Возможности применения принципов экодизайна на пришкольных участках Кыштовского района Новосибирской области




Скачать 78,84 Kb.
НазваниеВозможности применения принципов экодизайна на пришкольных участках Кыштовского района Новосибирской области
Дата публикации19.05.2013
Размер78,84 Kb.
ТипИсследование
pochit.ru > Биология > Исследование

Возможности применения принципов экодизайна на пришкольных участках Кыштовского района Новосибирской области


Назметдинов Ф.Н.

Научный руководитель - к.б.н., доц. Гижицкая С.А.
Введение

Актуальность проблемы. Одной из важнейших задач современного образования является формирование экологического сознания и культуры. Эффективным механизмом реализации этой потребности может стать использование экодизайна (фитодизайна) в учебных программах по биологии.

Фитодизайн (экологический дизайн с помощью растений) является составной частью экодизайна. Фитодизайн — это проектирование способов применения и практическое использование растений для решения эстетических, медико-биологических и психологических проблем, связанных с изоляцией человека от растительного мира (Гродзинский, 1979 г.).

Фитодизайн (экологический дизайн с помощью растений), объединивший эмпирический опыт стихийного озеленения, призван научно обосновать и рекомендовать продуманное использование растений с учетом сведений об их биологической совместимости, выживаемости и приспособляемости, а также с учетом их эстетических свойств и способности, во-первых, улучшить экологические параметры среды, и, во - вторых, оказывать положительное влияние на здоровье человека. Экологический дизайн с помощью растений может являться эффективной технологией конструирования и реконструирования естественных фитоценозов на пришкольных участках. Такая работа позволяет повысить уровень экологического образования и воспитания учащихся. Реализация данной программы возможна при минимальных финансовых затратах, руками самих учеников.

^ ЦЕЛЬ данной работы заключается в изучении растительности пришкольных участков и разработке рекомендаций по экодизайну данных территорий с учетом потребностей местного населения.
^ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующий ряд задач:

  1. Исследование видового состава и особенностей сложения растительности пришкольных территорий.

  2. Анализ характера композиционных решений и особенностей использования декоративных видов.

  3. Выяснение уровня знаний населения о местной растительности и степени использования в хозяйстве ресурсных видов из естественной флоры.

  4. Составление рекомендаций по применению принципов фитодизайна на пришкольных территориях.

^ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

  1. Практически все школы обладают значительной по площади пришкольной территорией.

  2. В результате анализа дендрофлоры школьных территорий было обнаружено три интродуцента (Acer negundo L., Berberis vulgaris, Syringa vulgaris), но их использование незначительно. Кроме этого выяснилось доминирование деревьев и кустарников.

  3. Травянистый ярус на пришкольных участках представлен пионерными группировками, состоящими из рудеральных видов сочетающихся с фрагментами деградированных луговых ценозов. В целом для травянистого покрова характерно неравномерное распределение видов. Доминирование сорной и лесной групп состоящей в основном из травянистых однолетников и травянистых коротко-корневищные многолетников.

  4. Композиционное решение не разнообразно: групповые, рядовые, одиночные, одиночно-ограждающие посадки и аллеи.

  5. По результатам опроса удалось выяснить, что из названных декоративных, лекарственных и пищевых растений используются наиболее распространенные и знакомые виды.

^ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ. Результаты данной работы направлены на формирование нового взгляда к работе учащихся на пришкольном учебно-опытном участке и расширение кругозора населения по применению местных растений. В общем, исследование рассматривает применение принципов ландшафтного экодизайна для проектирования и озеленения пришкольных территорий, а реализация данной программы возможна при минимальных финансовых затратах, руками самих учеников.

Такая работа позволит повысить экологическое образование и воспитание учащихся, развить творческую активность и навыки ландшафтного проектирования у школьников.

АПРОБАЦИЯ. Материалы дипломной работы были доложены на VI Международной экологической студенческой конференции (МЭСК) «Экология России и сопредельных территорий. Экологический катализ» (2001) в форме стендового доклада. По теме дипломной работы была опубликована работа в сборнике научных работ студентов и молодых ученых ЕГФ НГПУ (2001).

^ ОБЪЕМ И СТУКТУРА РАБОТЫ. Дипломная работа состоит из введения, 5 глав, заключения, списка литературы (22 наименования) и приложения. Текст дипломной работы изложен на 85 страницах, рисунков 5, таблиц 20. В приложении помещен аннотированный список видов, вовлекаемых в анализ, 7 планов-схем школьных территорий Кыштовского района Новосибирской области на которых проводились исследования.

Автор выражает искреннюю благодарность всем преподавателям кафедры ботаники и экологии и лично старшему преподавателю Луцкевич Нине Павловне, за оказанную помощь в определении растительного материала и к.б.н. доц. Факторович Лилии Витальевне за оказанную консультационную помощь.

Выводы


Исследование сложения растительности пришкольных участков Кыштовского района Новосибирской осуществлялась в рамках дипломного проекта с 1999 г по 2001 г. В результате проведенных работ мы установили, что видовое богатство пришкольных территорий достаточно низкое, а экологические свойства и фитоценотическая приуроченность растений свидетельствуют о случайном характере формирования растительности.

Далее было установлено, что территории всех школ находятся под сильной антропогенной нагрузкой, о чем говорит неравномерное распределение травяного покрова.

Анализ характера композиционных решений и особенностей использования декоративных видов показал, что наиболее применяемыми растениями являются «популярные» виды местной флоры, из которых создавали упрощенные фитокомпозиции — древесно-кустарниковые группы, небольшие рощи, деревья солитеры. Кроме этого однорядно и двухрядно ограждающие посадки по периметру участков, газоны и иногда аллеи. Из видов цветочного оформления в основном применяются только клумбы.

При анализе результатов опроса населения выяснилось, что из всех растений население использует в большей степени наиболее распространенные и известные в растительном покрове виды. Эти результаты опровергают мнение о большом давлении на редкие виды со стороны населения.

Фитодизайн пришкольных территорий должен выполнять такие функции, как учебную, патриотическую и утилитарную. Очень важно поддерживать народные традиции рационального использования ресурсных видов естественной флоры и знания о редких растениях. С этой целью, необходимо внедрение в культуру редких и неизвестных населению растений. Так, например, редкие лекарственные растения можно высаживать в виде аптекарских грядок.

Для формирования травяного покрова можно рекомендовать травянистые однолетники, травянистые длиннокорневищные и короткокорневищные многолетники. Эта группа растений по результатам исследований оказалась наиболее жизнеспособной в данных условиях. Можно проводить школьные мини-исследования по внедрению, акклиматизации растений-интродуцентов и прижившиеся виды предлагать населению в качестве декоративного посадочного материала.

При обогащении дендрофлоры необходимо индивидуально рассматривать территорию каждой школы, а также экологическую совместимость видов и исходя из этого, подбирать те или иные древесные растения. Не стоит сильно увлекаться и загромождать территорию деревьями.

Апробации проекта проводилась на базе школы №206 г. Новосибирска в форме биологического кружка. Для работы были привлечены учащиеся 10 класса. Результаты деятельности школьников показали, что изучение принципов экологического ландшафтного озеленения способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, углубляют и расширяют ботанические знания (на примере декоративных растений), воспитывают любовь к природе. Практическая деятельность учащихся позволяет применить полученные знания на практике, воспитывает культуру труда и чувство коллективизма. Способствует развитию экологической культуры у городских школьников и их повышает индивидуальную «мобильность».

Литература

  1. http://cnb.nsys.by:8101/99/04/4.htm (Б. Моллисон)

  2. http://swc.marsu.ru/history/g2.htm (Б. Моллисон)

  3. Авадяева Е.Н. Русский ландшафтный дизайн. М.: Олма-пресс, 2000. – 383 с.

  4. Богова И.О., Фурсова М.М. Ландшафтное искусство. М.: Агропромиздат, 1988. - 220 с.

  5. Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. М.: Наука, - 1987.

  6. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, - 311 с.

  7. Горохов В.А. Городское зеленое строительство. М.: Стройиздат, 1991. - 409с.

  8. Горохов В.А., Лунц Л.Б. Парки мира. М.: Стройиздат, 1985. – 328 с.

  9. Залесская Л.С., Микулина Е.М. Ландшафтная архитектура: учебник для вузов. М.: Стройиздат, 1979. – 159 с.

  10. Зверев И.Д., Мягкова А.Н., Бруновт Е.П.. 1984. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. – 160 с.

  11. Зубкус Л.П., Скворцова А.В., Кормачева Т.Н. Озеленение Новосибирска. Новосибирск, 1962. - 335 с.

  12. Казакова О.В. Внеклассные занятия по биологии М.: 1961. - С. 3.

  13. Карцева И.Д., Шубкина Л.С. Хрестоматия по методике преподавания биологии. М:. Просвещение, 1984. - 288 с.

  14. Крылов Г.В. Озеленение Новосибирска и населенных пунктов области. Новосибирск, 1948.

  15. Лихачев Л.С. Поэзия садов. СПб.: Наука, 1991. - 371 с.

  16. Лутфуллин В.С. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Киев.: 1984. - С.9

  17. Лучник А.Н. Энциклопедия декоративных растений умеренной зоны. М.: Институт технологических исследований, 1997. - 464 с.

  18. Ниценко А.А. Сады и парки как объект геоботанического исследования // Вестник Ленинградского университета, 1969, № 15. С. 54 – 62.

  19. Папорков М.А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке. М.: Просвещение, 1974. - 272 с.

  20. Пидкасистый П.И. Педагогика, М.: Педагогическое общество, 2001. – 341 с.

  21. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 1996. - С. 537-538

  22. Растительные богатства Новосибирской области. Новосибирск, 1961.

  23. Смирнова С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии М. Academa 1999. – С.217-227

  24. Таран И.В., Агапова А.М. Пейзажные группы для рекреационного строительства. Новосибирск, 1981.

  25. Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии М.: Просвещение, 1979. - 144 с.

  26. Трайтак Д.И. Методика формирования политехнический знаний в курсе биологии М.: 1979. – 122 с.

  27. Урбан К., Поощрение и поддержка креативности в школе, журнал «Иностранная психология» №11, - 1999. (электронный вариант статьи).

  28. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Юристъ, 1997. – 506 с.

  29. Хрипкова А.Г. и др. Методика преподавания факультативных курсов по биологии. М.: «Просвещение», 1981. - С. 16.

Похожие:

Возможности применения принципов экодизайна на пришкольных участках Кыштовского района Новосибирской области iconОб увеличении нормативов финансирования государственных образовательных...
Новосибирской области, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, и в соответствии с Законом Новосибирской...
Возможности применения принципов экодизайна на пришкольных участках Кыштовского района Новосибирской области iconМинистерство сельского хозяйства российской федерации
Программа предназначена для проведения опытов с картофелем на пришкольных участках Общеобразовательных школ
Возможности применения принципов экодизайна на пришкольных участках Кыштовского района Новосибирской области iconНовосибирской области постановление
Об утверждении Перечня муниципальных услуг (функций), предоставляемых (оказываемых) органами местного самоуправления Карасукского...
Возможности применения принципов экодизайна на пришкольных участках Кыштовского района Новосибирской области iconГражданских дел, выявленных в порядке судебного надзора
Федерации" и Законом Новосибирской области от 27 января 2000 г. "О мировых судьях в Новосибирской области" в Новосибирской области...
Возможности применения принципов экодизайна на пришкольных участках Кыштовского района Новосибирской области iconНовосибирская область закон о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в новосибирской области
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области, отчета о его исполнении, а также устанавливает...
Возможности применения принципов экодизайна на пришкольных участках Кыштовского района Новосибирской области iconМатериалы к районному конкурс
Материалы к районному конкурсу на лучшую модель организации трудового обучения и воспитания на пришкольных участках
Возможности применения принципов экодизайна на пришкольных участках Кыштовского района Новосибирской области iconО проведении районного этапа конкурса-фестиваля
Новосибирской области в соответствии с планом работы Управления образования администрации Барабинского района в рамках мероприятий...
Возможности применения принципов экодизайна на пришкольных участках Кыштовского района Новосибирской области icon«Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные...
Рации Карасукского района Новосибирской области от 23. 12. 2010г №1552-п «Об административных регламентах предоставления муниципальных...
Возможности применения принципов экодизайна на пришкольных участках Кыштовского района Новосибирской области iconВозможности использования современных приемов и методов ландшафтного...

Возможности применения принципов экодизайна на пришкольных участках Кыштовского района Новосибирской области iconКонцепция долгосрочной целевой программы Новосибирской области
Развитие энергетики, повышение энергоэффективности и энергобезопасности Новосибирской области
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница