Элективный курс рассчитан на 32 часов, из них 2 часа резервное время. Курс состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел-«Азбука генетика»




Скачать 90,56 Kb.
НазваниеЭлективный курс рассчитан на 32 часов, из них 2 часа резервное время. Курс состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел-«Азбука генетика»
Дата публикации27.05.2013
Размер90,56 Kb.
ТипЭлективный курс
pochit.ru > Биология > Элективный курс
Министерство Образования и науки Республики Хакасия.

Городское управление образования

Муниципальное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 9» -

Республиканская экспериментальная площадка

Рецензировано Хакасским

Республиканским институтом

повышения квалификации и

переподготовки работников

образования

Программа

элективного курса

для учащихся 10-11 классов.

Мы и наши гены.

Автор-составитель: Цыкина

Светлана Николаевна

Научный руководитель: проректор по НМР ХРИПВиПРО,

кандидат культурологии

Кириловская

Елена Викторовна
Абакан, 2006

^ Пояснительная записка.

Биология - наука многогранная. В жизни любого человека играла и играет большое значение. В старших классах ребята знакомятся с генетикой. На сегодняшний день генетика - одно из приоритетных направлений биологии. Особое место в ней занимает раздел генетика человека. Данный раздел позволяет расширить знания в вопросах о происхождении человека, о влиянии экологии на здоровье человека с точки зрения генетики, а так же знакомит с медицинской генетикой. Поэтому актуальным является углубление содержания раздела «Генетика человека» в рамках предмета «Общая биология» для изучения в старших классах. В связи с этим был составлен элективный курс «Мы и наши гены». Курс рассчитан на учащихся 10,11 классов, которые в дальнейшем выбирают специальность, связанную с биологией, увлекаются этой наукой.

Цель курса - углубить знания учащихся в области генетики человека в связи с влиянием

экологии на его организм.

Задачи курса:

  • научить составлять и анализировать генеалогическое древо

  • познакомить с наследственными и врождёнными заболеваниями человека с целью профилактики

  • научить объяснять с научной точки зрения проявление определённого признака у организма.

Элективный курс рассчитан на 32 часов, из них 2 часа резервное время.

Курс состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел-«Азбука генетика». При изучении этого раздела учащиеся расширяют свои знания о строении и свойствах хромосом и генов, о видах мутаций. Второй раздел - «Основы генетики человека».

Данный раздел знакомит ребят с наследственными и врождёнными заболеваниями человека, причинами возникновения и мерами профилактики.

Элективный курс предусматривает изучение теоретического материала и практические занятия. Материал курса основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин - анатомии, цитологии, общей генетики.

Контроль учителя за усвоением материала учащимися осуществляется c помощью тестовых заданий.

Форма проведения занятий - лекции, работа в малых группах, практические работы, защита проекта.

^ Содержание курса.
I.Азбука генетика (12ч.).

Г.Мендель- основоположник генетики. Законы Менделя. Этапы развития генетики. Значение генетики.

ДНК- носитель наследственной информации. Открытие ДНК. Работы Д.Уотсона и Ф. Крика. Строение и полиморфизм ДНК. Виды РНК. Строение и функция РНК. Генетический код и его свойства. Матричные процессы в клетке. Репликация ДНК.

Виды репликации - консервативная, полуконсервативная, дисперсионная. Ферменты, участвующие в репликации. Репарация ДНК. Этапы репарации

Хромосомы. Типы хромосом. Аутосомы и половые хромосомы. Структура хромосом. Хроматин. Структурные перестройки хромосом - внутрихромосомные, межхромосомные. Хромосомный полиморфизм. Хромосомная карта.

Ген. Современное представление о гене. Структурные гены, виды структурных генов. Классификация генов в зависимости от выполняемой функции. Взаимодействие генов- комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропизм. Регуляция действия генов.

Экспрессия генов. Сцепленное наследование генов. Группы сцепления. Виды сцепления генов. Кроссинговер. Кроссоверные гаметы. Мутация. Мутационная теория Г.де Фриза. Типы мутаций: по происхождению - спонтанные и индуцированные, по месту возникновения - соматические и генеративные. По характеру изменения фенотипа - видимые и биохимические, по влиянию на жизнеспособность - летальные, полулетальные, нейтральные, по характеру изменения генетического материала - геномные, генные, хромосомные. Мутагенез. Причины возникновения и искусственное получение мутаций. Свойства мутагенов. Мутагенные факторы среды. Работы Г.С.Филипова, Г.Мёллера. Охрана людей от действия мутагенов.

Практическая работа № 1. Решение задач по молекулярной генетике.

Практическая работа № 2. Решение задач на взаимодействие генов.

Практическая работа № 3. Решение задач на сцепленное наследование.
II Основы медицинской генетики (17).

Этапы становления генетики человека. Методы генетики человека. Близнецовый метод. Монозиготные и дизиготные близнецы. Изучение влияния наследственных задатков и среды на формирование тех или иных признаков. Цитогенетический метод.

Биохимический метод и метод моделирования.

Геном. Структура генома человека. Хромосомное определение пола.

Синдром Морриса. Отличие людей на уровне генома. Гены, определяющие умственные способности человека. Гены счастья и тревоги. Генотерапия.

Генетические механизмы образования рас. Генетическое родство и генетическое различие представителей разных рас.

Наследственность. Виды наследственности - хромосомная, цитоплазматическая.

Наследственные и врождённые болезни. Наследственные заболевания, встречающиеся в Хакасии. Причины наследственных болезней. Их группы - моногенные, полигенные, хромосомные.

Моногенные болезни с аутосомно-доминантным типом наследования (синдром Альпорта, талассемия, гемолитическая анемия); с аутосомно-рецессивным типом наследования (фенилкетонурия, альбинизм, болезнь Тея-Сакса); сцепленные c Х-хромосомой, рецессивное наследование (гемофилия, дальтонизм, миопатия Дюшина); сцепленное с У-хромосомой (раннее облысение, ихтиозис).

Хромосомные заболевания, связанные с нарушением числа отдельных хромосом - трисомия (синдром Патау, синдром Эдвардса, болезнь Дауна), моносамия (синдром Шерешевского-Тернера, синдром Кляйнфелтера). Хромосомные заболевания, связанные со структурной перестройкой хромосом - делеция (синдром «кошачьего крика»), инверсия (микроцефалия). Врождённые болезни - наследственные и ненаследственные. Причины их возникновения. Болезни с наследственной предрасположенностью - ревматизм, бронхиальная астма, шизофрения и т. д. Профилактика наследственно обусловленных заболеваний. Кровнородственные браки и наследственные болезни.

Группы крови человека, их особенности. Антигены. Резус-фактор, его наследование.

Резус-конфликт. Наследственные заболевания крови - серповидноклеточная анемия, болезнь Кули.

Родословная. Пробанд. Условные обозначения и графическое изображение генеалогического древа. Анализ родословной. Значение знаний родословной.
Практическая работа № 4. Решение задач на наследование определённого гена.

Практическая работа № 5. Решение задач по теме «Наследственные болезни».

Практическая работа № 6. Решение задач на наследование групп крови.

Практическая работа № 7. Решение задач на составление родословной.

Практическая работа № 8. Составление и анализ своего генеалогического древа
По окончанию изучения курса учащиеся должны знать:

  • основные генетические понятия

  • строение хромосомы и гена

  • типы взаимодействия генов

  • виды мутаций, их роль

  • наследственные заболевания и меры профилактики

Учащиеся должны уметь:

  • решать генетические задачи

  • объяснять механизмы передачи признака

  • составлять и анализировать генеалогическое древо

  • объяснять проявление какого-либо признака

  • работать с научно-популярной литературой

  • создавать и защищать проекты.


Критерии успешного усвоения курса.

1.Решение задач

за каждую правильно решённую задачу – 1б., max 5б.

2. Тест

за каждый правильный ответ – 1б., max 7б.

3. Проект

  • научность – 6б.

  • оригинальность –5б.

  • красочность –3б.

  • защита проекта – 10б.

Примерные темы проектов:

Моя родословная.

Наследование групп крови в моей семье.

Наследственные заболевания моей семьи.

Курс считается усвоенным, если учащийся наберёт 2/3 от максимальной суммы баллов.

Литература для учителя:

Алиханян С.И. Общая генетика. М.: Высшая школа, 1985.

Бочков Н.П., Захаров А.Ф., Иванов В.И. Медицинская генетика. М.: Медицина , 1984. Карузина И.П. Учебное пособие по основам генетики. - М.: Медицина, 1986.

Приходченко Н.Н., Шкурат Т.Т. Основы генетики человека. Р.-на - Д. «Феникс», 1997.

Хелевин Л.В., Лобанов А.М. Задачник по общей и медицинской генетики: Учебное пособие. М., «Высшая школа», 1976.

Литература для учащихся:

Бахур В.Т. Это неповторимое «я». М.: Знание, 1986

Богданов А.А. Медников Б.М. Власть над геном. М.:Просвещение,1989.

Милунски, Обри. Знайте свои гены. М.: Мир, 1981.

Лаптев Ю.П. Занимательная генетика. М.: «Колос», 1982.

Приложение.
Тематическое планирование.
.




Тема

Кол-во часов Т.\ П.

Деятельность учащихся.




Введение. Цели и задачи курса.

1




I

Азбука генетика.

12




1.

От Менделя и до сегодняшнего дня.

1

Тест

2

Методы генетики.

1




2

Молекулярные основы генетики.

1




3

Матричные процессы в клетке.

1/1

Отработка умений решать задачи.

4

Наследственный аппарат соматической и генеративной клеток.

3/1

5

Сцепленное наследование генов.

1/1

6..

Мутации.

1




II

Основы медицинской генетики.

17




7

Генетика человека на рубеже веков.

2

Тест

8

Человек и его гены.

3/1

Отработка умений решать задачи.

9

Наследственные заболевания человека.

4/1

10

Наследование свойств крови человека.

1/1

11

Твоя родословная

1/2

Работа в группах. Отчёт о практ. работе, подготовка мини-проекта.




Итоговое занятие

1

Защита мини-проекта




Итого

30





:

Похожие:

Элективный курс рассчитан на 32 часов, из них 2 часа резервное время. Курс состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел-«Азбука генетика» iconСочинение и изложение» пояснительная записка элективный курс «Успешно...
Элективный курс «Успешно пишем сочинение и изложение» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю)....
Элективный курс рассчитан на 32 часов, из них 2 часа резервное время. Курс состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел-«Азбука генетика» iconЭлективный курс имеет своей целью знакомство учащихся с основами...
Данный элективный курс является предметным (по информатике) и предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательных...
Элективный курс рассчитан на 32 часов, из них 2 часа резервное время. Курс состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел-«Азбука генетика» iconТематическое планирование соответствует государственной программе...
Элективный курс, рассчитан на 68 учебных часа внеурочной формы, проводится в 10-ом классе
Элективный курс рассчитан на 32 часов, из них 2 часа резервное время. Курс состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел-«Азбука генетика» iconЭлективный курс «Молекулярные основы наследственности». Курс предназначен...
В профильном биологическом образованию следует делать акцент на наиболее современных направлениях в науке, которыми выступают, в...
Элективный курс рассчитан на 32 часов, из них 2 часа резервное время. Курс состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел-«Азбука генетика» iconЭлективный курс «Особенности повседневной коммуникации»
Настоящая программа разработана для обеспечения профильной подготовки 10-классников в обучении по филологическому направлению гуманитарного...
Элективный курс рассчитан на 32 часов, из них 2 часа резервное время. Курс состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел-«Азбука генетика» iconЭлективный курс «Как заработать на жизнь» взят из книги «Элективные...
Курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов. Рекомендуемое время проведения – второе полугодие учебного года
Элективный курс рассчитан на 32 часов, из них 2 часа резервное время. Курс состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел-«Азбука генетика» iconЭлективный курс «глобальные проблемы человечества»
Элективный курс рассчитан на 8 уроков. Данный курс имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение. Он призван...
Элективный курс рассчитан на 32 часов, из них 2 часа резервное время. Курс состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел-«Азбука генетика» iconРабочая учебная программа по дисциплине «логика»
Курс рассчитан на 54 часа, из них 36 часов аудиторной работы, в том числе 20 часов лекционные занятия, 16 часов семинарские занятия,...
Элективный курс рассчитан на 32 часов, из них 2 часа резервное время. Курс состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел-«Азбука генетика» iconПрограмма элективного курса 10 класс Часовская С. М. учитель мхк...
Элективный курс «Культурное наследие нашего края» для учащихся старшей школы рассчитан на 34 часа
Элективный курс рассчитан на 32 часов, из них 2 часа резервное время. Курс состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел-«Азбука генетика» iconЭлективный курс предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на 10 часов
Цель курса состоит в систематизации, подкреплении и расширении знаний об основных свойствах живого: наследственности, изменчивости,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница