1. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта: периодизация, типология памятников, функциональные и художественные особенности




Скачать 296,76 Kb.
Название1. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта: периодизация, типология памятников, функциональные и художественные особенности
страница1/3
Дата публикации14.06.2013
Размер296,76 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Биология > Документы
  1   2   3
1. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта: периодизация, типология памятников, функциональные и художественные особенности.
Периодизация:

  1. Сложение египетского искусства – 4 тыс. до н. э.: додинастический период

  2. Искусство Раннего царства – 3000 – 2800 гг. до н. э.: I – II династии

  3. Искусство Древнего царства – XXVIII – ок. XXIV вв. до н. э.: а) III династия – XXVIII в. до н. э.; б) IV династия – XXVIII – XXVII вв. до н. э.; в) V династия – XXVII – XXV вв. до н. э.; г) VI династия – XXV в. до н. э. …

  4. Искусство Среднего царства – XXI – XVIII вв. до н. э.: а) XI – нач. XII династии; б) XII династия, искусство времени Сенусерта III и Аменемхета III – XIX в. до н. э. …

  5. ^ Искусство Нового царства – XVI – XI вв. до н. э.:

а) XVIII династия, искусство времени Тутмеса I – Тутмеса III – сер. XVI – сер. XV в. до н. э.; б) XVIII династия, искусство вр. Аменхотепа II – Аменхотепа III – сер. XV – кон. XV в. до н. э.;

в) XVIII династия, искусство времени Эхнатона – перв. четв. XIV в. до н. э.; г) XVIII династия, искусство времени преемников Эхнатона – перв. пол. XIV в. до н. э.;

д) XIX – XX династии – втор. пол. XIV – нач. XI в. до н. э.

  1. ^ Искусство позднего периода – XI – IV вв. до н. э.: XXI – XXX династии.


Сложение египетского искусства – 4 тыс. до н. э.

Неолит (7 – 3 тыс. до н. э.) и энеолит (медный век) – 4 - 3-е тыс. до н. э.). Переход от грубой, сделанной руками глиняной посуды к керамике, изготовленной на гончарном круге, от кремниевых орудий к каменным сосудам и бусам.

На смену древнейшим ямам и пещерам приходят круглые хижины, слепленные из смешанной с соломой глины / тростника и обмазанные глиной. Постепенно, с выделением верхушки общины, появляются большие хижины, сложенные из кирпича-сырца, прямоугольные по форме.

Могилы: помимо круглых ям, выстланных циновками, появляются прямоугольные, выложенные кирпичом, с отделенной перегородкой частью для сосудов с пищей. Постепенно выделяется могила вождя: ее стены покрывают росписями, показывающими загробную жизнь умершего.

Древнейшие святилища имели вид больших хижин, украшенных эмблемами почитавшихся в них фетишей.

Росписи на керамике и в гробницах, рельефы на каменных плитках ритуального назначения, примитивные глиняные статуэтки женщин и животных отражали охотничьи, земледельческие, матриархальные верования, а так же заупокойные обряды (*1) Сосуд с росписью. Сер. 4 тыс. до н. э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей и 2) Роспись из гробницы вождя в Иераконполе. Кон. 4 тыс. до н. э. Каир, Египетский музей).

Фигуры и в росписях, и в скульптуре охарактеризованы в самой общей форме. Воспроизводятся наиболее существенные для данного образа черты – ритуальный жест рук у фигур жриц и т. д. Художник мог воспроизвести разные части фигуры с разных точек зрения — птицу в профиль, а хвост сверху, тела животных в профиль, а рога то в профиль, то в фас.

Памятники более позднего энеолита показывают постепенное изменение художественных требований. Композиции приобретают организованность, чаще соблюдаются пропорции. Становится характерным подчеркивание роли предводителя общины, его возвеличивание. Постепенно отбираются образы и приемы, которые, повторяясь на аналогичных памятниках, становятся затем обязательными, поскольку сами памятники имели культово-официальное назначение и, получив признание, должны были выполняться по определенным нормам. Образовавшиеся каноны во многом задерживали ход развития искусства (*4) Плита коршунов. Кон. 4 тыс. до н. э. Лондон, Британский музей и 5) Плита быков. Фрагмент. Кон. 4 тыс. до н. э. Париж, Лувр).

*6. Плита фараона Нармера. Из Иераконполя. I династия. Ок. 3000 г. до н. э. Каир, Египетский музей. Рубеж между сложением египетского искусства и искусством Раннего царства. Победа Южного Египта над Северным и объединение долины Нила в единое государство. Победа показана на нескольких рельефах. Только на одном изображено реальное событие – праздник победы (верх лицевой стороны), другие передают ту же мысль образно – то царь Юга поражает северянина, то царь Юра в виде быка разрушает вражескую крепость.

Очевиден новый характер стиля. Каждая сцена закончена и в то же время является частью общей идеи памятника. Расположение поясами / регистрами, как отныне будут располагаться росписи и рельефы. Пропорции фигур почти правильны, показаны мускулы, положение каждого человека определено головным убором, атрибутами. Тем не менее, присутствуют отголоски прошлого – изображение различных частей тела людей, животных, птиц с разных точек зрения. Однако, эти правила не распространяются на пленных северян (на средней сцене лицевой стороны). Впоследствии отход от канонов всегда нарушался с фигур слуг или врагов.

Наример намного возвышается над прочими людьми, подавляя их своей могучей фигурой. Он наглядно поставлен под защиту Гора-сокола, дарующего ему победу над Севером.
^ Искусство Раннего и Древнего царств – нач. 3 тыс. до н. э. и 2800 г. до н. э. — ок. XXIV в. до н. э.

Время Раннего и Древнего царства – эпоха сложения основных форм египетской культуры.

Мемфис становится ведущим художественным центром Египта (+ столицей).

Возникновение монументального каменного зодчества культового характера: большое значение почитания умирающих и воскресающих божеств природы, вера в загробную жизнь, возможную лишь при сохранении тела, в которое могла бы возвратиться душа. Постепенно вырабатывается процесс мумификации трупов. В гробницу ставят статую умершего (на случай, если тело испортится).

Развитие усыпальниц идет по пути обеспечения неприкосновенности трупа, непременной постройки помещения для статуи умершего и совершения заупокойных обрядов. Примитивные могильные холмы сменяются аналогичной формы надгробиями из кирпича, а затем из камня – мастабы (от арабск. «скамья») (*Рис. 1. Мастаба Древнего царства. Реконструкция). Под мастабой находилась выложенная кирпичом и камнем подземная камера, куда ставили гроб с телом умершего.

Они возводились только для царей и знати, причем усыпальницы фараонов отличались огромными размерами, более сложным устройством.

Именно в поисках формы более впечатляющей царской гробницы появилась идея увеличения здания по вертикали, итогом чего стало появление пирамид.

Создателем первых ступенчатых пирамид был зодчий Имхотеп (Пирамида фараона Джосера и Сехемета).

*10. Пирамида фараона Джосера в Саккара. Зодчий Имхотеп. III династия. XXVIII в. до н. э. (+ Рис. 2). Состоит из поставленных одна на другую мастаб. Ее окружал сложный ансамбль дворов, молелен, не отличавшийся еще достаточно четкой планировкой. Ансамбль был окружен высокой стеной, облицованной камнем.

При сооружении пирамиды Джосера конструктивное значение камня еще не было полностью освоено: следы форм, свойственных деревянным и кирпичным постройкам; колонны хотя и отодвинуты от стен, но все-таки соединены с ними (*13. Заупокойный храм фараона Джосера в Саккара. Зодчий Имхотеп. III династия. XVIII в. до н. э.). Тем не менее, до этой усыпальницы применение камня в таких масштабах и формах в Древнем Египте не обнаружено.

Декорировка: разнообразие форм колонн и пилястр – от строгих каннелированных стволов, увенчанных просто плитами абак (*13. Заупокойный храм фараона Джосера в Саккара. Зодчий Имхотеп. III династия. XVIII в. до н. э.), до пилястр в виде папирусов и лотосов (*12. Заупокойный храм фараона Джосера в Саккара. Зодчий Имхотеп. III династия. XVIII в. до н. э.). Для облицовки залов применены рельефы, алебастровые плиты, воспроизводящие плетение циновок поливные изразцы (*15. Молельня во дворе заупокойного храма фараона Джосера в Саккара. Зодчий Имхотеп. III династия. XVIII в. до н. э. Фрагмент карниза со священными змеями).

Пирамиды Джосера и Сехемета проложили пути к созданию пирамид классического типа.

Первой из них была одна из 3х пирамид Снофру (*19. Пирамида фараона Снофру в Медуме. IV династия. XXVIII в. до н. э.)

Наиболее грандиозной является пирамида Хеопса (*23. Пирамида фараона Хеопса в Гизе. Фрагмент. Зодчий Хемиун. IV динстия. XXVIII в. до н. э.). Толща пирамиды прорезалась лишь коридорами, ведшими к погребальной камере (*Рис. 3. Пирамида фараона Хеопса в Гизе. Разрез. Зодчий Хемиун. IV династия. 28 в. до н. э.). Местами эти проходы, как и сама камера, были облицованы гранитом (*25. Погребальная камера пирамиды Хеопса в Гизе. Зодчий Хемиун. IV династия. XXVIII в. до н. э.). Снаружи пирамиду облицовывали плиты известняка. К ее восточной части примыкал заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с меньшим по размерам нижним каменным храмом, служившим своего рода преддверием погребального царского ансамбля.

*27. Большой сфинкс и пирамида фараона Хефрена в Гизе. IV династия. XXVIII в. до н. э.

Сочетание грандиозности и предельно ясной четкости – характерная особенность архитектурного стиля этих пирамидных ансамблей, с их строго симметричным расположением внутренних помещений. Полное освоение конструктивных и декоративных возможностей камня позволило применить колонны в оформлении входов, дворов, залов и использовать сочетание полированных плоскостей различных пород.

В последующие века высота пирамид уменьшается. Зато увеличиваются размеры заупокойных храмов, возрастает сложность их планировки: от скромной молельни у мастабы фараона I династии, через все более усложнявшиеся святилища пирамид – ступенчатых и классических – вплоть до пирамидных храмов конца Древнего царства, где мы видим сложную, но отлично продуманную, четкую планировку, отвечающую твердо сложившемуся к этому времени ритуалу и поэтому сохранившуюся без особых изменений в ряде царских усыпальниц. Все больше уделялось внимания декорировке пирамидных храмов – разнообразнее становятся формы опор (от четырехгранных столбов до пальмовидных, папирусовидных и лотосовидных колонн), расширяется место, отводимое для рельефов.

Строились также и т. н. «солнечные храмы». Они также были каменными и ставились на искусственных возвышениях. Объектом культа в таком храме был огромный обелиск с покрытой позолоченной медью верхушкой. Обелиск стоял посередине от крытого двора, соединявшимся крытым проходом с долиной. Вдоль стен двора находились молельни.

Дома и дворцы строились из кирпича-сырца и дерева, поэтому от них почти ничего не осталось, и только изображения дворцовых фасадов на гробах и памятных плитах дают возможность представить их облик.

Дошедшие до нас скульптуры Древнего царства имели культовое назначение: заупокойные статуи царей (*16, 17 Статуя фараона Джосера. Из Саккара. III династия. XXVIII в. до н. э. Каир, Египетский музей) и знати (*18. Зодчий Хесира. Рельеф из гробницы Хесира в Саккара. III династия. XXVIII в. до н. э. Каир, Египетский музей), служившие объектами особых ритуалов, или фигурки слуг, с магическими целями помещавшиеся в гробницы для обслуживания умершего в загробном мире.

Позы заупокойных статуй фараонов и знати были однообразны: умершие изображались стоящими или сидящими на кубообразных сидениях, иногда – на полу, поджав ноги, как египетские писцы. Статуи стояли в нишах – отсюда их фронтальность. Окраска была однообразна: черные волосы, белые одеяния, кирпично-красные тела у мужчин, желтые – у женщин.

Скульпторы передавали портретное сходство с умершим, чего требовал культ (*28, 30. Статуи царевича Рахотепа и его жены Неферт. Из гробницы Рахотепа в Медуме. Фрагмент. IV династия. XXVIII в. до н. э. Каир, Египетский музей; 31, 32. Статуя зодчего Хемиуна. Из гробницы Хемиуна в Саккара. Фрагмент. IV династия. XXVIII в. до н. э. Гильдесгейм, музей Пелицёйса; 39. Бюст царевича Анххафа. Из гробницы Анххафа в Гизе. IV династия. XXVIII в. до н. э. Бостон, Музей изящных искусств; 48. Статуя жреца Ранофера. Из гробницы Ранофера в Саккара. V династия. Сер. 3 тыс. до н. э. Каир, Египетский музей; 46, 47. Статуя царского писца Каи. Из гробницы Каи в Саккара. V династия. Сер. 3 тыс. до н. э. Париж, Лувр; 53, 54. Статуя царевича Каапера. Из гробницы Каапера в Саккара. V династия. Сер. 3 тыс. до н. э. Каир, Египетский музей).

Создание гипсовых масок с лиц умерших, что способствовало развитию скульптурного портрета (*37. Портретная («резервная») голова Мерититет. Из Гизе. IV династия. XXVIII в. до н. э. Каир, Египетский музей; 38. Женская портретная («резервная») голова. Из гизе. IV династия. XXVIII в. до н. э. Вена, Художественно-исторический музей).

При создании скульптур фараонов основная цель – передача неограниченного владыки, сына бога. В некоторой мере сохраняется идеализация (*33, 34. Статуя фараона Хефрена. Из заупокойного храма при пирамиде Хефрена в Гизе. IV династия. XXVIII в. до н. э. Каир, Египетский музей). Иногда царь изображался как равный в группе вместе с божествами (*35, 36. Фараон Микерин, Богиня Хатор и богиня Нома. Группа из заупокойного храма при пирамиде Микерина в Гизе. IV династия. XXVIII в. до н. э. Каир, Египетский музей).

Особой разновидностью царских скульптур были сфинксы, воплощавшие идею божественной сущности фараона (*24, 27. Большой сфинкс фараона Хефрена в Гизе. Фрагмент. IV династия. XXVIII в. до н. э.).

Статуи слуг изображались в движении, занимающимися своей повседневной работой (*62. Статуэтка слуги, готовящего пиво. V - VI династии. Сер. 3 тыс. до н. э. Каир, Египетский музей; 63. Статуэтка служанки, готовящей пиво. Из Саккара. VI династия. XXV в. до н. э. Флоренция, Археологический музей).

Большое место в искусстве Древнего царства принадлежит стенной росписи и цветному рельефу. Тематика рельефов царских храмов определялась их назначением – прославление владыки как сына бога и могучего царя, воспроизведение всего, что обеспечило бы его загробное благоденствие.

Фараон и боги изображались гораздо выше прочих людей; этим привлекалось внимание именно к данным фигурам и в то же время внушалась мысль о равенстве фараона с богами, а не со смертными. Композиция располагалась поясами, но большие занимали иногда всю высоту стены.

В основе содержания рельефов и росписей в мастабах знати лежало обеспечение посмертного благополучия умершего, в первую очередь – беспрерывное снабжение его пищей и питьем (*45. Ладья с гребцами. Рельеф гробницы Ти в Саккара. V династия. Сер. 3 тыс. до н. э.; 58. Херватетхет, жена Мерерука. Фрагмент рельефа гробницы Мерерука в Саккара. VI династия. XXV в. до н. э.; 59. Гробница Мерерука в Саккара. Внутренний вид. VI династия. XXV в. до н. э.; 60. Играющие дети. Рельеф гробницы Мерерука в Саккара. VI династия. XXV в. до н. э.; 61. Сцена охоты. Рельефы гробницы Мерерука в Саккара. VI династия. XXV в. до н. э.).

Развитие рельефов и росписей значительно тормозилось необходимостью повторения сцен и соблюдения давно выработанных форм, что считалось обязательным для памятников, имевших культовое назначение. Расцветка была так же условна, как и в скульптуре.

Творческая индивидуальность художников могла особенно проявиться в таких сценах, для которых ранее не было образца. Например, в изображениях конкретных событий правления данного фараона.

Последние века 3 тыс. – спад. Несмотря на общий упадок искусства этого периода, в некоторых центрах постепенно начинается рост местных художественных мастерских, сочетавших традиции мемфиского искусства со своими самобытными чертами. Именно эти мастерские во многом подготовили новый расцвет искусства Египта следующего периода.
^ Искусство Среднего царства – XXI – XVIII вв. до н. э.

Фивы становятся новым центром (столица).

Из-за дороговизны пирамид, которые возводились в период Древнего царства, от них отказываются, строя теперь скальные гробницы. Из них особое значение имеет заупокойный храм Ментухотепа (Рис. 4. Храмы в Дейр-эль-Бахри. Реконструкция. XI династия. XXI в. до н. э.) – сочетание пирамиды и скальной гробницы. Посередине большого колонного зала возвышалась пирамида, основной частью которой была скала, дополненная каменными болками. Позади зала был открытый двор с портиками, колонный зал и святилище; часть зала и святилище были вырублены в скале, как и гробница. На стенах храма были рельефы, отражавшие мемфисские традиции (скульптор – Иртисен). Входы в такие гробницы часто оформляются в виде портиков, колонны которых имеют каннелированный ствол, квадратную абаку и круглую базу (*68. Гробница номарха Хнумхотепа II в Бени-Гасане. Вход. Время XII династии. XX в. до н. э.). Подобные колонны относят к протодорическому ордеру. Важным новшеством явилось углубление гробницы для возможно большего удаления от входа ниши со статуей. Залы приобретают большие размеры, они вытягиваются в глубину, и два ряда колонн подчеркивают проход от двери. Вследствие сложности работ в скалах боковые нефы оставляли ниже среднего (*67. Скальная гробница номарха Сарепута II в Асуане. Время XII династии. XX в. до н. э.).

Фараоны XII династии возобновляют прерванное строительство пирамид, однако, они не были целиком сложены из камня. Основу пирамид теперь составляли 8 каменных стен, расходившихся радиусами от центра к углам и серединами сторон. От этих стен под углом в 45о отходили другие 8 стен; промежутки между ними заполнялись кирпичом, песком, обломками камней. Строение было облицовано из известняковых плит.

Пирамидные храмы достигают огромных размеров (Лабиринт Аменемхета III. 1849/1839—1801/1797 до н. э.).

Гробницы знати, как и прежде, имели форму мастаб.

Около пирамид обычно строились города, где жили строители. Город делился на две части: в большей были дворец и дома руководителей работ, в меньшей теснились домишки работников.

В ряде городов развернулось строительство, причем в архитектуре появились новые формы: колонны с капителью в виде головы богини Хатор, ворота храмов в форме пилона — двух башен с наклонными стенами и проходом посередине.

Повторение образцов Древнего царства отчетливо заметно в придворном изобразительном искусстве. Статуи царей выдержаны в той же идеализирующей манере, сохраняются те же типы статуй, те же иконографические черты, увеличение размеров статуй (*69. Статуя фараона Ментухотепа I. Из Дейр-эль-Бахри. Фрагмент. XI династия. XXI в. до н. э. Каир, Египетский музей; 81. Голова статуи фараона Сенусерта III. XII династия. XIX в. до н. э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей; 82. Колоссальная статуя фараона Сенусерта III. Фрагмент. XII династия. XIX в. до н. э. Каир, Египетский музей; 83. Голова статуи фараона Сенусерта III. XII династия. XIX в. до н. э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей; 84, 85. Статуя фараона Аменемхета III. Из Хавары. XII династия. XIX в. до н. э. Каир, Египетский музей; 86. Голова статуи фараона Аменемхета III. XII династия. XIX в. до н. э. Частное собрание; 89. Голова статуи фараона Аменемхета III. XII династия. XIX в. до н. э. Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека). Статуи вельмож следовали в основном образцам царской скульптуры (*90. Статуя Хертихотепа. Из Сиута. XII династия. XIX в. до н. э. Берлин, Государственный музей; 92. Статуя Сенуи, жены номарха Сиута. Фрагмент. Из Кермы (Судан). XII династия. XX в до н. э. Бостон, Музей изящных искусств).

Стены в скальных гробницах покрывались росписями или цветными рельефами, потолки расписывались различными орнаментами, часто воспроизводя плетения циновок. Росписи гробниц придворной знати также воспроизводят старые образцы (*76. Сельская сцена. Роспись из гробницы Джара в Фивах. XI династия. XXI в. до н. э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей; 77. Танцовщицы. Роспись гробницы Антефокера в Фивах. XII династия. XX в. до н. э.; 78. Кормление антилоп. Фрагмент росписи гробницы номарха Хнумхотепа II в Бени-Гасане. Время XII династии. XX в. до н. э.; 79. Птицы на акации. Фрагмент росписи гробницы номарха Хнумхотепа II в бени-Гасане. Время XII династии. XX в. до н. э.). Несмотря на это, в некоторых случаях для них типичны самостоятельные решения традиционных композиций и общая реалистическая направленность. Встречаются новые сюжеты (*80. Кочевник-семит с ослом. Фрагмент росписи гробницы номарха Хнумхотепа II в Бени-Гасане. Время XII династии. XX в. до н. э.).

Скульптуры фараонов теперь ставятся в храмах. Памятник, прославляющий определенного правителя, требовал больше внимания к индивидуализации образа. Решающее значение для изменения стиля придворных мастерских имели памятники, создававшиеся в местных центрах. Местные художественные мастерские находятся в расцвете.

Статуэтки слуг часто объединены в целые группы. Очень выразительны отряды воинов — копьеносцев-египтян и нубийских лучников (*95. Отряд нубийских лучников. Из гробницы Месехти в Сиуте. XI династия. XXI в. до н. э. Каир, Египетский музей). Каждый отряд размещен на доске: воины идут, построенные строгими рядами, и различный уклон луков и копий создает впечатление быстро движущегося войска.

Для ряда произведений мелкой пластики характерен интерес к передаче возраста, этнических особенностей, социального положения.
  1   2   3

Похожие:

1. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта: периодизация, типология памятников, функциональные и художественные особенности iconАрхитектура и изобразительное искусство Древнего Египта: периодизация,...
...
1. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта: периодизация, типология памятников, функциональные и художественные особенности icon1. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта: периодизация,...
Если представить периодизацию древнеегипетского искусства в самом общем виде в таблице, то выглядеть она будет вот так
1. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта: периодизация, типология памятников, функциональные и художественные особенности icon1. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта: периодизация,...
Их постоянство объясняется застойностью общественного порядка, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного...
1. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта: периодизация, типология памятников, функциональные и художественные особенности iconИскусство Древнего Египта
Цель урока: сформировать образное представление об уникальности памятников культуры Древнего Египта
1. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта: периодизация, типология памятников, функциональные и художественные особенности iconЦель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме. Задачи урока
Задачи урока: охарактеризовать памятники культуры и выделить основные черты художественной культуры Древнего Египта. Определить значения...
1. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта: периодизация, типология памятников, функциональные и художественные особенности icon30. Ранневизантийское искусство и эпоха иконоборчества ( VI viii...
Ранневизантийское искусство и эпоха иконоборчества (VI-VIII). Архитектура и изобразительное искусство
1. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта: периодизация, типология памятников, функциональные и художественные особенности iconТематическое планирование Тема курса «Изобразительное искусство в жизни человека» 6 класс
Виды изобразительного искусства: графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура
1. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта: периодизация, типология памятников, функциональные и художественные особенности iconУрок истории в 5 классе Тема: Культура Древнего Египта
Цель: ознакомление обучающихся с уникальными памятниками культуры Древнего Египта
1. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта: периодизация, типология памятников, функциональные и художественные особенности iconАрхитектура монументальная живопись
Сформировать представление об особенностях архитектуры и монументального искусства эпохи Древнего Египта
1. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта: периодизация, типология памятников, функциональные и художественные особенности iconУчебники авт. Б. М. Неменский. Н. А. Горяева, О. В. Островской «Изобразительное...
«Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского -м. «Просвещение» 2007 г
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница