Скачать 55,19 Kb.
|
АНАТОМИЯ ЦНС ВВЕДЕНИЕ Анатомия и физиология относятся к биологическим наукам; предмет их изучения – живые организмы. Человек, как представитель животного мира, подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым организмам. Но человек отличается от животных развитием высших психических функций (ВПФ). К ВПФ относятся речь, память, интеллект, социальные условия жизни и общественные взаимоотношения. Труд и социальная среда оказали большое влияние на биологические особенности человека, существенно изменив их. АНАТОМИЯ (от греч. Anatome – рассечение) – это наука о формах, строении, происхождении, развитии организма, его систем и органов. Анатомия изучает человеческий организм в различные периоды жизни от зачатия до старческого возраста; изучает человека в условиях влияния внешней среды. ФИЗИОЛОГИЯ (от греч. Physis – природа, logos – наука) – это наука, изучающая функции, процессы жизнедеятельности всего организма и отдельных его частей; их взаимосвязи и взаимодействие в организме в различные периоды жизни и в условиях изменяющейся окружающей среды. Анатомия и физиология тесно связаны между собой; строение живого организма и его функции (форма и функции) неотделимы друг от друга и взаимообусловлены. Анатомия и физиология относятся к экспериментальным наукам, потому что все выводы (знания) факты устанавливаются только опытным путем. ^
^ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА – это многоуровневая система, имеющая иерархический план строения. В ней выделяют следующие уровни организации: ^ КЛЕТКА – это структурно-функциональная единица всего живого, при делении и дифференцировке которой, возникают и развиваются все организмы. Клетка обладает основными свойствами живой материи: - обменом веществ; - способностью к размножению; - передачей наследственной информации; - способностью к росту, делению; - способностью к регенерации (восстановлению); - способностью реагировать на внешние воздействия (раздражительностью) ТКАНИ – совокупность клеток и межклеточного вещества, объединенных общим строением, функциями и происхождением. Выделяются два вида происхождения:
В организме человека по морфологическим и физиологическим признакам выделяют 4 вида ткани:
Ткани тесно связаны между собой, один и тот же вид ткани может входить в состав разных органов, при этом разные ткани могут входить в состав одного и того же органа. Та ткань, которая имеет наибольшее представительство в органе и определяет его функцию. Деятельность тканей, входящих в состав органов согласована и регулируется нервной и эндокринной системами. ОРГАН – образование, состоящее из специфических клеток и тканей, имеющее единую систему кровоснабжения и нейроэндокринную регуляцию. Выделяют одиночные органы (сердце, желудок, мозг, кишечник), парные (легкие, почки) и множественные (кости, мышцы). По строению все внутренние органы делятся на трубчатые и паренхиматозные. ^ (или полые) ОРГАНЫ – имеют вид трубок или их расширений (желудок, матка, мочевой пузырь – расширения; кишка, трахея, мочеточник – трубки). Стенки трубчатых органов состоят из различных тканей (см. рисунок и таблицу № 2) ^ – не имеют полостей и определенной формы. Основная масса образована паренхимой. Внутренний мягкий скелет – строма. В строме находятся сосуды и нервы. Строма покрывает орган. К паренхиматозным органам относятся почки, печень, легкие, железы и др. Все органы объединяются в системы. В организме выделяют два вида систем: физиологические (наследственно-закрепленные) и функциональные. ^ органов и тканей имеют единую нейроэндокринную регуляцию, которая обеспечивает выполнение их функций. К физиологическим системам относят: опорно-двигательный аппарат, дыхательную систему, мочевыводящую систему, половую, сердечно-сосудистую, эндокринную, лимфатическую, нервную, сенсорную. ^ – временная взаимосвязь клеток, тканей, органов и физиологических систем для обеспечения (достижения) цели полезного приспособительного результата в данной виде деятельности. Понятие функциональной системы ввел русский физиолог Петр Кузьмич Анохин. Деятельность всех систем органов человеческого организма взаимосвязана; при изменении деятельности одних органов изменяется функциональное состояние других. Организм человека условно делится на три части:
Такая иерархическая организация является условием для саморегуляции. Высший уровень саморегуляции – поведение. Саморегуляция обеспечивается гомеостазом (постоянство внутренней среды). Постоянство внутренней среды обеспечивается обменом веществ, который состоит из двух взаимосвязанных процессов: ассимиляции (усвоение питательных веществ) и диссимиляции (распад органических веществ). ОНТОГЕНЕЗ – индивидуальное развитие организма, которое охватывает период с момента оплодотворения и возникновения организма в виде зиготы до смерти. Развитие – процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме и приводящих к повышению уровня сложности организации и взаимодействия всех систем. Развитие включает в себя три фактора:
РОСТ – количественный процесс, сопровождающийся или увеличением числа клеток (эпителий, кости), или увеличением размера самих клеток (мышечные, нервные клетки). Процессы роста и развития подчиняются общим закономерностям:
Учение о гетерохронности ввел Петр Кузьмич Анохин. По его мнению, в организме в первую очередь формируются системы, которые в данный момент времени обеспечивают наилучшее приспособление. Помимо общих закономерностей существуют индивидуальные. Все индивидуальные факторы, характеризующие рост и развитие, условно делятся на три группы:
|
![]() | 11 Координационная и интегративная деятельность цнс Под координационной деятельностью цнс подразумевается согласованная и соподчиненная деятельность нервных центров, направленная на... | ![]() | Опорно-двигательный аппарат человека и его возрастные особенности... При движении плода раздражаются рецепторы мышц и импульсы от них идут в цнс, а это дает возможность нервным клеткам развиваться.... |
![]() | Лекция Хирургическая анатомия груди. Ранения груди. Хирургическая... | ![]() | Анатомия мозга Псеунок А. А. Анатомия мозга. Спецкурс. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2002. – 112 с |
![]() | Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей Термином “умственная отсталость” обозначается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной сферы, возникшее вследствие... | ![]() | Модель структуры цнс единицы поведенческого опыта «Модель нейронной сети, способной осуществлять синтез информации о параметрах воздействующего на неё афферентного комплекса». Предложена... |
![]() | Тема 1 Предмет и задачи физиологии цнс. Принципы и методы физиологии цнс физиология Физиология – это наука, изучающая жизнедеятельность целостного организма и его частей – систем, органов, клеток, выясняющая причины... | ![]() | Вопросы к экзамену по дисциплине "возрастная анатомия и физиология" Предмет и задачи курса «Возрастная анатомия и физиология», его связь с дисциплинами медико-биологической, психолого-педагогической... |
![]() | Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Перечень рекомендуемых... Гайворонский И. В., Ничипорук Г. И., Гайворонский А. И. Анатомия и физиология человека: 4-е издание, ср проф образование – М.: Феникс,... | ![]() | Тема 4 Структурно-функциональная характеристика нервных и глиальных... Нервная клетка – нейрон – это структурно-функциональная единица нервной ткани. Нейроны располагаются как в цнс, так и на периферии.... |