Тематическое планирование 10 ЕНЦ
Тема №1. Введение. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. 6 часов Основные задачи изучения темы:
Актуализировать и углубить знания учащихся о целях и задачах биологии, как школьного предмета и науки; сущности жизни и свойствах живых организмов. Показать связь биологических дисциплин с другими науками; роль биологии в формировании научных представлений о мире. Сформировать понятия: жизнь, как форма существования материи; жизнь и живое вещество; уровни организации живой материи и принципы их выделения.
№
урока
| Тема урока
| Планируемые результаты обучения
| Сроки
| 1
| Введение в биологию.
| Показать связь биологических дисциплин с другими науками; роль биологии в формировании научных представлений о мире.
| Стр. 7-9
| 2-3
| Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии.
| Сформировать понятия – классическая биология, эволюционная биология, физико-химическая биология. Научный факт, метод, методы исследования, эксперимент.
| Записи в тетрадях.
| 4-5
| Критерии живых систем.
| Живые системы проявляют общие свойства, отличающие их от неживой природы; обменные процессы живых организмов обеспечивают гомеостаз.
| § 1.2
| 6
| Уровни организации живой материи.
| Сформировать понятия – жизнь, открытая система, уровни организации живой материи.
| § 1.1
| ^
Задачи: Актуализировать представление учёных о происхождении жизни на Земле; работах Ф. Реди и Л. Пастера. Сформировать знания о современных представлениях о происхождении жизни на Земле; о теории происхождения и развития протобионтов; начала эволюционного развития живой природы.
^
| 1/7
| Представления древних и современных философов о возникновении жизни
| Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения происхождении жизни.
| § 2.1, 2.1.1.
| 2/8
| Работы Л. Пастера.
| Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера.
| § 2.1.2.
| 3/9
| Теория вечности жизни.
| Теория вечности жизни.
| § 2.1.3.
| 4/10
| Материалистические теории происхождения жизни.
| Биогенез, абиогенез. Биопоэз.
| §2.1.4.
| Предпосылки возникновения жизни на Земле. 5 часов
| 1/11
| Эволюция химических элементов в космическом пространстве
| Спектроскопия Туманность Галактика
| §2.2.1
| 2/12
| Образование планетарных систем.
| Эволюция газо-пылевой туманности
| §2.2.2.
| 3/13
| Первичная атмосфера Земли и химические предпосылки возникновения жизни.
| Элементарный состав звёздного и солнечного вещества
| §2.2.3
| 4/14
| Источники энергии и возраст Земли
| Возможные источники энергии для первичной химической эволюции. Период полураспада
| §2.2.4
| 5/15
| Условия среды на древней Земле.
| Первичная литосфера, первичная гидросфера, первичная атмосфера
| §2.2.5, подготовка к конференции
| ^
| 1-2
16-17
| Теория происхождения протобиополимеров
| Термическая теория, теория адсорбции, температурная теория, кооцерватная теория.
| §2.3
| 3-4
18-19
| Эволюция протобионтов
| Возникновение энергетических систем, эволюция метаболизма
| §2.4
| 5-6
20-21
| Начальные этапы биологической эволюции.
| Одноклеточность, многоклеточность, теория фагоцителлы, эукариоты, прокариоты.
| §2.5. подготовка к конференции
| 7-8
22-23
| Конференция «Современные представления о возникновении жизни на Земле.»
| Фотосинтез, половой процесс, эукариоты, прокариоты, автотрофы, гетеротрофы.
| Подготовка к повторению темы и обобщению
| 24
| Обобщающий урок по теме.
|
|
|
^ Основные задачи изучения темы:
Дать представление об основных положениях клеточной теории, основных функциях ядра, цитоплазмы, и других органоидов. Показать значение химических веществ, входящих в клетку. Особенности строения и жизнедеятельности клеток эукариот и прокариот, клеток животных, растений, микроорганизмов. Показать особенности пластического и энергетического обмена, его значение в жизни клетки, превращение энергии. Закрепить умение пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты, проводить опыты, находить на микропрепаратах и таблицах основные органоиды клетки, сравнивать клетки растений, животных и микроорганизмов, делать выводы о развитии и познаваемости природы.
№
урока
| Тема урока
Тип урока
| Основные понятия темы. Клеточная теория..
| Сроки
| 1
25
| Методы цитологии.
| Цитология, гистология.
| стр. 85-86
| ^
| 2
26
| Минеральные вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.
| Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы
| стр. 85-86
| 3
27
| Вода, её роль в жизнедеятельности
| Гидрофильные, гидрофобные вещества. Теплопроводность, растворимость.
| §3.1
| 4-5
28-29
| Состав и строение белков. Функции белков
| Макромолекулы,, биополимеры, о мономерах белка, структура белка и зависимость функций белка от строения. Денатурация, ренатурация.
| §3.2, §3.2.1
| 6
30
| Углеводы, их роль в жизнедеятельности клетки.
| Состав и свойства углеводов и липидов их роль в клетке и организме. Липиды, воска, фосфолипиды.
| §3.2.2
| 7
31
| Жиры и липоиды.
| Строительная, энергетическая, защитная функции. Теплоизолятор.
| §3.2.3
| 8-9
32-33
| Нуклеиновые кислоты.
ДНК РНК
| Механизм удвоения ДНК.
Уметь схематически отображать строение и процесс удвоения ДНК.
| §3.2.4 подготовка к промежуточн. контролю
| 10
34
| Обобщение и контроль знаний.
|
|
| 11
35
| Строение и функции прокариотической клетки.
| Кольцевая ДНК, мезосомы, спорообразование, цианобактерии, археобактерии, микоплазмы.
| § 5.1
| ^
| 12
36
| Цитоплазма. Не мембранные структуры клетки.
| Цитоплазма. Гликокалликс, коллоидная оболочка Знать функции и строение не мембранных структур клетки.
Уметь объяснять взаимообусловленность строения и функций органоидов
| §5.2, §5.2.1. стр. 143-144
| 13-14
37-38
| Мембрана, оболочка.
Мембранные структуры.
| Эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, вакуоли, лизосомы.
| §5.2, §5.2.1
| 15-16
39-40
| Двумембранные структуры клетки: митохондрии, пластиды. Ядро.
Рассказ – беседа
| Знать функции и строение двумембранных структур клетки, ядра.
| §5.2, §5.2.1 подготовка к контролю знаний
| 17
41
| Обобщающий урок – повторение.
| .
|
| Обмен веществ в клетке (метаболизм). 7 часов
| 1-2
42-43
| Синтез белков в клетке.
| Биосинтез белка пластический обмен. Генетическом код, транскрипция.
| §4.1
подготовка к проверочн. работе
| 3-4
44-45
| Энергетический обмен в клетке.
Рассказ – беседа
| Роль энергетического процесса в обеспечении клетки энергией. Этапы, гликолиз и кислородное расщепление. Роль митохондрий.
| §4.2.
| 5-6
46-47
| Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез.
| Питание, автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез. Фотосистема I, фотосистема I I.
| §4.3 подготовиться к см. работе
| 7
48
| Обобщающий урок по теме ^
| Систематизировать знания по теме и подготовиться к контрольной проверке знаний.
|
| ^
| 1 -2
49-50
| Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.
| Митоз, апоптоз, интерфаза, профаза, метафаза, метафазная пластинка, телофаза, расхождение хромосом.
| §5.3 подготовка к конференции.
| ^
| 1-2
51-52
| Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Конференция.
| Вирусология, вирион, вирус, бактериофаг. Инфекция, горизонтальный путь передачи, вертикальный путь передачи.
| §5.6
| ^
| 1-2
53-54
| Особенности строения клеток эукариот, прокариот; клеток гетеротрофов, автотрофов.
| Положения клеточной теории. Прокариоты; цианобактерии, бактерии. Растительная и животная клетка. Органоиды. Кариотип клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом. Митотический цикл. Биологическое значение митоза.
| §5,5, 5.4
| 3- 55
| Клеточная теория строения организмов.
| Положения клеточной теории строения организмов.
| §5,5
| . ^
Задачи: Актуализировать знания учащихся о способах полового и бесполого размножения, их роли в природе. Показать
биологический смысл и эволюционное знание каждого вида размножения. Вегетативное размножение.
Особенности размножения простейших организмов: плесневых грибов, дрожжей.
1 – 56
| Особенности размножения организмов.
| Половое, бесполое размножение; почкование, вегетативное размножение.
| §6.1, стр. 193.
| 2-3
57-58
| Бесполое размножение.
| Бесполое размножение: почкование, деление, фрагментация, вегетативное, окулировка.
| §6.1
| 4-5
59-60
| Половое размножение.
| Половое размножение: гаметогенез, кроссинговер, конъюгация, биологическое значение мейоза.
| §6.2
| 6-7
61-62
| Мейоз- формирование половых клеток.
| Мейоз, биологический смысл мейоза, конъюгация, кроссинговер, перекомбинация гамет.
| §6.2 стр.202-204
| ^
Задачи: Актуализировать знания о типах половых клеток, их особенностях. Показать значение в природе полового размножения, основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы, двухслойного – гаструлы: закладке зародышевых листков. Показать роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов. Управление размножением растений и животных.
| ^
| 1
63
| Краткие исторические сведения.
| Онтогенез –индивидуальное развитие организмов.
| § 7.1
| 2- 64
| Типы половых клеток, особенности их строения.
| Яйцеклетки: полярность, распределение желтка и генетических детерминант. Оболочки яйца.
| §7.2, 6.2
| 3-65
| Эмбриональный период развития. Дробление.
| Дифференцировка клеток, дробление, бластомеры, бластула зародышевые листки.
| § 7.2.1
| 4-66
| Эмбриональный период развития. Гаструляция.
| Гаструла, гаструляция, эктодерма, энтодерма.
| §7.2.2
| 5 - 67
| Органогенез.
| Мезодерма, нервная трубка, хорда, кишечная трубка, нейрула., эмбриональная индукция.
| §7.2.3
| 6- 7 68-69
| Клонирование. Реальность и мифы. Конференция.
| Клонирование растений и животных; перспектива создания тканей и органов человека.
|
| ^
| 1-2
70-71
| Постэмбриональный период развития.
| Закономерности постэмбрионального зародышевого развития. Прямое и непрямое развитие: личинка, куколка, имаго. Старение и смерть.
| §7.3
| 3-72
| ^
| Двойное оплодотворение. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой системы. Регуляция развития растений; фитогормоны.
| Записи в тетрадях
| 4-73
| ^
| Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков зародышей (К.Бэр). Биогенетический закон (Э.Геккель, К. Мюллер). Работы Северцева А.Н.
| § 7.4.
| ^
| 1-74
| Роль факторов окружающей среды в онтогенезе.
| Критические периоды, витамины. Вредные «привычки».
| §7.4 стр.238-242
| 2-75
| Понятие о регенерации.
| Внутриклеточная, клеточная, тканевая и органная регенерация. Эволюция способности к регенерации.
| §7.4. стр.242-246
| 3 - 76
| Обобщение и закрепление материала.
| Сходство зародышей, филогенез, онтогенез, особенности.
|
| ^
Задачи: Актуализировать понятие генетика; её роль в развитии медицины и селекции; сущность основных
свойств живых организмов – предмета изучения генетиков. Основные законы генетики. История
развития генетики; закономерности наследования признаков, выведенные Менделем. Гибридологический
метод изучения наследственности. Хромосомное наследование; генетическое определение пола.
Формировать умение анализировать наследственный материал, составлять генетические карты;
родословные.
| 1- 2
77-78
| История представлений о наследственности и изменчивости. Основные понятия генетики.
| Признаки, свойства, гомозигота, гетерозигота, гены, аллели. Генотип и фенотип организма, скрещивание. Генофонд.
| Стр. 253-259
| ^
| 1-79
| Гибридологический метод изучения наследования признаков.
| Гибридологический метод, «чистые» линии.
| §9.1
| 2-3
80-81
| Моногибридное скрещивание.
| Гибридологический метод, чистые линии, аллельные гены, гомо-, гетерозиготы, доминантные, рецессивные гены.
Неполное доминирование. Множественный аллелизм.
| §9.2.1
| 4-81
| Второй закон Менделя (закон расщепления)
| Расщепление; рецессивный, доминантный признаки.
| §9.2.2
| 5-82
| Закон чистоты гамет.
| Расхождение хромосом; гипотеза чистоты гамет.
| §9.2.3
| 6-7
83-84
| Дигибридное скрещивание.
| Дигибридное Знать хромосомный механизм определения пола организма. О соотношении полов животных и человека, причинах этого соотношения. скрещивание. Решётка Пеннета.
| § 9.2.4
| 8-9
85-86
| Хромосомная теория наследственности.
| Скрещивание.
Кроссинговер, генетические карты. Группы сцепления.
| §9.3
| 10-11
87-88
| Генетика пола.
Наследование сцепленное с полом.
| Хромосомный механизм определения пола организма. Соотношении полов животных и человека, причинах этого соотношения.
| §9.4
| 12-13
89-90
| Генотип, как целостная система. Взаимодействие генов.
| Эпистаз, полимерное скрещивание; плейотропность, цитоплазматическое наследование. Взаимодействие аллельных генов Взаимодействие неаллельных генов.
| §9.5 подготовка к повторению.
| 14-91
| Урок обобщения и повторения.
| Основные закономерности генетики.
|
| ^
Генетика человека. 2 часа
|
1-2
92-93
| Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость.
| Мутации; генные, хромосомные, геномные.
Показать значение мутаций на эволюцион. развитие живой природы, влияние наркотических веществ на возникновен. отрицательных мутаций. Урок модульного типа.
| §10.1 стр.301-306 подготовка к уроку-суду.
| 3-4
94-95
| Свойства мутаций. Окружающая среда и мутации. ^
| Соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Мутагенные факторы. Значение мутаций для практики сельского хозяйства.
| §10.1 стр. 301-305
| 5- 96
| Комбинативная изменчивость.
| Комбинативная изменчивость. Перекомбинация признаков.
| §10.1 стр. 306-307
| 6-7
97-98
| Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость
| Норма реакции изменения величины листа. Изучить, используя учебник виды изменчивости, значение в природе и практике человека.^ .
| §10.2
| 8-99
| Урок повторения и обобщения.
| Изменчивость, как фактор развития организмов; фактор эволюции.
| Подготовка к конференции.
| 9-10
100-101
| Генетика человека.
Урок-конференция.
| Методы изучения наследственности человека. Генетические карты хромосом. Характер наследования признаков человека. Генетическое консультирование.
|
| ^
Задачи: Показать роль селекции в создании запаса пищевых ресурсов; методы селекции растений и животных;
роль изучения центров происхождения растений и животных для более успешного создания новых пород и
сортов. Продолжить формирование основных генетических понятий: гибридизация, скрещивание, отбор,
мутагенез. Способствовать повышению у учащихся навыков применения теоретических званий в
нестандартных условиях; формировать национальную гордость, основанную на значительных
достижениях отечественных селекционеров.
|
| 1-2
102-103
| Селекция растений.
| Методы селекции растений. Сорт, разновидность, закон гомологической наследственности
| §11.1, 11.1.1, 11,1.2
§ 11.2
| 3-104
| Селекция микроорганизмов.
| Методы селекции животных. Порода, штамм. Мутагенез.
| §11.2
| 4-105
| Подведение итогов. Летние задания.
| Всего: 105 часов
|
|
Литература основная:
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 класс. / Под ред. Проф. В.Б. Захарова.М., Дрофа, 2006.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 – 11 классы. / Под ред.
проф. В.Б. Захарова. М. , Дрофа, 2004.
Общая биология. 10-11 классы. / под ред. академика Д.К. Беляева, проф. Г.М. Дымшица и проф.
А.О. Рувинского. 3-е издание. М., Просвещение, 1999.. Дополнительная литература:
Биологический энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1988.
Мамонтов С.Г., Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы., М., Высшая школа, 2002.
Евсюков В.В. Мифы о вселенной, Новосибирск: Наука, 1998.
Эттенборо Д., Жизнь на Земле, М., Мир, 1988.
Методическая литература:
Программы для общеобразовательных учреждений, Биология, 6-11 классы, М,, Дрофа, 2006.
Сборник нормативных документов, .Биология: федеральный компонент государственного стандарта, Федеральный базисный учебный план. М., Дрофа, 2004.
Пименов А.В., Уроки биологии, 10-11 классы., развёрнутое планирование. Ярославль, Академия развития, 2001.
Поурочные планы. Биология 10 класс, к учебнику «Биология. 10 класс», под. Ред. Захарова В.Б.М. Дрофа, 2006.
И.Р. Мухамеджанов. Тесты, зачёты, блицопросы. Биология. 10-11 классы., М., Вако, 2006.
|