. Бо­лезни, передающиеся через воздух, пищу, кровь и поврежденную кожу /туберкулез, грипп, дизентерия, скарлатина, дифтерия, полиомиелит, клещевой энцефалит/. Признаки инфекционных заболеваний.
3/ Лекарственные болезни.

Классификация болезней. Действия лекарств на системы орга­нов и органы. Наркомания. Аллергия. Правило использования лекарств.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Лечение насморка без лекарств.
4/ Наследственные болезни.

Классификация и причины их вызывающие. Наследственная пред­расположенность. Медико-генетическая консультация.
2. ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ. /17ч./

Сексуальная физиология и психология человека. /2ч./

Любовь. /Зч./

Межличностные отношения в семье. /4ч./

Беременность и профилактика бесплодия. /2ч./ Репродуктивное здоровье и его сохранность. /2ч./

Основы межличностных отношений. /3ч./

Сексологическая аутоидентификаций /1ч./
3. АНТРОПОГЕННАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. /5ч./

10 класс.
^ 1. ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ. СРЕДА ОБИТАНИЯ И ВЛИЯНИЕ ЕГО НА ЗДОРОВЬЕ.
I/ Лечебные факторы среды. Воздействие солнечного излучения. Воздушные ванны. Водные процедуры.

2/ Повреждающие факторы среды. Передозировка при загорании, принятии воздушных ванн. Действие разреженного воздуха. Опасность переохлаждения и перегрева. Радиация. Санзоны. Электро­магнитные излучения. Озоновые дыры.

Участки водоёмов, опасные для купания. Аллергия.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Выявить источники экологической опасности. а/ в своём районе, улусе

б/ в своём микрорайоне школы.
З/ Экология в быту. /4ч./

Источники экологической опасности в быту. Микроклимат в квартире. Материалы, используемые для обустройства квартиры с точки зрения влияния на здоровье. Обращение с бытовыми химическими веществами.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: 1/ Анализ внутреннего обустройства школы.

2/ Оценка экологической обстановки в квар­

тире. Химические вещества и их примене­ние

в домашних условиях.
4/ Растения и здоровье человека. /4ч./

Оздоровительная роль леса. Влияние растений на состав воздуха, микроклимат и здоровье человека. Рекреационные ресурсы. Охрана природной территории. Роль зелёных насаждений. Растения - фильтры и накопители вредных веществ. Растения - индикаторы, состояние среды.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: 1/ Оценка территории.

2/ Оценка состояния и роль зелёных насажде­ний вблизи школы.
^ 4. АНТРОПОГЕННАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.

I/ Загрязнение ресурсов и здоровье. /5ч./

Значение воды в жизни человека. Загрязнение вод Мирового океа­на. Загрязнённые воды - одна из причин заболеваемости населения. Химические и радиоактивные загрязнения. Источники питьевых ресур­сов. Источники загрязнённых подземных вод. Питьевые источники и здоровье.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: 1/ Оценки состояния водных ресурсов региона

и выявления источников загрязнения.

2/ Выделение на карте регионов, районов,

наиболее опасных с точки зрения здоровья че­ловека.
2/ Загрязнение пищевых продуктов. /5ч./

Источники загрязнения почвы, атмосферы, воды. Нормы содержания вредных веществ в продуктах и контроль за соблюдением нормативов. Ядохимикаты и здоровье. Наиболее опасные пестициды и их влияние на здоровье. Правила применения ядохимикатов. Опасность избыточ­ного накопления нитратов. Особенности накопления нитратов в рас­тениях различных семейств. Способы уменьшения содержания нитратов в растениях - во время выращивания и кулинарной обработки. Влия­ние нитратов на здоровье человека. Загрязнение нитратами окружа­ющей среды. Понятие экологически чистого продукта.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: 1/ Выяснения источников накопления нитратов

на своих огородах, дачных участках.

2/ Способы химического анализа и определения нитратов.
5. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА.

Поведение в обществе. Стрессы. Познание самого себя.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: 1/ Тестирование.

2/ Моделирование системы. 3/ Тесты по профориентации.
6. КУРС МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ. РЕБЁНОК ДО ГОДА И УХОД ЗА НИМ.

Похожие:

Программа курса «Человек и его здоровье» 5 класс. Вводный курс в предмет «Человек и здоровье» iconРабочая программа составлена на основании Примерной программы основного...
«Человек и его здоровье», авторы Драгомилов А. Г., Маш Р. Д рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрено...
Программа курса «Человек и его здоровье» 5 класс. Вводный курс в предмет «Человек и здоровье» iconРабочая программа пропедевтического курса «Химия. Вводный курс. 7 класс»
О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, А. К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс» (М.: Дрофа, 2006-2011 г). На изучение пропедевтического...
Программа курса «Человек и его здоровье» 5 класс. Вводный курс в предмет «Человек и здоровье» iconКлассный час в 3 «Б» классе "Человек и его здоровье"
Цели: Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни
Программа курса «Человек и его здоровье» 5 класс. Вводный курс в предмет «Человек и здоровье» iconСущностные характеристики понятия «здоровье»
Одновременно с такими значимыми для человека понятиями, как «жизнь» и «смерть», в далекой древности сформировалось и понятие «здоровье»....
Программа курса «Человек и его здоровье» 5 класс. Вводный курс в предмет «Человек и здоровье» iconПрограмма элективного курса «Здоровье и химия»
Элективный курс «Здоровье и химия» предназначен для учащихся 1 – 2 курсов профессионального училища (с получением среднего образования)....
Программа курса «Человек и его здоровье» 5 класс. Вводный курс в предмет «Человек и здоровье» iconПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической...
Б. Т. Величковский, И. Т. Суравегина и др. (сборник Комплект программ по экологическому образованию учащихся у-1Х классов под редакцией...
Программа курса «Человек и его здоровье» 5 класс. Вводный курс в предмет «Человек и здоровье» iconПояснительная записка Цель данного курса в формировании экологической...
Пользует межпредметные связи с курсами географии, химии. Данный элективный курс расширяет знания учащихся о здоровье, факторах, на...
Программа курса «Человек и его здоровье» 5 класс. Вводный курс в предмет «Человек и здоровье» iconПрограмма элективного курса по биологии, 9 класс «Здоровье человек и экология Хабаровского края»
Помимо объективных причин такая ситуация объясняется недостатками в системе гигиенического обучения и воспитания детей и подростков...
Программа курса «Человек и его здоровье» 5 класс. Вводный курс в предмет «Человек и здоровье» iconРабочая программа по курсу Химия. Вводный курс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. С. Габриэляна и И. Г. Остроумова «Химия. Вводный курс. 7 класс»
Программа курса «Человек и его здоровье» 5 класс. Вводный курс в предмет «Человек и здоровье» iconФамилия, имя ученика
«География», «Математика», «Экономика», «Информатика», «Физика», «Ботаника», «Зоология», «Химия», «Человек и его здоровье», «Физическая...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница