Вопросы к экзамену по дисциплине "возрастная анатомия и физиология"




Скачать 92,22 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену по дисциплине "возрастная анатомия и физиология"
Дата публикации09.06.2013
Размер92,22 Kb.
ТипВопросы к экзамену
pochit.ru > Биология > Вопросы к экзамену





ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

"ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ и ФИЗИОЛОГИЯ"

для студентов I курса дневного отделения факультета ПиМНО

к зимней сессии 2010 - 2011 учебного года

(экзаменатор кандидат биологических наук, доцент Н.В. Мухина)

  1. Понятие об анатомии, физиологии и гигиене как науках, изучающих строение организма, его жизнедеятельность и условия сохранения здоровья человека. Предмет и задачи курса «Возрастная анатомия и физиология», его связь с дисциплинами медико-биологической, психолого-педагогической и предметной подготовки будущего учителя.

  2. Уровни организации организма ребёнка (клеточная структура, ткани, органы, системы и аппараты органов, функциональные системы). Организм как саморегулирующаяся система. Гомеостаз и его значение.

  3. Общие закономерности роста и развития организма: неравномерность и непрерывность, системогенез, гетерохронность и др. Понятие об акселерации и ретардации. Онтогенез, основные этапы.

  4. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Наследственные и врождённые заболевания. Влияние алкоголя на развитие организма ребёнка.

  5. Возрастная периодизация, её практическое значение. Календарный и биологический возраст, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Сенситивные и критические периоды.

  6. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребёнка. Школьно-необходимые функции. Готовность к обучению.

  7. Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма. Гуморальная регуляция функций организма. Гормоны, свойства, функции, группы и механизм действия. Эндокринные железы, их классификация. Понятие о гипофункции и гиперфункции желёз. Связь эндокринных желёз с отделами головного мозга.

  8. Гипофиз, расположение в организме, функции. Гормоны гипофиза, влияющие на рост и развитие организма. Гипоталамо-гипофизарная система организма.

  9. Щитовидная железа, местоположение, структура, возрастные изменения, влияние её гормонов на рост и развитие ребёнка.

  10. Надпочечники, местоположение, структура, возрастные особенности. Гормоны коры и мозгового слоя надпочечников, их воздействие на различные системы организма ребёнка.

  11. Эндокринная часть поджелудочной железы, строение, возрастные особенности, значение её гормонов.

  12. Строение, функции и возрастные особенности вилочковой и паращитовидных желёз. Эпифиз.

  13. Мужские и женские половые железы, их гормоны и развитие. Гипо- и гиперфункция половых желёз: влияние на развитие организма мальчиков и девочек. Стадии полового созревания, развитие вторичных половых признаков. Половая зрелость – физиологическая и социальная.

  14. Значение и функции нервной системы, её классификация. Нейрон, его строение, возрастные особенности. Классификация нейронов по их строению и функциям. Возбуждение и торможение – основные свойства нейрона. Понятие о мембранном потенциале и потенциале действия. Торможение в нервной системе, виды.

  15. Нервное волокно: виды, возрастные изменения. Нервы. Синапсы, их строение, механизм функционирования и возрастные особенности. Понятие о нервных центрах.

  16. Строение, функции, развитие спинного мозга и подкорковых отделов головного мозга (продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего и промежуточного мозга). Ретикулярная формация, её структура, роль восходящей и нисходящей систем в регуляции и организации поведенческих реакций.

  17. Конечный (передний) мозг: базальные ганглии и большие полушария. Структурно-функциональная организация коры головного мозга, развитие в онтогенезе. Кортикализация функций. Асимметрия мозга и проблемы леворукости. Локализация функций в коре больших полушарий головного мозга. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) как метод регистрации функций нейронов коры головного мозга.

  18. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Рефлекс, рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо. Анализ всех звеньев рефлекторной дуги.

  19. Координация функций в организме, ее основные принципы. Иррадиация, индукция, их особенности у детей. Учет этих особенностей в процессе обучения и воспитания. Доминанта как основной рабочий принцип нервной системы.

  20. Общая характеристика сенсорных систем, строение и функциональное значение. Влияние сенсорной деривации и сенсорообогащенной среды на умственное и физическое развитие ребёнка.

  21. Зрительная сенсорная система: строение и функции глаза. Оболочки глазного яблока. Фоторецепторные клетки сетчатки, их строение, чувствительность. Механизмы фоторецепции. Цветовое зрение, теории, развитие.

  22. Оптическая система глаза. Понятие о рефракции, аккомодации, конвергенции. Острота зрения, методы определения. Поле зрения. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Профилактика близорукости. Значение света для растущего организма. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению классных помещений.

  23. Слуховая сенсорная система. Орган слуха (ухо), строение и функции. Механизм восприятия звуков разной частоты и интенсивности кортиевым органом внутреннего уха. Возрастные особенности слуха: пороги слышимости, острота слуха, восприятие речи. Гигиена слуха.

  24. Поведение, его структура. Классификация форм поведения организма. Безусловные рефлексы, их виды, классификация. Характеристика ориентировочного рефлекса, его особенности и значение для формирования произвольного внимания детей. Игровые рефлексы.

  25. Высшая нервная деятельность (ВНД) и её роль в формировании поведения. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов. Правила и механизм образования условных рефлексов.

  26. Торможение условных рефлексов (внешнее и внутреннее), значение и возрастные особенности. Выработка условного торможения как физиологической основы воспитания.

  27. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Мышление как высшая форма проявления аналитико-синтетической деятельности, его развитие с возрастом. Динамический стереотип как основа привычек и навыков.

  28. Типологические особенности высшей нервной деятельности (классификация И.П. Павлова). Частные типы ВНД. Классификация и физиологическая характеристика типов ВНД детей. Роль гено- и фенотипа, социальных факторов, процессов обучения и воспитания в формировании типов ВНД ребенка.

  29. Сон: быстрый и медленный, его значение. Физиологические механизмы сна, его значение и рациональная организация.

  30. Мотивации и эмоции, нейрофизиологические механизмы. Функции эмоций. Развитие эмоций в постнатальном онтогенезе. Роль мотиваций и эмоций в обучении и воспитании.

  31. Память: виды, временная организация. Физиологические механизмы формирования памяти. Развитие памяти ребёнка.

  32. Коммуникативное поведение как средство взаимодействия между детьми. Становление коммуникативного поведения и его составляющие на каждом этапе онтогенеза. Нарушения коммуникативного поведения.

  33. Речь, нейрофизиологические и морфологические основы. Центры речи. Развитие речи ребёнка в онтогенезе. Экспрессивная и импрессивная речь.

  34. Основы физиологии и гигиены умственного труда. Понятие об утомлении и переутомлении. Фазы утомления. Основные гигиенические принципы нормирования учебно-воспитательной работы в школе. Понятие о школьной зрелости, методы определения.

  35. Значение правильного режима дня. Суточные и недельные фазы работоспособности. Гигиенические требования к школьному режиму, расписанию уроков. Гигиеническая организация урока и перемен. Теория активного отдыха. Гигиена внеклассной и внешкольной работы. Домашний режим школьника.

  36. Опорно-двигательный аппарат, его части, механические и биологические функции. Химический состав, строение и рост костей, возрастные особенности. Виды костей, их функции и связь со строением. Виды соединений костей. Строение суставов, их возрастные и функциональные изменения.

  37. Основные отделы скелета. Скелет черепа, туловища, конечностей, их изменения с возрастом. Физиологические изгибы позвоночного столба, значение и формирование. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

  38. Мышцы скелета, их функции, строение, основные группы. Механизм мышечного сокращения. Работа и сила мышц. Понятие о статической и динамической работе. Мышечный тонус. Мышечная масса и сила мышц в различные возрастные периоды. Утомление мышц, его профилактика и возрастные особенности.

  39. Физическое развитие как уникальный показатель индивидуального здоровья. Показатели физического развития, его оценка. Гармоничность физического развития. Факторы окружающей среды, социальные и другие факторы, оказывающие влияние на уровень физического развития.

  40. Гигиенические требования к оборудованию школ. Анатомо-физиологическое обоснование правильной посадки за партой. Гигиенические требования к организации труда учащихся младшего школьного возраста.

  41. Внутренняя среда организма. Кровь, функции, состав, возрастные особенности. Форменные элементы крови, их функции, возрастные особенности. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), значение. Свертывание крови. Группы крови. Профилактика малокровия у детей и подростков.

  42. Иммунитет, его виды, возрастные изменения. Антигены и антитела. Аллергические реакции ребенка, их проявление и профилактика.

  43. Функции сердечно-сосудистой системы. Строение и функции сердца, возрастные особенности. Сердечный цикл. Показатели работы сердца. Возрастные изменения частоты и силы сердечных сокращений.

  44. Свойства сердечной мышцы. Автоматия и ее механизм. Проводящая система сердца и ее функциональное значение. Методы исследования сердечной деятельности: электрокардиограмма (ЭКГ).

  45. Сосудистая система. Большой и малый круги кровообращения. Кровообращение плода. Движение крови по сосудам. Кровяное давление и его возрастные особенности. Нервно-гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов. Факторы, неблагоприятно действующие на сердце и сосуды. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.

  46. Значение дыхания, этапы. Анатомическое строение органов дыхания, их функциональные и возрастные особенности. Дыхание плода. Механизм вдоха и выдоха. Типы дыхания, изменения с возрастом. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ), лёгочная вентиляция, их изменения с возрастом. Изменение с возрастом частоты и глубины дыхательных движений.

  47. Транспорт газов кровью. Газообмен в легких и тканях. Нервно-гуморальный механизм регуляции дыхания. Дыхательный центр. Профилактика острых респираторных заболеваний. Гигиенические требования к микроклимату классных помещений. Естественная и искусственная вентиляция.

  48. Значение пищеварения. Пищеварительная система. Пищеварение в ротовой полости, возрастные особенности. Зубы, строение, функции. Смена молочных зубов на постоянные, сроки. Слюнные железы. Регуляция слюноотделения. Гигиена ротовой полости.

  49. Пищеварение в желудке, возрастные особенности. Секреторная и моторная функция желудка. Состав и свойства желудочного сока. Регуляция желудочной секреции.

  50. Пищеварение в кишечнике, возрастные особенности. Секреторная функция поджелудочной железы и печени. Моторная и секреторная функции кишечника. Процессы всасывания в кишечнике, механизмы. Особенности всасывания у детей. Функции толстого кишечника.

  51. Обмен веществ, основные этапы. Обмен белков и изменения с возрастом потребности организма в белках. Роль заменимых и незаменимых аминокислот белка для развития организма ребенка. Значение положительного азотистого баланса.

  52. Обмен жиров. Пластическое и энергетическое значение жиров. Жиры растительного и животного происхождения, значение их для роста и развития организма ребенка. Особенности жирового обмена у детей. Регуляция жирового обмена.

  53. Обмен углеводов. Пластическое и энергетическое значение углеводов для роста и развития детского организма. Потребность в углеводах детей разных возрастных периодов. Связь углеводного обмена с жировым.

  54. Обмен воды и минеральных веществ. Значение воды, минеральных солей, микроэлементов и витаминов в процессе роста и развития ребенка. Проявление авитаминозов у детей.

  55. Энергетический обмен. Понятие общего и основного обмена. Суточный расход энергии. Температура тела и тепловой баланс. Теплоотдача. Основные способы теплоотдачи. Механизмы терморегуляции, возрастное развитие.

  56. Физиолого-гигиенические основы питания детей. Питательные вещества и пищевые продукты. Нормы питания. Основы рационального питания. Режим питания. Привитие учащимся гигиенических навыков в связи с питанием. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

  57. Выделение, возрастные особенности. Почки, их структурно-функциональная характеристика. Строение нефрона. Образование и выделение мочи. Регуляция деятельности почек. Ночное недержание мочи (энурез), его причины и профилактика.

  58. Строение и функции кожи, ее особенности у детей разного возраста. Роль кожи в поддержании постоянной температуры тела. Гигиена кожи. Уход за кожей, волосами и ногтями. Профилактика кожных заболеваний (чесотка, стригучий лишай и др.). Гигиенические требования к детской одежде и обуви.

  59. Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся. Гигиенические требования к планировке школьного здания, земельного участка.

  60. Состояние здоровья современных детей и подростков. Понятие здоровья. Группы здоровья. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность, дисциплину, успеваемость. Особенности индивидуального подхода к учащимся, страдающими хроническими заболеваниями. Учет здоровья школьников при рассаживании в классе.

Литература


  1. Белецкая, В.И. Школьная гигиена / В.И. Белецкая [и др.]. – М.: Просвещение, 1983.

  2. Леонтьева, Н.Н. Анатомия и физиология детского организма / Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова. – М.: Просвещение, 1986.

  3. Матюшонок, М.Т. Физиология и гигиена детей и подростков/ М.Т. Мартюшонок [и др.]; под ред. М.П. Кравцова. – Мн.: Выш. школа, 1980.

  4. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – М.: Академия, 2002.

  5. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А.Г. Хрипкова [и др.]. – М.: Просвещение, 1990.

Похожие:

Вопросы к экзамену по дисциплине \"возрастная анатомия и физиология\" iconВопросы к экзамену по дисциплине "возрастная анатомия и физиология...
Предмет и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены, взаимосвязь с другими
Вопросы к экзамену по дисциплине \"возрастная анатомия и физиология\" iconВопросы к экзамену по дисциплине "анатомия и физиология человека"
Понятие об анатомии, физиологии и гигиене как науках, изучающих строение организма, его жизнедеятельность, условия сохранения здоровья....
Вопросы к экзамену по дисциплине \"возрастная анатомия и физиология\" iconВозрастная анатомия, физиология и гигиена. Перечень рекомендуемых...
Гайворонский И. В., Ничипорук Г. И., Гайворонский А. И. Анатомия и физиология человека: 4-е издание, ср проф образование – М.: Феникс,...
Вопросы к экзамену по дисциплине \"возрастная анатомия и физиология\" iconВопросы к экзамену по дисциплине «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»
«Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», заочное отделение 2012-2013 уч год
Вопросы к экзамену по дисциплине \"возрастная анатомия и физиология\" iconУчебное пособие саранск 2010 предисловие
Анатомия и физиология – это науки о строении и функциях организма. Изменение строения и функций организма, возникающие в процессе...
Вопросы к экзамену по дисциплине \"возрастная анатомия и физиология\" iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине...
Титульный лист – название темы, фамилия и курс автора, предмет, фамилия преподавателя
Вопросы к экзамену по дисциплине \"возрастная анатомия и физиология\" iconКонтрольная работа по по учебной дисциплине оп. 03. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Методические указания для самостоятельной работы по профессиональному модулю пм. 01. Организация мероприятий направленных на укрепление...
Вопросы к экзамену по дисциплине \"возрастная анатомия и физиология\" iconУчебник по курсу "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"
«Психологии» Института экономики, управления и права с 2002 года. Является автором 38 опубликованных научных обзоров и статей. В...
Вопросы к экзамену по дисциплине \"возрастная анатомия и физиология\" iconФмф. Возрастная & педагогическая психология. Вопросы к экзамену. Версия 0
Возрастная психология как отрасль психологической науки: предмет, проблемы, задачи
Вопросы к экзамену по дисциплине \"возрастная анатомия и физиология\" iconАнатомия цнс введение
Анатомия и физиология относятся к биологическим наукам; предмет их изучения – живые организмы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница