По биологии 7 класс тем «Подцарство Многоклеточные организмы»




Скачать 123,68 Kb.
НазваниеПо биологии 7 класс тем «Подцарство Многоклеточные организмы»
Дата публикации06.06.2013
Размер123,68 Kb.
ТипЗадача
pochit.ru > Биология > Задача
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»


по биологии
7 КЛАСС

Тема2. «Подцарство Многоклеточные организмы»
УРОК 13: «Общая характеристика класса Паукообразные»

Разработала учитель биологии:

Кель Татьяна Анатольевна


Новокузнецк, 2012 г


Образовательная цель:

Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности паукообразных как первых наземных животных; с особенностями внешнего и внутреннего строения в связи со средой обитания. Рассмотреть многообразие представителей паукообразных. Показать роль паукообразных в природе и значение для человека. Выяснить отрицательное значение таежного клеща и меры профилактики клещевого энцефалита.

Развивающая цель:

Продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, работать с дополнительной литературой. Развивать умение работать в группах, коллективе.

Воспитательная цель:

Воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников, ответственное отношение к выполнению полученных заданий.

Тип урока: комбинированный урок.

Дидактическая задача: повторение, получение и закрепление новых знаний, контроль за ходом усвоения пройденного материала.

Методы обучения: а) по источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические; б) по дидактическим целям: повторение, изучение, закрепление и контроль знаний учащихся; в) по здоровьесберегающей направленности: психологическая поддержка.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: таблицы с изображением строения ракообразных и паукообразных, их многообразие; таблички с изображением систем органов паука, карточки с названием органов паука; карточки для игры «Лишнее слово в списке»; учебник, тетрадь с печатной основой.

^ ПЛАН УРОКА.
1 Организационный момент.

Задача: Организовать условия для благоприятного протекания урока, приветствие, наличие учащихся.

^ 2 Проверка знаний учащихся.

Задача: проверить усвоение пройденного материала.

3 Мотивация учебной деятельности.

Задача: Вызвать у учащихся интерес к материалам данной темы. Сообщение темы, цели занятия.

^ 4 Изучение новой темы.

Задача: организовать и направить деятельность учащихся к активному усвоению нового материала. Ввести информацию об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных, многообразии и значении пауков.

5 Физминутка.

Задача: Стимулирование когнитивных функций организма, повышение устойчивости организма к простудным заболеваниям.

^ 6 Закрепление новых знаний.

Задача: Закрепить и проверить качество усвоения знаний о паукообразных.

7 Домашнее задание и инструктаж о его выполнении.

Задача: закрепить самостоятельно знания о паукообразных.

8 Рефлексия.

Задача: Выяснить, понравилось ли учащимся на уроке, комфортно ли им было на уроке, что нового они узнали на уроке.

9 Итог урока.
^ Х О Д УРОКА.
1 Организационный момент.

Приветствие. Подготовка аудитории к работе. Наличие учащихся. Организация внимания (использование психологической паузы). Проверка готовности учащихся к уроку (готовность посадочных мест, поза учащихся, выявление отсутствующих).
^ 2 Повторение домашнего задания.

1. Проверка составления кроссвордов по ракообразным.
2. Работа по карточкам (письменно):
Вариант – 1

а) Какие утверждения верные?

1 Членистоногие обладают сегментированным телом.

2 Представителей класса Ракообразные объединяют в две крупные группы: низшие ( дафния) и высшие (рак, краб).

3 Ракообразные имеют твердый хитиновый покров.

4 Брюшные конечности речного рака участвуют в захвате пищи.

5 Речные раки имеют пять пар ходильных ног.

6 У раков появляются примитивные легкие.

7 У речных раков хорошо развит однокамерный желудок.

8 Кровеносная система раков заполнена гемолимфой.

9 Большинство раков раздельнополые.

10 Раки не ведут сидячий образ жизни.
Вариант – 2

а) Какие утверждения верные? (письменно).

1 Тип членистоногие объединяет два класса.

2 Членистоногие обладают двусторонней симметрией.

3 Ракообразные имеют замкнутую кровеносную систему.

4 Раки обладают парой сложных фасеточных глаз.

5 Дыхательная система у раков представляет собой кожные жабры.

6 Большинство раков гермафродиты.

7 Статоцист является органом чувств.

8 Выделительная система рака представлена зелеными железами.

9 Для раков характерна линька.

10 Среди раков нет паразитов.

Ответы:

Вариант – 1 Вариант - 2

1- 1-

2+ 2+

3+ 3-

4- 4+

5+ 5+

6- 6-

7- 7+

8+ 8+

9+ 9+

10- 10-


^ 3 Мотивация учебной деятельности.

Ребята! Мы продолжаем изучение типа Членистоногие.

  • Скажите, какие три класса включает тип Членистоногие?

Сегодня нам нужно изучить особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности представителей следующего класса этого типа: Класса Паукообразные. Рассмотреть многообразие представителей паукообразных. Выяснить роль паукообразных в природе и какое они имеют значение для человека. Едва ли можно найти место на свете, где бы не было пауков. Их можно увидеть и на горе Эверест, и в лесах, на лугах, в болотах, в пустынях, в норах под землей и даже у себя в квартире. Многие люди боятся пауков, потому что известно, что некоторые их виды ядовиты. Сегодня на уроке мы узнаем, действительно ли пауки так опасны.
^ 4 Изучение новой темы.

Класс объединяет в основном наземных членистоногих – пауков, скорпионов и клещей. СХЕМА НА ДОСКЕ
Класс Паукообразные
Отряд Пауки Отряд Скорпионы Отряд Клещи
1 Составление общей характеристики класса Паукообразные и выделение особенностей внешнего строения пауков в сравнении с Ракообразными. Используется беседа с элементами рассказа.

Паукообразные первыми среди членистоногих вышли на сушу и приспособились к наземным условиям существования. Большинство паукообразных – хищники, имеются также растительноядные и паразитические формы. Типичный представитель класса паукообразные - паук-крестовик.

Рассмотрим в сравнении с речным раком внешнее строение паука-крестовика:

  • Какие отделы тела выделяют у ракообразных? (головогрудь, брышко, конечности)

У паукообразных тело разделено на головогрудь и брюшко.

  • Какие органы зрения имеют раки? ( пара сложных фасеточных глаз на стебельках)

У пауков 4 пары простых глаз, у некоторых паукообразных встречается 8, 12 глаз.

  • Имеются ли у рака усики? ( Да. Две пары)

У пауков усиков нет.

  • Где расположены конечности у речного рака? ( на головогруди и брюшке)

Паук – крестовик же не имеет конечностей на брюшке.

  • Каково количество ходильных ног у рака? (5 пар – 10 конечностей)

У паукообразных - 4 пары – 8 конечностей.

Первая пара конечностей головогруди у этих животных в связи с выходом на сушу преобразовалась в хелицеры. Они имеют ядовитые железы.

Хелицеры – органы, служащие для захвата и размельчения пищи.

Вторая пара конечностей преобразовалась в педипальпы.

Педипальпы – органы, служащие не только для захвата, но и для удержания пищи. Хедицеры и педипальпы называют также верхние челюсти.

На конце брюшка паука три пары паутинных бородавок, в которые открываются протоки паутинных желез.

Сообщение учащегося об охоте паука и постройки паутины.
Паутинная деятельность – интереснейшее свойство пауков, скорее полезное, чем вредное. Самые сложные паутины у пауков-кругопрядов, и сооружаются они всего за час. У обыкновенного крестовика ловчей частью паутины является липкая спираль в её центре. Когда насекомое залетает в паутину, нити вибрируют или натягиваются, давая пауку знать о жертве. Одни пауки дожидаются добычи в центре паутины, другие прячутся поблизости, следя за специальной сигнальной нитью.

Паучья нить –самое прочное натуральное волокно.

  • Почему пауки не попадают в свою паутину?

Потому, что паук у себя дома. Когда паук плетет паутину, он делает несколько «безопасных» нитей, дотрагиваясь до которых не прилипаешь. Паук знает, какие нити липкие, и легко избегает их. Помогает ему в этом чувство осязания.

Сначала паук плетет фундамент: нижние тяжелые нити в виде неправильного четырехугольника. Затем - спицы колеса. В последнюю очередь липкие спирали.

Решение биологической задачи.

Прочность на разрыв паутины выше, чем прочность не только шелка, но и металлической проволоки с тем же диаметром. За 3-4 дня, наматывая нити на катушку, от паука-крестовика можно получить до 1 км паутины. Как вы думаете, с чем связаны трудности производства тканей из паутины в тех же масштабах, в каких налажено производство шелковых? (основная проблема – в содержании большого количества пауков. В отличие от гусениц тутового шелкопряда, пауки – хищники и нуждаются в животной пище).
Действительно, гигантская паутина некоторых пауков с островов Тихого океана столь прочна, что может служить для изготовления рыболовных сетей. Один ученый, наблюдая такого паука, зафиксировал скорость выработки паутинной нити – 180 см/мин – и извлек около 140 м паутины. На этом опыт был прекращен, но паук мог бы произвести еще больше.
Учитель: Не все пауки сооружают сети и ловушки. Послушаем сообщение о том, как охотятся другие виды пауков.

Сообщение учащейся:

Есть плюющиеся пауки, которые стреляют в жертву веществом, застывающим в воздухе и приклеивающим жертву к поверхности. Потом убивают жертву ядовитым укусом. У пауков – скакунов отличное зрение и они ловят добычу, прыгая на нее с большого расстояния. Пауки бокоходы маскируются взависимости от окружающего фона, меняя окраску. Выставив передние ноги, сидят на листьях, коре и убивают насекомых ядовитым укусом.
2 Выявление особенностей внутреннего строения паука-крестовика.

Дидактическая игра: 4 учащихся выходят к доске. На доске находятся рисунки с изображением нервной, кровеносной, пищеварительной и дыхательной систем. На столе карточки с названием органов. Учащиеся выбирают карточки с названием тех органов, которые характерны для данной системы органов паука и располагают их под рисунком. Остальные учащиеся в это время работают с учебником и готовят ответ на вопрос: Как происходит размножение и развитие паука-крестовика?

Учитель комментирует выполнение задания:

^ Дыхательная система: легкие, трахеи. (Органы дыхания могут быть у одних видов паукообразных легочные мешки, у других – трахеи, у третьих – легкие и трахеи одновременно.

^ Нервная система: надглоточный нервный узел, брюшная нервная цепочка

Кровеносная система: незамкнутая, мешковидное сердце, сосуды.

Пищеварительная система: рот, глотка, кишечник, заднепроходное отверстие, печень, слюнные железы. (В глотку паука открывается пара небольших слюнных желез, секрет которых не только убивает жертву, но и действует на нее как пищеварительный сок. Он вводится в тело добычи. Примерно через час паук возвращается и всасывает частично переваренное жидкое содержимое добычи. Твердую пищу паук есть не может. Таким образом, у пауков предварительное переваривание пищи происходит вне организма и называется внеполостное.
^ Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами. Это трубочки, выросты кишечника. По ним ненужные вещества поступают в просвет кишки и выводятся наружу.



  • А как осуществляется размножение и развитие пауков?

Пауки раздельнополые. Самка паука-крестовика крупнее самца. Осенью она откладывает яйца в кокон, сплетенный из тонкой шелковистой паутины. Кокон она плетет в укромном месте: под корой пней, под камнями. К зиме самка паука-крестовика умирает, а яйца зимуют в теплом коконе. Весной из них выходят молодые паучки.
3. Многообразие паукообразных.

Создание проблемной ситуации.

  • Ребята! Есть ли среди ваших знакомых или родственников люди, которые могли бы сказать, что им нравится наблюдать за пауками, или они также охотно играют с паучком, как с котенком? Как вы думаете, есть ли основания для нелюбви к паукообразным?

Учащиеся выдвигают гипотезы о причинах возникновения негативного отношения к паукам, в том числе о вероятности встречи с опасным для жизни и здоровья человека видом пауков).

Яд пауков безопасен для человека, даже если это известный у нас крупный вид – тарантул (до 60 мм).

Сообщение учащегося о тарантуле.

Вы когда-нибудь танцевали тарантеллу, или , возможно, видели, как кто-то танцует этот танец? Появление этого танца связано с пауками – тарантулами.

Тарантул – это большой мохнатый паук. В средние века считалось, что человек, укушенный тарантулом, заболевает «тарантизмом». Люди впадают в угрюмое и подавленное состояние. Единственные способ вывести их из этого состояния заключался в том, чтобы заставить их танцевать под музыку, пока они не вымотаются и не упадут от усталости. После этого они должны выздороветь. Из этого поверья и возник танец под названием «тарантелла».

Настоящих тарантулов можно встретить только на юге Европы, и свое название они получили по имени итальянского города Таранто. Они не плетут паутины. Вместо этого они плетут глубокие норы. Когда поблизости появляется какое-нибудь насекомое, они догоняют его, кусают и утаскивают себе в нору. Тарантулы очень заботливы со своим потомством. Они держат коконы в своих норах и, выходя, берут их с собой. Когда на свет появляются маленькие паучки, они ездят на спине своей матери около недели.

Единственный вид, представляющий опасность для человека, который обитает в Причерноморских степях или в полупустынях Средней Азии, - каракурт. Чтобы избежать прямого контакта с ним, необходимо соблюдать элементарные правила поведения в природе.
Сообщение учащегося о каракурте. Страница 152 учебник.
4. Значение паукообразных в природе и жизни человека.

Реальную опасность для человека представляют не пауки, а их «одноклассники» - клещи.

Задание: Пользуясь учебником, страница 156, найти отрицательное значение клещей:

1 чесоточный клещ вызывает заболевание чесотку.

2 плодовые клещи - опасные вредители многих культурных растений.

3 водяные, птичий , куриный клещи - паразиты водных и других животных.

4 клещи – переносчики вирусов, бактерий, простейших, гельминтов.

5 таежный клещ переносит вирус клещевого энцефалита.


  • Как вы думаете, какие меры предосторожности надо соблюдать, чтобы не укусил таежный клещ? ( противоэнцефалитная вакцинация, плотная облигающая одежда, мази, взаимоосморты).

  • Скажите, а что вы знаете о скорпионах?


^ 5 Физминутка - самомассаж ушных раковин, ногтевых зон.

При выполнении массажа каждый прием повторить 3-4 раза.

  • Разогреть ладони трением, помассировать ушные раковины движениями ладони вперед – назад.

  • Разогреть трением кончики первых трех пальцев, щипцеобразно размять завитки ушей.

  • Подергать себя за мочки ушей вниз, за верхушки ушей вверх, за завитки - в стороны.

  • Разогреть ладони трением, помассировать ушные раковины движениями ладони вперед-назад.

Самомассаж ногтевых зон включает легкое надавливание 5-7 раз на каждый ноготь в течение 3 секунд с отрывом в 7 основных направлениях.

1 На центр ногтевой пластины в направлении к подушечке пальца.

2 На свободный край ногтя в направлении противоположном его росту.

3 На задний валик ногтя.

4-5 На боковые поверхности ногтя одновременно двумя пальцами по направлению к центру.

6 Сгибаем свободный край ногтя в сторону ладони.

7 Сгибаем свободный край ногтя в направлении тыла кисти.


^ 6 Закрепление новых знаний.

1 В тетрадях с печатной основой выполнить задание №111 на странице 87.

( дополнительно №108).

2 Учитель, используя рисунки с изображением систем органов паука, просит учащихся отгадать, что за системы расположены на этих рисунках.

3 Игра «Лишнее слово в списке».

1) хелицеры, педипальпы, антенны, бородавки.

2) скорпион, клещ, дафния, каракурт.

3) ядовитые железы, статоцист, легкие, чувствительные волоски.

^ 7 Домашнее задание и инструктаж о его выполнении.

1 Учебник, стр. 151-156

2 Тетрадь с печатной основой, стр.85, №106-107.

8 Рефлексия. Учитель просит учащихся устно или письменно в тетради написать два предложения об уроке, понравился ли им урок, что нового они узнали на уроке, какие впечатления остались от урока.

9 Итог урока.

Физкультминутка:

  • Разогреть ладони трением, помассировать ушные раковины движениями ладони вперед – назад.

  • Разогреть трением кончики первых трех пальцев, щипцеобразно размять завитки ушей.

  • Подергать себя за мочки ушей вниз, за верхушки ушей вверх, за завитки - в стороны.

  • Разогреть ладони трением, помассировать ушные раковины движениями ладони вперед-назад.

Самомассаж ногтевых зон включает легкое надавливание 5-7 раз на каждый ноготь в течение 3 секунд с отрывом в 7 основных направлениях.

1 На центр ногтевой пластины в направлении к подушечке пальца.

2 На свободный край ногтя в направлении противоположном его росту.

3 На задний валик ногтя.

4-5 На боковые поверхности ногтя одновременно двумя пальцами по направлению к центру.

6 Сгибаем свободный край ногтя в сторону ладони.

7 Сгибаем свободный край ногтя в направлении тыла кисти.

Похожие:

По биологии 7 класс тем «Подцарство Многоклеточные организмы» iconИнформационно-тематический лист для учащихся
Подцарство Одноклеточные. Подцарство Многоклеточные. Типы кишечнополостные, плоские, круглые, кольчатые черви
По биологии 7 класс тем «Подцарство Многоклеточные организмы» iconПодцарство Настоящие водоросли
Водоросли – низшие растения, населяющие преимущественно водную среду, но могут жить и на суше в пленке в основном это почвенные водоросли...
По биологии 7 класс тем «Подцарство Многоклеточные организмы» iconПрограмма по биологии Химический лицей «Общая биология 11 класс.»...
Предмет и методы экологии. Разделы экологии. Взаимосвязь экологии с другими науками. Роль экологии в решении практических задач....
По биологии 7 класс тем «Подцарство Многоклеточные организмы» iconРабочая программа по биологии (5 класс) I. Пояснительная записка...
«Биология. 5 класс» составлена на основе «Примерной программы по биологии для основной школы» и авторской программы В. В. Пасечника...
По биологии 7 класс тем «Подцарство Многоклеточные организмы» iconЭкзаменационные билеты по биологии для 9 класса
Бактерии – доядерные организмы. Особенности их строения и жизнедеятельности, роль
По биологии 7 класс тем «Подцарство Многоклеточные организмы» iconБиология, 9 класс Контрольная работа к § 51 Общие законы действия факторов среды на организмы

По биологии 7 класс тем «Подцарство Многоклеточные организмы» iconВсеукраинская ученическая олимпиада по экологии 2012-2013 учебный год
Прямые пищевые связи между организ­мами, при которых одни организмы поедают другие организмы — это
По биологии 7 класс тем «Подцарство Многоклеточные организмы» iconУрок 1 Тема: Наука о растениях ботаника
Цель: Сформировать у учащихся знания о биологии как науке, изучающей живые организмы; дать понятие «царство»; раскрыть особенности...
По биологии 7 класс тем «Подцарство Многоклеточные организмы» iconРабочая программа по биологии 10-11 класс (профильный уровень)
Примерной программы по биологии для профильного изучения в средней (полной) школе
По биологии 7 класс тем «Подцарство Многоклеточные организмы» iconТест «Биосфера» 11 класс
Организмы, разлагающие мертвое органическое вещество и возвращающие неорганические вещества в окружающую среду, называются
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница