Скачать 124,94 Kb.
|
Пояснительная записка. «Экология человека» - курс регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа по курсу составлена на основе авторской программы «Экология человека. Культура здоровья» М.З. Федоровой, В.С. Кучменко, Г.П. Лукиной, авторской программы «Экология 5-11 кл». Г.А. Вовк, рекомендованной Комитетом по образованию администрации Амурской области для обучения учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений, с учётом Учебного плана и календарного учебного графика МОУ В(С)ОШ с. Тахтамыгда при ФБУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области. Основными задачами курса являются;
Содержание курса направлено на достижение следующих целей;
В данной авторской программе М.З. Федоровой, В.С. Кучменко, Г.П. Лукиной «Экология человека. Культура здоровья» сохраняется логика построения курса от общих представлений о среде обитания и условиях существования к расширенному влиянию основных экологических факторов на организм. Рассматриваются вопросы влияния абиотических, биотических, антропогенных факторов на организм человека в целом и их взаимодействие на системы органов. Данный курс даёт понятие об адаптации к экстремальным условиям среды, знакомит учащихся с социальной адаптацией. Большое место отводится в данном курсе вопросам сохранение здоровья человека реакции организма на вредные привычки. Особое внимание уделяется положению человека в природе и влиянию на неё антропогенного фактора. Рассматриваются взаимоотношения людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы. Курс «Экология человека» продолжает единую экологическую линию, начатую в предыдущих курсах. «Экология растений» (6 класс) и «Экология животных» (7 класс). Курс планируется изучать на примерах конкретных ситуаций, характерных для Амурской области. Логика изложения и содержание авторской программы соответствует требованиям государственного стандарта основного общего образования, поэтому в программу не внесено изменений. Изучение курса «Экология человека» в 8 классе опирается на ранее полученные учащимися знания по географии, биологии, физике и осуществляются на основе развития экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности. Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитии творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к своему организму. Рабочая программа составлена в расчёте 36 часов в год, 1 час в неделю. Количество часов определено учебным планом и календарным учебным графиком общеобразовательного учреждения. Программа предусматривает 3 часа на проведение контрольных работ после изученных разделов и тем. Кроме того для формирования навыков и умений практически использовать полученные знания предлагается проведение 6 лабораторных и практических работ. Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, самостоятельная работа учащихся. Для изучения курса «Экология человека» применяются классические типы уроков: урок овладение ЗУН, закрепление ЗУН, комбинированный, повторительно – обобщающий. В основе осуществления целей образовательной программы обучения используются элементы личностно-ориентированной, гуманно-личностной, информационной технологий, развивающее обучение, проектная и поисковая деятельность. Одним из условий формирования компетенций является внедрение интерактивных технологий, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения экологии: организуют процесс приобретения нового опыта, позволяют максимально использовать личностный опыт, используют социальное моделирование, основывается на атмосфере сотрудничества, свободного выбора личных решений. Механизмами формирования ключевых компетенций являются: наблюдение, распознавание, сравнение, анализ, оценка взаимодействия окружающей среды и здоровья человека. Согласно локальному акту МОУ В(С)ОШ с. Тахтамыгда при ФБУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области на уроках экологии предусмотрены следующие виды и формы контроля: - текущая аттестация (тестирование, опрос, лабораторные и практические работы, проверочные работы). - итоговая аттестация (итоговая контрольная работа). В ходе изучения курса у учащихся формируется знание:
В результате усвоения учебного материала курса у учащихся формируются умения:
Список литературы.
Содержание рабочей программы
Что изучает экология человека. Знать:
^ фронтальный опрос. II. Окружающая среда и здоровье человека (7ч.) Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и природную составляющую. Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровый образ жизни. Истории развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой. Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека этнография. Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы. Знать:
Уметь:
Виды контроля: экспресс-опрос, фронтальный опрос, контрольная работа.
1. Вредные привычки (1ч.). Вредные привычки (болезненные, пагубные) пристрастия. 2. Опорно-двигательная система. (2ч.) Условия правильного формировании опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений. Знать:
Уметь:
Виды контроля: индивидуальный опрос, дискуссия, лабораторная работа. ^ Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД. Условия полноценного развития системы кровообращения. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения: Знать:
Уметь:
Виды контроля: индивидуальный опрос, сообщения, лабораторная работа. 4. Дыхательная система. (1ч.) Правильное дыхание. Горная болезнь. Знать:
Уметь:
Виды контроля: дискуссия, фронтальный опрос, практическая работа. ^ Состав и значение основных компонентов пищи. Пищевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм. Рациональное питание. Режим питания. Диета. Знать:
Уметь:
Виды контроля: фронтальный опрос, практическая работа, дискуссия. 6.Кожа. (3ч.). Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции. Знать:
Уметь:
Виды контроля: беседа, индивидуальный опрос, лабораторная работа. 7. Нервная система. Высшая нервна деятельность. (6ч.) Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна. Знать:
Уметь:
Виды контроля: фронтальный опрос, лабораторная работа, тест, контрольная работа. 8. Анализаторы. (2ч.) Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органа слуха и равновесия. Знать:
Уметь:
Виды контроля: индивидуальный опрос, дискуссия.
Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь. Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие. Заболевания, передающиеся половым путём. Значение ответственного поведения. Знать:
Уметь:
Виды контроля: индивидуальный и фронтальный опрос, дискуссия, контрольная работа. Учебно–тематический план
|
![]() | Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного... Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных... | ![]() | Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» 5-9 классы Разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной... |
![]() | Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов... Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования | ![]() | Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» разработана... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №3 |
![]() | Пояснительная записка рабочая программа по математике для 10 класса... Рабочая программа по математике для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта... | ![]() | Рабочая программа по обж для 9 класса по курсу среднего (полного)... Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности... |
![]() | Рабочая программа Шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной... | ![]() | Рабочая программа по учебному курсу «География. Материки и океаны» Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования |
![]() | Программа по курсу «Математика» для учащихся 7 класса общеобразовательного... Программа по курсу «Математика» для учащихся 7 класса общеобразовательного учреждения составлена на основе федерального компонента... | ![]() | Рабочая учебная программа по музыке 5-7 классы Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования... |