Урок «Я не один в этом мире» по теме «Я и общество»




Скачать 120,13 Kb.
НазваниеУрок «Я не один в этом мире» по теме «Я и общество»
Дата публикации24.07.2013
Размер120,13 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Биология > Урок

Метапредметный урок « Я не один в этом мире» по теме « Я и общество» (Влияние факторов среды на биоценоз)» биология 7 класс

Разработала и провела Королева Л.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»
К педсовету «Современный урок-урок развития личности»

апрель 2012года

В связи с переходом на профильное обучение, а также увеличением объёма теоретических знаний интерес учащихся к изучению падает, поэтому перед учителем встаёт задача повысить познавательный интерес школьников. Одним из способов повышения мотивации к изучению предмета является усиление практической направленности. Практическое применение полученных знаний имеет огромное значение как для формирования мощного стимула к дальнейшему приобретению знаний и прочного усвоения уже полученных, так и для формирования целостной картины реального мира, в котором тесно взаимосвязаны законы и явления различных областей наук.

Использование проектного метода представляет собой высший этап процесса познания, развивает творческое мышление.

Предлагаемый урок с использованием проектных, исследовательских технологий, технологий проблемного, развивающего и практико-ориентированного обучения, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию творческого подхода к решению задач практического характера, формированию учебно-познавательных и коммуникативных компетентностей.

^ Тема урока: «Я не один в этом мире».

Метапредметный урок по теме «я и общество».

Цель урока: доказать влияние факторов среды на биоценоз.

Задачи урока.

Предметные:

— изучить свойства сред жизни, экологические факторы;

— прогнозировать комплексное влияние экологических факторов на организм;

метапредметные:

— развитие ассоциативного и логического мышления, понятийного аппарата, мотивирующего начала в процессе познания;

— выявление причинно-следственных связей;

— формирование практико-ориентированного направления познавательной деятельности.

коммуникативные:

— воспитание научно-материалистического мировоззрения; развитие личности

Оборудование: проектор, компьютер, экран, на столах учащихся – опорная схема, изображения животных разных сред обитания

Элементы содержания: среда обитания, фактор среды, абиотический, биотический, антропогенный факторы

Тип урока: комбинированный

^ Структура урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Актуализация знаний

- биоценоз

-структура биоценоза

-агроценоз и биоценоз: сходства и различия

Устный ответ, письменный ответ, тестирование. Беседа по вопросам

7мин

ПС.

Что такое личность? Что оказывает влияние на личность? Любой живой организм – личность? Влияет ли среда обитания на личность? биоценоз? Влияет ли личность на среду обитания? Как среда обитания влияет на организмы в биоценозе? Возможно ли взаимное влияние среды обитания и организма друг на друга?

Выявление проблемы и пути решения

Цель занятия. Образовательный продукт

5-7мин

ИНМ

среда обитания, фактор среды, абиотический, биотический, антропогенный факторы

Разработка мини-проекта, информация презентации

20мин

Закрепление

Обсуждение мини – проектов

Беседа по теме

Исчезнувшие животные

презентация мини – проекта

просмотр видеофильма

7мин

Д/з

§ 54.*исследования по теме

Рефлексия

3мин



I. Актуализация знаний

1. Что такое биоценоз? Назовите свойства биоценоза? Чем связаны различные организмы в биоценозе?

2. установите соответствие (слайд)

3. Чем агроценоз отличается от биоценоза?

^ II. Создание проблемной ситуации

Сегодня у нас необычный урок – урок развития личности. Что такое личность? Что оказывает влияние на личность? Любой живой организм – личность?

Личность – индивид с определенным набором качеств и свойств, выраженных в характере, чувствах, поведении, поступках.

На доске:


Друзья, компания, родители….

Климат,

погода

,,пусловия

Растения, животные

Личность -организм


^ Среда обитания


Наземно-воздушная

Живой организм

Почва

Водная


Отличаются условиями-факторами


Абиотическиеее

Биотическиее

Антропогенные



Проблема: Как среда обитания влияет на организмы в биоценозе?

Возможно ли взаимное влияние среды обитания и организма друг на друга?

Цель: определить влияние среды обитания на организмы

Пути решения:1. Изучить условия среды обитания

2. Изучить группы животных по отношению к факторам среды

3. Изучить приспособления животных к условиям среды

III. Практическая деятельность по изучению нового материала, презентация

Выберите животное своей среды обитания и выполните мини-проект.

Представьте себя в образе этого животного
Мини-проект «^ Я не один в этом мире»

Цель: доказать, что животное …….приспособлено к жизни в…… среде обитания и взаимосвязано с ней.

Животное ……

Среда обитания ……..

^ Экологические факторы среды

1. Абиотические

Фактор

Характеристика условий

Адаптации животного

^ Экологическая группа

свет










влажность










температура










Постоянство условий











2.Биотические

Биоценоз

Роль в цепи питания

Цепь питания с участием животного











3.Антропогенные
Воздействие животного на среду обитания….

Вывод: животное …….приспособлено к жизни в…… среде обитания и взаимосвязано с ней.
IV. Обсуждение проектов

Вопросы для закрепления:

  1. Какие факторы среды легли в основу классификации животных по экологическим группам?

  2. Возможно ли существование одного и того же животного в разных средах обитания? Почему?

  3. Какая среда обитания более всего освоена животными? Почему?

  4. Просмотрите видеофрагмент. Возможно ли положительное влияние человека на среду обитания?


Вывод по уроку: Любой живой организм обладает определенными качествами и свойствами и является частью своей среды обитания, приспосабливаясь к её условиям. Организмы воздействуют на свою среду обитания. Наиболее сильное влияние на среду обитания оказывает человек.

Рефлексия. Оцените своё отношение к уроку

1. на уроке у меня получилось….

2. на уроке мне понравилось……

3. Я открыл в себе новое качество……

4. Похвалите себя!

Биоценозы вариант1

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Биоценоз — это природное сообщество, включающее в себя

1) растения и грибы, совместно населяющие определенную территорию

2) все живые организмы, совместно населяющие определенную территорию

3) растения и животные, совместно населяющие определенную территорию

4) животные, населяющие определенную территорию

^ 2. Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

Из предложенных характеристик выберите те, которые подходят для агроценоза

1) выращиваются растения одного вида

2) временная и пространственная ярусность отсутствует

3) способен к длительному самостоятельному существованию

4) среди животных преобладают растительноядные виды

5) выращиваются растения нескольких видов

6) характеризуется значительной устойчивостью

^ 3. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

ЖИВОТНЫЕ

^ ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

А) ящерица

Б) земляника

В) мышь

Г) одуванчик

Д)подосиновик

Е) кузнечик

Ж) волк

3)черви в почве

1)консументы

2) редуценты

3) продуценты





А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

























^ 4. Установите последовательность звеньев пищевой цепи.


А) гусеница бабочки яблонной плодожорки

Б) зеленые листья растения

В) жук-мертвоед

Г) синица




Биоценозы вариант 2

^ Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. агробиоценоз -

1) способен долго существовать самостоятельно

2) природное сообщество

3) искусственный биоценоз

4) включает в свой состав только животных

^ 2. Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

Из предложенных характеристик выберите те, которые подходят для биоценоза

1) растительное сообщество

2) природное сообщество

3) включает в свой состав животных, растения, грибы, лишайники и бактерии

4) все организмы находятся в конкурентных отношениях

5) организмы совместно населяют определенную территорию

6) включает в свой состав животных и растения

3.Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

^ ПРИМЕРЫ БИОЦЕНОЗОВ

ТИПЫ БИОЦЕНОЗОВ

А) пруд

Б) болото

В) луг

Г) поле

Д) лес

Е) сад

1) искусственный

2) естественный




А

Б

В

Г

Д

Е



















^ 4.Установите последовательность звеньев пищевой цепи.

А) опавшие листья В) ястреб

Б) дрозд Г) дождевой червь

Самоанализ урока
Проведённое мною занятие в целом соответствует содержанию базовой программы по биологии, однако выходит за рамки учебной программы и расширяет знания учащихся по теме «экологические факторы». На занятии были введены такие новые понятия, как экологические группы животных. Содержание занятия было дано в достаточном объеме, было научным и доступным для понимания семиклассниками. Содержание имело практическую направленность.

Перед собой я поставила определённые цели и задачи:

образовательная раскрыть взаимосвязь среды обитания и организма

развивающая — формировать исследовательскую и коммуникативную компетенции;

воспитательная —   продолжить формирование личности учащихся и экологической культуры

Данное занятие относится к проектным. И проведено в форме творческой лаборатории. Мне удалось выдержать запланированную структуру занятия от мотивации до рефлексии.

Проектный метод и методические приемы творческой лаборатории способствовали решению задач каждого этапа и достижению цели урока. На мотивационном этапе занятия обращение к личности как инструменту, несущему информацию, активизировало воображение учащихся и создало проблемную ситуацию. На этапе, организующем проектную деятельность учащихся, были использованы приемы, позволяющие ученикам самим организовать свою работу: сформулировать тему, план, а предложенные «мини- проекты» помогли организовать индивидуальную работу, самостоятельно разобраться в проблеме и представить результаты. На этапе выполнения учениками мини проекта учащимся были предложены творческие задания, требующие известных способов решения, применённых в нестандартных ситуациях, они побуждали учащихся к активному взаимодействию, стимулировали познавательную активность и мыслительные процессы у учащихся. Эти приемы способствовали формированию коммуникативной, организационной и информационной компетенции учащихся, развитию личности.

При выполнении детьми заданий между учениками и учителем возникли субъект субъектные отношения, чему способствовала парная форма организации деятельности школьников на занятии.

Я постаралась создать ситуацию успеха для каждого учащегося, предлагая им работать в предпочитаемом темпе и стиле.

Использование средств ИКТ позволило создать эмоциональный фон, быстро включить учеников в работу, оперативно проверить качество выполнения заданий.

Задания, предложенные ученикам, стимулировали развернутые, монологические высказывания учеников, грамотное использование ими научной терминологии.

Рефлексия деятельности позволила сделать вывод о том, что урок достиг своей цели. Мы вместе с учениками совершили открытие! Воздействие на мотивационную сферу учащихся позволило вызвать у них стремление к саморазвитию, вызвало интерес к проектной деятельности.

Проведение таких занятий считаю необходимым, так как такие занятия позволяют побывать учащимся в нестандартной ситуации, заставляют их эффективно действовать в ситуации проблемы, а значит, учат быть компетентными.

Похожие:

Урок «Я не один в этом мире» по теме «Я и общество» iconНик Перумов, Полина Каминская Один на один
Они все материальны… имеют форму, которую не могут изменять. Никакого равновесия – невозможно уследить за миллиардами реакций, постоянно...
Урок «Я не один в этом мире» по теме «Я и общество» iconКонкурс «Скороговорка»
Сегодня не просто один из дней наступившей весны, а один из самых ярких праздников! Сегодня- 8 Марта! И это вам не просто женский...
Урок «Я не один в этом мире» по теме «Я и общество» iconУрок-практикум по теме «Разработка базы данных «9 класс»
«Разработка базы данных “9 класс”». В разработке представлены все этапы урока. Урок рекомендуется провести после изучения темы «Базы...
Урок «Я не один в этом мире» по теме «Я и общество» iconУрок по теме «Вода» Предлагаю обобщающий урок по теме «Во­да»
Предлагаю обобщающий урок по теме «Во­да», на котором учащиеся работают в группах и индивидуально, используя кар­точки с групповыми...
Урок «Я не один в этом мире» по теме «Я и общество» iconУрок по теме : «Фенолы»
Каждый из вас хотя бы один раз в жизни посещал музей живописи, на урок сегодня я принесла картины, которые изготовили учащиеся нашей...
Урок «Я не один в этом мире» по теме «Я и общество» iconУрок обобщающего повторения по теме «Гидросфера»
Урок-игра всегда имеет большой успех у школьников. Поэтому обобщающий урок по теме «Гидросфера» я часто провожу в форме игры
Урок «Я не один в этом мире» по теме «Я и общество» iconВнеклассное мероприятие по литературе. Тема: «Все сроки кратки в этом мире…»
Тема: «Все сроки кратки в этом мире…» (Литературная композиция по поздней лирике А. Т. Твардовского, посвящённая 100-летию со дня...
Урок «Я не один в этом мире» по теме «Я и общество» iconУрок по теме Цели урока
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"
Урок «Я не один в этом мире» по теме «Я и общество» iconУрок изучения нового материала по курсу обществознания (9 класс) по теме: " четвёртая власть "
Знакомство учащихся с возрастающей ролью информации в жизни человека и её влиянием на общество
Урок «Я не один в этом мире» по теме «Я и общество» iconУрок русского языка в 8 классе Тема: Обобщение знаний по теме «Односоставные предложения»
Место урока в теме: последний урок в теме «Односоставные предложения». На данном уроке происходит повторение и обобщение изученного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница