Рельеф Земли Урок географии в 7 классе, учитель Нестерова А. А




Скачать 52,84 Kb.
НазваниеРельеф Земли Урок географии в 7 классе, учитель Нестерова А. А
Дата публикации05.06.2013
Размер52,84 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Биология > Урок
Рельеф Земли

Урок географии в 7 классе, учитель Нестерова А.А.

Цель урока: опираясь на знания учащихся из курса 6 класса, продолжить формирование таких понятий, как литосфера, рельеф, научить наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, выделять общие признаки.

Задачи урока:

1. Сформировать у учащихся представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли.

2. Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.

3. Продолжить формирование навыков работы с картой.

Оборудование: Физическая карта мира и карта строения земной коры. Карточки с терминами: “горы”, “равнины”, “котловины”, “СОХ”, “желоба”, “островные дуги”, фотографии с видами гор разного возраста и различных форм рельефа.

^ Тип урока: изучения нового материала

Технологии: тестовые

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Вид урока: комбинированный.
^ Ход урока

I. Повторение изученного материала

Повторение производится в форме фронтального опроса. Примеры вопросов.

Что такое литосфера? Какие виды земной коры вы знаете?

Что такое сейсмический пояс?

Покажите на карте места расхождения литосферных плит.

Какие доказательства движения литосферных плит вы можете привести?

Где в Евразии много вулканов? Объясните этот факт.

^ II. Изучение нового материала

1. Понятие рельефа

Вопросы к учащимся:

- Кто помнит из курса 6 класса, что такое рельеф? (Рельеф - совокупность неровностей земной поверхности). Учащиеся записывают данное определение в словарик, который находится с обратной стороны тетради.

- Вспомните, какие формы рельефа вы знаете и заполните схему на доске. На доске учитель вывешивает схему из перевернутых карточек с терминами:



Рис.1. Блок-схема “Рельеф Земли”
Ученики заполняют схему в тетради. Затем учитель переворачивает карточки в схеме на доске и происходит проверка полученных результатов.

2. Образование равнин и гор

Учитель строит объяснение по данной схеме. По ходу рассказа учителя учащиеся переносят схему в свои тетради.



Рис. 2. Образование равнин
Образование равнин. Океаническая земная кора (мягкая и тонкая) легко сминается в складки, и на ее месте могут образоваться горы. Тогда породы, слагающие ее, поднимаются на высоту нескольких километров над уровнем моря. Происходит это в результате интенсивного сжатия. Мощность земной коры возрастает до 50 км.

Едва родившись, горы начинают медленно, но неуклонно разрушаться под действием внешних сил – ветра, водных потоков, ледников, да и просто перепадов температур. В предгорных и межгорных прогибах накапливается большое количество обломочных пород, причем внизу оказываются более мелкие, а вверху – все более грубые.

ФИЗМИНУТКА.
Старые (глыбовые, возрожденные) горы. Океаническая земная кора сминалась в складки, они разрушались до состояния равнин, затем альпийская эпоха складчатости возродила горный рельеф на месте разрушенных горных сооружений. Эти невысокие горы имеют небольшую высоту и вид глыб. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры древних гор (Уральские, Аппалачи, Скандинавские, Драконовы, Большой водораздельный хребет и т.д. )



Рис. 3. Образование старых (глыбовых, возрожденных) гор
Средние (складчато-глыбовые) горы образовывались также, как и древние, но разрушение не довело их до состояния равнин. Их глыбообразование началось на месте полуразрушенных гор. Так образовались средние глыбово-складчатые горы. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры средних гор (Кордильеры, Верхоянский хребет).
Рис. 4. Средние (глыбово-складчатые и складчато-глыбовые обновленные) горы.


Молодые горы образуются и в настоящее время. Являясь молодыми горами, они не несут признаков разрушения. В основном, это горы высокие, имеют вид складок. Часто их вершины острые, покрытые снежными шапками. Яркими примерами молодых гор являются Альпы, Гималаи, Анды, Кавказ и т.д.

Рис.5. Молодые горы

3. Внутренние и внешние силы Земли

Вопросы к учащимся:

- Скажите, почему океаническая земная кора превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли)

- Почему горы превращаются в равнины? (действуют внешние силы Земли).

- Итак, какие силы Земли влияют на облик рельефа нашей планеты? (внутренние и внешние).

- Давайте вместе с вами нарисуем схему, которая поможет нам разобраться, что это за силы и каким образом они действуют.

С давних пор гранит являлся олицетворением стойкости и прочности. С гранитом в равной степени можно сравнить и волевого, несгибаемого человека, и нерушимую, верную дружбу. Однако даже гранит рассыплется в мелкий щебень, крошку и песок, если он длительно будет испытывать перепады температур, влияние ветра, деятельность живых организмов и человека.

Перепады температур. С первыми лучами Солнца высоко в горах начинает таять снег и лед. Вода проникает во все трещины и углубления горных пород. Ночью температура падает на несколько градусов ниже нуля, и вода превращается в лед. При этом она увеличивается в объеме на 9% и раздвигает трещины, расширяя и углубляя их. Так продолжается день за днем, год за годом, пока какая-нибудь трещина не отделит от основного массива кусок горной породы и тот не скатится по склону. Горные породы также подвергаются то нагреванию, то охлаждению. У входящих в них минералов разная теплопроводность. Расширяясь и сжимаясь, они разрывают прочные связи между собой. Когда же эти связи полностью разрушаются, порода превращается в песок.

Активное воздействие растительных и животных организмов на горные породы становится причиной биогенного выветривания. Корни растений совершают механическое разрушение, а кислоты, выделяющиеся в процессе их жизнедеятельности, - химическое. В результате многолетней деятельности живых организмов возникают коралловые рифы и особый вид островов – атоллы, образованные известковыми скелетами морских животных.

Реки и Мировой океан также накладывают отпечаток на рельеф Земли: река образует русло и речную долину, воды океана формируют береговую линию. Поверхностные воды оставляют шрамы оврагов на поверхности холмов и равнин. Льды при своем движении бороздят прилегающие территории.

Полновластным хозяином открытых пространств является ветер. Встречая на своем пути препятствия, он образует величественные холмы – дюны и барханы. В пустыне Сахара высота некоторых из них достигает 200 – 300 метров. В горных массивах, расположенных в пустыне, почти никогда не бывает рыхлого материала, заполняющего углубления и трещины. Вот почему возникают эоловые формы рельефа, напоминающие башни, столбы и причудливые замки.

Хозяйственная деятельность человека тоже вызывает изменения рельефа. Человек добывает полезные ископаемые, в результате чего образуются карьеры, строит здания, каналы, делает насыпи и засыпает овраги. Это все прямое воздействие, но оно может быть и косвенным, представляющим собой создание благоприятных условий для рельефообразующих процессов (распашка склонов вызывает бурный рост оврагов).

^ III Закрепление пройденного материала

1. Горы разрушаются в результате действия...

1) внутренних сил Земли

2) внешних сил Земли

3) внутренних и внешних сил Земли

2. Примерами высоких гор могут быть...

1) Уральские 2) Кавказские 3) Крымские 4) Карпаты

3. Где на Земле чаще всего случаются извержения вулканов?

1) на равнинах 3) на островах Северного Ледовитого океана

2) в горах 4) на островах и побережье Тихого океана

4. Наивысшая точка Земли имеет высоту...

1) 8884 м 2) 8848 м 3) 8000 м 4) 8888 м

5. Каким цветом на физической карте обозначаются горы?

1) голубым 2) зеленым 3) желтым 4) коричневым

6. Самой высокой вершиной мира является...

1) г. Аконкагуа 2) г. Монблан 3) г. Эльбрус 4) г. Эверест

7. Наиболее часто землетрясения происходят:

1) на Восточно-Европейской равнине

2) на Кольском полуострове

3) на Тихоокеанском побережье России

8. Относительно неустойчивый участок земной коры, имеющий складчатое строение называется:

1) плитой 2) горами 3) платформой 4) щитом

9. Молодые горы: 1) Анды 2) Скандинавские 3) Аппалачи 4) Урал

Подведение итогов.
IV. Домашнее задание. § 5

Похожие:

Рельеф Земли Урок географии в 7 классе, учитель Нестерова А. А iconУрок по географии для 7-го класса по теме: "Рельеф Земли"
Цель урока: опираясь на знания учащихся из курса 6 класса, продолжить формирование таких понятий, как литосфера, рельеф, научить...
Рельеф Земли Урок географии в 7 классе, учитель Нестерова А. А iconУрок географии в 9 классе «географическое положение, рельеф воронежской...
Закрепить умения характеризовать физико экономико-географическое положение территории
Рельеф Земли Урок географии в 7 классе, учитель Нестерова А. А iconУрок географии в 7-м классе по теме "Природа Антарктиды"
Обучающие: познакомить с особенностями природы Антарктида: объяснить влияние географического положения на природные особенности континента,...
Рельеф Земли Урок географии в 7 классе, учитель Нестерова А. А iconУрок географии в 7а классе Тема урока: Численность населения Земли....
Образовательные: организовать работу учащихся по усвоению знаний о численном составе населения Земли, человеческих расах, о распространении...
Рельеф Земли Урок географии в 7 классе, учитель Нестерова А. А iconУрок по окружающему миру во 2 классе по программе Е. В. Саплиной,...
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы находимся в научно-исследовательском институте, сотрудники которого работают по теме «Поверхность...
Рельеф Земли Урок географии в 7 классе, учитель Нестерова А. А iconУрок географии в 8 классе Тема урока: «Урал каменный пояс земли русской»
«Урал каменный пояс земли русской». Уральские горы «Рифейские» (в античное время)
Рельеф Земли Урок географии в 7 классе, учитель Нестерова А. А iconУрок географии в 6 классе Тема: Обобщающий урок по теме «Атмосфера»
Сегодня на уроке мы подведём итоги по результатам изучения одной из оболочек Земли… Её название вы видите на слайде, только буквы...
Рельеф Земли Урок географии в 7 классе, учитель Нестерова А. А iconУрок географии в 6а классе Тема урока: Озера
Образовательные: организовать работу учащихся по усвоению знаний о многообразии озер Земли, происхождении озерных котловин, бессточных...
Рельеф Земли Урок географии в 7 классе, учитель Нестерова А. А iconУрок природоведения 5 класс по теме «Атмосфера Земли»
...
Рельеф Земли Урок географии в 7 классе, учитель Нестерова А. А iconТатьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы...
Урок литературы в 11 классе (проблемно-информационный: учитель сам формулирует проблему)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница