Программы по биологии 10-11




НазваниеПрограммы по биологии 10-11
страница1/21
Дата публикации29.05.2013
Размер1,81 Mb.
ТипРеферат
pochit.ru > Биология > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
РАЗДЕЛ IV

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ 10-11 КЛАСС

ВВЕДЕНИЕ

Вариативность содержания образования диктует необходимость существования Государственного образовательного стандарта, определяющего цели обучения учебному предмету, обязательный минимум учебного материала образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников. Назначением этого документа является обеспечение равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования, преемственности образования и единства образовательного пространства.

Государственный образовательный стандарт общего образования, принятый в марте 2004 года, определяет, помимо общей концепции образования, цели и содержание обучения по предметным областям. Обязательный минимум содержания среднего (полного) биологического образования включает набор тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в авторские программы по биологии и обеспечивающих формирование природоведческой, здоровьесберегающей и экологической компетенций.

Обязательный минимум среднего (полного) биологического образования представлен пятью !, крупными содержательными блоками (предметными темами), которые в разной степени детализиру-| ются в Примерной программе среднего (полного) образования (базовый уровень) и в Примерной про-| грамме среднего (полного) образования (профильный уровень), различающихся в том числе и по [ объему и уровню требований к подготовки выпускников.

| Примерные программы являются ориентиром для составления авторских программ и учеб-

| ников. Они не отдают предпочтения какой-либо концепции преподавания, не содержат указаний на I последовательность изучения и распределения учебного материала по классам, примерно распределяют часы, отводимые на изучение крупных разделов (тем) курса. Эти задачи решают авторские программы.

Важно, чтобы рабочие программы, являющиеся моделью учебного процесса, помимо отражения авторской концепции учебного курса обязательно учитывали Стандарт общего биологического образования.

В данном сборнике представлены рабочие программы по биологии для 10-11 класса, которые исключат возможность разночтений Стандарта общего биологического образования и авторских программ в части изучаемых обязательных элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников.

Разрабатывая рабочие программы, мы опирались при планировании системы уроков на авторские Программы среднего (полного) общего образования по биологии: 10-11 классы (базовый уровень) - авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова и 10-11классы (профильный уровень) - автора В.Б.Захарова.

Для отбора элементов содержания при формулировании требований к уровню подготовки выпускников мы соотносили содержание учебного материала авторских программ с Госстандартом и Примерной программой, определяя недостающий и избыточный информационный материал, необходимые дополнительные справочные и учебные материалы и уточняя требования к подготовке в отношении поверяемых видов деятельности. Это продиктовано необходимостью не допустить превышения требований к результатам обучения и перегрузки обучающихся избыточным информационным материалом. Материал, выделенный в авторских программах курсивом, предназначенный для изучения, но не включаемый в требования к уровню подготовки, в рабочих программах вынесен в графу «Элементы дополнительного содержания». Недостающий в авторской программе для профильного уровня материал, имеющийся в Примерной программе и включенный в требования к уровню подготовки, в рабочей программе добавлен в графу «Элементы содержания».

В каждой рабочей программе требования к результатам обучения конкретизированы, даны в I деятельностной формулировке и в последовательности их усложнения. Конкретно сформулирован-| ные требования позволят спланировать виды учебной деятельности обучающихся, что обеспечит I усвоение учебного материала на уровне требований Госстандарта.

В программах приведены примерные измерители достижения требований к уровню подготовки: вопросы и задания в учебниках и рабочих тетрадях с печатной основой, входящих в состав авторских УМК. В рабочих программах для 10-11-х классов измерители указаны к каждому требованию, что дополнительно облегчает выбор вида деятельности по его достижению.

Рабочие программы предполагают возможность реализации в педагогическом процессе актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного под-Iходов, которые определяют задачи обучения биологии: - приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения
собственного здоровья, охраны окружающей среды; воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности;

- овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщенных способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, к которым относятся:

использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.);

определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;

умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи;

• определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

• сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или несколь
ким предложениям, основаниям, критериям;

• умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;

исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ;

творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности;

соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

• оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эс
тетических ценностей.

При планировании уроков по предложенным рабочим программам необходимо предусмотреть различные виды деятельности в их единстве и взаимосвязи, позволяющие оптимально достигать результатов обучения, отраженных в требованиях к уровню подготовки выпускников. Доминирующие виды деятельности могут определить тип и вид учебного занятия.

При разработке, в предложенных рабочих программах нами применена чаще всего используемая в практике обучения биологии типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала, урок комплексного применения знаний, урок обобщения и систематизации знаний и умений, урок актуализации знаний и умений, урок контроля и коррекции знаний и умений. Структура каждого учебного занятия отражает логику процесса усвоения знаний и умений. Но такое выделение уроков достаточно условно: часто урок сочетает в себе элементы разных типов (комбинированный урок) и охарактеризовать тип урока можно по тому, какой тип оказывается доминирующим.

В сборнике в качестве приложения приводится наиболее распространенная классификация уроков.

В пояснительных записках программ указан достаточно полный перечень учебной и учебно-методической литературы для учащихся и учителя.

Рабочие программы рекомендуется рассматривать как ориентировочные. Они предполагают творческое их использование в отношении распределения учебного материала и времени на изучение различных тем, последовательности их рассмотрения, замены или привлечения дополнительного дидактического материала (в том числе в качестве измерителей), выбора форм, методов, приемов обучения, видов самостоятельной деятельности в рамках требований Государственного "стандарта биологического образования.

И.П.Чередниченко, методист кафедры ЕНО ВГИПК РО

^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС



Тема урока

Тип урока

Дата

Элементы содержания

Требования

Измерители

Информационно-

Домашнее

задание
















к уровню подготовки




методическое
















обучающегося




обеспечение





































^ ГЛАВА 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (3 часа)

1.

Краткая история

развития биологии. Методы

биологии.







Ключевые понятия

Система биологических

наук

Факты

Объект изучения биологии - живая природа.

Методы познания живой

природы: описательный,

исторический, метод моделирования. Этапы познания: сборфактов, выдвижение гипотезы, осуществление

эксперимента, доказательства теории.

Роль биологических теорий, идей, гипотез в

формировании естественно-научной картины мира.

Называть:

- естественные науки, со-

ставляющие биологию;

> вклад ученых (основные

открытия) в развитие биологии на разных этапах ее

становления;

>методы исследований жи-

вой природы.

Вопросы № 1,

Текст учебника

§1.1, §1.3.

Фотографии, ксерокопии обложек

научно-популярных книг, портреты ученых.

Д.з. § 1.1, §1.3

(методы биологии).

Приготовить

сообщения об использовании биологических знаний в практической деятельности людей.




2, 3, 4, 5, 6




на стр. 11 учеб-




ника.












Вводный урок,

урок повторения

и обобщения

знаний.























Объяснять:

>роль биологии в форми-

ровании научного мировоз-

зрения;

>роль биологических тео-

рий, идей, гипотез в форми-

ровании естественно-

научной картины мира.

Вопросы № 5

Текст учебника




на стр. 20 учеб-

§1.1, §1.3.




ника.












































































2.

^ Сущность жизни

и свойства живого. Уровни

организации

жизни.







Ключевые понятия

Жизнь

Факты

Отличительные призна-

ки живой природы: уров-невая организация, эволюция.

Основные уровни орга-

низации живой природы.

Явления Свойства живого.

Давать определение по-

Вопросы №1

Текст учебника

Д.з.§1.2,§1.3 с. 15-19 (до методов познания живой природы).




нятию жизнь.

на стр. 15 учеб-

§1.2, §1.3.







ника.






























Урок повторения

и обобщения

знаний.

Перечислять:

>уровнй организации живой

материи;

>основные свойства живо-

го.

Вопросы №1,2

на стр. 20,

вопрос № 2 на

стр. ^учебни-

ка.

Таблицы и схемы,




иллюстрирующие




свойства жизни







и уровни организа-







ции жизни.









  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Программы по биологии 10-11 iconРабочая программа по биологии 9 класс
Программы курса “ Основы общей биологии для 9-го класса автора И. Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф,...
Программы по биологии 10-11 iconРабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года, примерной программы по биологии для основного общего образования и авторской программы авторов...
Программы по биологии 10-11 iconРабочая программа по элективному курсу по биологии «Основы молекулярной генетики»
Разработана на основе авторской программы М. К. Нурбекова Программы, элективные курсы по биологии М. Дрофа 2012 год сборник 4
Программы по биологии 10-11 iconИ. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова
Примерной программы основного общего образования по биологии, с использованием программы авторского коллектива под руководством И....
Программы по биологии 10-11 iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рассмотрено: согласовано: утверждаю: рмо учителей биологии Зам директора по ур директор моу «Степновская сош»
Программы по биологии 10-11 iconПримерные программы дисциплин базовой части общенаучного цикла 1
Содержание: Актуальные проблемы, методологические достижения и перспективные направления наук о биологическом многообразии, физиологии,...
Программы по биологии 10-11 iconРабочая программа по биологии для 8 класса на 2012-2013 учебный год
Примерные программы по биологии. – М; «Дрофа» 2007 год. Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений. Биология...
Программы по биологии 10-11 iconРабочая программа по биологии (5 класс) I. Пояснительная записка...
«Биология. 5 класс» составлена на основе «Примерной программы по биологии для основной школы» и авторской программы В. В. Пасечника...
Программы по биологии 10-11 iconРабочая программа по биологии 9 класс Учитель Аманжулова Т. М
Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В....
Программы по биологии 10-11 iconРабочая программа разработана на основе Федерального Государственного...
«Общая биология» авторов В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой (Программы для общеобразовательных учреждений. Природове­дение....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница