План конспект открытого урока биологии с использованием тестовых технологий в 10а классе




Скачать 110,99 Kb.
НазваниеПлан конспект открытого урока биологии с использованием тестовых технологий в 10а классе
Дата публикации25.06.2013
Размер110,99 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Биология > Урок

План – конспект открытого урока биологии с использованием

тестовых технологий в 10а классе

Учитель Шишкина Наталья Анатольевна.

Тема урока: Одномембранные органоиды клетки


ЦЕЛЬ урока: формирование ключевых понятий: « Одномембранные органоиды клетки», «Функции и значение одномембранных органоидов в клетке».

Задачи. 1.Продолжить изучение клеточного уровня организации жизни. Сформировать знания о строении и выполняемых функциях одномембранных органоидов клетки. Повторить материал и проконтролировать знания обучащихся по теме "Цитоплазма. Клеточная оболочка".

2. продолжить развитие у обучающихся умения сравнивать строение различных структур, объяснять причины их сходства и различие, формировать умения работать с тестами.

3.закрепить умения и навыки обучающихся работать с тестовыми технологиями.

Тип урока комбинированный.

Оборудование:

демонстрационный материа - таблица по общей биологии,

Презентация и использование фрагмента фильма "Клетка",

Дидактические карточки, тесты по темам: Клеточная теория, органоиды клетки.

Микроскоп, натуральный объект - кожица лука.

Термин на доске. Автолиз - саморазрушение клетки.
^ Ход урока:

Орг момент: сообщение темы, цели урока. Запись темы в тетрадь. 3мин

Мотивация урока. Черный ящик: Какую ткань рассматривал ученый (Роберт Гук) и впервые ввел термин «клетка»?

Что общего между организмами? на экране растение, животное, человек

^ Они состоят из клеток

Повторение. 12 мин Индивидуальные задания (учитель раздает задания)

  • Разминка по теме: Клеточная теория, тест в формате ЕГЭ часть 2

  • Первый микроскоп был изобретен ….

  • В 1665 году Роберт Гук ….

  • Антоний Ван Левенгук открыл ….

  • Роберт Броун в растительных клетках впервые описал ….

  • В 1827 году Карл Бэр обнаружил ….

  • В 1838–1839 гг. сформулировали основные положения клеточной теории немецкие ученые ….

  • Матиас Шдейден доказал, что ….

  • Теодор Шванн считал, что новые клетки образуются ….

  • В 1855 г. Рудольф Вирхов доказал, что ….

  • Основной единицей строения и жизнедеятельности живых организмов является ….

  • Все клетки живых организмов имеют ….

  • Клетки образуются только ….

  • Клетки гомологичны, потому что….

Фронтальная работа Тест (вопросы часть 1)

Исследовательская индивидуальная работа с микроскопом по теме:

Плазмолиз и деплазмолиз. Задание к практической работе.


  1. Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите под микроскопом.

  2. С одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора NaCl, а с другой стороны фильтровальной бумагой оттяните воду.

  3. Рассмотрите препарат, найдите плазмолизированные клетки и зарисуйте участок из 2—3 клеток.

  4. Нанесите несколько капель воды с одной стороны покровного стекла, а с другой стороны фильтровальной бумагой оттяните раствор NaCl.

  5. Рассмотрите препарат, обратите внимание на явление деплазмолиза.

Ответить на следующие вопросы:

  1. Какие функции наружной клеточной мембраны установлены при наблюдении плазмолиза и деплазмолиза?

  2. Объяснить причины плазмолиза и деплазмолиза.

  3. Будет ли наблюдаться явление плазмолиза, если предварительно клетку обработать йодом ли спиртом?

Оценивание ученика.

Письменная индивидуальная работа с карточками на 10 мин.4 чел.

  1. Каково строение клеточной оболочки?

  2. Виды транспорта через мембрану клетки?

  3. Какие функции выполняет клеточная оболочка?

Дайте определение или раскройте сущность терминов: диффузия, осмос, эндоцитоз, экзоцитоз, активный транспорт, облегченная диффузия.
^ Фронтальная работа с карточкой-тестом часть 1

Проверка с помощью слайда презентации.
Устное повторение: Отчеты по работам (слушаем результат работы с микропрепаратом)
Изучение нового материала: объяснение с помощью таблиц, презентации

  1. Органоиды клетки(15 мин)

Органоиды (органеллы) — постоянные клеточные структуры, обеспечивающие выполнение клеткой специфических функций. Каждый органоид имеет определенное строение и выполняет определенные функции.

Различают: мембранные органоиды — имеющие мембранное строение, причем они могут быть одномембранными (эндоплазматический ретикулум, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли растительных клеток) и двумембранными (митохондрии, пластиды, ядро).

Кроме мембранных могут быть и немембранные органоиды — не имеющие мембранного строения (хромосомы, рибосомы, клеточный центр и центриоли, реснички и жгутики с базальными тельцами, микротрубочки, микрофиламенты).

Одномембранные органоиды.

^ 1. Эндоплазматический ретикулум (ЭПР). Представляет собой систему мембран, формирующих цистерны и каналы, соединенных друг с другом и ограничивающих единое внутреннее пространство — полости ЭПР. Мембраны с одной стороны связаны с наружной цитоплазматической мембраной, с другой — с наружной оболочкой ядерной мембраны. Различают два вида ЭПР: шероховатый, содержащий на своей поверхности рибосомы и представляющий собой совокупность уплощенных мешочков и гладкий, мембраны которого рибосом не несут.

Функции: разделяет цитоплазму клетки на изолированные отсеки, обеспечивая, тем самым пространственное отграничение друг от друга множества параллельно идущих различных реакций. Осуществляет синтез и расщепление углеводов и липидов (гладкий ЭПР) и обеспечивает синтез белка (шероховатый ЭПР), накапливает в каналах и полостях, а затем транспортирует к органоидам клетки продукты биосинтеза.

^ Физ минутка.Гимнастика для глаз

Руки перед собой (ладошки друг к другу)

Глаза на ладошки и на доску ( 5упр)

Глазами круг 3 раза

Закрыли глаза, открыли и смотрим фильм

Фронтальная беседа:

2. Аппарат Гольджи. Органоид, обычно расположенный около клеточного ядра (в животных клетках часто вблизи клеточного центра). Представляет собой стопку уплощенных цистерн с расширенными краями, с которой связана система мелких одномембранных пузырьков (пузырьки Гольджи). Каждая стопка обычно состоит из 4-6 цистерн. Число стопок Гольджи в клетке колеблется от одной до нескольких сотен.

Важнейшая функция комплекса Гольджи — выведение из клетки различных секретов (ферментов, гормонов), поэтому он хорошо развит в секреторных клетках. Здесь происходит синтез сложных углеводов из простых сахаров, созревание белков, образование лизосом.

3. Лизосомы. Самые мелкие одномембранные органоиды клетки, представляющие собой пузырьки диаметром 0,2-0,8 мкм, содержащие до 60 гидролитических ферментов, активных в слабокислой среде.

Образование лизосом происходит в аппарате Гольджи, куда из ЭПР поступают синтезированные в нем ферменты. Расщепление веществ с помощью ферментов называют лизисом, отсюда и название органоида.

Различают: первичные лизосомы — лизосомы, отшнуровавшиеся от аппарата Гольджи и содержащие ферменты в неактивной форме и вторичные лизосомы — лизосомы, образовавшиеся в результате слияния первичных лизосом с пиноцитозными или фагоцитозными вакуолями; в них происходит переваривание и лизис поступивших в клетку веществ (поэтому часто их называют пищеварительными вакуолями):

Продукты переваривания усваиваются цитоплазмой клетки, но часть материала так и остается непереваренной. Вторичная лизосома, содержащая этот непереваренный материал, называется остаточным тельцем. Путем экзоцитоза непереваренные частицы удаляются из клетки.

Иногда с участием лизосом происходит саморазрушение клетки. Этот процесс называют автолизом. Обычно это происходит при некоторых процессах дифференцировки (например, замена хрящевой ткани костной, исчезновение хвоста у головастика лягушек).

^ 4. Реснички и жгутики. Образованы девятью сдвоенными микротрубочками, образующими стенку цилиндра, покрытого мембраной; в его центре находятся две одиночные микротрубочки. Такая структура типа 9+2 характерна для ресничек и жгутиков почти всех эукариотических организмов, от простейших до человека.

Реснички и жгутики укреплены в цитоплазме базальными тельцами, лежащими в основании этих органоидов. Каждое базальное тельце состоит из девяти троек микротрубочек, в его центре микротрубочек нет.

5. К одномембранным органоидам относятся так же и вакуоли, окруженные мембраной – тонопластом. В растительных клетках могут занимают до 90% объема клетки и обеспечивают поступление воды в клетку за счет высокого осмотического потенциала и тургор (внутриклеточное давление). В животных клетках вакуоли небольшие, образуются за счет эндоцитоза (фагоцитозные и пиноцитозные), после слияния с первичными лизосомами называются пищеварительными вакуолями.
Рефлексия Проверка первичных полученных знаний с помощью заданий в формате ЕГЭ по вариантам 10 мин.

Работа с тестом устная проверка, работа в парах. Оцени себя сам.

^ Итог урока: что мы изучили на уроке? Я расскажу… Я знаю что…., Я умею….

Задание на дом: Профиль - работа с дидактической карточкой, остальным - параграф №8 по учебнику.

^ Поурочный балл.

Приложение

Тесты

Вариант 1

Тест Цитология – наука, изучающая клетку.

Часть 1

А 1. За образование лизосом, накопление, модификацию и вывод веществ из клетки отвечает:

  1. ЭПС.

  2. Комплекс Гольджи.

  3. Клеточный центр.

  4. Митохондрии.

А 2. Расщепляют сложные органические молекулы до мономеров, даже собственные органоиды и пищевые частицы, попавшие в клетку путем фагоцитоза:

  1. Лизосомы.

  2. Рибосомы.

  3. ЭПС.

  4. Комплекс Гольджи.

А 3. Саморазрушение клетки

1.автолиз

2.фагоцитоз

3. экзоцитоз

4.эндоцитоз

А 4. Как называется оболочка растительных клеток

1. гликокаликс

  1. клеточная стенка

  2. тонопласт

  3. мембрана

Часть 2

В1 Какие функции выполняет в клетке плазматическая мембрана.

1)придает клетке жесткую форму.

2)отграничивает цитоплазму от окружающей среды

3)служит матрицей для синтеза иРНК

4) обеспечивает поступление в клетку ионови молекул

5)обеспечивает передвижение веществ в клетке

6) участвует в пиноцитозе и фагоцитозе.

^ Часть 3

С1. Каково значение эндоцитоза:а) для простейших и низших беспозвоночных?
б) для высокоорганизованных животных и человека
?
С2. Электрический скат и электрический угорь оглушают свою жертву разрядами в несколько сотен вольт. Какие свойства плазмалемм клеток поддерживают возможность создания таких разрядов?
С3 Особенности строения ЭПС?
С4 Основные виды ЭПС? Функции разных видов ЭПС?
Вариант 2

Тест. Цитология – наука, изучающая клетку.

А1. Фагоцитоз – это:

    1. поглощение клеткой жидкости

    2. захват твердых частиц

3) транспорт веществ через мембрану
4) ускорение биохимических реакций
А2 .Лизосомы, отшнуровавшиеся от аппарата Гольджи и содержащие ферменты в неактивной форме.

  1. вторичные

  2. первичные

  3. новейшие

  4. возникшие

А 3 Органоиды, обеспечивающие поступление воды в растительную клетку за счет высокого осмотического потенциала и тургор (внутриклеточное давление).

1.лизосомы

2. рибосомы

3. вакуоли.

4.ядра

А4. Постоянные клеточные структуры, обеспечивающие выполнение клеткой специфических функций.

  1. включения

  2. органоиды

  3. реснички

  4. вакуоли
^

Часть 2

В1 Альтернативный тест (оцените каждое утверждение, “да”+ или -“нет”):

  1. при активном транспорте затрачивается энергия
    2) фагоцитоз – это вид эндоцитоза
    3) диффузия – это вид активного транспорта (нет)
    4) клеточная стенка растений состоит из целлюлозы
    5) осмос – это диффузия воды
    6) пиноцитоз – это вид фагоцитоза ( нет )
    7) плазмалемма состоит из трех слоев липидов(нет)
    8) у животной клетки нет клеточной стенки
    9) плазмалемма обеспечивает связь клетки со средой обитания.


^ С 1 В чем проявляется транспортная функция ЭПС?

С2 Что из себя представляет комплекс Гольджи?

С3 Каковы основные функции комплекса Гольджи?

С4 Какие функции выполняют лизосомы?
Карточка 1

Каково строение клеточной оболочки?
_______________________________________________________
Карточка 2
Виды транспорта через мембрану клетки?
_________________________________________________
Карточка 3

Какие функции выполняет клеточная оболочка?


_______________________________________________________

Карточка 4.
Дайте определение или раскройте сущность терминов:

Диффузия-

Осмос-

Эндоцитоз-

Экзоцитоз-

активный транспорт-

облегченная диффузия-

Исследовательская работа 1 чел. Работа с микроскопом по теме: Плазмолиз и деплазмолиз. Задание к практической работе.


  1. Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите под микроскопом.

  2. С одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора NaCl, а с другой стороны фильтровальной бумагой оттяните воду.

  3. Рассмотрите препарат, найдите плазмолизированные клетки и зарисуйте участок из 2—3 клеток.

  4. Нанесите несколько капель воды с одной стороны покровного стекла, а с другой стороны фильтровальной бумагой оттяните раствор NaCl.

  5. Рассмотрите препарат, обратите внимание на явление деплазмолиза.

Устно(для себя письменно) ответить на следующие вопросы:

  1. Какие функции наружной клеточной мембраны установлены при наблюдении плазмолиза и деплазмолиза?




  1. Объяснить причины плазмолиза и деплазмолиза.



  1. Будет ли наблюдаться явление плазмолиза, если предварительно клетку обработать йодом ли спиртом?

Похожие:

План конспект открытого урока биологии с использованием тестовых технологий в 10а классе iconПлан конспект открытого урока в 10 классе
Цель урока: Изучить назначение, боевые свойства, устройство и принцип работы автомата Калашникова и историю его создания
План конспект открытого урока биологии с использованием тестовых технологий в 10а классе iconКонспект Урока по русскому языку в 11 классе Тема
Данный урок основан на элементах проблемного обучения с использованием мультимедийных технологий. Эти технологии активизируют познавательную...
План конспект открытого урока биологии с использованием тестовых технологий в 10а классе iconПлан-конспект открытого урока английского языка во 2б классе по теме: «My Family»
Спросить, все ли успели записать стихотворение. Читать по тетрадям. С доски стереть
План конспект открытого урока биологии с использованием тестовых технологий в 10а классе iconПлан- конспект открытого урока по русскому языку в 10 «А» классе Русская фразеология
Цель: систематизировать знания по теме «Фразеология», закрепить навыки правописания
План конспект открытого урока биологии с использованием тестовых технологий в 10а классе iconКонспект открытого урока по обществознанию «Основы конституционного...
Конспект открытого урока по обществознанию Основы конституционного строя Российской Федерации
План конспект открытого урока биологии с использованием тестовых технологий в 10а классе iconПлан конспект Обобщающего открытого урока по географии в 7-ом классе...
Цель урока: Расширить знания учащихся о реках: развить интерес к изучению географии; формировать экологическую культуру детей
План конспект открытого урока биологии с использованием тестовых технологий в 10а классе iconКонспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи»
Цель урока: систематизировать знания учащихся об обращении; углубить понятие об обращении, полученное в 5-м классе
План конспект открытого урока биологии с использованием тестовых технологий в 10а классе iconПлан конспект открытого урока географии в 8 классе по изучению регионального компонента Тема
Цели: Продолжить формирование знаний учащихся о природе родного края, расширить знания о рельефе и полезных ископаемых Ростовской...
План конспект открытого урока биологии с использованием тестовых технологий в 10а классе iconПлан-конспект урока по английскому языку в 5-м классе по теме «Праздник...
План-конспект урока по английскому языку в 5-м классе по теме «Праздник Хэллоуин в Великобритании» (умк «Английский язык» для 5-го...
План конспект открытого урока биологии с использованием тестовых технологий в 10а классе iconПлан-конспект открытого урока
Цель урока: познакомить обучающихся с техникой граттаж, создать рисунок в изученной технике
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница