Тема: «Здоровый образ жизни. Профилакти­ ка табакокурения»




Скачать 150,62 Kb.
НазваниеТема: «Здоровый образ жизни. Профилакти­ ка табакокурения»
Дата публикации09.06.2013
Размер150,62 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Биология > Документы


Профилактика табакокурения


Тема: «Здоровый образ жизни. Профилакти­ка табакокурения».

Цели:

обучающая; сформировать первоначаль­ные знания о вреде курения с точки зрения анатомии и физиологии человека;

воспитательная: воспитывать культуру поведении, формировать навыки личной ги­гиены;

развивающая: способствовать росту са­мосознания и самооценки подростков; развивать умение анализировать и применять по­лученные знания в жизни,

^ Учебно-наглядные пособия: демонстрационный прибор для курения; схема «Путь струи воздуха», тест «Что мы знаем о курении?; сце­нарий игры «Вы рискуете своими легкими.

План занятия

1. Организационный момент.

2. Работа с тестом «Что мы знаем о куре­нии?».

3. Сообщение нового материала о вредных последствиях курения для растущего организма.

4. Практическая работа с демонстрационным прибором для курения, составление словесного портрета курильщика.

5. Проведение игры «Вы рискуете своим легкими».

6. Подведение итогов. Письменная работ

^ Ход занятия

Учитель сообщает тему урока и его цель. Затем с помощью теста «Что мы знаем о курении?» (Приложение 1) выясняет общие знай учащихся о табакокурении, подводит к мыс об их ответственности перед собой, окружа шими и своей будущей семьей. Акцент ц этом можно сделать на здоровье близких л дсй, друзей, вынужденных участвовать в 1 называемом пассивном курении, когда а находятся рядом с курильщиком и дышат • духом, отравленным табачным дымом. Что же происходит при курении табака При курении табака часть его сгорает; :ц втягиваемый курильщиком, содержит ни тин, окись углерода, частицы синильной ч лоты и другие химические вещества. С^ ядовитое — никотин, пары которого пра кают в организм и вызывают сначала воз^ дение, а затем угнетение центральной ж ной системы; сужает кровеносные сое] раздражает слизистые оболочки. В болы

дозах никотин вызывает судороги и смерть. Только потому, что никотин поступает в ор­ганизм не сразу, а небольшими дозами, ку­рильщик не получает острого отравления. Оно происходит постепенно. Возникают рас­стройства пищеварения, сердечно-сосудистые и раковые заболевания. Чем ниже сорт таба­ка, тем больше он содержит никотина.

Чтобы учащиеся поняли, как никотин про­никает с дымом в организм человека, учитель демонстрирует схему «Путь струи воздуха» (рис.1).

При нормальном дыхании воздух поступа­ет в носовую полость, где прогревается, ув­лажняется и частично очищается от механи­ческих примесей. Слизистая оболочка носо­вой полости покрыта мерцательным эпители­ем. В этом покрове много клеток, выделяю­щих слизь, которая вместе с осевшими на обо­лочку пылевыми частицами удаляется мерца­тельными движениями ресничек. Именно поэтому человек чихает, когда в нос попада­ют пыль и другие частицы.

После того как воздух покидает носовую полость, он проходит через гортань и попа­дает в трахею (дыхательное горло). Внутрен­няя поверхность трахеи также выстлана сли­зистой оболочкой, покрытой мерцательным эпителием, реснички которого находятся в постоянном движении. Важной функцией ресничек является защита дыхательных путей от механических, физических и химических воздействий. От-фильтронанный ресничками аоздух поступает через трахею и два бронха, идущих к правому и левому легким. Подобно кор­ням дерева, бронхи разветвля­ются на бронхиоли. По краям бронхиоль расположены легоч­ные пузырьки — альвеолы, че­рез стенки которых происходит газообмен между воздухом и кровью. Под легкими над же­лудком расположена диафраг­ма. Со слюной пары никотина заглатываются в желудок.

Курильщик вдыхает дым че­рез рот, и вредные вещества вместе с табачным дымом попа­дают непосредственно в верх­ние дыхательные пути. С непривычки появляется кашель, но при посто­янном вдыхании дыма мерцательные реснич­ки, фильтрующие попадающий в организм воздух, отмирают. Вредные вешества начина­ют раздражать непосредственно слизистую оболочку, что приводит к хроническому брон­хиту. Как показывают исследования, именно в слизистой оболочке чаще всего зарождают­ся раковые клетки.

По мере продвижения вниз по дыхательно­му тракту к основанию бронхиоль разруши­тельное воздействие никотина, смолы и дру­гих химических веществ усиливается. Один из вредных процессов происходит во время газо­обмена. Отдельные химические вешества, вступая в реакцию с кислородом, входящим в состав молекулы углекислого газа, образуют ядовитый угарный газ, который затем разно­сится по всему организму. В результате дли­тельного отрааления угарным газом уменьша­ется приток крови к пальцам рук и ног, что влечет за собой инфицирование и последую­щую их ампутацию.

Вредное воздействие химических веществ на альвеолы заключается в том, что, приспо­сабливаясь к изменениям в кислородном об­мене, они до предела увеличиваются в объе­ме и могу! разорваться (как лопается чрез­мерно надутый шар). Этот процесс носит на­звание эмфиземы. Эмфизема необратима. Однако если уда­ется убедить курящего оста­вить курение, развитие данно­го заболевания может быть ос­тановлено.

Патологические процессы в органах дыхания, вызванные курением, могут быть обрати­мыми, если человек бросает курить. В зависимости от ин­тенсивности курения в про­шлом, процесс восстановления занимает от одного до пяти лет. В течение первых двух недель происходит обильное выделе­ние слизи, и начинается про­цесс оздоровления.

Физиологические последст­вия курения можно наглядно показать, используя демонст­рационный прибор для куре­ния (рис. 2). Он позволяет уча­щимся увидеть, как смолистые

вешества немедленно проникают в рот и лег­кие, какой слел там оставляют.

Для изготовления прибора используются: пластиковая бутылка с крышкой (из-под мо­ющего средства), резиновая трубка длиной 5 см, ватные шарики, пластилин, сигарета (луч­ше без фильтра), спички.

В крышке пластиковой бутылки проделать отверстие размером с диаметр трубки. Вста­вить трубку и замазать шель пластилином. В один коней трубки вставить ватный шарик, в другой — сигарету. Завернуть крышку. Демон­страционный прибор готов.

Сжав бутылку, выдавить из нее часть возду­ха. Зажечь сигарету и начать равномерно ос­лаблять давление на бутылку. Сигарета начнет дымиться. На дно бутылки можно положить ватные шарики. В этом случае после демонст­рации часть смолистых веществ осядет на стен­ках бутылки, и шарики окажутся светлее.

После показа учитель задает вопросы: как выглядит ватный шарик после эксперимента? Как выглядят стенки бутылки? Как, по ваше­му мнению, выглядят легкие курильщика?

Учащиеся делают выводы, описывая вли­яние табачной смолы на живую ткань.

Затем учитель предлагает составить словес­ный портрет курильщика. Главный акцент при этом можно сделать на внешних проявлениях табакокурения. Дело в том. что подростки жи­вут сегодняшним днем и в меньшей степени ин­тересуются тем, что с ними будет 1 (последствии. Поэтому описания раковых и сердечно-сосудистых заболеваний часто на них не про­изводят впечатления. Акцент сле­дует сделать на последствиях близких и понятных учащимся.

Например, к отрицательным последствиям курения относятся: возможное повреждение слизис­той оболочки губ, языка, неба, горла, что неблагоприятно сказы­вается на вкусовых ощущениях; появление сухого прерывистого кашля, неприятного запаха изо рта, инфекции полости рта; ухуд­шение обоняния; преждевремен­ное образование морщин на лице; пожелтение зубов; наруше­ние нормального дыхания и сни­жение выносливости, снижение сопротивляемости организма к

различным заболеваниям. Таким образом, из-за курения человек теряет привлекательность, у него ухудшается здоровье.

Кроме того, табачные изделия, изготовлен­ные из табака высшего сорта и содержащие меньшее количество никотина в дыме, обыч­но очень дорогие. Поэтому у курильщиков, как правило, всегда пустой кошелек.

Закрепить материал можно в игре «Вы рискуете своими легкими» (Приложение 2), В ней участвуют 3—4 команды, каждая из кото­рых имеет капитана.

Учитель зачитывает вопрос, на который отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку. Если ответ правильный, коман­да получает 10 очков. Если неправильный, то право ответа переходит к другой команде.

За неправильный ответ присуждается «де­фект», т.е. «желтые зубы курильщика» (в виде рисунка), «прокуренные волосы» и т.д. Команда, получившая три дефекта, выбыва­ет из игры.

В конце занятия учащихся можно попро­сить письменно ответить на вопрос, что из увиденного и услышанного их больше всего удивило или встревожило. Если есть возмож­ность, каждому вручается лист со справочной информацией (Приложение 3).

Конечно же, самоопределение подростков целей в вопросе выбора истинных жизненных ценное гей, нс произойдет в рамках одного за­нятия. Оно — лишь шаг в нуж­ном направлении. Каждый учитель, ведущий работу по формированию здорового об­раза жизни, по своему усмотре­нию может изменить и допол­нить данную разработку заня­тия, организовать другие дела воспитывающего характера.
Пр иложение 1 Тест «Что мы знаем о курении?*

При ответе на вопрос, напишите сбоку слово «верно» или «неверно».

1. Подростки курят, чтобы «быть как все».

2. Некурящие вынуждены страдать от забо­леваний дыхательной системы в результа­те пассивного курения.

3. Курение помогает расслабиться, когда че­ловек нервничает.

4. В легких человека, выкуривающего каж­дый день в течение года по пачке сигарет, оседает ) литр табачной смолы.

5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

6. Одной сигареты вполне достаточно, что­бы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушились нормальное крово­снабжение и циркуляция воздуха в легких.

7. Большинство курящих получают от куре­ния удовольствие и не собираются бросать.

8. Табакокурение является одной из основ­ных причин заболеваний сердца.

9. Большинство подростков в состоянии бро­сить курить в любое время.

10. Нет ничего страшного в том, что подрост­ки «балуются» сигаретами, если они оста­вят это занятие до того, как курение пре­вратится в привычку.

Лист ответов для теста «Что мы знаем о курении?»:

1. Верно. 2 Верно. 3. Неверно. 4. Верно. 5. Невер­но. 6. Неверно. 7. Неверно. 8. Верно. 9. Неверно. 10. Неверно.

IIриложение 2

Вопросы и ответы к игре «Вы рискуете своими легкими»

Вопрос. При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в вы­хлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ?

Ответ. Угарный газ. Это ядовитый газ, ко­торый, соединяясь с красными кровяными тельцами, уменьшает количество кислорода, переносимого кровью.

Вопрос. Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий куре­ния?

Ответ. Сердце. Курение является одной из основных причин заболеваний сердца.

Вопрос, Верно или нет. что физические упражнения сводят на нет пагубное воздей­ствие курения?

Ответ. Неверно. Спорт ни в коей мере не нейтрализует вреда, причиненного курением организму.

Вопрос. Какова главная причина быто­вых пожаров, сопровождающихся гибелью людей — электроприборы, воспламеняющи­еся химические препараты или сигареты?

Ответ. Сигареты.

Вопрос. Если человек выкуривает пачку сигарет в день ежедневно на протяжении года, сколько смолы оседает в его легких?

Ответ. Около 1 литра.

Вопрос. Верно или нет, что табакокуре-ние вызывает сильное привыкание?

Ответ. Верно. Курение порождает как физическую, так и психологическую зависи­мость, это одна из причин, почему так труд­но бросить курить.

Вопрос. Назовите хотя бы одну из при­чин, почему курение опасно для беременных женщин?

Ответ. Увеличивается риск рождения де­тей с недостаточным весом, самопроизволь­ных выкидышей, гибели плода и смерти мла­денца с 28-й недели внутриутробной жизни по 7-е сутки жизни новорожденного.

Вопрос. Что означает «пассивное куре­ние*?

Ответ. Пассивное курение (или вынуж­денное курение) состоит в том, что некуря­щие вдыхают сигаретный дым окружающих их курильщиков, Особенно опасно это для больных, страдающих астмой, заболеваниями сердца и органов дыхания.

Вопрос. Назовите три веши, которые невозможно делать одновременно с куре­нием!

Ответ. Целоваться, принимать душ, пла­вать, играть в баскетбол и т.д,

Вопрос. Назовите три причины, по ко­торым подростки предпочитают не курить.

Ответ. Во-первых, дурной запах; во-вто­рых, некурящие друзья; в-третьих, некурящие родители.

Вопрос. Какие проблемы типичны для детей курильщиков?

Ответ. Повышенная заболеваемость брон­хитом, пневмонией и т.д.





Похожие:

Тема: «Здоровый образ жизни. Профилакти­ ка табакокурения» iconУрок в 10 классе Тема «Здоровый образ жизни и его составляющие»
Пропагандировать здоровый образ жизни, формировать ценностное отношение к собственному здоровью. Дать представление об основах здорового...
Тема: «Здоровый образ жизни. Профилакти­ ка табакокурения» iconТак что же такое здоровый образ жизни?
В целом, здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, который обеспечивает укрепление физического и...
Тема: «Здоровый образ жизни. Профилакти­ ка табакокурения» icon«Мы за здоровый образ жизни» для учащихся 1-5 классов викторина «Мы...
В народе говорят: «Здоровому все здорово». Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему...
Тема: «Здоровый образ жизни. Профилакти­ ка табакокурения» iconУрок "За здоровый образ жизни" Фадеева Раиса Георгиевна
Цель урока: убеждать учащихся в необходимости наблюдать и анализировать своё состояние здоровья и вести здоровый образ жизни
Тема: «Здоровый образ жизни. Профилакти­ ка табакокурения» iconСценарий классного часа «Мы за здоровый образ жизни»
Оформление: На драпировке большие цветные буквы «Мы за здоровый образ жизни!», надписи: «Нет наркотикам!», «Курение – это яд!», «Алкоголь...
Тема: «Здоровый образ жизни. Профилакти­ ка табакокурения» iconКлассный час в 7 классе 2012 год квн "Мы за здоровый образ жизни"
Здоровый образ жизни – это занятия физкультурой, правильное питание, личная гигиена, жизнь без вредных привычек
Тема: «Здоровый образ жизни. Профилакти­ ка табакокурения» iconНашего занятия «Здоровый образ жизни – здоровая нация»
Цель: дать представление о том, что такое здоровье, что такое здоровый образ жизни; заставить участников задуматься о необходимости...
Тема: «Здоровый образ жизни. Профилакти­ ка табакокурения» iconСценарий мероприятия для учеников начальных классов и их родителей «Мы за здоровый образ жизни!»
Цель: формировать у детей установки на здоровый образ жизни. Способствовать формированию ответственного и бережного отношения к своему...
Тема: «Здоровый образ жизни. Профилакти­ ка табакокурения» iconКлассный час «Здоровый образ жизни» 7 класс
Ведущий. Сегодня мы проводим классный час из цикла «Здоровый образ жизни». Он пройдет в форме круглого стола. Ребята подготовили...
Тема: «Здоровый образ жизни. Профилакти­ ка табакокурения» iconЗдоровый образ жизни: что это такое? Здоровый образ жизни это
Дефицит движения и физических нагрузок – гиподинамия – чрезвычайно распространена в наше время, особенно среди школьников, студентов...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница