«Экология человека» курс регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа по курсу




Скачать 124,94 Kb.
Название«Экология человека» курс регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа по курсу
Дата публикации24.07.2013
Размер124,94 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > Биология > Рабочая программа
Пояснительная записка.
«Экология человека» - курс регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа по курсу составлена на основе авторской программы «Экология человека. Культура здоровья» М.З. Федоровой, В.С. Кучменко, Г.П. Лукиной, авторской программы «Экология 5-11 кл». Г.А. Вовк, рекомендованной Комитетом по образованию администрации Амурской области для обучения учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений, с учётом Учебного плана и календарного учебного графика МОУ В(С)ОШ с. Тахтамыгда при ФБУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области.
Основными задачами курса являются;

  • экологизация биологических знаний;

  • раскрытии идей курса «Человек», направленных на сохранение здоровья человека;

  • изучение влияния окружающей среды на ткани, органы, системы органов и организации в целом.


Содержание курса направлено на достижение следующих целей;

  • дать представление о взаимодействии организма человека со средой обитания;

  • понимание ценности знаний о различных природных факторах и влиянии их на человека;

  • сформировать основополагающие понятия об экологии человека, об организме и социальной адаптации;

  • раскрыть пагубное влияние вредных привычек и пагубных пристрастий на системы органов;

  • воспитывать стремление вести здоровый образ жизни;

  • сформировать понятие о возможных изменениях в организме жителя Амурской области при адаптации к другим климатическим условиям.


В данной авторской программе М.З. Федоровой, В.С. Кучменко, Г.П. Лукиной «Экология человека. Культура здоровья» сохраняется логика построения курса от общих представлений о среде обитания и условиях существования к расширенному влиянию основных экологических факторов на организм. Рассматриваются вопросы влияния абиотических, биотических, антропогенных факторов на организм человека в целом и их взаимодействие на системы органов. Данный курс даёт понятие об адаптации к экстремальным условиям среды, знакомит учащихся с социальной адаптацией. Большое место отводится в данном курсе вопросам сохранение здоровья человека реакции организма на вредные привычки. Особое внимание уделяется положению человека в природе и влиянию на неё антропогенного фактора. Рассматриваются взаимоотношения людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы.

Курс «Экология человека» продолжает единую экологическую линию, начатую в предыдущих курсах. «Экология растений» (6 класс) и «Экология животных» (7 класс).

Курс планируется изучать на примерах конкретных ситуаций, характерных для Амурской области.

Логика изложения и содержание авторской программы соответствует требованиям государственного стандарта основного общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Изучение курса «Экология человека» в 8 классе опирается на ранее полученные учащимися знания по географии, биологии, физике и осуществляются на основе развития экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.

Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитии творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к своему организму.

Рабочая программа составлена в расчёте 36 часов в год, 1 час в неделю.

Количество часов определено учебным планом и календарным учебным графиком общеобразовательного учреждения. Программа предусматривает 3 часа на проведение контрольных работ после изученных разделов и тем. Кроме того для формирования навыков и умений практически использовать полученные знания предлагается проведение 6 лабораторных и практических работ.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, самостоятельная работа учащихся. Для изучения курса «Экология человека» применяются классические типы уроков: урок овладение ЗУН, закрепление ЗУН, комбинированный, повторительно – обобщающий.

В основе осуществления целей образовательной программы обучения используются элементы личностно-ориентированной, гуманно-личностной, информационной технологий, развивающее обучение, проектная и поисковая деятельность.

Одним из условий формирования компетенций является внедрение интерактивных технологий, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения экологии: организуют процесс приобретения нового опыта, позволяют максимально использовать личностный опыт, используют социальное моделирование, основывается на атмосфере сотрудничества, свободного выбора личных решений.

Механизмами формирования ключевых компетенций являются: наблюдение, распознавание, сравнение, анализ, оценка взаимодействия окружающей среды и здоровья человека.

Согласно локальному акту МОУ В(С)ОШ с. Тахтамыгда при ФБУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области на уроках экологии предусмотрены следующие виды и формы контроля:

- текущая аттестация (тестирование, опрос, лабораторные и практические работы, проверочные работы).

- итоговая аттестация (итоговая контрольная работа).

В ходе изучения курса у учащихся формируется знание:

  • о взаимосвязи здоровья образа жизни:

  • о взаимодействии природных и социальных факторов на организм человека;

  • о влиянии факторов окружающей среды на функционирования и развитие систем органов;

  • об основных условиях сохранения здоровья;

  • о факторах, укрепляющих здоровье в процессе развития человеческого организма;

  • о необходимости участия в охране окружающей среды.

В результате усвоения учебного материала курса у учащихся формируются умения:

  • оценивать состояние здоровья;

  • находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровья человека;

  • соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.), режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.);

  • применять способы закаливания и ухода за кожей;

  • уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;

  • проводить наблюдения и самонаблюдения.



Список литературы.


  • М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.П. Лукина. Программа курса «Экология человека. Культура здоровья 8 кл.» М. : Вентана-Граф 2009г.

  • М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина. «Экология человека. Культура здоровья 8, учебник 8 для учащихся общеобразовательных учреждений: М.: Вентана-Граф». 2010г.

  • А.И. Никишова, В.Н. Кузнецов, Д.Л. Теплов «Экология 5-9,» V глава, учебник для общеобразовательных учреждений: М.: «Устойчивый мир», 2002г.

  • Н.В. Винокурова, В.В. Трушин, Глобальная экология, тема VIII, учебник для 10-11 классов профильных школ: М.: Просвещение, 2002г.

  • А.Т. Зверев, Е.Г. Зверева, Экология 7-9 кл., учебник общеобразовательных учреждений, глава VI: М.: Дом педагогики, 1999г.



Содержание рабочей программы


  1. Введение. ( 1ч. ).

Что изучает экология человека.

Знать:

  • что изучает экология человека.

^ Виды контроля: фронтальный опрос.

II. Окружающая среда и здоровье человека (7ч.)

Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и природную составляющую. Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровый образ жизни.

Истории развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.

Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека этнография.

Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы.

Знать:

  • основные понятия: экология человека, адаптация, адаптогенные факторы, здоровье человека;

  • понятия: вибрация, шум, резонанс, электромагнитное поле;

  • влияние климатических факторов на здоровье человека;

  • различие между людьми, проживающими в разных природных условиях.

Уметь:

  • характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;

  • определять хронотип человека;

  • выделять особенности расовых признаков, имеющих приспособительное значение к определённым условиям среды;

  • определять реакцию организма на экстремальные факторы окружающей среды;

Виды контроля: экспресс-опрос, фронтальный опрос, контрольная работа.


  1. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (22ч.)


1. Вредные привычки (1ч.).

Вредные привычки (болезненные, пагубные) пристрастия.

2. Опорно-двигательная система. (2ч.)

Условия правильного формировании опорно-двигательной системы.

Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.

Знать:

  • строение и состав костей, скелетных мышц;

  • факторы, влияющие на развитие опорно-двигательной системы.

Уметь:

  • объяснить роль питания в развитии костей и скелетной мускулатуры;

  • рассказать об основных видах физических упражнений;

  • понимать отрицательную роль гиподинамии в процессе развитие организма человека.


Виды контроля: индивидуальный опрос, дискуссия, лабораторная работа.
^ 3. Кровь и кровообращение (4ч.)

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.

Условия полноценного развития системы кровообращения. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения:

Знать:

  • антропогенные факторы влияющие на состав крови;

  • процессы определения состава крови

  • меры предупреждения онкологических заболеваний;

  • об изменениях кровообращения и артериального давления.

Уметь:

  • называть факторы риска, влияющие на состав крови;

  • поддерживать состав гемоглобина в крови;

  • объяснять нарушения иммунитета, как аллергия, СПИД.


Виды контроля: индивидуальный опрос, сообщения, лабораторная работа.
4. Дыхательная система. (1ч.)

Правильное дыхание. Горная болезнь.

Знать:

  • как влияет двигательная активность на дыхание;

  • причины возникновения горной болезни.

Уметь:

  • объяснять почему табакокурение, алкоголизм, наркомания относятся к факторам риска, отрицательно влияющим на дыхательную систему.

Виды контроля: дискуссия, фронтальный опрос, практическая работа.
^ 5. Пищеварительная система. (3ч.)

Состав и значение основных компонентов пищи. Пищевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм. Рациональное питание. Режим питания. Диета.

Знать:

  • что входит в состав пищи;

  • роль белков, жиров, углеводов в организме;

  • в чём опасность гиповитаминозов;

  • какой вред организму наносят чужеродные примеси пищи;

  • что предусматривает рациональное питание.

Уметь:

  • развивать навыки правильного питания;

  • объяснять понятия, культура питания;

  • понимать, о чём может рассказать упаковка продуктов питания;

  • проводить профилактику пищевых отравлений.


Виды контроля: фронтальный опрос, практическая работа, дискуссия.
6.Кожа. (3ч.).

Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.

Знать:

  • основные функции кожи;

  • положительное и отрицательное воздействие ультрафиолетового облучения на здоровье;

  • правила закаливания организма;

  • правила применения солнечных и воздушных ванн.

Уметь:

  • определять адаптацию рецепторов кожи к температурным воздействиям;

  • ухаживание за кожей;


Виды контроля: беседа, индивидуальный опрос, лабораторная работа.
7. Нервная система. Высшая нервна деятельность. (6ч.)

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.

Знать:

  • факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы;

  • что такое переутомление. Как оно развивается?

  • что такое стресс?

  • стадии стресса?

  • типы темпераментов;

  • что такое биоритмы?

Уметь:

  • называть основные группы биоритмов;

  • определять тип темперамента;

  • определять свойства нервных процессов;

  • указывать причины возникновения переутомления и пути его предупреждения.


Виды контроля: фронтальный опрос, лабораторная работа, тест, контрольная работа.
8. Анализаторы. (2ч.)

Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органа слуха и равновесия.

Знать:

  • факторы, являющиеся причинами нарушения зрения, слуха, равновесия;

  • что такое фотоэпилепсия.

Уметь:

  • выполнять гигиенические правила работы на компьютере;

  • преодолевать вибрационную болезнь.


Виды контроля: индивидуальный опрос, дискуссия.


  1. Репродуктивное здоровье (7ч.)

Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь. Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие. Заболевания, передающиеся половым путём. Значение ответственного поведения.

Знать:

  • какие функции выполняют половые железы в организме;

  • к каким последствиям ведёт ранняя половая жизнь;

  • отрицательные последствия искусственных абортов;

  • факторы, оказывающие вредное влияние на внутриутробное развитие плода;

  • группы заболеваний, передающихся половым путём.

Уметь:

  • нести ответственность за соё половое поведение;

  • определять место и роль мужчины и женщины в обществе;

  • объяснять различие в воспитании девочек и мальчиков в семье;

  • защищать себя от венерических заболеваний.


Виды контроля: индивидуальный и фронтальный опрос, дискуссия, контрольная работа.


Учебно–тематический план


Разделы и темы

Кол-во

часов

Контрольные работы

Практические и лабораторные работы

I. Введение

1ч.







II. Окружающая среда и здоровье человека

6ч.

1

1

III. Влияние факторов среды на системы органов

22ч.




5

1) Вредные привычки.

1ч.







2) Опорно-двигательная система.

2ч.




1

3) Кровь и кровообращение.

4ч.




1

4) Дыхательная система.

1ч.







5) Пищеварительная система.

3ч.




1

6) Кожа.

3ч.







7) Нервная система. Высшая нервная деятельность.

6ч.

1

2

8) Анализаторы.

2ч.







IV. Репродуктивное здоровье.

7ч.

1




Всего

36ч.

3

11

Похожие:

«Экология человека» курс регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа по курсу iconРабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного...
Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных...
«Экология человека» курс регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа по курсу iconРабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» 5-9 классы
Разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной...
«Экология человека» курс регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа по курсу iconРабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
«Экология человека» курс регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа по курсу iconРабочая программа по курсу «Основы православной культуры» разработана...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №3
«Экология человека» курс регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа по курсу iconПояснительная записка рабочая программа по математике для 10 класса...
Рабочая программа по математике для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта...
«Экология человека» курс регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа по курсу iconРабочая программа по обж для 9 класса по курсу среднего (полного)...
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образо­вания по основам безопасности жизнедеятельности...
«Экология человека» курс регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа по курсу iconРабочая программа Шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной...
«Экология человека» курс регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа по курсу iconРабочая программа по учебному курсу «География. Материки и океаны»
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
«Экология человека» курс регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа по курсу iconПрограмма по курсу «Математика» для учащихся 7 класса общеобразовательного...
Программа по курсу «Математика» для учащихся 7 класса общеобразовательного учреждения составлена на основе федерального компонента...
«Экология человека» курс регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа по курсу iconРабочая учебная программа по музыке 5-7 классы
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница