Вопросы к экзамену по дисциплине "анатомия и физиология человека"




Скачать 99,25 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену по дисциплине "анатомия и физиология человека"
Дата публикации04.06.2013
Размер99,25 Kb.
ТипВопросы к экзамену
pochit.ru > Биология > Вопросы к экзамену





ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

"АНАТОМИЯ и ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА"

для студентов I курса очного отделения факультета ПиМНО

Направление «540600 – Педагогика»

Степень (квалификация) – бакалавр педагогики

к зимней сессии 2010 - 2011 учебного года

(экзаменатор кандидат биологических наук, доцент Н.В. Мухина)

  1. Понятие об анатомии, физиологии и гигиене как науках, изучающих строение организма, его жизнедеятельность, условия сохранения здоровья. Предмет и задачи курса «Анатомия и физиология человека». Место и значение дисциплины в профессиональной подготовке педагога.

  2. Уровни организации живой системы: клетки, ткани, органы, системы органов, функциональные системы. Организм как единое целое, его взаимодействие с окружающей средой. Гомеостаз. Понятие о регуляции и саморегуляции функций, их способы.

  3. Понятие об онтогенезе. Общая характеристика основных периодов онтогенеза человека. Понятие о периодах и критических этапах онтогенеза. Сенситивные периоды. Возрастные особенности процессов адаптации организма детей и подростков к действию факторов окружающей среды.

  4. Возрастная периодизация. Схемы возрастной периодизации. Возрастная характеристика периодов онтогенеза. Хронологический и биологический возраст. Критерии оценки биологического возраста и их значение для индивидуального подхода в обучении и воспитании ребенка.

  5. Школьно-необходимые функции. Критерии школьной зрелости. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребёнка. Готовность к обучению.

  6. Понятие роста и развития организма. Общие закономерности роста и развития организма. Акселерация и ретардация: причины, признаки, значение в обучении. Понятие надежности биологической системы и ее принципы.

  7. Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма. Гормоны, их структура, физиологическое значение, механизм действия. Эндокринные железы, их отличия от желез внешней секреции. Классификация эндокринных желез. Понятие и гипофункции и гиперфункции желёз.

  8. Гипофиз, расположение в организме, выделяемые гормоны и связь с гипоталамусом (гипоталамо-гипофизарная система).

  9. Щитовидная железа, влияние ее гормонов на рост и развитие.

  10. Надпочечники. Гомоны коры и мозгового слоя надпочечников, их воздействие на различные системы организма ребенка.

  11. Гормоны поджелудочной железы, ее гипо- и гиперфункции.

  12. Строение и функции вилочковой и паращитовидных желез. Эпифиз.

  13. Мужские и женские половые железы, их развитие, гормоны. Стадии полового созревания, развитие вторичных половых признаков. Гипо- и гиперфункция половых желез: влияние на развитие организма мальчиков и девочек. Половое воспитание в разные периоды онтогенеза.

  14. Значение нервной системы, общий план строения. Нейрон: его строение и свойства, возрастные особенности. Классификация нейронов по их строению и функциям. Возбуждение и торможение – основные свойства нейрона. Понятие о мембранном потенциале и потенциале действия. Торможение в нервной системе, виды.

  15. Строение и свойства нервных волокон. Возрастные изменения нервных волокон в связи с их миелинизацией. Нервы. Связь между нейронами, синапсы: значение, возрастные особенности. Понятие о нервных центрах.

  16. Строение, функции и возрастные особенности отделов центральной нервной системы (продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего и промежуточного мозга). Ретикулярная формация.

  17. Периферическая нервная система. Основные этапы развития нервной системы человека.

  18. Рефлекс, рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо. Анализ всех звеньев рефлекторной дуги.

  19. Координация функций в организме, её основные принципы. Иррадиация, индукция, их особенности у детей. Учет этих особенностей в процессе обучения и воспитания. Принцип доминанты.

  20. Строение и функции опорно-двигательного аппарата. Основные отделы скелета. Химический состав, строение и рост костей, возрастные особенности. Виды костей, их функции и связь со строением. Виды соединений костей. Строение суставов, их возрастные и функциональные изменения.

  21. Скелет туловища, головы, конечностей, их изменения с возрастом. Физиологические изгибы позвоночного столба, функциональное значение, формирование. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.

  22. Мышечная система как активная часть опорно-двигательного аппарата. Функции, строение мышц, их основные группы. Виды мышечного сокращения. Работа и сила мышц. Понятие мышечного тонуса. Мышечная масса и сила мышц в различные возрастные периоды. Утомление мышц, его профилактика и возрастные особенности. Двигательный режим учащихся. Понятие о гиподинамии.

  23. Физическое развитие как уникальный показатель индивидуального здоровья. Показатели физического развития, его оценка. Гармоничность физического развития. Факторы окружающей среды, социальные и другие факторы, оказывающие влияние на уровень физического развития.

  24. Гигиенические требования к классной мебели. Правила расстановки мебели рассаживания учащихся в классе. Анатомо-физиологическое обоснование правильной посадки за партой. Гигиенические требования к организации труда учащихся младшего школьного возраста.

  25. Внутренняя среда организма. Кровь, состав, функции, возрастные особенности. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), значение. Свертывание крови. Группы крови. Профилактика малокровия у детей и подростков.

  26. Иммунитет, его виды, возрастные изменения. Антигены и антитела. Аллергические реакции ребенка, их проявление и профилактика. Лимфатическая система.

  27. Сердце, топография, формы, размеры и возрастные особенности. Околосердечная сумка. Строение сердца: стенки, полости, клапаны. Особенности строения сердечной мышцы. Сердечный цикл. Показатели работы сердца. Возрастные особенности работы сердца.

  28. Автоматия сердца. Проводящая система сердца и её функциональное назначение. Методы исследования сердечной деятельности: электрокардиограмма (ЭКГ).

  29. Сосудистая система. Факторы, способствующие движению крови по венам. Общая схема кровообращения. Кровообращение плода. Движение крови по сосудам. Артериальное давление, возрастные особенности, методы измерения. Нервно-гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов. Факторы, неблагоприятно действующие на сердце и сосуды.

  30. Значение дыхания, строение лёгочной системы. Механизм вдоха и выдоха. Возрастные особенности и типы дыхания. Внешнее дыхание: жизненная ёмкость легких (ЖЁЛ), лёгочная вентиляция, их изменения с возрастом. Спирограмма. Изменение с возрастом частоты и глубины дыхательных движений.

  31. Транспорт газов кровью. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Дыхательный центр. Профилактика острых респираторных заболеваний. Роль воздушной среды в сохранении работоспособности учащихся. Гигиенические требования к микроклимату классных помещений. Естественная и искусственная вентиляция.

  32. Значение пищеварения. Схема строения ЖКТ, возрастные особенности. Роль ферментов в пищеварении, их группы. Пищеварение в ротовой полости, возрастные особенности. Зубы, строение, функции. Смена молочных зубов на постоянные, сроки. Регуляция слюноотделения. Гигиена ротовой полости.

  33. Пищеварение в желудке, возрастные особенности. Секреторная и моторная функция желудка. Состав и свойства желудочного сока. Регуляция желудочной секреции.

  34. Пищеварение в кишечнике, возрастные особенности. Секреторная функция поджелудочной железы и печени. Моторная и секреторная функции кишечника. Процессы всасывания в кишечнике, механизмы. Особенности всасывания у детей. Функции толстого кишечника.

  35. Обмен веществ, основные этапы. Обмен белков и изменения с возрастом потребности организма в белках. Роль заменимых и незаменимых аминокислот белка для развития организма ребенка. Значение положительного азотистого баланса.

  36. Обмен жиров. Пластическое и энергетическое значение жиров. Жиры растительного и животного происхождения, значение их для роста и развития организма ребенка. Особенности жирового обмена у детей. Регуляция жирового обмена.

  37. Обмен углеводов. Пластическое и энергетическое значение углеводов для роста и развития детского организма. Потребность в углеводах детей разных возрастных периодов. Связь углеводного обмена с жировым.

  38. Обмен воды и минеральных веществ. Значение воды, минеральных солей, микроэлементов и витаминов в процессе роста и развития ребенка. Проявление авитаминозов у детей.

  39. Энергетический обмен. Понятие общего и основного обмена. Суточный расход энергии. Температура тела и тепловой баланс. Теплоотдача. Основные способы теплоотдачи. Механизмы терморегуляции. Возрастное развитие механизмов терморегуляции.

  40. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации. Питательные вещества и пищевые продукты. Нормы питания. Основы рационального питания. Пищевой рацион учащихся младшего школьного возраста. Режим питания. Привитие учащимся гигиенических навыков в связи с питанием. Организация питания детей в школе. Первая помощь при пищевых отравлениях.

  41. Выделение, возрастные особенности. Почки, их структурно-функциональная характеристика. Строение нефрона. Образование и выделение мочи. Регуляция деятельности почек. Ночное недержание мочи (энурез), его причины и профилактика.

  42. Строение и функции кожи, её особенности у детей разного возраста. Роль кожи в поддержании постоянной температуры тела. Гигиена кожи. Уход за кожей, волосами и ногтями. Профилактика кожных заболеваний (чесотка, стригучий лишай и др.). Гигиенические требования к детской одежде и обуви.

  43. Строение, функции и возрастные особенности репродуктивной системы. Половые клетки. Особенности строения и развития. Женские половые клетки и органы, оогенез. Половое созревание девочек. Мужские половые клетки и органы, сперматогенез. Половое созревание мальчиков. Оплодотворение. Развитие оплодотворённой яйцеклетки, зародыша и плода.

  44. Анализаторы или сенсорные системы (отделы и их функции). Влияние сенсорной деривации и сенсорообогащенной среды на умственное и физическое развитие ребенка.

  45. Зрительный анализатор. Строение глаза. Фоторецепторные клетки сетчатки, их строение, чувствительность. Механизмы фоторецепции. Цветовое зрение, его развитие. Теории цветового зрения. Нарушения цветового зрения.

  46. Оптическая система глаза. Понятие о рефракции, аккомодации, конвергенции. Определение остроты зрения. Поле зрения. Бинокулярное зрение. Нарушения зрения у детей, профилактика и коррекция. Значение света для растущего организма. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению классных помещений.

  47. Слуховая сенсорная система, её строение и функции. Орган слуха (ухо), строение и функции. Строение улитки. Механизм восприятия звуков разной частоты и интенсивности кортиевым органом внутреннего уха. Возрастные особенности слуха. Пороги слышимости. Острота слуха. Особенности восприятия речи. Гигиена слуха.

  48. Моторные сенсорные системы. Вестибулярный, двигательный, висцеральный анализаторы, отделы, функции, особенности у детей.

  49. Основы физиологии и гигиены умственного труда. Понятие об утомлении и переутомлении. Фазы утомления. Основные гигиенические принципы нормирования учебно-воспитательной работы в школе. Понятие о школьной зрелости, методы определения.

  50. Значение правильного режима дня. Суточные и недельные фазы работоспособности. Гигиенические требования к школьному режиму, расписанию уроков. Гигиеническая организация урока и перемен. Домашний режим школьника. Гигиена внеклассной и внешкольной работы.

  51. Структурно-функциональная организация коры головного мозга. Кортикализация функций, Развитие коры больших полушарий в онтогенезе. Асимметрия полушарий. Локализация функций. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) как метод регистрации функций нейронов коры головного мозга.

  52. Основы современной общей теории поведения. Классификация форм поведения организма. Безусловные рефлексы, их классификация. Характеристика ориентировочного (исследовательского) рефлекса, его особенности и значение для формирования произвольного внимания детей. Игровые рефлексы.

  53. Высшая нервная деятельность (ВНД) и её роль в формировании поведения. Значение работ И.М. Сеченова и И.П. Павлова в развитии учения о ВНД. Отличия условных и безусловных рефлексов. Биологическое значение условных рефлексов. Правила выработки условных рефлексов, механизмы их образования.

  54. Торможение условных рефлексов. Выработка условного торможения как физиологической основы воспитания.

  55. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Мышление как высшая форма проявления аналитико-синтетической деятельности, его развитие с возрастом. Динамический стереотип как основа привычек и навыков.

  56. Интегративные процессы в ЦНС как основы психических функций: принцип доминанты А.А. Ухтомского, теория функциональных систем П.К. Анохина.

  57. Психофизиологические механизмы психических процессов – внимания, восприятия, памяти. Длительность активного внимания у детей разного возраста.

  58. Мотивации и эмоции, нейрофизиологические механизмы. Роль мотиваций и эмоций в обучении и воспитании. Стресс, причины возникновения, последствия для организма.

  59. Суточные ритмы организма, активное бодрствование и сон. Значение сна, физиологические механизмы, его рациональная организация. Сон в онтогенезе.

  60. Речь, нейрофизиологические и морфологические основы. Центры речи. Развитие речи ребенка в онтогенезе. Экспрессивная и импрессивная речь.

  61. Непроизвольные и произвольные движения. Высшие двигательные центры. Роль двигательных областей коры, базальных ганглиев и таламуса в организации движений. Методы изучения произвольных движений. Возрастные изменения в регуляции произвольных движений.

  62. Учение И.П. Павлова о типах ВНД. Зависимость индивидуальных особенностей поведения от силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. Классификация и физиологическая характеристика типов ВНД детей.

  63. Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся. Гигиенические требования к планировке школьного здания, земельного участка.

  64. Состояние здоровья современных детей и подростков. Понятие здоровья. Группы здоровья. Хронические заболевания школьников. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность, дисциплину, успеваемость. Учет здоровья школьников при рассаживании в классе.

Литература


  1. Белецкая, В.И. Школьная гигиена / В.И. Белецкая [и др.]. – М.: Просвещение, 1983.

  2. Леонтьева, Н.Н. Анатомия и физиология детского организма / Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова. – М.: Просвещение, 1986.

  3. Матюшонок, М.Т. Физиология и гигиена детей и подростков/ М.Т. Мартюшонок [и др.]; под ред. М.П. Кравцова. – Мн.: Выш. школа, 1980.

  4. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – М.: Академия, 2002.

  5. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А.Г. Хрипкова [и др.]. – М.: Просвещение, 1990.

Похожие:

Вопросы к экзамену по дисциплине \"анатомия и физиология человека\" iconВопросы к экзамену по дисциплине "возрастная анатомия и физиология"
Предмет и задачи курса «Возрастная анатомия и физиология», его связь с дисциплинами медико-биологической, психолого-педагогической...
Вопросы к экзамену по дисциплине \"анатомия и физиология человека\" iconВопросы к экзамену по дисциплине «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»
«Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», заочное отделение 2012-2013 уч год
Вопросы к экзамену по дисциплине \"анатомия и физиология человека\" iconВопросы к экзамену по дисциплине "возрастная анатомия и физиология...
Предмет и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены, взаимосвязь с другими
Вопросы к экзамену по дисциплине \"анатомия и физиология человека\" iconВозрастная анатомия, физиология и гигиена. Перечень рекомендуемых...
Гайворонский И. В., Ничипорук Г. И., Гайворонский А. И. Анатомия и физиология человека: 4-е издание, ср проф образование – М.: Феникс,...
Вопросы к экзамену по дисциплине \"анатомия и физиология человека\" iconМетодическая разработка по дисциплине: «Анатомия и физиология человека»
«Ткани, определение, классификация. Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани»
Вопросы к экзамену по дисциплине \"анатомия и физиология человека\" iconАнатомия и физиология человека 1

Вопросы к экзамену по дисциплине \"анатомия и физиология человека\" iconМетодическая разработка практического занятия по дисциплине: «Анатомия и физиология человека»
Тема актуальна, так как на основании полученных знаний студенты смогут в дальнейшем использовать полученные знания при изучении курса...
Вопросы к экзамену по дисциплине \"анатомия и физиология человека\" iconМетодическая разработка самостоятельной (аудиторной) работы студентов...
Алгоритм проведения самостоятельной работы по измерению частоты дыхательных движений в покое и после физической нагрузки
Вопросы к экзамену по дисциплине \"анатомия и физиология человека\" iconУчебное пособие саранск 2010 предисловие
Анатомия и физиология – это науки о строении и функциях организма. Изменение строения и функций организма, возникающие в процессе...
Вопросы к экзамену по дисциплине \"анатомия и физиология человека\" iconАнатомия цнс введение
Анатомия и физиология относятся к биологическим наукам; предмет их изучения – живые организмы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница