Тематическое планирование 10 енц тема №1. Введение. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. 6 часов




Скачать 184,21 Kb.
НазваниеТематическое планирование 10 енц тема №1. Введение. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. 6 часов
Дата публикации13.06.2013
Размер184,21 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Биология > Урок
Тематическое планирование 10 ЕНЦ

Тема №1. Введение. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. 6 часов


Основные задачи изучения темы:

Актуализировать и углубить знания учащихся о целях и задачах биологии, как школьного предмета и науки; сущности жизни и свойствах живых организмов. Показать связь биологических дисциплин с другими науками; роль биологии в формировании научных представлений о мире. Сформировать понятия: жизнь, как форма существования материи; жизнь и живое вещество; уровни организации живой материи и принципы их выделения.



урока

Тема урока


Планируемые результаты обучения

Сроки

1

Введение в биологию.

Показать связь биологических дисциплин с другими науками; роль биологии в формировании научных представлений о мире.

Стр. 7-9

2-3

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии.

Сформировать понятия – классическая биология, эволюционная биология, физико-химическая биология. Научный факт, метод, методы исследования, эксперимент.

Записи в тетрадях.

4-5

Критерии живых систем.

Живые системы проявляют общие свойства, отличающие их от неживой природы; обменные процессы живых организмов обеспечивают гомеостаз.

§ 1.2

6

Уровни организации живой материи.

Сформировать понятия – жизнь, открытая система, уровни организации живой материи.

§ 1.1

^ Глава 2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. 18 часов

Задачи: Актуализировать представление учёных о происхождении жизни на Земле; работах Ф. Реди и Л. Пастера. Сформировать знания о современных представлениях о происхождении жизни на Земле; о теории происхождения и развития протобионтов; начала эволюционного развития живой природы.


^ История представлений о возникновении жизни на Земле. 4 часа

1/7

Представления древних и современных философов о возникновении жизни

Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения происхождении жизни.

§ 2.1, 2.1.1.

2/8

Работы Л. Пастера.

Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера.

§ 2.1.2.

3/9

Теория вечности жизни.

Теория вечности жизни.

§ 2.1.3.

4/10

Материалистические теории происхождения жизни.

Биогенез, абиогенез. Биопоэз.

§2.1.4.

Предпосылки возникновения жизни на Земле. 5 часов

1/11

Эволюция химических элементов в космическом пространстве

Спектроскопия Туманность Галактика

§2.2.1

2/12

Образование планетарных систем.

Эволюция газо-пылевой туманности

§2.2.2.

3/13

Первичная атмосфера Земли и химические предпосылки возникновения жизни.

Элементарный состав звёздного и солнечного вещества

§2.2.3

4/14

Источники энергии и возраст Земли

Возможные источники энергии для первичной химической эволюции. Период полураспада

§2.2.4

5/15

Условия среды на древней Земле.

Первичная литосфера, первичная гидросфера, первичная атмосфера

§2.2.5, подготовка к конференции

^ Современные представления о возникновении жизни на Земле. 9 часов

1-2

16-17

Теория происхождения протобиополимеров

Термическая теория, теория адсорбции, температурная теория, кооцерватная теория.

§2.3

3-4

18-19

Эволюция протобионтов

Возникновение энергетических систем, эволюция метаболизма

§2.4

5-6

20-21

Начальные этапы биологической эволюции.

Одноклеточность, многоклеточность, теория фагоцителлы, эукариоты, прокариоты.

§2.5. подготовка к конференции

7-8

22-23

Конференция «Современные представления о возникновении жизни на Земле.»

Фотосинтез, половой процесс, эукариоты, прокариоты, автотрофы, гетеротрофы.

Подготовка к повторению темы и обобщению

24

Обобщающий урок по теме.








^

Тема №1. Учение о клетке. 31 час


Основные задачи изучения темы:

Дать представление об основных положениях клеточной теории, основных функциях ядра, цитоплазмы, и других органоидов. Показать значение химических веществ, входящих в клетку. Особенности строения и жизнедеятельности клеток эукариот и прокариот, клеток животных, растений, микроорганизмов. Показать особенности пластического и энергетического обмена, его значение в жизни клетки, превращение энергии. Закрепить умение пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты, проводить опыты, находить на микропрепаратах и таблицах основные органоиды клетки, сравнивать клетки растений, животных и микроорганизмов, делать выводы о развитии и познаваемости природы.




урока

Тема урока

Тип урока

Основные понятия темы. Клеточная теория..

Сроки

1

25

Методы цитологии.

Цитология, гистология.

стр. 85-86

^ Химическая организация живого вещества. 9 часов


2

26

Минеральные вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.

Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы

стр. 85-86

3

27

Вода, её роль в жизнедеятельности

Гидрофильные, гидрофобные вещества. Теплопроводность, растворимость.

§3.1

4-5

28-29

Состав и строение белков. Функции белков



Макромолекулы,, биополимеры, о мономерах белка, структура белка и зависимость функций белка от строения. Денатурация, ренатурация.

§3.2, §3.2.1

6

30

Углеводы, их роль в жизнедеятельности клетки.

Состав и свойства углеводов и липидов их роль в клетке и организме. Липиды, воска, фосфолипиды.

§3.2.2

7

31

Жиры и липоиды.

Строительная, энергетическая, защитная функции. Теплоизолятор.

§3.2.3

8-9

32-33

Нуклеиновые кислоты.

ДНК РНК

Механизм удвоения ДНК.

Уметь схематически отображать строение и процесс удвоения ДНК.

§3.2.4 подготовка к промежуточн. контролю

10

34

Обобщение и контроль знаний.





11

35

Строение и функции прокариотической клетки.

Кольцевая ДНК, мезосомы, спорообразование, цианобактерии, археобактерии, микоплазмы.

§ 5.1

^ Структурно-функциональная органихация клеток эукариот. 6 часов

12

36

Цитоплазма. Не мембранные структуры клетки.



Цитоплазма. Гликокалликс, коллоидная оболочка Знать функции и строение не мембранных структур клетки.

Уметь объяснять взаимообусловленность строения и функций органоидов

§5.2, §5.2.1. стр. 143-144

13-14

37-38

Мембрана, оболочка.

Мембранные структуры.

Эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, вакуоли, лизосомы.

§5.2, §5.2.1

15-16

39-40

Двумембранные структуры клетки: митохондрии, пластиды. Ядро.

Рассказ – беседа

Знать функции и строение двумембранных структур клетки, ядра.


§5.2, §5.2.1 подготовка к контролю знаний

17

41

Обобщающий урок – повторение.

.



Обмен веществ в клетке (метаболизм). 7 часов

1-2

42-43

Синтез белков в клетке.

Биосинтез белка пластический обмен. Генетическом код, транскрипция.

§4.1

подготовка к проверочн. работе

3-4

44-45

Энергетический обмен в клетке.

Рассказ – беседа

Роль энергетического процесса в обеспечении клетки энергией. Этапы, гликолиз и кислородное расщепление. Роль митохондрий.

§4.2.

5-6

46-47

Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез.

Питание, автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез. Фотосистема I, фотосистема I I.

§4.3 подготовиться к см. работе

7

48

Обобщающий урок по теме ^ Основы цитологии

Систематизировать знания по теме и подготовиться к контрольной проверке знаний.




^ Жизненный цикл клеток. 2 часа

1 -2

49-50

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.

Митоз, апоптоз, интерфаза, профаза, метафаза, метафазная пластинка, телофаза, расхождение хромосом.

§5.3 подготовка к конференции.

^ Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. 2 часа

1-2

51-52

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Конференция.

Вирусология, вирион, вирус, бактериофаг. Инфекция, горизонтальный путь передачи, вертикальный путь передачи.

§5.6

^ Клеточная теория. 3 часа

1-2

53-54

Особенности строения клеток эукариот, прокариот; клеток гетеротрофов, автотрофов.

Положения клеточной теории. Прокариоты; цианобактерии, бактерии. Растительная и животная клетка. Органоиды. Кариотип клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом. Митотический цикл. Биологическое значение митоза.

§5,5, 5.4

3- 55

Клеточная теория строения организмов.

Положения клеточной теории строения организмов.

§5,5

. ^ Размножение организмов. 7 часов.

Задачи: Актуализировать знания учащихся о способах полового и бесполого размножения, их роли в природе. Показать

биологический смысл и эволюционное знание каждого вида размножения. Вегетативное размножение.

Особенности размножения простейших организмов: плесневых грибов, дрожжей.

1 – 56

Особенности размножения организмов.

Половое, бесполое размножение; почкование, вегетативное размножение.

§6.1, стр. 193.

2-3

57-58

Бесполое размножение.

Бесполое размножение: почкование, деление, фрагментация, вегетативное, окулировка.

§6.1

4-5

59-60

Половое размножение.

Половое размножение: гаметогенез, кроссинговер, конъюгация, биологическое значение мейоза.

§6.2

6-7

61-62

Мейоз- формирование половых клеток.

Мейоз, биологический смысл мейоза, конъюгация, кроссинговер, перекомбинация гамет.

§6.2 стр.202-204

^ Индивидуальное развитие организмов. 13 часов.

Задачи: Актуализировать знания о типах половых клеток, их особенностях. Показать значение в природе полового размножения, основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы, двухслойного – гаструлы: закладке зародышевых листков. Показать роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов. Управление размножением растений и животных.


^ Эмбриональное развитие животных. 6 часов

1

63

Краткие исторические сведения.

Онтогенез –индивидуальное развитие организмов.

§ 7.1

2- 64

Типы половых клеток, особенности их строения.

Яйцеклетки: полярность, распределение желтка и генетических детерминант. Оболочки яйца.

§7.2, 6.2

3-65

Эмбриональный период развития. Дробление.

Дифференцировка клеток, дробление, бластомеры, бластула зародышевые листки.

§ 7.2.1

4-66

Эмбриональный период развития. Гаструляция.

Гаструла, гаструляция, эктодерма, энтодерма.

§7.2.2

5 - 67


Органогенез.

Мезодерма, нервная трубка, хорда, кишечная трубка, нейрула., эмбриональная индукция.

§7.2.3

6- 7 68-69

Клонирование. Реальность и мифы. Конференция.

Клонирование растений и животных; перспектива создания тканей и органов человека.




^ Постэмбриональное развитие. 2 часа

1-2

70-71

Постэмбриональный период развития.

Закономерности постэмбрионального зародышевого развития. Прямое и непрямое развитие: личинка, куколка, имаго. Старение и смерть.

§7.3

3-72

^ Онтогенез высших растений.

Двойное оплодотворение. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой системы. Регуляция развития растений; фитогормоны.

Записи в тетрадях

4-73

^ Общие закономерности онтогенеза.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков зародышей (К.Бэр). Биогенетический закон (Э.Геккель, К. Мюллер). Работы Северцева А.Н.

§ 7.4.

^ Развитие организма и окружающая среда. 3 часа

1-74

Роль факторов окружающей среды в онтогенезе.

Критические периоды, витамины. Вредные «привычки».

§7.4 стр.238-242

2-75

Понятие о регенерации.

Внутриклеточная, клеточная, тканевая и органная регенерация. Эволюция способности к регенерации.

§7.4. стр.242-246

3 - 76

Обобщение и закрепление материала.

Сходство зародышей, филогенез, онтогенез, особенности.




^ Основы генетики и селекции. 30 часов.

Задачи: Актуализировать понятие генетика; её роль в развитии медицины и селекции; сущность основных

свойств живых организмов – предмета изучения генетиков. Основные законы генетики. История

развития генетики; закономерности наследования признаков, выведенные Менделем. Гибридологический

метод изучения наследственности. Хромосомное наследование; генетическое определение пола.

Формировать умение анализировать наследственный материал, составлять генетические карты;

родословные.

1- 2

77-78

История представлений о наследственности и изменчивости. Основные понятия генетики.

Признаки, свойства, гомозигота, гетерозигота, гены, аллели. Генотип и фенотип организма, скрещивание. Генофонд.

Стр. 253-259

^ Основные закономерности наследственности. 14 часов

1-79

Гибридологический метод изучения наследования признаков.

Гибридологический метод, «чистые» линии.

§9.1

2-3

80-81

Моногибридное скрещивание.

Гибридологический метод, чистые линии, аллельные гены, гомо-, гетерозиготы, доминантные, рецессивные гены.

Неполное доминирование. Множественный аллелизм.

§9.2.1

4-81

Второй закон Менделя (закон расщепления)

Расщепление; рецессивный, доминантный признаки.

§9.2.2

5-82

Закон чистоты гамет.

Расхождение хромосом; гипотеза чистоты гамет.

§9.2.3

6-7

83-84

Дигибридное скрещивание.

Дигибридное Знать хромосомный механизм определения пола организма. О соотношении полов животных и человека, причинах этого соотношения. скрещивание. Решётка Пеннета.

§ 9.2.4

8-9

85-86

Хромосомная теория наследственности.

Скрещивание.

Кроссинговер, генетические карты. Группы сцепления.

§9.3

10-11

87-88

Генетика пола.

Наследование сцепленное с полом.

Хромосомный механизм определения пола организма. Соотношении полов животных и человека, причинах этого соотношения.

§9.4

12-13

89-90

Генотип, как целостная система. Взаимодействие генов.

Эпистаз, полимерное скрещивание; плейотропность, цитоплазматическое наследование. Взаимодействие аллельных генов Взаимодействие неаллельных генов.

§9.5 подготовка к повторению.

14-91

Урок обобщения и повторения.

Основные закономерности генетики.



^ Закономерности изменчивости. 8 часов

Генетика человека. 2 часа


1-2

92-93

Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость.

Мутации; генные, хромосомные, геномные.

Показать значение мутаций на эволюцион. развитие живой природы, влияние наркотических веществ на возникновен. отрицательных мутаций. Урок модульного типа.

§10.1 стр.301-306 подготовка к уроку-суду.

3-4

94-95

Свойства мутаций. Окружающая среда и мутации. ^ Урок- суд.

Соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Мутагенные факторы. Значение мутаций для практики сельского хозяйства.

§10.1 стр. 301-305

5- 96

Комбинативная изменчивость.

Комбинативная изменчивость. Перекомбинация признаков.

§10.1 стр. 306-307

6-7

97-98

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость

Норма реакции изменения величины листа. Изучить, используя учебник виды изменчивости, значение в природе и практике человека.^ Урок модульного типа.


§10.2

8-99

Урок повторения и обобщения.

Изменчивость, как фактор развития организмов; фактор эволюции.

Подготовка к конференции.

9-10

100-101


Генетика человека.

Урок-конференция.

Методы изучения наследственности человека. Генетические карты хромосом. Характер наследования признаков человека. Генетическое консультирование.


^ Основы селекции. 4 часа

Задачи: Показать роль селекции в создании запаса пищевых ресурсов; методы селекции растений и животных;

роль изучения центров происхождения растений и животных для более успешного создания новых пород и

сортов. Продолжить формирование основных генетических понятий: гибридизация, скрещивание, отбор,

мутагенез. Способствовать повышению у учащихся навыков применения теоретических званий в

нестандартных условиях; формировать национальную гордость, основанную на значительных

достижениях отечественных селекционеров.




1-2

102-103

Селекция растений.

Методы селекции растений. Сорт, разновидность, закон гомологической наследственности

§11.1, 11.1.1, 11,1.2

§ 11.2

3-104

Селекция микроорганизмов.

Методы селекции животных. Порода, штамм. Мутагенез.

§11.2

4-105

Подведение итогов. Летние задания.

Всего: 105 часов






Литература основная:

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 класс. / Под ред. Проф. В.Б. Захарова.М., Дрофа, 2006.

  2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 – 11 классы. / Под ред.

проф. В.Б. Захарова. М. , Дрофа, 2004.

  1. Общая биология. 10-11 классы. / под ред. академика Д.К. Беляева, проф. Г.М. Дымшица и проф.

А.О. Рувинского. 3-е издание. М., Просвещение, 1999..
Дополнительная литература:

  1. Биологический энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1988.

  2. Мамонтов С.Г., Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы., М., Высшая школа, 2002.

  3. Евсюков В.В. Мифы о вселенной, Новосибирск: Наука, 1998.

  4. Эттенборо Д., Жизнь на Земле, М., Мир, 1988.


Методическая литература:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений, Биология, 6-11 классы, М,, Дрофа, 2006.

  2. Сборник нормативных документов, .Биология: федеральный компонент государственного стандарта, Федеральный базисный учебный план. М., Дрофа, 2004.

  3. Пименов А.В., Уроки биологии, 10-11 классы., развёрнутое планирование. Ярославль, Академия развития, 2001.

  4. Поурочные планы. Биология 10 класс, к учебнику «Биология. 10 класс», под. Ред. Захарова В.Б.М. Дрофа, 2006.

  5. И.Р. Мухамеджанов. Тесты, зачёты, блицопросы. Биология. 10-11 классы., М., Вако, 2006.

Похожие:

Тематическое планирование 10 енц тема №1. Введение. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. 6 часов iconТема: Возникновение жизни на Земле
Цель – изучить начальный этап жизни на Земле; формировать поисковый стиль мышления и коммуникативные навыки; развить практические...
Тематическое планирование 10 енц тема №1. Введение. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. 6 часов iconТематическое планирование № Тема урока Кол-во часов
Хронологические рамки и основные проблемы Новой истории. Периодизация Новой истории и различные подходы к ней. Происхождение и содержание...
Тематическое планирование 10 енц тема №1. Введение. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. 6 часов iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе
Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся
Тематическое планирование 10 енц тема №1. Введение. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. 6 часов iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе
Введение. Книга в жизни чело­века. Выявление уровня лите­ратурного развития учащихся
Тематическое планирование 10 енц тема №1. Введение. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. 6 часов iconКнига «В поисках смысла жизни. Происхождение вселенной, жизни на...
«В поисках смысла жизни. Происхождение вселенной, жизни на Земле и человека: эволюция или сотворение?»
Тематическое планирование 10 енц тема №1. Введение. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. 6 часов iconКалендарно тематическое планирование № п/п Кол-во часов Тема

Тематическое планирование 10 енц тема №1. Введение. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. 6 часов iconТематическое планирование 7класс. Биология. Многообразие живых организмов....
Тематическое планирование 7класс. Биология. Многообразие живых организмов. Н. И. Сонин. В. Б. Захаров. (68 часов)
Тематическое планирование 10 енц тема №1. Введение. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. 6 часов iconТема урока: Жизнь на заре жизни
Цель: Продолжить формирование знаний уч-ся о возникновении жизни на земле; об условиях, способствующих возникновению жизни при абиогенных...
Тематическое планирование 10 енц тема №1. Введение. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. 6 часов iconПоурочно-тематическое планирование № урока Наименование разделов...
Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской...
Тематическое планирование 10 енц тема №1. Введение. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. 6 часов iconТематическое планирование 3класс
Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница