Рабочая программа по биологии 10 11 класс учителя первой квалификационной категории




Скачать 169,81 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии 10 11 класс учителя первой квалификационной категории
Дата публикации29.05.2013
Размер169,81 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > Биология > Рабочая программа


Филиал муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Жариковская средняя образовательная школа Пограничного муниципального района»

с. Богуславка

Рабочая программа по биологии 10 – 11 класс

учителя первой квалификационной категории

Барабаш Инны Александровны

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программе среднего общего образования

На изучение биологии на базовом уровне отводится 85 часов, в том числе

в 10 классе 34 часа – 1 час в неделю;

в 11 классе 1,5 часа в неделю

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего общего образования, изложенные в пояснительной записке:

  • ^ Освоение знаний: о биологических системах, об истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке, о методах научного познания

  • ^ Овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявление естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения

  • Воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью

  • ^ Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своих действий по отношению к окружающей среде, обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе

Результаты обучения приведены в графе « Требования к уровню подготовки обучающихся» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико – ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение ЗУН , востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на базовом уровне являются: сравнивание объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также учебно – познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в таблице.

Перечень лабораторных работ

Клетка



Название лабораторной работы



Наблюдение клеток растений, животных и бактерий под микроскопом, их изучение и описание

Организм



Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

вид



Описание особей вида по морфологическому признаку



Выявление изменчивости у особи одного вида



Выявление приспособлений у организмов к окружающей среде обитания

экосистемы



Выявление антропогенных изменений в экосистемах свое местности

Тематическое планирование 10 класс



Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающегося

Лабораторные работы

Д/З

Глава 1. Биология как наука, методы научного познания (3часа)







Краткая история развития биологии. Методы биологии

Вводный урок повторения и обобщения знаний

Называть естественные науки, составляющие биологию; вклад ученых в развитие науки на разных этапах ее становления; методы исследования живой природы









Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни.

Урок повторения и обобщения знаний

Перечислять уровни организации живой материи, характеризовать проявления свойства живого; выделять основные признаки понятия «биологическая система»









Зачет№1 по теме: «Биология как наука, методы научного познания»

Урок контроля и оценки знаний

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся







Раздел 2. Клетка (11 часов)




История изучения клетки. Клеточная теория

Урок изучения нового материала

Называть и описывать этапы создания клеточной теории; называть положения современной клеточной теории, Вклад учёных в создание клеточной теории

1.Наблюдение

клеток растений, животных, бактерий под микроскопом их изучение






Химический состав клетки. Неорганические вещества

Урок изучения нового материала

Давать понятие ключевым словам; перечислять биоэлементы, микроэлементы, ультромикроэлементы; сравнивать химический состав живой и неживой природы









Органические вещества . липиды и углеводы

Комбинированный урок

Давать понятие ключевым словам; описывать элементарный состав углеводов и липидов; характеризовать биологическую роль в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов; находить информацию о липидах и углеводах и критически оценивать ее.









Органические вещества. Белки

Комбинированный урок

Давать понятие ключевым словам; называть состав и мономеры белков; функции белков; описывать проявление функции белков; объяснять механизм образования белков









Органические вещества. Нуклеиновые кислоты

Комбинированный урок

Называть типы нуклеиновых кислот; их функции, выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК находить информацию о липидах и углеводах и критически оценивать ее.









Эукариотическая клетка. Цитоплазма, органоиды цитоплазмы

Урок изучения нового материала

Давать понятие ключевым словам, называть мембранные и немембранные органоиды клетки; сравнивать строение растительной и животной клеток









Клеточное ядро. Хромосомы

Комбинированный урок

Давать определение основным понятиям4 описывать строение ядра, перечислять функции структурных компонентов









Прокариотическая клетка

Урок изучения нового материала

Давать понятие ключевым словам, называть части и органоиды клетки, экологическую роль бактерий, выделять различия в строении клеток эукариот и прокариот.









Реализация наследственной информации в клетке

Комбинированный урок

Называть основные свойства генетического кода, описывать процесс биосинтеза белка, характеризовать сущность процесса передачи наследственной информации









Неклеточные формы жизни. Вирусы.

Комбинированный урок

Описывать процесс проникновения вируса в клетку, объяснять сущность воздействия вируса на клетку









Зачет по теме «клетка»

Урок контроля и оценки знаний

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся







^ Глава 3. Организм (20 часов)




Многообразие организмов.

Урок изучения нового материала

Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов, отличать их по строению









Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен

Урок изучения нового материала

Давать понятие ключевым понятиям , объяснять роль АТФ и в обмене веществ в клетке, характеризовать сущность и значение обмена веществ, этапы энергетического обмена









Пластический обмен. Фотосинтез.

Комбинированный урок

Давать понятие ключевым понятиям, типы питания живых организмов. Приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов, характеризовать сущность фотосинтеза









Деление клетки. Митоз

Комбинированный урок

Описывать процессы удвоения ДНК, последовательно фазы митоза, объяснять сущность и биологическое значение митоза, доказывать, что размножение одно из свойств живой природы, сравнивать бесполое и половое размножение









Размножение: бесполое и половое

Урок комплексного применения ЗУН









Образование половых клеток. Мейоз

Комбинированный урок

Давать понятие ключевым понятиям, называть стадии гаметогенеза, описывать строение половых клеток, процесс мейоза, выделять отличия митоза от мейоза









Оплодотворение

Комбинированный урок

Давать понятие ключевым понятиям, называть типы оплодотворения, характеризовать сущность и его значение









Индивидуальное развитие организмов

Урок изучения нового материала

Называть периоды онтогенеза. Причины нарушения развития организма









Онтогенез человека

Урок комплексного применения ЗУН

Давать понятие ключевым понятиям, Называть периоды онтогенеза человека. Причины нарушения развития организма человека . сравнивать зародыши человека и других млекопитающих животных делать выводы на основе сравнения

2.Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.






Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости

Комбинированный урок

Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании естественно – научной картины мира, в практической деятельности людей, значение гибридологического метода









Моногибридное скрещивание

Урок изучения нового материала

Давать понятие ключевым понятиям, воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления, составлять схему скрещиваний, определять по фенотипу генотип и наоборот, вероятность проявления признаков в потомстве, объяснять сущность сцепленного наследования, причины нарушения его. Биологическое значение перехлеста хромосом









Дигибридное скрещивание

Комбинированный урок









Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование

Комбинированный урок









Современные представления о гене и геноме

Комбинированный урок

Давать понятие ключевым понятиям, описывать строение гена, называть типы хромосом в геноме, приводить примеры определения пола









Генетика пола

Комбинированный урок

Объяснять соотношение полов 1:1, механизм наследования дальтонизма и гемофилии









Изменчивость: наследственная и ненаследственная

Комбинированный урок

Давать понятие ключевым понятиям, различать виды изменчивости, называть уровни изменения генотипа, виды мутаций









Виды мутаций. Причины мутаций

Комбинированный урок









Генетика и здоровье человека

Комбинированный урок

Давать понятие ключевым понятиям, называть причины наследственных заболеваний человека. Методы дородовой диагностики объяснять опасность близкородственных браков









Проблемы генетической безопасности

семинар









Общебиологические закономерности, изучаемые на клеточном и организменном уровнях организации живой природы

Урок контроля и оценки знаний

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся







Тематическое планирование 11 класс



Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающегося

Лабораторные работы

Д/З

РАЗДЕЛ 4. ВИД (29 часов)

Тема 4.1 основы учения об эволюции(18 часов)



Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея

Вводный .

Урок изучения нового материала

Давать понятие ключевым понятиям.

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.

Называть ученных и их вклад в развитие биологии

Формулировать законы «упражнения и неупражнение органов» и «наследования благоприятных признаков»

Называть естественные и социальные предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

Характеризовать сущность действия искусственного отбора










Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

Урок изучения нового материала










Предпосылки развития теории Ч.Дарвина

Урок изучения нового материала

семинар









Эволюционная теория Ч.Дарвина

Урок изучения нового материала

семинар









Вид. Критерии и структура вида

Комбинированный урок

Давать понятие ключевым понятиям.

Характеризовать критерии вида, популяцию как структурную единицу вида, эволюции


№3 Описание особей вида по морфологическому критерию






Популяция – структурная единица вида и эволюции

Комбинированный урок









Популяция – структурная единица вида и эволюции

Комбинированный урок









Факторы эволюции

Комбинированный урок

Давать понятие ключевым понятиям.

Называть факторы эволюции

Объяснять причины изменчивости видов.

Характеризовать приспособленность как закономерный результат эволюции приспособлении.

Определять относительный характер приспособленности









Естественный отбор – главная сила эволюции

Комбинированный урок









Виды естественного отбора

Комбинированный урок

№4 Выявление изменчивости у особей одного вида






Адаптации организма к условиям обитания

Комбинированный урок

№5

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания







Видообразование

Комбинированный урок

Давать понятие ключевым понятиям.

Называть способы видообразования, описывать механизм основных путей видообразования

Приводить примеры процветающих и вымирающих видов растений и животных. Находить и систематизировать информацию о косвенных и прямых доказательствах эволюции









Сохранение многообразие видов

Комбинированный урок









Макроэволюция, ее доказательства

Урок комплексного применения знаний. Семинар









Доказательства эволюции органического мира

Урок комплексного применения знаний. Семинар

Прогнозировать результаты изменений в биосфере в связи с изменением биоразнообразия









Главные направления эволюции органического мира

Комбинированный урок

Знать основные типы эволюционных изменений, главных направлениях эволюции и их показателях, уметь конкретизировать проявление биологического прогресса и регресса, характеризовать причины вымирания видов на земле.







17-18.

Зачёт №1 «основные закономерности эволюции»

Урок повторения и обобщения знаний

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся







Тема 4.2 «Основы селекции и биотехнологии» (5 часов)

19.

Основные методы селекции и биотехнологии

Урок изучения нового материала


Давать понятие ключевым понятиям.

Уметь: характеризовать методы растений, животных, микроорганизмов

Сформировывать знания о биотехнологии, клеточной и генной инженерии.

Раскрывать сущность гомологических рядов







20.

Методы селекции растений

Комбинированный урок







21.

Методы селекции животных

Комбинированный урок







22.

Методы селекции микроорганизмов

Современные представления о возникновении жизни







23.

Зачет №2 «Основы селекции и биотехнологии»

Урок повторения и обобщения знаний

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся







Тема 4.3 Антропогенез (6 часов)

24.

Положение человека в системе животного мира..

Урок изучения нового материала

Давать понятие ключевым понятиям.

Знать систематическое положение человека в животном мире

Основные стадии развития человека

Находить сходства и отличия человека от животных

Уметь отделять взгляды материалистические на происхождение человека от идеалистических.

Доказывать несостоятельность расизма на основе научных фактов







25.

Основные стадии антропогенеза.

Комбинированный урок







26.

Движущие силы антропогенеза.

Комбинированный урок







27.

Прародина человека

Комбинированный урок







28.

Человеческие расы и их происхождение

Комбинированный урок(семинар)







29.

Зачет №3 «Происхождение человека».

Урок контроля и оценки знаний


Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся







^ РАЗДЕЛ 5. ЭКОСИСТЕМЫ (22)

Тема 5.1 Основы экологии ( 17 часов)

30.

Что изучает экология

Урок изучения нового материала

Давать понятие ключевым понятиям.

Уметь:

раскрывать важнейшую роль экологии в современном обществе

Выявлять действие местных экологических факторов на живую природу








31.

Абиотические факторы среды.

Комбинированный урок







32.

Биотические факторы среды.

Комбинированный урок







33.

Место обитание и экологические ниши

Комбинированный урок

Знать основные типы экологических взаимодействий

Характеризовать их, приводить примеры

Уметь применять показатели популяций для оценки ее экологического состояния и перспектив развития и долголетия

Знать принципы классификации экосистем









Основные типы экологических факторов взаимодействий

Комбинированный урок









Основные экологические характеристики популяции

Комбинированный урок









Динамика популяции

Комбинированный урок







37 – 38.

Экологические сообщества

Комбинированный урок







39.

Структура экосистем.

Комбинированный урок

Уметь вычислять и характеризовать признаки разных структур экологического сообщества на примерах равных биогеоценозах









Взаимосвязь организмов в сообществах

Комбинированный урок

Знать о трофической структуре экосистемы на основе конкретизации понятий пищевые цепи и трофические уровни, роли автотрофов и гетеротрофов в пищевых цепях,

Типы пищевых цепей на основе формирования понятий о пастбищных и детритных цепях,

о круговоротах веществ и роли в них биогенных элементах









Пищевые связи..

Комбинированный урок









Круговорот веществ и энергии в экосистемах

Комбинированный урок









Причины устойчивости и смены экосистем.

Комбинированный урок









Влияние человека на живые организмы

Комбинированный урок

Знать о целостности экосистем. О пагубном воздействии на устойчивость биогеоценозов. Вызванных хозяйственной деятельностью человека в результате накопления загрязнителей в пищевых цепях









Основы рационального природопользования

Комбинированный урок









Зачет № 4 «Основы экологии»

Урок повторения и обобщения знаний

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся







Тема № 5.2«Эволюция биосферы и человека» ( 5 часов )






Гипотезы о происхождении жизни

Урок изучения нового материала

Давать понятие ключевым понятиям

Знать различные гипотезы о происхождении Земли

Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий

Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами









Основные этапы развития жизни на Земле.

Комбинированный урок









Биосфера и человек.

Комбинированный урок









Антропогенное воздействие на биосферу.

Урок комплексного применения ЗУН

№6 Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

экскурсия






Зачет № «Эволюция биосферы и человека».

Урок контроля и оценки знаний

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся







Похожие:

Рабочая программа по биологии 10 11 класс учителя первой квалификационной категории iconРабочая программа по физической культуре 3 класс
Автор – составитель: Григорьева Тамара Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Рабочая программа по биологии 10 11 класс учителя первой квалификационной категории iconРабочая программа по окружающему миру 3 класс
Автор – составитель: Григорьева Тамара Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Рабочая программа по биологии 10 11 класс учителя первой квалификационной категории iconРабочая программа педагога деминой Нины Алексеевны, учителя высшей...
Программа Захарова В. Б. Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10 – 11 классов (профильный уровень)
Рабочая программа по биологии 10 11 класс учителя первой квалификационной категории iconРабочая программа по географии для 10 11 классов учителя первой квалификационной...
Филиал муниципального казённого общеобразовательного учреждения Жариковская средняя общеобразовательная
Рабочая программа по биологии 10 11 класс учителя первой квалификационной категории iconРабочая программа по Истории и культуре Башкортостана 3 класс
Автор – составитель: Григорьева Тамара Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Рабочая программа по биологии 10 11 класс учителя первой квалификационной категории iconРабочая программа Князевой М. Г. учителя географии, высшей квалификационной...
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по биологии 10 11 класс учителя первой квалификационной категории iconПрограмма развития на 2010-2015 г г. «Сельский социокультурный центр...
Учителя -15 ( 2 «Отличника народного просвещения», 2 учителя высшей категории, 9 учителей первой категории, 3- второй категории,1-без...
Рабочая программа по биологии 10 11 класс учителя первой квалификационной категории iconРабочая учебная программа по музыке для 8 а класса учителя музыки...
Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную...
Рабочая программа по биологии 10 11 класс учителя первой квалификационной категории iconРабочая учебная программа по музыке для 9 а-9в классов учителя музыки...
Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную...
Рабочая программа по биологии 10 11 класс учителя первой квалификационной категории iconРабочая программа по изобразительному искусству в 5,6,7,8 классах...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница