Приложение №1 Исследование эмоциональной отзывчивости




Скачать 60,51 Kb.
НазваниеПриложение №1 Исследование эмоциональной отзывчивости
Дата публикации10.06.2013
Размер60,51 Kb.
ТипИсследование
pochit.ru > Биология > Исследование
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Исследование эмоциональной отзывчивости

Цель исследования: определить уровень эмпатических тенденций.

Процедура исследования:

Исследование эмпатических тенденций с помощью теста-опросника можно проводить в групповом варианте или предлагать ответить на него одному испытуемому.

Каждому участнику исследования раздается тест -опросник, представляющий собой 33 утверждения, отражающих те или иные ситуации, которые могут вызвать сочувствие, сопереживание при общении и взаимодействии с людьми, продуктами их деятельност, живой и неживой природой. Кроме того, каждый получает бланк ответов, представляющий собой нумерацию соответствующих опростнику утверждений и два варианта возможных ответов «да» и «нет».

Инструкция испытуемому: Тест содержит 33 утверждения. Прочитайте и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли—возникнуть лично у вас. Если ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов соответствующего номера, совпадающего с номером утверждения, подчеркните ответ «Да», а если они иные, то подчеркните ответ «Нет».

ОПРОСНИК

  1. Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко.

  2. Люди преувеличивают способность животных понимать и переживать.

  3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.

  4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.

  5. Когда кто-либо рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.

  6. Я считаю, что глупо плакать от счастья.

  7. Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.

  8. Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания.

  9. Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать людям неприятные для них известия.

  1. На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.

  2. Я считаю иностранцев «холодными» и бесчувственными.

  3. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.

  4. Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.

  5. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.

  1. По моему мнению, одинокие пожилые люди недоброжелательны.

  2. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.

  3. Слушая некоторые песни, я чувствую порой себя счастливым человеком.

  4. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле. *

  5. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь или переживаю, негодую.

  6. Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются.

  7. Если мой друг или подруга начинают обсуждать свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

  8. Мне неприятно, если люди вздыхают и плачут, когда смотрят кинофильмы.

  9. Чужой смех меня не заражает.

  10. Когда я принимаю решение, чувства других людей на меня, как правило, не влияют.

  11. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.

  12. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяка.

  13. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.

  14. Глупо переживать то, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.

  15. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.

  16. Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие.

  17. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.

  18. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг

  19. Маленькие дети плачут без причин.

Обработка результатов:

Цель обработки результатов: получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого. Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих с «ключом»:

ДА: 1,5,7,8,9,10,12,14,16,17,18,19,25,26,27,29,31

НЕТ: 2,3,4,6,11,13,15,20,21,22,23,24,28,30,32,33
Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) является суммой совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Да», и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Нет». Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица интерпретации индекса Иэ с учетом возраста и пола респондентов.





ПОЛ



^ УРОВНИ ЭМПАТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ







ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ




юноши

33-25



24-17



16-8









ДЕВУШКИ

33-29

28-22

21-1




Если индекс эмпатичности оказался меньше предложенного для интерпретации в таблице, то испытуемого следует попросить еще раз ответить на вопросы теста, снова объяснив условия его выполнения. При повторном тестировании важно пронаблюдать за реакцией отвечающего, чтобы убедиться в адекватности тестовой диагностики. В случае повторения результата уровень эмпатических тенденций считают очень низким.

Анализ результатов:

Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания,'будь то сорадование или совпечатление, связана с умением человека «проникать» в чувственный мир других. В разнообразных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на,оказание помощи. Поэтому при анализе результатов исследования нужно учитывать влияние социокультурных традиций. Обычно юноши в какой-то мере скрывают свои переживания и не всегда склонны их рефлексировать, потому в таблице для интерпретации показателей Из уровни эмпатических тенденций у юношей и девушек различаются.

Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от многих факторов. Среди которых: степень актуализации потребности в благополучии других людей, умение правильно «считывать» невербальную информацию о состоянии человека или животного по их позе, мимике, жестам, интонациям голоса и т. п., а также от жизненного опыта, характера воспитания в семье, школе и жизненных условий.

Следует обратить внимание на тех, кто имеет высокий уровень эмпатических тенденций, с коэффициентами 30-33, пронаблюдать за особенностями отношений с ними товарищей по учебе. Дело в том, что эмоционально отзывчивых людей могут эксплуатировать эгоистически воспитанные лица, которые пользуются их добротой для реализации собственных целей. Особенно часто это наблюдается в конкурентном взаимодействии. Для эмоционально отзывчивых важно умение отстоять себя в условиях столкновения с индивидуализмом, себялюбием, корыстолюбием других людей.

Похожие:

Приложение №1 Исследование эмоциональной отзывчивости iconПриложение №1 45 Приложение №2 46 Приложение №3 47 Приложение №4...
Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились....
Приложение №1 Исследование эмоциональной отзывчивости iconРабочая программа по музыке 1-4 классы
Цель: Воспитание у детей восприимчивости к красоте, эмоциональной отзывчивости, вкуса и убеждений. Становление музыкальной культуры...
Приложение №1 Исследование эмоциональной отзывчивости iconПрограмма факультативного курса по литературе (интегрированный курс...
Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости
Приложение №1 Исследование эмоциональной отзывчивости iconИспользование икт во внеклассной работе. Попова Е. А
Внедрение средств икт позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал учащегося в информационно-коммуникационной среде,...
Приложение №1 Исследование эмоциональной отзывчивости iconВлияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников
Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей, различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению,...
Приложение №1 Исследование эмоциональной отзывчивости iconПсихоречевого развития
В статье представлено исследование эмоционального неблагополучия детей, основанное на принципе уровнего подхода к эмоциональной регуляции...
Приложение №1 Исследование эмоциональной отзывчивости iconПриложение №13
Цель: помочь детям поближе познакомиться друг с другом и с ведущей; ознакомление детей с основными правилами работы на занятии; создание...
Приложение №1 Исследование эмоциональной отзывчивости iconРазвитие эмоциональной сферы дошкольников. Волкова И. Н.,старший воспитатель мдоу д/с «Теремок»
При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец,...
Приложение №1 Исследование эмоциональной отзывчивости iconИсследование занятости физической культурой и спортом студентов фитим...
О значимости геометрических методов анализа данных социологических исследований
Приложение №1 Исследование эмоциональной отзывчивости iconКонтрольная работа по дисциплине "Исследование социально-экономических...
Приложение Темы контрольной работы по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница