Уроке и длительный




Скачать 139.83 Kb.
НазваниеУроке и длительный
Дата публикации04.07.2013
Размер139.83 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Биология > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

села Саблинского





Из опыта работы:

учителя биологии Дудаевой Ольги Николаевны

2011 год

Биологический эксперимент делится на демонстрационный, репродуктивный, исследовательский, а также бывает кратковременный (на уроке) и длительный (на школьном участке).  Современный научный эксперимент включает несколько  стадий. В школьных условиях довольно трудно показать эту систему в целом, однако отдельные стадии эксперимента можно показать школьникам. Эксперимент проводится в искусственно созданных условиях, причем из сложного комплекса многообразных естественных влияний на организм, отбирается и выясняется воздействие лишь отдельных изолированных факторов. Научное биологическое исследование требует многих технических приемов проведения и фиксации (опыт, контроль, повторность, взвешивание, измерение, записи, зарисовки, сбор необходимых объектов, гербаризация, коллекционирование, изготовление микропрепаратов и т. д.). Эксперимент проводят большей частью при изучении физиологических процессов.     Очень важной особенностью учебных опытов в 6 классе является то, что на них у учащихся впервые образуются представления о биологическом эксперименте, формируется ряд  специальных и общепознавательных понятий: эксперимент, опыт, контроль, вариант опыта, цель опыта, сравнение, анализ в эксперименте, результат опыта, вывод из опыта и др.  Особенностью  биологических опытов в 6 классе является то, что с их помощью изучаются  сложные процессы жизнедеятельности растения, для понимания которых у учащихся еще нет или недостаточно знаний по физике, химии и некоторых других, составляющих практический опыт человека. Поэтому биологический эксперимент в 6 классе ограничивается изучением внешней стороны явлений (обнаружение явления, выяснение необходимых для него условий, установление зависимости явления от изменения внешних условий), без выяснения существа и механизма процессов.

Например, кратковременный эксперимент или опыт, можно провести по изучению состава семян, физических свойств почвы, образования крахмала в листьях и т. п. Наиболее простые опыты, такие как условия прорастания семян, испарение воды листьями, учащиеся могут выполнить дома, а результаты рассмотреть на уроке.

В качестве объекта для опытов по изучению жизни растений можно рекомендовать комнатные растении. Из относительно неприхотливых растений наиболее подходящими для этой цели являются: пеларгония, бальзамин, колеус. Лучше если растения будут не очень крупными, в нескольких экземплярах. Кроме того, учебные опыты могут быть проведены на сельскохозяйственных растениях, выращиваемых из семян.

Почти все опыты могут быть поставлены на фасоли обыкновенной, хорошими объектами для ряда опытов являются горох, бобы, рожь, пшеница; в экспериментах по минеральному питанию лучшие результаты получаются на томатах. Сельскохозяйственные культуры в качестве объекта учебных опытов имеют важные преимущества перед комнатными растениями. Их легко вырастить в необходимом количестве к определенному сроку. Опыты ставятся на молодых растениях, которые занимают мало место на окне, под лампой, что существенно для условий школы. Результаты ряда опытов на таких объектах получаются ярче и быстрее, чем на комнатных растениях, что исключительно важно для демонстрационного опыта.

Проращивание семян для опытов.

Проращивать семена необходимо для опытов на проростках и для выращивания растений на воде для других опытов. В почву можно сеять и проросшие и сухие семена. Один из способов проращивания семян заключается в том, что их располагают на лоскуте ткани, сложенном в несколько слоев, обильно увлажненном и положенном на дно плоской посудины. Сухие семена размещают на поверхности подстилки из ткани, прикрывают их краями лоскута, посудину накрывают стеклом или крышкой. Недостатком такого способа является то, что необходимо поддерживать нормальную влажность ткани - смачивать при необходимости или сливать излишек воды.

Выращивание растений на воде.

Для опытов выращивают растения на воде в обычных химических пробирках или в банках на 0,5-1 л. При выращивании растений этим способом необходимо сделать приспособление для удерживания семени на краях пробирки - прикрепить к сухому стеклу перекладину из пластилина или частично закрыть им отверстие пробирки. Пробирки наполняют некипяченой водой и устанавливают вертикально. Воду в пробирках можно не менять в течение 2-3 недель, если она остается прозрачной, при необходимости - доливать, чтобы еще небольшие корни не оказались вне воды, такое выращивание особенно ценно, если необходима для опыта неповрежденная корневая система.

Приведу несколько примеров отобранных экспериментальных работ в 6 классе, которые можно провести на кружке или спец курсе.

Опыты по изучению прорастания семян

Работа № 1. Набухание семян при прорастании.

Цель опыта: показать поглощение воды семенами при их набухании.

Объекты и оборудование: семена фасоли или гороха, две широкогорлые одинаковые стеклянные банки на 0,2-0,3 л; полиэтиленовые крышки или пленка, нитки или резиновые кольца для крепления пленки.

Постановка опыта. В одной банке 10-15 семян заливают водой примерно до половины их высоты («по пояс»), в другой банке столько же семян оставляют сухими - для сравнения в конце опыта. Обе банки закрывают крышками или пленкой, закрепляя последнюю ниткой, или резиновым кольцом. Продолжительность опыта один день. При демонстрации опыта не уроке отмечают большое увеличение размера набухших семян и поглощение ими всей воды, имевшийся в банке.

Работа № 2. Набухание семян в почве.

Цель опыта: показать, что семена при набухании отнимают воду у почвы.

Объекты и оборудование: семена фасоли или гороха, две широкогорлые одинаковые стеклянные банки на 0,2-0,3 л; полиэтиленовые крышки или пленка, нитки или резиновые кольца для крепления пленки, почва.

Постановка опыта. На дно двух банок насыпают почву нормальной влажности слоем 1-1,5 см. В одной банке в почву зарывают 10-15 сухих семян. В обеих банках почву уплотняют, и банки плотно закрывают полиэтиленовыми крышками или пленкой. Результат наблюдается через 1-2 дня.

При демонстрации опыта на уроке обращают внимание учащихся на то, что почва в банке с семенами разрыхлена и заметно иссушена (по сравнению с контрольной банкой без семян), а семена набухли.

Работа № 3. Сила, развеваемая семенами при набухании.

Цель опыта: показать, насколько велика механическая сила, создаваемая набухающим семенами.

Объекты и оборудование: семена гороха; небольшой стеклянный пузырек с пробкой; мелкий песок; пипетка аптечная; две деревянные планки; шпагат; полиэтиленовый мешочек.

Постановка опыта. Пузырек наполняют сухими семенами гороха и песком, добиваясь заполнения всех пустот среди семян. Это делают для того, чтобы разбухающие семена не могли заполнить все пустоты, что уменьшило бы давление семян на стенки пузырька. Затем в пузырек пипеткой вливают воду до полного смачивания песка, и если потребуется, досыпают еще песок. Пузырек закрывают пробкой и зажимают его сверху и снизу деревянными планками, концы которых туго стягивают шпагатом, чтобы семена не вытолкнули пробку и не отклонили дно пузырька, что снизило бы эффект. Всю установку помещают в полиэтиленовый мешочек. Через сутки пузырек оказывается расколотым.

Работа № 4. Необходимость для прорастания семян воды, тепла и доступа воздуха.

Цель опыта: показать, что для прорастания семян необходимо наличие одновременно трех внешних условий - воды, тепла, воздуха.

Объекты и оборудование: семена гороха или фасоли, пшеницы, ржи; четыре одинаковые небольшие банки или колбы, пузырьки; крышки или пробки к сосудам, кипяченая вода.

Постановка опыта. На каждую банку наклеивают этикетку с записью условий, создаваемых семенам: для банки № 1 - «Есть: вода, воздух, тепло», для банки № 2- «Есть: воздух, тепло, нет воды», для банки № 3 - «Есть: вода, тепло, нет воздуха», для банки № 4 - «Есть: вода, воздух, нет тепла». В каждую банку помещают 10-15 семян. В банки №№ 1 и 4 наливают воду «по пояс» семенам, у этих семян есть вода и доступ воздуха. В банку № 3, наливают воду более чем на половину ее высоты, надежно лишая семена доступа воздуха. Все банки закрывают и ставят рядом в комнате, кроме банки № 4, которую помещают в холодное место (в холодильник, между рамами окна, вне помещения). Продолжительность опыта 2-3 дня (для фасоли - лишь при температуре выше 18оС, при более низкой - 5-7 дней).

При демонстрации опыта отмечают, что семена проросли в банке №1, где у них были вода, тепло и доступ воздуха и не проросли в других банках, в каждой из которых не было какого-либо одного условия из имеющихся у проросших семян. Для этого сравнивают банку № 1поочередно с банками №№ 2,3,4. Обращают внимание учащихся на то, что только при таком сравнении можно сделать неопровержимый вывод из опыта о необходимости того или иного условия для прорастания семян. Затем сравнивают (анализируют) все варианты опыта между собой, что позволяет сделать вывод о необходимости для прорастания семян одновременного наличия воды, тепла и воздуха вместе.

Вопросы на осмысление методики опыта. Какие условия созданы для семян в банке № 1 (№ 2,3,4)? Зачем (с какой целью) в одну банку наливают немного воды, а в другую много? (В банке, где много воды семена не имеют доступ к воздуху.) Какие банки нужно сравнивать между собой, чтобы сделать вывод о необходимости того или иного условия прорастания семян? Зачем сравнивают все банки между собой? (Чтобы сделать вывод о необходимости всех условий вместе.) Зачем банку № 1 закрывают крышкой? (Чтобы вода не испарялась.) Почему закрывают крышками все другие банки? (Чтобы они не отличались от банки № 1даже по этому условию.)

Работа № 5 Проращивание семян при различной температуре.

Цель опыта: показать влияние температуры на прорастание семян.

Объекты и оборудование: семена теплолюбивых растений: фасоли, помидоров, кукурузы и нетребовательных к теплу культур: гороха, ржи, пшеницы; 6-8 одинаковых банок из прозрачного стекла ил чашек Петри; лоскуты ткани или промокательная бумага; газетная бумага (для изготовления крышек к банкам); нитки или резиновые кольца, шпагат; термометр.

Постановка опыта. Дно банок выстилают лоскутом ткани или промокательной бумагой, сложенной в несколько слоев. В 3-4 банки помещают по 10-15 семян теплолюбивых растений одного вида. В другие 3-4- банки - столько же семян нетребовательной к теплу культуры. В каждые 3-4 банки наливают воды поровну и столько, чтобы она не покрывала семена «с головой». Закрывают банки с крышками из нескольких слоев газетной 2бумаги и помещают их в условия с различной температурой: 2-6оС (в холодильник), 10-15оС (между рамами или вне помещения), 18-20, 24-26оС (у батареи отопления, в комнатной тепличке). Для расположения банок у батареи отопления их удобно подвешивать на шпагате там, где имеется необходимая температура. Продолжительность опыта 5-7 дней

Опыты по изучению дыхания семян.

Работа № 6. Поглощение кислорода при дыхании прорастающих семян (опыт с лучинкой).

Цель опыта: показать, что прорастающие семена дышат, поглощая кислород из воздуха, как корни, листья и другие органы растения.

Объекты и оборудование: зерна ржи (пшеницы, ячменя) или семена гороха, фасоли из расчета одно зерно (семя) на каждые 2-3 см3 объема используемых сосудов; две одинаковые колбы, бутылочки из прозрачного стекла объемом от 100см3 и более с диаметром отверстия не менее 12 мм; пробки к сосудам - резиновые или изготовленные из пластилина; лучинки; спиртовка.

Постановка опыта. Семена замачивают в воде. Через день или два набухшие или наклюнувшиеся семена помещают в один сосуд. Второй сосуд (контрольный) оставляют без семян, предварительно сполоснув его водой. Оба сосуда закрывают плотно пробками и ставят рядом в темное или слабо освещаемое место (чтобы появляющиеся ростки не позеленели). Продолжительность опыта для набухших семян 2-3 дня, для наклюнувшихся 1-2 дня. При демонстрации опыта на уроке в обоих сосудах проверяют наличие кислорода с помощью зажженной лучинки.

Работа № 7. Выделение углекислого газа при дыхании прорастающих семян (опыт с известковой водой).

Цель опыта: показать, что прорастающие семена выделяют углекислый газ при дыхании, как корни, листья и другие части растения.

Объекты и оборудование: зерна ржи (пшеницы, ячменя) или семена гороха, фасоли из расчета одно зерно (семя) на каждые 2-3 см3 объема используемых сосудов; две одинаковые колбы, бутылочки из прозрачного стекла объемом от 100см3 и более с диаметром отверстия не менее 12 мм; специальная пробка с воронкой и газоотводной трубкой, для вытеснения воздуха из сосудов или три одинаковые химические пробирки с пробками: резиновые или изготовленные из пластилина; лоскут бинта (марли) нитки; известковая вода.

Постановка опыта. Семена замачивают в воде. Через два дня, когда они наклюнутся, две порции их по 5-6 зерен или по 1-2 семени на пробирку объемом около 20 см3 -заворачивают в два маленьких мешочка из бинта, подвязав каждый мешочек к нитке длиной 20-25 см. Мешочки смачивают водой и помещают каждую в свою пробирку (мешочек должен свободно в нее входить). Семя фасоли или гороха можно подвесить к нитке (вместо помещения в мешочек), проколов иглой семядоли. Вторая пробирка с семенами служит повторностью - на случай неудачи с первой. Третью пробирку (контрольную) споласкивают и оставляют без семян. Все пробирки закрывают плотно пробками, оставляя конец нитки снаружи, и кладут рядом. Продолжительность опыта 1-2 дня. При демонстрации опыта, семена осторожно (чтобы не вытеснить воздух из пробирки) извлекают за нитку из пробирки. Это можно сделать на воздухе, держа пробирку дном вниз, но лучше под водой, опустив пробирку отверстием в кипяченую воду. Затем в эту пробирку и в контрольную наливают поровну известковую воду 1-2 см по высоте пробирки, закрывают их и встряхивают одновременно до тех пор, пока не появится явное помутнение известковой воды.

Постановка опыта в колбах (бутылочках) аналогична: в одну насыпают семена, другую оставляют без семян, но выявление углекислого газа в этом случае проводят посредством пропускания воздуха из сосудов в известковую воду. Таким способом можно определять углекислый газ и при постановке опыта в пробирках, но для этого надо сделать маленькую пробку с воронкой и газоотводной трубкой. Этот способ можно применить, с целью разнообразить методику учебного эксперимента.

Работа № 8. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа при дыхании прорастающих семян (опыт с использованием чистого кислорода).

Цель опыта: показать поглощение чистого кислорода и выделение только углекислого газа при дыхании прорастающих семян.

Объекты и оборудование: проросшие зерна пшеницы или ржи с корешками длиной около 0,5 см; две пробирки химические; пробка корковая; нож или бритва; нитки; резиновая пробка к пробирке или пластилин; две колбы или пузырьки; две трубки стеклянные или пластиковые тонкие, длиной чуть больше высоты колбы (пузырька); 5-6 % раствор щелочи; прибор и вещества (например, КМnО4) для получения кислорода или заряженная кислородная подушка; кристаллизатор или тазик с водой; палочка (карандаш).

Постановка опыта. Пробирки споласкивают водой. В одну из них помещают 15-20 проросших зерен. Вырезают из корковой пробки две маленькие пробочки такого размера и формы, чтобы они плотно держались в пробирке, но при этом с двух сторон оставался бы просвет меду пробкой и стенкой пробирки. Размер просвета меньше толщины зерна, он служит для прохождения воздуха. Пробочки подвязывают к нитке и вводят в каждую пробирку: опытную с семенами и контрольную без семян. Пробкой сдвигают семена ко дну пробирки, но так чтобы между семенами остались пустоты. Подготовленные таким образом обе пробирки наполняют чистым кислородом, способом вытеснения воды из пробирок и плотно закрывают пробирки пробкой, в которую вставлена трубочка. Пробирки укрепляют на колбе с раствором щелочи, опустив конец трубки в раствор. На следующий день вся или почти вся пробирка будет заполнена щелочью, поглотившей углекислый газ, который выделяли семена в процессе дыхания взамен поглощаемого кислорода. В контрольной пробирке, без семян ничего не изменится. Опыт убеждает учащихся в том, что при дыхании поглощается именно кислород, а выделяется только углекислый газ.

Работа № 9. Дыхание прорастающих семян при разной температуре.

Цель опыта: показать зависимость дыхания семян от температуры.

Объекты и оборудование: проросшие семена с корнем длиной 0,5-1 см одной культуры - пшеницы, ржи, фасоли, гороха; три (шесть) одинаковых пробирок; пробки к пробиркам - резиновые или изготовленные из пластилина; кипяченая вода; известковая вода.

Постановка эксперимента. Отбирают три (шесть) одинаковых по массе и длине корешка семени, помещают их по одному в пробирки с кипяченой водой. Сполоснув семена и пробирки, всю воду сливают, пробирки плотно закрывают пробками и помещают на один день в места с различной температурой: у батареи отопительной, на столе, на окне или между рамами, в холодильник и т.д. Убедительный результат получается при следующих температурах: для пшеницы, ржи гороха около 0, 6-10, 16-18оС, для фасоли 4-10, 16-20, 26-30оС. Перед тем как рассматривать результат опыта, все пробирки нужно выдержать 5-10 мин при комнатной температуре. На уроке при демонстрации опыта необходимо осторожно открыть одну пробирку (стараясь долго не нагревать ее рукой и тем самым не выпустить воздух) и вливают в нее немного известковой воды (1-2 см по высоте пробирки), пробку плотно закрывают и ставят в штатив. То же самое проделывают с остальными пробирками. Когда во все пробирки будет налит реактив, их встряхивают одновременно несколько раз и сравнивают степень помутнения известковой воды, по которой судят об интенсивности дыхания семян в разных температурных условиях.

Работа № 10. Рост и дыхание проростков.

Цель опыта: показать, что дыхание необходимо для роста проростков.

Объекты и оборудование: проросшие семена с корнем длиной 0,5-1 см одной культуры - пшеницы, ржи, фасоли, гороха; два (четыре) пробирки с пробками; прибор для получения углекислого газа; кристаллизатор или тазик с водой.

Постановка опыта. В две (четыре) предварительно смоченные водой пробирки помещают по одному проросшему семени, отмечают (записывают) длину корня и ростка. В одной (двух) пробирке оставляют атмосферный воздух, а в остальных заменяют его на углекислый газ (способом вытеснения воды), исключая возможность дыхания семян в этих пробирках. Все пробирки закрывают плотно пробками и кладут рядом. Продолжительность опыта два дня. При демонстрации опыта на уроке важно отметить прирост в длину растений из контрольной пробирки, там, где был атмосферный воздух. А также обращают внимание учащихся, что в опытных пробирках мы этого явления не наблюдаем, что позволяет сделать только один достоверный вывод: при росте и дыхании проростки используют кислород.

Программа по биологии в разделе «Животные» не предусматривает проведение опытов с животными, если не считать наблюдения за реакциями дождевого червя на раздражение. Связано это, прежде всего, с большими трудностями обеспечения процесса обучения необходимыми живыми объектами. Многие из них во время изучения раздела «Животные» находятся в природе в спячке, в состоянии покоя на той или иной стадии развития. Их заблаговременная заготовка и содержание требуют создания уголка живой природы, постоянного внимания со стороны учителя биологии, вызывают сложности, связанные с их кормлением, и пр.   Опыты с животными, как правило, связаны  с выяснением влияния различных  факторов на их жизнедеятельность, выработкой условных рефлексов, изучением ориентирования и т. п. и требуют длительного времени на выполнение Опыты по разделу «Животные» в своем  большинстве могут быть выполнены  учащимися только во внеурочное время, до или после изучения соответствующих  вопросов на уроках биологии. Учитывая это, я  использую на уроках сообщения учащихся о заранее проведенных опытах.

Как пример кратковременных опытов, проводимых в курсе физиологии человека, я могу назвать работы по выяснению переваривающего действия слюны и желудочного сока. Я провожу эксперименты крайне редко, потому что биологический эксперимент требует большей частью длительного времени, поэтому его на уроках целиком не провести, а демонстрирую только постановку опыта и его результаты.

По общей биологии ставят длительные опыты по выяснению влияний различных экологических факторов на организмы. Экспериментальные работы учащиеся обычно проводят в порядке внеурочных занятий (индивидуальных или групповых) в кружке или на учебно-опытном участке школы. Наиболее многообразны эксперименты на учебно-опытном участке. Они особенно длительны и занимают весь вегетационный период, т. е. целое лето. Перед учащимися ставлю вопросы или задачи, которые решают путем сравнения результатов опыта и контроля (опытные и контрольные растения или животные ставятся в одинаковые условия, кроме одного испытываемого). Во время опыта проводят точные наблюдения с измерениями. Особенное значение имеет правильная фиксация наблюдений и результатов опыта в специальных табличках, позволяющих сравнивать показатели развития и урожайности опытных и контрольных растений и подводящих к выводам.

Постановка опытов должна приучать учащихся к дисциплине мысли, к культуре, точности, достоверности и честности в исследованиях. Учащиеся приучаются к постановке эксперимента, начиная с простейших опытов дома или в кружке, тем самым, подготавливаясь к более сложным и длительным опытам на школьном учебно-опытном участке. Практические  работы развивают умения и навыки учащихся только при правильном планомерном  проведении их. К ним школьников стараюсь приучать постепенно, переводя их от коротких по времени, легких по технике и организации к более длительным и сложным. Темы опытов, проводимые учащимися на УОУ и занявшие призовые места:

1. Влияние яровизации клубней на урожай картофеля3 место; конкурс УОУ (2010-2011 уч.год)

2. Изучение вредоносности лугового мотылька для посевов подсолнечника-3 место

3. Роль местных типов почв в минеральном питании и действие избытка минеральных удобрений на овощные растения-2 место в конкурсе - слет ученических производственных бригад;(2008-2009 уч.год)

4. Влияние способов подготовки семян на урожай огурцов-2 место; конкурс УОУ (2009-2010 уч.год)

Эксперимент способствует повышению интереса к предмету, активизирует познавательную деятельность, развивает логическое мышление и т. д.

Похожие:

Уроке и длительный iconУроке физики. Обобщающий урок по теме «тепловае явления»
Педагогическая мастерская. Индивидуальная и коллективная деятельность учащихся на уроке физики
Уроке и длительный iconУроке математики”
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроке математики – современному и признанному методу обучения и воспитания,...
Уроке и длительный iconНа уроке мы будем готовиться к написанию изложения с элементами сочинения. Изложения сжатого
Если бы я сейчас сказала, что на сегодняшнем уроке вы будете писать изложение, кто воспринял бы эту новость с радостью? Почему?
Уроке и длительный iconОпределение эмоционального состояния учащихся на уроке биологии. Диаграмма 1
Диаграмма Эмоциональное состояние учащихся на уроке в экспериментальном классе (7а) в мае 2008 года
Уроке и длительный iconНужна ли игра на уроке английского языка?
Эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих и превращает абстрактную и потому неинтересную для них деятельность на уроке...
Уроке и длительный iconУроке был определен состав групп: I группа
Предварительная работа: изучение дополнительной литературы – Соловьёв, Ключевский, Карамзин, Платонов, Кобрин о Иване IV, фильм о...
Уроке и длительный icon5. Русь на пути к возрождению Причины и особенности централизации Руси
Создание централизованного Российского государства – процесс закономерный и довольно длительный
Уроке и длительный iconМатериал к занятиям №1 Раздел «Особенности письменного общения» Пи́сьменность
Современная письменность прошла достаточно длительный период становления. Можно выделить следующие этапы её формирования
Уроке и длительный iconРезюме Скоробогатов Леонид
Руководитель направления / продукт менеджер / менеджер по работе с ключевыми клиентами / торговый представитель / инженер-консультант...
Уроке и длительный iconМоу сош №1
Развитие личности – процесс очень сложный, последовательный и длительный. Формирование эмоционально-волевой, интеллектуальной сфер...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница