Рабочая программа по предметам природоведение, биология (основное общее образование)




НазваниеРабочая программа по предметам природоведение, биология (основное общее образование)
страница1/3
Дата публикации12.07.2013
Размер0,49 Mb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3

Согласована

Зам. директора по УВР

Средней школы №7 ______________________О.А.Елисеева

«_____»________________20___г.


Утверждена

Директор

Средней школы №7 _________________ Л. Н. Сидоркина
 приказ № _______ от__________20___г.


Комитет по образованию администрации МО Щекинский район

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»
 
 



Рабочая программа

по предметам природоведение, биология

(основное общее образование)

 
 
Рассмотрена на заседании

ШМО учителей естественнонаучных дисциплин,

протокол №_____ от «____» ___________ 20__
^ Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по биологии ,федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа рассчитана на 350 часов на пять лет (по 2ч в неделю).

Школьный курс биологии по данной программе состоит из следующих разделов:

I Природа- 70ч (5 кл.)

II. Бактерии. Грибы. Растения - 35ч., Краеведение- 35 ч.(6 кл.)

III. Животные - 70 ч. (7 кл.)

IV.Человек и его здоровье - 70 ч. (8 кл.)

V. Введение в общую биологию - 70 ч.(9 кл.)

^ Цели обучения биологии на ступени основного общего образования:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, использование полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитания экологической, генетической и гигиенической грамотности школьника.

^ Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Система биологических знаний и умений сгруппирована в следующие содержательные линии:

  • организм - биологическая система; главные признаки живого организма ;

  • особенности строения и жизнедеятельности живого организма;

  • формирование системы знаний о строении и жизнедеятельности организмов всех царств живой природы, о клетке как о единице строения и жизнедеятельности организма, о строении и функциях тканей, органов и систем органов, о вирусах.

^ Внесенные изменения в авторскую программу и их обоснование:

Для изучения местной флоры, в том числе культурных растений , грибов я использую темы краеведческого модуля по курсу биология в 6 классе 35 часов учебного времени. Темы лабораторных работ в 6 классе по темам «Царство грибы», «Природные сообщества», «Классификация растений» изменены для выполнения стандарта основного общего образования по биологии.

^ Особенности содержания учебной деятельности школьников:

Курс природоведения в V классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе V класса. В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы». Часть работ носит контролирующий характер (№ 4,5,7,8,9,11,12,15), и за них ставится отметка в журнал всем учащимся класса, а другая - обучающий характер, поэтому оцениваться будет выборочно. Рабочая программа содержит дополнительно к авторской программе две практические работы №4 и №12, предусмотренные стандартом основного общего образования.

В курсе биологии 6 класса лабораторные работы носят контролирующий и обучающий характер. При проведении работ № 1, 2, 3, 5, 6, 12, 13, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28 осуществляется контроль усвоения учебного у всех учащихся, остальные лабораторные работы оцениваются выборочно.

Зоология изучается в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. В процессе изучения зоологии учащихся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира. У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой. Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира..

В разделе «Человек и его здоровье» усилены идеи топографической анатомии, уделено большее внимание методам науки, санитарной экологии и валеологии. Включены некоторые приемы самооценки здоровья путем сравнения личных результатов функциональных проб и физиологических тестов с нормативными. Подчеркнута социально- биологическая природа человека, показаны анатомические, функциональные и экологические отличия человека от животных, расширена система лабораторных работ и демонстраций. Учебный материал приближен к уровню современной науки: введены современные понятия о торможении, синаптической передаче информации, тренировочном эффекте, иммунитете, доминанте; показано значение внешней и внутренней речи. В целях гуманизации и гуманитаризации раздела в него включены сведения о познавательных, волевых и эмоциональных процессах человека, а также о психологии личности. Усилено экологическое направление раздела. Структура раздела складывается из трех частей. В первом вводятся общие сведения о человеческом организме, топографии внутренних органов, уровнях организации организма. Рассматриваются клетка и ткани, основные принципы нервной и гуморальной регуляции, включая рефлекторную деятельность. Во второй части дается обзор основных систем органов. Он заканчивается сведениями о нервной системе, анализаторах и железах внутренней секреции. В третьей части дается индивидуальное развитие человека. Завершается раздел темой «Поведение и психика», в которой прослеживается развитие личности.

Изучение курса «Общая биология» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества. Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе «Общей биологии» существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса. Значительное место в курсе «Общей биологии» отведено экскурсиям, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды. В курсе широко используются уроки- семинары, уроки- зачеты, уроки- лекции, уроки ролевой ( или деловой ) игры и др..

^ Формы организации учебной деятельности школьников

Изучение учебного материала; фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные, самостоятельные и практические работы; беседы; наблюдения; исследовательские работы; сообщения с использованием дополнительной литературы. Для выполнения используются гербарии, микроскоп, коллекции, таблицы, географические карты, глобус, муляжи. Кабинет оборудован также телевизором, DVD, документ-камерой, ноутбуком.

Образовательные технологии:

  • Личностно-ориентированные ;

  • Дифференцированного обучения;

  • Здоровьесберегающие;

  • Информационно-коммуникационные;

  • Проблемного обучения;

  • Поисковые и исследовательские технологии;

  • Проектного обучения;

  • Модульного обучения;

  • Развивающего обучения .

Методы обучения:

  • Словесные методы (рассказ, беседа, лекция);

  • Наглядные (показ, демонстрация.);

  • Практические (лабораторные работы, творческие сочинения)

  • Объяснительно-иллюстративный метод,




  • Репродуктивный метод,

  • Метод проблемного изложения,

  • Частично-поисковый,

  • Исследовательский метод.




Формы обучения:

  • Экскурсии,

  • Традиционные уроки,

  • Комбинированные уроки,

  • Уроки-семинары,




  • Лабораторные и практические занятия,

  • Лекции,

  • Зачеты.

Формы контроля:

Устный опрос, письменные проверочные работы, лабораторные работы, практические работы.

^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

5 КЛАСС.

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ.

Тема 1. Изучение природы (3 часа)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Великие естествоиспытатели.

^ Практические работы

1.Знакомство с оборудованием для научных исследований. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Тема 2.^ Вселенная (14 часов)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли, Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею. Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV—XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н Копернику. Роль Д. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы, Планеты-гиганты, Плутон, Спутники планет. Астероиды. Кометы, Метеоры. Метеориты, Звезды, Многообразие звезд. Созвездия, Солнце как ближайшая к нам звезда.

Демонстрации: карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.

Практические работы

2.Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.

3.Работа с подвижной картой звездного неба.

3. Земля (18 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза - научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О, Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение). Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер, Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

Демонстрации: примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т, п.), тепловых (плавление льда и т, п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).

Практические работы

4.Ознакомление со свойствами горных пород и минералов.

5.Описание и сравнение признаков 2—3 веществ.

6.Наблюдение признаков химических реакций.

7. Исследование 1—2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности т.п.).

8. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра.

9.Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по предметам природоведение, биология (основное общее образование) iconРабочая учебная программа по учебному предмету «окружающему миру»...
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 3 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия...
Рабочая программа по предметам природоведение, биология (основное общее образование) iconРабочая программа по предмету французский язык (основное общее образование) Учитель: Лукина Е. С
Данная рабочая программа создана на федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной
Рабочая программа по предметам природоведение, биология (основное общее образование) iconПояснительная записка к образовательному плану моу-сош с. Баклуши на 2011-2012 учебный год
Минюсте России 03. 03. 2011г.,рег.№19993). Образовательный план моу-сош с. Баклуши ориентирован на три ступени общего образования:...
Рабочая программа по предметам природоведение, биология (основное общее образование) iconРабочая программа учебного предмета «Биология. Общие закономерности»
В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6...
Рабочая программа по предметам природоведение, биология (основное общее образование) iconУчебник: А. А. Плешаков, Н. И. Сонин Природоведение. 5 класс: учеб...
Рабочая программа учебного курса природоведение для 5 класса составлена на основе авторской программы А. А. Плешаков, Н. И. Сонин...
Рабочая программа по предметам природоведение, биология (основное общее образование) iconОсновные общеобразовательные программы n п/п Уровень (ступень) общего...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Таборская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа по предметам природоведение, биология (основное общее образование) iconI начальное общее образование Основное общее образование пояснительная записка
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего...
Рабочая программа по предметам природоведение, биология (основное общее образование) iconДолжностная инструкция нарядчика
На должность нарядчика назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы...
Рабочая программа по предметам природоведение, биология (основное общее образование) iconОсновная образовательная программа основного общего образования
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным
Рабочая программа по предметам природоведение, биология (основное общее образование) iconОсновное общее образование Среднее (полное) образование
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница