Анатомия цнс введение




Скачать 55,19 Kb.
НазваниеАнатомия цнс введение
Дата публикации13.06.2013
Размер55,19 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Биология > Документы
АНАТОМИЯ ЦНС
ВВЕДЕНИЕ
Анатомия и физиология относятся к биологическим наукам; предмет их изучения – живые организмы.

Человек, как представитель животного мира, подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым организмам.

Но человек отличается от животных развитием высших психических функций (ВПФ). К ВПФ относятся речь, память, интеллект, социальные условия жизни и общественные взаимоотношения.

Труд и социальная среда оказали большое влияние на биологические особенности человека, существенно изменив их.
АНАТОМИЯ (от греч. Anatome – рассечение) – это наука о формах, строении, происхождении, развитии организма, его систем и органов.
Анатомия изучает человеческий организм в различные периоды жизни от зачатия до старческого возраста; изучает человека в условиях влияния внешней среды.
ФИЗИОЛОГИЯ (от греч. Physis – природа, logos – наука) – это наука, изучающая функции, процессы жизнедеятельности всего организма и отдельных его частей; их взаимосвязи и взаимодействие в организме в различные периоды жизни и в условиях изменяющейся окружающей среды.
Анатомия и физиология тесно связаны между собой; строение живого организма и его функции (форма и функции) неотделимы друг от друга и взаимообусловлены.
Анатомия и физиология относятся к экспериментальным наукам, потому что все выводы (знания) факты устанавливаются только опытным путем.
^ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ


  • Патология – учение о тех изменениях, которые происходят в организме при различных заболеваниях. (разделы: патологическая анатомия и патологическая физиология)

  • Цитология – наука о строение и жизнедеятельности всех клеток организма

  • Гистология – наука о тканях организма, из которых построены органы

  • Эмбриология – наука, изучающая развитие человека и животных во внутриутробном периоде жизни до рождения

  • Антропология – наука о человеке, его происхождении, человеческих расах, их расселении по территории Земли.



^ ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА – это многоуровневая система, имеющая иерархический план строения.
В ней выделяют следующие уровни организации:

^ КЛЕТКА --- ТКАНИ --- ОРГАНЫ --- СИСТЕМЫ ОРГАНОВ --- ОРГАНИЗМ
КЛЕТКА – это структурно-функциональная единица всего живого, при делении и дифференцировке которой, возникают и развиваются все организмы.
Клетка обладает основными свойствами живой материи:

- обменом веществ;

- способностью к размножению;

- передачей наследственной информации;

- способностью к росту, делению;

- способностью к регенерации (восстановлению);

- способностью реагировать на внешние воздействия (раздражительностью)
ТКАНИ – совокупность клеток и межклеточного вещества, объединенных общим строением, функциями и происхождением.
Выделяются два вида происхождения:

  1. ОНТОГЕНЕЗ – индивидуальное развитие;

  2. ФИЛОГЕНЕЗ – историческое развитие.


В организме человека по морфологическим и физиологическим признакам выделяют 4 вида ткани:


  1. эпителиальная

  2. соединительная

  3. нервная

  4. мышечная


Ткани тесно связаны между собой, один и тот же вид ткани может входить в состав разных органов, при этом разные ткани могут входить в состав одного и того же органа.

Та ткань, которая имеет наибольшее представительство в органе и определяет его функцию.

Деятельность тканей, входящих в состав органов согласована и регулируется нервной и эндокринной системами.
ОРГАН – образование, состоящее из специфических клеток и тканей, имеющее единую систему кровоснабжения и нейроэндокринную регуляцию.
Выделяют одиночные органы (сердце, желудок, мозг, кишечник), парные (легкие, почки) и множественные (кости, мышцы).
По строению все внутренние органы делятся на трубчатые и паренхиматозные.
^ ТРУБЧАТЫЕ (или полые) ОРГАНЫ – имеют вид трубок или их расширений (желудок, матка, мочевой пузырь – расширения; кишка, трахея, мочеточник – трубки).

Стенки трубчатых органов состоят из различных тканей (см. рисунок и таблицу № 2)
^ ПАРЕНХИМАТОЗНЫЕ ОРГАНЫ – не имеют полостей и определенной формы. Основная масса образована паренхимой. Внутренний мягкий скелет – строма. В строме находятся сосуды и нервы. Строма покрывает орган.
К паренхиматозным органам относятся почки, печень, легкие, железы и др.
Все органы объединяются в системы.

В организме выделяют два вида систем: физиологические (наследственно-закрепленные) и функциональные.
^ Физиологические системы органов и тканей имеют единую нейроэндокринную регуляцию, которая обеспечивает выполнение их функций.

К физиологическим системам относят: опорно-двигательный аппарат, дыхательную систему, мочевыводящую систему, половую, сердечно-сосудистую, эндокринную, лимфатическую, нервную, сенсорную.
^ Функциональные системы – временная взаимосвязь клеток, тканей, органов и физиологических систем для обеспечения (достижения) цели полезного приспособительного результата в данной виде деятельности.
Понятие функциональной системы ввел русский физиолог Петр Кузьмич Анохин.
Деятельность всех систем органов человеческого организма взаимосвязана; при изменении деятельности одних органов изменяется функциональное состояние других.
Организм человека условно делится на три части:


  1. сома (опорно-двигательный аппарат; функция – обеспечивает опору и движение организма)

  2. висцера (дыхательная, пищеварительная, выделительная системы; функция – обеспечить организм обменом веществ и энергией)

  3. интегративный отдел (сердечно-сосудистая, лимфатическая, эндокринная, нервная системы; функция – обеспечить связь, объединить деятельность сомы и висцеры, обеспечить функционирование организма как единого целого)


Такая иерархическая организация является условием для саморегуляции.

Высший уровень саморегуляции – поведение.

Саморегуляция обеспечивается гомеостазом (постоянство внутренней среды).

Постоянство внутренней среды обеспечивается обменом веществ, который состоит из двух взаимосвязанных процессов: ассимиляции (усвоение питательных веществ) и диссимиляции (распад органических веществ).
ОНТОГЕНЕЗ – индивидуальное развитие организма, которое охватывает период с момента оплодотворения и возникновения организма в виде зиготы до смерти.
Развитие – процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме и приводящих к повышению уровня сложности организации и взаимодействия всех систем.
Развитие включает в себя три фактора:

  1. рост

  2. дифференцировка органов и тканей

  3. формообразование


РОСТ – количественный процесс, сопровождающийся или увеличением числа клеток (эпителий, кости), или увеличением размера самих клеток (мышечные, нервные клетки).
Процессы роста и развития подчиняются общим закономерностям:


  1. непрерывности

  2. последовательности – отдельные органические системы (психическая функция) созревают постепенно и завершают свое развитие в разные периоды онтогенеза.

  3. гетерохронности (неравномерности)


Учение о гетерохронности ввел Петр Кузьмич Анохин. По его мнению, в организме в первую очередь формируются системы, которые в данный момент времени обеспечивают наилучшее приспособление.
Помимо общих закономерностей существуют индивидуальные.

Все индивидуальные факторы, характеризующие рост и развитие, условно делятся на три группы:


  1. генетические (гены определяют темп и возможный предел роста и развития при оптимальной среде)

  2. средовые факторы (витаминная обеспеченность, двигательный режим, эмоциональные нагрузки, острые и хронические заболевания, влияние климатических и географических условий, культура)

  3. трудно классифицируемые (акселерация, ретардация)

Похожие:

Анатомия цнс введение icon11 Координационная и интегративная деятельность цнс
Под координационной деятельностью цнс подразумевается согласованная и соподчиненная деятельность нервных центров, направленная на...
Анатомия цнс введение iconОпорно-двигательный аппарат человека и его возрастные особенности...
При движении плода раздражаются рецепторы мышц и импульсы от них идут в цнс, а это дает возможность нервным клеткам развиваться....
Анатомия цнс введение iconЛекция Хирургическая анатомия груди. Ранения груди. Хирургическая...

Анатомия цнс введение iconАнатомия мозга
Псеунок А. А. Анатомия мозга. Спецкурс. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2002. – 112 с
Анатомия цнс введение iconПсихолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей
Термином “умственная отсталость” обозначается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной сферы, возникшее вследствие...
Анатомия цнс введение iconМодель структуры цнс единицы поведенческого опыта
«Модель нейронной сети, способной осуществлять синтез информации о параметрах воздействующего на неё афферентного комплекса». Предложена...
Анатомия цнс введение iconТема 1 Предмет и задачи физиологии цнс. Принципы и методы физиологии цнс физиология
Физиология – это наука, изучающая жизнедеятельность целостного организма и его частей – систем, органов, клеток, выясняющая причины...
Анатомия цнс введение iconВопросы к экзамену по дисциплине "возрастная анатомия и физиология"
Предмет и задачи курса «Возрастная анатомия и физиология», его связь с дисциплинами медико-биологической, психолого-педагогической...
Анатомия цнс введение iconВозрастная анатомия, физиология и гигиена. Перечень рекомендуемых...
Гайворонский И. В., Ничипорук Г. И., Гайворонский А. И. Анатомия и физиология человека: 4-е издание, ср проф образование – М.: Феникс,...
Анатомия цнс введение iconТема 4 Структурно-функциональная характеристика нервных и глиальных...
Нервная клетка – нейрон – это структурно-функциональная единица нервной ткани. Нейроны располагаются как в цнс, так и на периферии....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница