Урока: Нервная система. Рефлекс. Инстинкт




Скачать 68,25 Kb.
НазваниеУрока: Нервная система. Рефлекс. Инстинкт
Дата публикации25.07.2013
Размер68,25 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Биология > Урок



Решение творческих задач по биологии, экологии применениемТРИЗ.

Предмет: зоология

Тема урока: «Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.







17 февраля 2009г



Аннотация.

1.Фамилия имя отчество-Жилина Роза Даниловна - МОУ СОШ №2, учитель биологии, второй квалификационной категории.

2.Номинация-Лучшая учебно-методическая разработка с использованием ИКТ при изучении предметов естественнонаучного цикла.

3. Тема - Приёмы и методы в решении зоологических задач.

Применение метода ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) расширяет представления учащихся об окружающем нас мире, вырабатывает навыки творческого мышления. Данный метод выделяет значимость и актуальность предмета

Приобретённые знания и умения нуждаются в практическом применении, а ТРИЗ как раз способствует реализации знаний, а также любое решение является правильным, ответы делятся на слабые, средние и сильные, применяются самые нетрадиционные решения, где ученик может проявить своё творчество.

Учитель намеренно ставит перед учениками проблему, а ученик ищет пути решения.

Задачи имеют практическую направленность, показывают тесную связь с жизнью, вызывая интерес к предмету.

По-настоящему интересно то, что имеет свои тайны, свои приключения. Такими свойствами обладают творческие задачи, при решении которых учащийся эмоционально вовлечен, обдумывает проблему, находит решения, наконец, с интересом учится…

Данный урок с использованием ТРИЗ был проведен в СОШ№2.

Приёмы и методы ТРИЗ используются, начиная с дошкольного учреждения, пример занятия по рисованию: раздаются краски, альбомы, вода встаканчике, но намеренно не раздаются кисти для рисования-ставят проблему нарисуй какой – либо предмет при помощи подручного материала и т. д.

Применение ТРИЗ,развивает способности к нетрадиционному подходу к решению различных проблем. Учащиеся умеющие решать, такие задания более адаптированы к пониманию окружающего мира, где часто поджидает множество трудностей.

Основными достоинствами ТРИЗа являются:

- существенное повышение вероятности решения творческих задач учащимися, благодаря использованию системы алгоритмов, методов и приёмов, а ИКТ придаёт наглядность и эффективность подобранному материалу.

-снятие психологического барьера боязни перед новым, неизвестным, восприятие жизненных и профессиональных проблем не как непреодолимого препятствия, а как очередной задачи, которую надо решать;

- гуманистический характер направленности обучения, основанный на решении актуальных и полезных для людей проблем.

Тема урока: Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

План урока:

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-соревнование, с применением компьютера.

Общий метод: частично – поисковый.

Метод преподавания: стимулирующий.

Метод учения: поисковый.

Оборудование: раздаточный материал, презентации.

Постановка задач урока:

1.Развивающие цели: Формирование интеллектуальных умений: умений анализировать, выделять главное, сравнивовать, строить аналоги, и обобщать,систематизировать,доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы.

2. Образовательные цели: осуществить контроль определенных знаний.

3. Воспитательные цели: воспитание общечеловеческих ценностей.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

На доску проектируем портрет Ивана Петровича Павлова, рисунок нервной клетки.

Учитель: Нервная система - от неё зависят взаимоотношения животных с окружающей средой и другими животными, определяется уровнем развития нервной системы, в основе лежат высокоспециализированные клетки.

Значение нервной системы заключается в приёме, проведении и передаче нервных импульсов.

Учитель цитирует:

И. П. Павлов писал: «… Я уверен, что при настойчивом экспериментировании многие другие и более сложные случаи поведения животных и человека оказались бы понятными с точки зрения многих установленных правил высшей нервной деятельности».

Учитель поясняет - что поведение человека и животных схожи, И. П. Павлов не ставил преграды между высшими животными и человеком, считал, что познать самих себя необходимо изучив нервную систему животных.

На сегодняшнем уроке мы научимся решать задачи по исследованию поведения, узнаем, как человек использует знания поведения животных, в своей деятельности.

Будем решать, и составлять задачи ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

Учащихся делим по рядам на три команды.

  1. Тур.

Конкурс капитанов: домашнее задание.

Отвечаем на вопросы, объясняем значение терминов:

-раздражимость

-рефлекс и его виды

-инстинкт

-отделы головного мозга. Как отличить инстинкт от рефлекса?

На доске проектируем разноцветные кружочки, под ними задачи, представители команд выбирают кружочек и задачу, представленную на ней, решают всей командой (ответ оценивается в баллах, критерий оценивания: слабый ответ-3 балла, средний- 4, сильный-5баллов)

Система решения: Факт – задача - вопрос (проблема) – решение (ответ).

Каждой задаче прилагается цветной слайд.

ЗАДАЧИ: 1.Тур: Реши задачу:

  1. « Медвежата и медведица».

Факт:

Завидев вдалеке взрослого медведя, медвежата быстро вскарабкиваются на тонкие деревца.

Задача:

Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих малышей одних. А при её возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца.

Вопрос:

Почему?

  1. « Умный Ганс».

Факт:

Лошадь производящая арифметические действия.

Задача:

В начале века в Германии жил « Умный Ганс»- лошадь, которая умела, считать, производить арифметические действия, сообщая ответы ударом копыт. Лошадь могла правильно выступать и в отсутствии хозяина.

Вопрос:

Как выполнялись данные фокусы?

  1. «Птицефабрика».

Факт:

Увеличение весовой массы птицы.

Задача:

На одной птицефабрике в Болгарии увеличили производство мяса с помощью звука.

Вопрос:

Каким был этот звук? Что вызывал у птиц?

При решении задач, учитель направляет рассуждения ученика, использует подсказки.

2 тур – Составь задачу сам на основе предложенных фактов.

1.Факт:

Быкам производителям часто вставляют в нос кольцо. Несмотря на гору мышц и буйный характер, бык, схваченный за кольцо, быстро усмиряется.

Задача: ?

Ответ: ?

  1. Факт:

У форели есть одна особенность поведения. Форель любит жить в быстрых ручьях, при этом она плывёт против течения, таким образом, остаётся на месте, никуда не двигаясь, но если вода оказывается загрязненной, форель тут, же поворачивает против течения.

Задача:?

Ответ:?

  1. Факт:

Чтобы насекомые попали в ловчую сеть пауков, нить паутины должна быть невидимой, прозрачной. Но вот беда: некоторые виды дневных пауков из-за невидимости сети страдают от пролетающих птиц. Поэтому сеть имеет ряд приспособлений.

Задача:?

Ответ:?

Задания второго тура выполняются для команды соперников, сам факт не показывается, а выдаётся готовая задача.

3.Тур-Из предложенных слов составь задачу о поведении животного.

На выполнение задания даётся от трёх до пяти минут.

На выбор команды выдаются три ящика, в каждом из них набор слов.

В первом ящике: Во-втором ящике: Втретьем ящике:

-кошка - собака - рыбки

- молоко - кость - аквариум

-мурлыкание - яма - постукивание

-вылизавание - рычание - корм

Итог урока:

Подводим итоги, оцениваем учащихся, выставляем оценки.

Домашнее задание: составить задачу и решить её, опираясь на знания по поведению животных, основываясь на известные вам факты.

Список использованной литературы:

1.Акимушкин И. И. Причуды природы, М., «Мысль».1981г

2.Акимушкин И. И. Занимательная биология, «Молодая гвардия»,1972г.

3.Жукова Т. И., Часы занимательной зоологии, М., «Просвещение» 1973г.

4. Евтеева. П.,ГлумоваВ.А.,Биология, Удмуртский университет,1995г.

5.Иванова Н.Г., Я иду на урок биологии, М.,1999г.

6.Тимохов В. И., Сборник творческих задач по биологии,экологии и ТРИЗ,Санкт- Петербург «ТРИЗ-шанс»,1996г.

7.ЛатюшкинВ.В.,Шапкин В.А.,Биология. Животные.,7класс, «Дрофа», М.2006г.

Похожие:

Урока: Нервная система. Рефлекс. Инстинкт iconЛабораторная работа 10 Вегетативная нервная система Автономная нервная система
Автономная нервная система – это та часть нервной системы, которая регулирует висцеральные функции организма. К ним относятся кровообращение,...
Урока: Нервная система. Рефлекс. Инстинкт iconТематическое планирование факультативного курса по биологии в 8 классе
Программа включает углубление теоретического и практиче­ского материала по темам «Нервная система», «Высшая нервная деятельность...
Урока: Нервная система. Рефлекс. Инстинкт iconУрока: развивать понятие «нервная система», изучить строение и функции...
Цель урока: развивать понятие «нервная система», изучить строение и функции спинного мозга
Урока: Нервная система. Рефлекс. Инстинкт iconКакие функции выполняет нервная система?
Тема: Отделы нервной системы. Вегетативная нервная система, ее отделы и роль в регуляции
Урока: Нервная система. Рефлекс. Инстинкт iconУрокам биологии тема урока «нервная система»
Нервная ткань образующая центральную и периферическую нервную системы состоит из 10% нейронов (нервные клетки) и 90% нейроглии (межклеточное...
Урока: Нервная система. Рефлекс. Инстинкт iconНервная система выполняет следующие функции: Сенсорную воспринимая,...
Сенсорную – воспринимая, передавая и перерабатывая информацию, нервная система осуществляет связь с внешней и внутренней средой и...
Урока: Нервная система. Рефлекс. Инстинкт iconТест по теме: «Нервная система»
Рефлекс — это: а ответная реакция организма; б ответная реакция организма на воздействие внешней среды или изменение внутреннего...
Урока: Нервная система. Рефлекс. Инстинкт iconТест: «высшая нервная деятельность. Рефлекс – основа нервной деятельности....

Урока: Нервная система. Рефлекс. Инстинкт iconПлан закаливающих мероприятий на летний оздоровительный период в...
Систематичность (вырабатывается условный рефлекс. Рефлекс угасает через 5-7 дней, если прекратить закаливание)
Урока: Нервная система. Рефлекс. Инстинкт iconЧто такое инстинкт?
О женщинах часто говорят, что у них есть «материнский инстинкт». Относится ли это утверждение к врожденной потребности иметь и воспитывать...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница